Что означают термины "франко-цистерна - станция отправления" и "франко - станция отправления"? Кто согласно этим терминам несет расходы по нанесению пломб и знаков опасности, наливу цистерн и оплате дополнительных услуг железной дороги?

Термин "франко", используемый в отечественной хозяйственной практике, заимствован из международных правил толкования торговых терминов, известных как Инкотермс.
При этом необходимо иметь в виду, что с 1990 г. Инкотермс не содержит термина "франко-вагон". Вместо него введен термин "франко - перевозчик... (наименование пункта назначения) " ("Free carrier... named port") (FCA), который применим для транспортировки независимо от способа и сочетания различных средств транспорта.
Франко-вагон - базисное условие поставок при железнодорожных перевозках, согласно которому продавец обязан:
- своевременно и за свой счет заказать вагоны (платформы);
- погрузить в них товар;
- известить покупателя о сроке прибытия груза;
- предоставить ему транспортные документы.
При этом покупатель несет расходы, связанные с перевозкой груза и возможным риском, от момента передачи товара железной дороге или экспедитору.
Согласно термину "франко-перевозчик" (FCA), который содержится в Инкотермс 1990 (а также в Инкотермс 2000), в обязанности продавца по поставке товара при его перевозке по железной дороге входит также загрузка вагона или контейнера. Поставка считается завершенной, когда загруженные вагон или контейнер принимаются железной дорогой или иным лицом по ее поручению. Если товар не составляет вагонную или контейнерную партии, поставка считается завершенной, когда продавец сдал товар на приемном пункте железной дороги или погрузил его в транспортное средство, предоставленное железной дорогой.
По существу условие "франко-вагон" аналогично условию "франко-перевозчик", содержащемуся в Инкотермс 2000, в части перевозок железнодорожным транспортом.
Таким образом, согласно указанным терминам расходы по нанесению пломб и знаков опасности, наливу цистерн, связанные с загрузкой вагонов и подготовкой груза к отправке, входят в обязанности продавца. Что касается дополнительных услуг железной дороги, то они разделяются между сторонами договора в зависимости от характера данных услуг. Если эти услуги оказываются до принятия груза к отправке, то их стоимость ложится на продавца, если услуги оказываются в пути или на станции назначения, оплатить их обязан покупатель.
В настоящее время сторонам договора целесообразно отказаться от использования в договорах устаревшего термина "франко-вагон - станция отправления" и вместо него использовать наиболее сходный термин "франко-перевозчик".
Пункт 4 введения к Инкотермс 2000 содержит заслуживающую внимания рекомендацию о том, что, поскольку используются разные редакции Инкотермс, сторонам договора при употреблении терминов Инкотермс лучше указывать, на какую именно редакцию они ссылаются.
А.Кузнецов
Подписано в печать
10.05.2003
"АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 5

Какие ОАО должны представлять ежеквартальные отчеты в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также
Популярные документы