СЛУЖБА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА КОНТРАКТА: ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Н.А. НОВИКОВ
Н.А. Новиков, подполковник юстиции запаса.
Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством (п. 1 ст. 1).
Однако имеются особенности реализации статуса при обеспечении и восстановлении нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в случаях продолжения военной службы после окончания срока контракта и исполнения судебных решений о восстановлении на военной службе.
В практике органов военного управления возникает вопрос о правовых последствиях периода военной службы после истечения срока контракта и статусе восстановленного на военной службе гражданина в данный период, а именно:
1. Является ли после окончания срока контракта гражданин военнослужащим, а период времени военной службой?
2. Распространяются ли на него после окончания срока контракта права, льготы и обязанности, предусмотренные для военнослужащих?
3. Является ли данное лицо после окончания срока контракта субъектом преступлений против военной службы и может ли быть привлечено к уголовной ответственности за данные преступления в этот период времени?
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" в контракте о прохождении службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32); условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах в течение установленного контрактом срока (п. 3 ст. 32).
Для правильного ответа на вышеприведенные вопросы необходимо рассмотреть правовую природу военной службы по контракту на основании принципа добровольности заключения контракта и недопустимости злоупотребления командованием правом на продление срока окончания военной службы.
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" контракт вступает в силу с момента его подписания должностным лицом и прекращает свое действие со дня заключения нового контракта, а также в иных случаях (п. 4 ст. 32).
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу (п. 8 ст. 4). В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения контракт прекращает свое действие, в частности, со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (военнослужащий - контрактник), т.е. день окончания срока контракта и день исключения из списков личного состава воинской части должны совпадать. В этих целях Положение обязывает командира (начальника) принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 8 ст. 9 Положения). Закон устанавливает командованию трехмесячный срок для выполнения обязанностей по проведению с военнослужащим всех необходимых мероприятий (производство бесед, расчет выслуги лет, прохождение ВВК и т.д.) в целях исполнения требований Закона о своевременности исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части именно в день окончания срока контракта.
Сроком окончания военной службы военнослужащих - контрактников, досрочно уволенных с военной службы, является день исключения их из списков личного состава части, причем приказ об исключении из списков личного состава части должен быть издан в течение трехмесячного срока с даты подачи рапорта с указанием основания и причины увольнения не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 24 ст. 34 Положения.
Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного ВВК негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно - врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках) (п. 15 ст. 34 Положения).
Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается (п. 16 ст. 34 Положения).
В связи с вышесказанным необходимо различать срок окончания военной службы военнослужащих - контрактников и срок окончания контракта, которые могут не совпадать. Например, после окончания срока контракта уволенный военнослужащий имеет право отсрочки окончания военной службы и не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, когда находится на стационарном лечении, до окончания отпуска (п. 16 ст. 29 Положения); до проведения с ним всех необходимых расчетов (п. 16 ст. 34 Положения), т.е. в исключительных случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Правовые нормы, содержащиеся в ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 32, 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 4, 9, 34 Положения, в их системном рассмотрении закрепляют обязанность командира (начальника) для окончания военной службы военнослужащего в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", издать приказ об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части не позднее дня окончания срока контракта, поскольку иное влечет необоснованные выплаты и неправомерное удержание гражданина на военной службе.
Таким образом, должностные лица органов военного управления обязаны осуществлять конкретные действия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы, в установленном в различных правовых документах порядке.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, дата исключения из списков личного состава воинской части, т.е. день окончания военной службы определяется датой убытия гражданина из военного комиссариата к месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В отношении военнослужащих - контрактников и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, существуют обязательные отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": нахождение под следствием; нахождение в плену, в положении заложника, интернированного; в период безвестного отсутствия; в период участия в походе кораблей.
