Доступ к банковским услугам будет возможен только через ФМС

Центробанк России подготовил указание, обязывающее кредитные организации проверять паспорта клиентов через ФМС при любых операциях, будь то открытие вклада, выдача кредита или обмен валюты и денежные переводы на сумму свыше 15 тыс. рублей.

Проверка действительности паспортов клиентов – граждан РФ через сайт Федеральной миграционной службы теперь станет обязательной для банков. В ближайшее время между банками и ФМС будет налажен информационный канал обмена данными, аналогичный тому, что существует между кредитными организациями и Росфинмониторингом.

За неисполнение указания регулятора для кредитных организаций предусмотрены санкции: штрафы на сумму 10–30 тыс. рублей для должностных лиц, и на 50–100 тыс. рублей для самого банка. Впрочем, последний может быть наказан и более строго - вплоть до отзыва лицензии.

В Росфинмониторинге отметили, что при идентификации клиентов необходимо использовать все возможные информационные каналы, в том числе сайт ФМС, поскольку распространены случаи получения кредитов по похищенным паспортам и паспортам умерших людей и другие способы мошенничества.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Иванов Евгений (Директор по розничным рискам, Промсвязьбанк)

Как вы прокомментируете решение об обязательной проверке паспортов всех клиентов через сайт ФМС?

В настоящее время Промсвязьбанк добровольно проверяет действительность паспортов клиентов на сайте ФМС по ряду операций. Вступление в силу требования об обязательной проверке всех паспортов на сайте ФМС требует обязательной автоматизации процесса для снижения вероятности человеческой ошибки. Использование информации бюро кредитных историй уже оказало существенное влияние на рынок кредитования физических лиц. Доступность информации различных ведомств, обладающих большими информационными массивами данных (таких как ФМС, ФНС, ПФР) позволит перевести банковские процессы на качественно новый уровень.

Ли Вилен (Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка )

Как вы прокомментируете решение об обязательной проверке паспортов всех клиентов через сайт ФМС?

В принципе, многие банки и раньше проводили проверку подлинности паспортов, просто теперь эта процедура станет обязательной для всех. А в ходе идентификации клиентов необходимо использовать все возможные информационные каналы, в том числе и сайт ФМС. Так, к примеру, на рынке зафиксированы случаи мошенничества, когда некоторые недобросовестные граждане оформляли кредиты с помощью похищенных паспортов и паспортов умерших людей, переклеивая в них фотографии. Процедура обмена данными между банками и ФМС позволит бороться с подобными случаями мошенничества.

Курбатов Олег (Председатель Правления, ОАО « Первый Республиканский Банк»)

Как вы прокомментируете решение об обязательной проверке паспортов всех клиентов через сайт ФМС?

Банк России преследует очень правильную цель – снизить уровень мошенничества со стороны недобросовестных клиентов банков. И сама инициатива не вызывает никаких вопросов. Однако ресурс ФМС, рекомендованный для проверки действительности российских паспортов, на текущий момент не подготовлен к тому, чтобы им можно было пользоваться в работе и получать достоверные и актуальные данные.
Информация, получаемая в ходе проверки на сайте ФМС, носит справочный характер и зачастую не корректна. У нас уже есть реальные случаи, когда клиенты, которые пользуются своими паспортами не первый год, и даже имеют на руках официальное письмо из ФМС о действительности документа, в ходе проверки на сайте ФМС получали статус паспорта «недействителен». В этом случае клиентам рекомендуется сообщать в ФМС об ошибке, но на деле даже после такого сообщения информация на сайте не корректируется.
Алгоритма, как действовать банкам в этом случае, на сегодняшний день не разработано. Мало того, в результате сложившейся ситуации банки попадают в весьма неудобное положение. Они обязаны обслуживать клиента только при наличии документа, удостоверяющего личность, и обязаны при этом проверять действительность паспорта РФ на сайте ФМС. Но если в результате проверки действительность паспорта не подтвердилась, то по факту банк вынужден отказать клиенту в обслуживании. Это нарушает права клиента в части свободного получения необходимой банковской услуги, если на самом деле с его паспортом нет никаких проблем, просто некорректная информация на портале ФМС.
Все это выливается не только в долгие объяснения с клиентами, но и в потенциале может привести к судебному разбирательству. И банк, вероятнее всего, суд проиграет.
Эту ситуацию нужно решать, как можно скорее. Говорить о каком-то реальном снижении уровня мошенничества еще очень рано.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также