Заемщики смогут бесплатно отказаться от кредитных страховок


Гражданам могут разрешить отказываться от страховок при приобретении потребительского кредита без материального ущерба. Такую возможность на прошлой неделе обсудили представители Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Впрочем, к окончательному варианту бесплатного отказа стороны пока не пришли.

В частности, ЦБ и ФАС предложили три возможных варианта реализации механизма.

Первый вариант предполагает, что страховка вступает в силу только через 2 недели после подписания договора кредитования; в период двух недель клиент может оказаться от нее. Второй вариант предусматривает введение двухнедельного «периода охлаждения», в течение которого клиент имеет право отозвать страховку и получить 100%-е возмещение уплаченной премии. Наконец, заемщику могут позволить отказаться от страховки в любое время, но сумма, возвращаемая страховой компанией, будет рассчитываться с учетом фактического времени пользования страховкой.

Эксперты подчеркивают, что реализация любого вышеописанного сценария принесет убытки банкам. Участники страхового рынка подсчитали, что комиссионные кредитным организациям за продажу страховки составляют от 30% до 80% от страховой премии. При вступлении в силу льготных условий для клиентов этот показатель может уменьшиться до 15%.

На сегодняшний день действуют немного иные правила. Сейчас заемщик может отказаться от страховки, но средства, потраченные на ее приобретение, не возвращаются.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Шаров Иван (Генеральный директор брокерской компании "Финансовое Агентство" )

Какой из трех вышеперечисленных вариантов отказа от страховки при оформлении кредита наиболее рациональный? Что выиграют и что проиграют страховщики и банки?

Вопрос дополнительных продуктов, которые предлагаются Клиентам при оформлении кредита, стоит достаточно остро уже давно.

Так, за предыдущие два года доходность от страховых продуктов в некоторых банках могла быть равной или даже могла превышать процентные доходы от реализации основной продуктовой линейки – кредитов.

При этом стоит отметить, что курс на смягчение условий в банках уже взят: так, например, комиссии за погашение кредита в отделениях банков практически повсеместно отсутствуют, досрочное погашение займа не требует уплаты неустоек, ну а оформление страховых продуктов не является причиной принятия банком положительного решения.

Тем не менее, корень проблемы стоит искать в условиях конкретной страховой компании, с которой вы заключаете договор страхования.

Это приобретает особую критичность с учетом того, что практически банки работают с разными игроками на страховом рынке, а у одного банка может быть сразу несколько страховых партнеров по разным направлениям работы: страхование жизни и здоровья, страхование недвижимости и т.д.

Упрощение процедуры отказа от страховки, безусловно, в краткосрочном периоде может снизить доходы банков, однако, в целом это должно привести к тому, что сотрудники банков будут более добросовестно относиться к процессу продажи, полноценно рассказывая Клиентам о возможностях и недостатках решения о приобретении страхового продукта.

Из предложенных вариантов наиболее удобным и простым в осуществлении, на мой взгляд, является введение «периода охлаждения», в течение которого заемщик может отказаться от приобретенного продукта. Обратной стороной такого решения может стать удорожание страховых продуктов, так как для страховых компаний и банков оно выльется в дополнительные риски недополучения страховой премии.

Киминчижи Евгений (Управляющий партнер Центральной коллегии адвокатов Белгородской области)

Какой из трех вышеперечисленных вариантов отказа от страховки при оформлении кредита наиболее рациональный? Что выиграют и что проиграют страховщики и банки?

- Несмотря на то, что страхование кредитных обязательств в банковской практике рассматривается как способ обеспечения обязательства заемщика, его применение в области потребительского кредитования почти всегда связано с навязыванием данной услуги банком. Не редко страховщиком выступает связанная с банком структура, что приводит к необоснованному увеличению суммы заемных денежных средств, получаемых потребителем и возложением на него чрезмерного бремени оплаты повышенных платежей по кредиту. При этом банки в одностороннем порядке включают в кредитный договор условие по перечислению страховой премии на счет страховщика, указанного в заявлении заемщика. В итоге по условиям кредитного договора сумма кредита составляет сумму, большую, чем необходима заемщику и превышает фактически получаемую им на руки.

Суды уже сегодня идут на встречу заемщикам, руководствуясь следующими соображениями. По кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее. Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что банк обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о кредите, обеспечивающую возможность правильного выбора потребителем данной услуги при заключении договора. Однако, как правило, ни в заявлениях, ни в договоре страхования не содержится сведений о конкретном размере страховой премии, тогда как банк обязуется перечислить страховую премию страховщику по заключенному клиентом договору страхования. Такая сумма определяется банком самостоятельно, исходя из размера выданного кредита.

Это свидетельствует о недействительности условия кредитного договора, ущемляющего права потребителя, о ничтожности его волеизъявления, изложенного в заявлении на получение кредита в определенном размере и фактическое предоставление кредита без согласия потребителя в сумме, значительно превышающей заявленную, об отсутствии согласия на перечисление суммы страховой премии в адрес страховщика.

Таким образом, законопроект, я считаю, вносит правовую определенность в уже существующие отношения, адекватно восприняв судебную практику по разрешению рассматриваемой категории гражданских споров.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также