ЗАЩИТА ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

А.В. КУЗНЕЦОВ
Ход реализации положений Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов, принятых через год после вступления России в Совет Европы (тем самым было выполнено соответствующее формальное обязательство перед Советом Европы), показывает, что реформирование пенитенциарной системы России наталкивается на проблемы, в основе которых - традиционный репрессивный подход к обращению с лицами, содержащимися в местах лишения свободы.
В настоящее время существует необходимость законодательного закрепления и систематизации конкретных ограничений конституционных прав для лиц, осужденных к лишению свободы, вступившим в законную силу приговором суда, сроков их действия и механизма восстановления прав, что и составляет актуальность данной статьи.
Конституция РФ в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что соответствует сформировавшимся на уровне Организации Объединенных Наций и Совета Европы международным стандартам.
При применении мер уголовно-правового характера осужденным гарантируются общегражданские права и свободы с ограничениями, установленными для них нормативными актами уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского, семейного и других отраслей права.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ помимо допуска таких ограничений устанавливает ряд обязательных требований при их осуществлении. Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование: права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третье требование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях <*>.
--------------------------------
<*> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001. С. 258 - 259.
По своему содержанию правовое положение осужденных - совокупность прав, обязанностей и законных интересов, по юридическому назначению - ступень развития правового статуса граждан, осуществляемого путем его ограничения, конкретизации и дополнения <*>.
--------------------------------
<*> Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. М., 1992.
Федеральный закон "О гражданстве РФ" в части 4 статьи 4 закрепляет, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его. (Данный принцип дублирует положения части 2 статьи 6 Конституции РФ.) Запрет лишения гражданства выражается в том, что правовая связь между гражданином и государством не может быть прекращена по инициативе государства. Вместе с тем статья 20 Федерального закона "О гражданстве РФ" устанавливает перечень случаев, когда выход из гражданства запрещен. К этому перечню относится запрет для лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Наказание рассматривается как мера государственного принуждения, применяемая в защиту интересов общества и государства от преступных посягательств, вследствие чего выход лица из гражданства РФ невозможен до окончания отбывания лицом назначенного по приговору суда наказания <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации". СПб.: Питер, 2003. С. 37 - 38, 129 - 132.
Таким образом, государство не только оставляет осужденному право быть гражданином РФ, но делает это его обязанностью. При этом государство изменяет конституционно-правовой статус такого гражданина, не отражая механизм этого процесса в федеральном законе, как того требует Конституция РФ в части 3 статьи 55.
Правовое положение осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, "с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления" <*>.
--------------------------------
<*> Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция. 1997. N 5. С. 47.
Лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены в связи с лишением свободы.
Право на свободу передвижений естественно ограничено самим характером заключения, равно как и свобода общения <*>. Но осужденные не полностью лишены даже этих прав, поскольку они редко содержатся в полной изоляции, а если их и помещают в такие условия, то на это имеются очень веские конкретные причины.
--------------------------------
<*> Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство "НОРМА", 2002. С. 40 - 41.
Обеспечение реализации права на общение с семьей должно быть составной частью системы, которая гуманно обращается с осужденными. Признание важности поддержания контактов осужденных с семьями является аргументом в пользу того, чтобы место жительства осужденного выступало в качестве определяющего фактора при решении вопроса о том, в какую исправительную колонию он должен быть направлен для отбывания наказания.
Осужденные, вне зависимости от характера их преступления, сохраняют за собой "право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья" <*>. Кроме того, "заключенные пользуются медицинским обслуживанием... без дискриминации в связи с их юридическим положением" <**>. В каждом учреждении, исполняющем наказания, обеспечиваются: консультации амбулаторных больных, оказание неотложной помощи, запас необходимых лекарств и препаратов, специальные диеты, которые необходимы по медицинским показаниям. Но чтобы улучшить качество медицинской помощи, необходимы дополнительные денежные средства.
--------------------------------
<*> Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство "НОРМА", 2002. С. 46 - 47.
<**> Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 211.
Действующее законодательство устанавливает прямое ограничение права осужденных на участие в выборах - "не имеют права избирать и быть избранными граждане... содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" <*>. Лишение осужденного права быть избранным логично, но почему государство, признавая его своим гражданином, не оставляет возможности избирать своего представителя, который бы участвовал в управлении страной? Может, из-за этого в России до сих пор не перестает быть актуальным вопрос о защите прав осужденных? Получается, что в представительных органах власти нет человека, который бы интересовался их положением. И если предоставить осужденным к лишению свободы их право избирать, то хотя бы раз в четыре года будут подниматься все проблемные вопросы пенитенциарной системы.
--------------------------------
<*> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001. С. 155.
Осужденные косвенно ограничены в праве обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам управления делами государства и по вопросам об улучшении работы исправительного учреждения. Однако они могут направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, критикующие работу исправительного учреждения, а также предложения по ее совершенствованию.
Резко ограничивается право на доступ к культурным ценностям <*>, поскольку характер наказания в виде лишения свободы ограничивает возможности знакомиться с таковыми в условиях изоляции от общества. Свобода научного, технического и других видов творчества осужденных ограничивается в связи с тем, что в распоряжение осужденного не предоставляются необходимые для этого условия. Однако они имеют определенные возможности заниматься рационализаторской и изобретательской работой, участвовать в кружках художественной самодеятельности, заниматься изобразительным искусством. Их авторские права, права изобретателей и рационализаторов охраняются законом.
--------------------------------
<*> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001. С. 219.
Право на труд становится для осужденных к лишению свободы обязанностью, средством исправления.
Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако лишение свободы исключает возможность предоставления перечисленных прав в полном объеме. Они имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждений, но все собрания осужденных, как и печать, организуются и находятся под контролем администрации.
Неприкосновенность жилища и охрана личной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений <*>, провозглашенные Основным законом, на осужденных не распространяются. Их вещи, спальное место и они сами могут быть подвергнуты обыску или досмотру с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов, а корреспонденция и передачи подлежат цензуре и досмотру.
--------------------------------
<*> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001. С. 123, 131.
Таким образом, осужденные к лишению свободы временно ограничиваются в ряде общегражданских прав, автоматического восстановления которых после освобождения не происходит, так как в нашем законодательстве присутствует институт судимости, что значительно затрудняет процесс ресоциализации человека. Понятие судимости должно возникать не автоматически после освобождения, а лишь в случае совершения лицом нового преступления.
Все ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут производиться лишь в соответствии с требованиями федерального закона. Следовательно, необходимо либо конкретизировать статью 55 Конституции РФ положениями об ограничениях прав осужденных, либо принять соответствующий федеральный закон, который бы установил объем правоограничений, срок действия и механизм восстановления прав.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
"УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2004, N 2

НОВЫЙ УПК РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ  »
Комментарии к законам »
Читайте также
Популярные документы