Регистрация канди

Г. ЗАЙЦЕВА
Галина Зайцева, ведущий специалист Правового управления Аппарата ЦИК России.
181103. Каковы основания для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы?
Основания и порядок отмены регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регулируются Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ (в ред. от 23 июня 2003 г.) (далее - Закон о выборах депутатов). Анализ норм вышеуказанного Закона позволяет выделить следующие основные положения, связанные с отменой регистрации.
Согласно п. 6 ст. 95 Закона о выборах депутатов субъектами, правомочными обратиться с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, могут быть:
- избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, федеральный список кандидатов;
- кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу;
- политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов.
Соответственно никакие другие субъекты не могут обратиться с заявлением об отмене регистрации.
Пункт 6 ст. 95 Закона о выборах депутатов закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в депутаты (всего таких оснований 11).
1. Вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации. К таким основаниям относятся отсутствие пассивного избирательного права (т.е. права быть избранным), несоздание избирательного фонда, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, и другие основания, предусмотренные п. 8 ст. 47 Закона о выборах депутатов.
2. Неоднократное использование кандидатом, руководителем политической партии, избирательного блока преимуществ должностного или служебного положения. Под неоднократностью следует понимать установление подобных фактов более двух раз.
3. Подкуп избирателей кандидатом, политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, их уполномоченным представителем, доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению - иным лицом. Под понятие подкупа подпадают такие деяния, как вручение денежных средств, подарков за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу), проведение льготной распродажи товаров и другие деяния, запрещенные п. 2 ст. 64 Закона о выборах депутатов.
4. Использование кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.
5. Аналогичное деяние, но совершенное уже политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, их уполномоченным представителем.
6. Превышение кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам расходов из средств избирательного фонда более чем на 5% от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.
7. Аналогичное деяние, совершенное политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, их уполномоченным представителем.
8. Злоупотребление свободой массовой информации кандидатом, политической партией, избирательным блоком при проведении предвыборной агитации (призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганда войны, возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды и др.).
9. Сокрытие кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства.
10. Использование кандидатом, выдвинутым одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5% от предельной суммы всех расходов из средств всех избирательных фондов, созданных этим кандидатом.
11. Превышение кандидатом, выдвинутым одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам расходов из средств всех созданных им избирательных фондов более чем на 5% от предельной суммы всех расходов из средств всех избирательных фондов, созданных этим кандидатом.
Причем заявление об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования.
Надо заметить, что действующий Закон содержит ряд новелл относительно отмены регистрации кандидата, списка кандидатов. Так, сейчас закреплен исключительно судебный порядок отмены регистрации кандидата, тогда как предыдущий Закон допускал помимо судебного и административный порядок - отмену регистрации избирательной комиссией. Одновременно сокращен перечень оснований для отмены регистрации. При этом суд может принять соответствующее решение не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
Факт отмены регистрации кандидата, списка кандидатов можно охарактеризовать как меру публично-правовой ответственности, которая влечет за собой применение к виновным лицам наказания. Таким образом, в случае отмены регистрации виновные не могут реализовать свое пассивное избирательное право.
От отмены регистрации кандидата, списка кандидатов следует отличать аннулирование регистрации кандидата, списка кандидатов, которое направлено не на наказание виновных, а на обеспечение предписаний, установленных избирательным законодательством. Эти меры различаются не только по целям, но и по основаниям, субъектам и последствиям их применения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1999 N 121-ФЗ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 02.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.12.2002 N 175-ФЗ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 20.11.2002)

Договор поставки в третейском суде  »
Комментарии к законам »
Читайте также