Наше предприятие выполняет работы в рамках заключенного с заказчиком договора на создание научно - технической продукции (НТП), в котором предусмотрено поэтапное выполнение работ. На 1 этапе проводятся научно - исследовательские работы (НИР), на втором - разрабатывается конструкторская документация и изготавливается опытный образец изделия (ОКР)...


Наше предприятие, не являющееся учреждением образования и науки, выполняет работы в рамках заключенного с заказчиком договора на создание научно - технической продукции (НТП), в котором предусмотрено поэтапное выполнение работ. На 1 этапе проводятся научно - исследовательские работы (НИР), на втором - разрабатывается конструкторская документация и изготавливается опытный образец изделия (ОКР). Договорная цена 1 этапа составляет 24 000 руб. (включая НДС - 4000 руб.), при этом себестоимость этого этапа - 17 000 руб. Договорная цена 2 этапа - 60 000 руб. (включая НДС - 10 000 руб.), при этом себестоимость этого этапа - 42 000 руб. В соответствии с условиями договора заказчик производит 100 - процентную предоплату работ в размере 84 000 руб. Выполненные работы сдаются заказчику поэтапно.
Предприятия, выполняющие работы долгосрочного характера (научные, проектные и другие), для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, используют согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (в ред. от 17.02.1997), счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам".
По дебету счета 36 учитывается стоимость оплаченных заказчиком законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке, в корреспонденции со счетом 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 46. Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату законченных и принятых этапов отражаются по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 64 "Расчеты по авансам полученным".
По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 36, списывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62, погашается за счет полученных авансов в корреспонденции с дебетом счета 64 и сумм, полученных от заказчика в окончательный расчет, в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 04.05.1999) "О налоге на добавленную стоимость" в облагаемый оборот включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Следовательно, со всей суммы полученного от заказчика аванса предприятие начисляет к уплате в бюджет НДС, составляет счет - фактуру и отражает эту операцию в учете в порядке, установленном в п.7 Письма Минфина РФ от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами".
--------------------------T------T------T-------T----------------¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражено получение аванса¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦от заказчика ¦ 51 ¦ 64 ¦ 84 000¦расчетному счету¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Начислен к уплате в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджет НДС с суммы аванса¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(84 000 х 16,67%) <*> ¦ 64 ¦ 68 ¦ 14 000¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ Завершение работ по 1 этапу ¦
+-------------------------T------T------T-------T----------------+
¦Отражена договорная ¦ ¦ ¦ ¦ Акт приемки- ¦
¦стоимость законченного ¦ ¦ ¦ ¦ сдачи ¦
¦предприятием этапа по ¦ ¦ ¦ ¦ выполненных ¦
¦незавершенным работам ¦ 36 ¦ 46 ¦ 24 000¦ НИОКР ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Начислена к уплате в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджет сумма НДС со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стоимости 1 этапа работ ¦ 46 ¦ 68 ¦ 4 000¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Списаны затраты по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принятому заказчиком ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦этапу работ ¦ 46 ¦ 20 ¦ 17 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражен финансовый ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦результат <**> ¦ 46 ¦ 80 ¦ 3 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Зачтен НДС с предоплаты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приходящийся на ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦завершенный этап работ ¦ 68 ¦ 64 ¦ 4 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ Завершение работ по 2 этапу ¦
+-------------------------T------T------T-------T----------------+
¦Отражена договорная ¦ ¦ ¦ ¦ Акт приемки- ¦
¦стоимость законченного ¦ ¦ ¦ ¦ сдачи ¦
¦предприятием 2 этапа ¦ ¦ ¦ ¦ выполненных ¦
¦работ ¦ 36 ¦ 46 ¦ 60 000¦ ОКР ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Начислена к уплате в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджет сумма НДС со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стоимости 2 этапа работ ¦ 46 ¦ 68 ¦ 10 000¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Списаны затраты по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принятому заказчиком ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦этапу работ ¦ 46 ¦ 20 ¦ 42 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражен финансовый ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦результат <**> ¦ 46 ¦ 80 ¦ 8 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Зачтен НДС с предоплаты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приходящийся на ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦завершенный этап работ ¦ 68 ¦ 64 ¦ 10 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ Завершение работ по договору ¦
+-------------------------T------T------T-------T----------------+
¦Отражена договорная цена ¦ ¦ ¦ ¦ Акт ¦
¦завершенных и сданных ¦ ¦ ¦ ¦ приемки-сдачи ¦
¦заказчику работ ¦ 62 ¦ 36 ¦ 84 000¦ НТП ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражен зачет аванса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученного от заказчика ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦по договору ¦ 64 ¦ 62 ¦ 84 000¦ справка-расчет ¦
L-------------------------+------+------+-------+-----------------
-------------------------------
<*> Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 (ред. от 26.10.1999) "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов - фактур и соответствующими записями в книге продаж. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного НДС по этой предоплате с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка.
<**> Без учета налогов с оборота.
23.12.1999 В.А.Остояч

Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета

С целью рационального использования производственных площадей на предприятии произведено перемещение находящегося в эксплуатации и числящегося в составе основных средств (ОС) оборудования, требующего монтажа. Работы выполнялись собственными силами...  »
Статьи бухгалтеру »
Читайте также
Популярные документы