Военнослужащий - контрактник, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава части в день истечения срока его военной службы, закрепленный в контракте (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы), и не позднее чем через месяц со дня поступления в часть выписки из приказа об увольнении, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 24 ст. 34 Положения. В данных нормах законодатель подчеркивает отличие правовой природы увольнения военнослужащих с военной службы от увольнения работника, поскольку Положением предусматривается издание при увольнении двух приказов: первый - приказ об увольнении военнослужащего с военной службы, который издается соответствующим должностным лицом, наделенным полномочиями, и второй - приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава, который издается командиром воинской части, где проходит службу уволенный военнослужащий, на основании и во исполнение вышеуказанного приказа об увольнении.
В том случае, если командование за три месяца до окончания срока контракта или после подачи военнослужащим - контрактником рапорта об увольнении по состоянию здоровья и иным основаниям, предоставляющим ему право досрочного увольнения, не проводит бесед, не оформляет представления и не производит других действий, предусмотренных порядком увольнения, то независимо от причин (отсутствие финансирования, собственного жилищного строительства и т.д., за исключением конкретных случаев, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") происходит незаконное ограничение права гражданина на увольнение с военной службы, что является неправомерным. Установленное законодателем ограничение, предусматривающее невозможность прекращения военной службы уволенного военнослужащего при отсутствии его согласия из-за отсутствия жилья (ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), является обязательным только для должностного лица, издающего приказ об исключении из списков личного состава воинской части. Таким образом, командир (начальник) органа военного управления, в котором проходит военную службу по контракту уволенный военнослужащий, обязан издать приказ об исключении его из списков личного состава не позднее трехмесячного срока с даты подачи рапорта с учетом п. 8 ст. 9 Положения, поскольку не имеет права отсрочки окончания военной службы.
Нормы, определяющие сроки военной службы, относятся к числу императивно определенных законом, но законодателем в специально определенных случаях прямо предусматриваются зачеты иных периодов деятельности в срок военной службы с предоставлением различного объема прав, льгот и ответственности военнослужащим, у которых окончился срок контракта (период нахождения под следствием, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и т.д.). Это значит, что сроки прохождения военной службы по призыву и контракту устанавливаются для всех военнослужащих Российской Федерации, а начало срока, его продолжительность, окончание не могут быть изменены по желанию командования, за исключением прямо предусмотренных законом случаев отсрочки увольнения и досрочного увольнения (п. п. 11 и 12 ст. 38 и ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
На основании изложенного военная служба возможна после истечения ее срока независимо от правомерности удержания гражданина на ней (в том числе после окончания этого срока при досрочном увольнении), поскольку законодателем закреплены как непосредственно периоды военной службы, так и иные периоды, приравненные к ней.
Однако указанные в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" случаи отсрочки окончания военной службы установлены законом и порождают не только права и льготы по истечении срока службы (контракта), но и обязанности с ответственностью в конкретных случаях: когда военнослужащий находится под следствием или арестом. Истечение срока контракта у военнослужащего, находящегося под следствием или арестом, не является основанием для прекращения уголовного преследования.
Во всех других случаях применение отсрочки окончания военной службы, т.е. увеличение периода военной службы после истечения срока контракта допускается законодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов уволенного гражданина. Применение командованием отсрочки окончания военной службы в случаях, не предусмотренных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным.
Судебная практика показывает, что органами военного управления права, свободы и законные интересы военнослужащих нарушаются не только в связи с неправомерным применением отсрочки окончания военной службы и увеличением периода военной службы, но и в связи с прекращением военной службы без достаточных к тому оснований, например при исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до обеспечения жилой площадью, при отсутствии нарушений условий контракта и т.д., поэтому актуальным является вопрос о правах и обязанностях граждан, восстановленных на военной службе по решению суда.
В ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено императивное требование о том, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих - контрактников причиненные им убытки возмещаются в полном объеме; эти лица восстанавливаются на военной службе в прежней должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания. Законодателем не определяется ограничений для восстановления прав уволенного гражданина в виде основания и причины увольнения, возраста, состояния здоровья, трудоспособности гражданина, а также не устанавливаются сроки восстановления, т.е. может быть восстановлен на военной службе гражданин, как ранее уволенный в связи с осуждением к лишению свободы при отмене приговора, так и уволенный в связи с невыполнением условий контракта или по другим основаниям, причем весь период без ограничения сроками исковой давности включается в общую продолжительность военной службы с даты необоснованного увольнения.
Неправильное понимание правовой природы окончания срока военной службы при увольнении военнослужащих с военной службы влечет ошибки при вынесении судом решения и исполнении органами военного управления решения суда о восстановлении на военной службе граждан - военнослужащих запаса. В Обзоре судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1994 г. высказаны принципиальные позиции, актуальные для практики военных судов и в настоящее время, которые нашли свое закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9. В Обзоре 1994 г. указано, что при разрешении жалоб в связи с незаконным увольнением военнослужащих (проходящих службу по контракту в качестве офицеров, прапорщиков и т.д.) необходимо исходить из следующего. В тех случаях, когда увольнение с военной службы признано судом необоснованным и военнослужащий подлежит восстановлению на военной службе, незаконными и недействующими с момента издания должны быть признаны оба приказа - об увольнении с военной службы и об исключении из списков личного состава части. В этом случае военнослужащий восстанавливается на военной службе в прежней должности с соответствующими правовыми последствиями.
Если увольнение военнослужащего было произведено на законных основаниях, а права уволенного военнослужащего были нарушены в результате несоблюдения установленного законодательством порядка увольнения (не предоставлен отпуск, не выплачены денежные средства и т.д.), незаконным должен признаваться лишь приказ об исключении увольняемого из списков личного состава части. При этом уволенный военнослужащий восстанавливается на военной службе временно, до устранения нарушений его прав, поскольку приказ о его увольнении с военной службы, как изданный на законных основаниях, не отменяется. Это действие подлежит обязательному исполнению, так как право на выплаты, отпуск и т.д. имеют лишь лица, на которых распространен статус военнослужащих со дня восстановления в списках личного состава части.
Приказ об исключении из списков личного состава части в таких случаях подлежит отмене, и после восстановления нарушенных прав уволенный военнослужащий исключается в установленном порядке с изданием нового приказа по части. Если у восстановленного военнослужащего к моменту повторного фактического увольнения возникло право на получение отпуска, он предоставляется в порядке, предусмотренном Положением, равно как и иные виды довольствия. Временные рамки нахождения восстановленного в списках личного состава уволенного военнослужащего законодателем четко определены: до полного устранения допущенного нарушения прав в течение месячного срока с момента получения судебного решения с сообщением в суд об этом. Если же в этот период командованием вновь производятся действия (бездействие) или принимаются решения, нарушающие права восстановленного, то он вправе обжаловать данные действия и решения в военный суд как вытекающие из военно - административных правоотношений.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 закреплена позиция, основанная на принципах равноправия сторон и состязательности: "В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава и САМ (выделено автором) военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения".
Отсюда - принципиальный вывод о том, что если уволенный военнослужащий исключен из списков личного состава части с нарушением установленного порядка и сам ставит вопрос о восстановлении его в списках личного состава воинской части, то должно приниматься решение только об обязанности восстановить его в списках личного состава и изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части до момента восстановления нарушенного права в полном объеме. Поскольку суд не вправе самостоятельно выходить за пределы требований жалобы и подменять предмет спора, то наличие неотмененного приказа об увольнении вышестоящего должностного лица не имеет правовых последствий и не препятствует восстановлению его нарушенных прав.
Если военнослужащий не заявляет в жалобе требование о восстановлении на военной службе или в списках личного состава части, то в случае отмены неправомерного приказа суд принимает решение о восстановлении конкретного нарушенного права (производства выплаты, выполнении действия и т.д.), но военнослужащему не выплачивается денежное довольствие и не производятся иные выплаты за период нахождения в необоснованном увольнении. Однако такое решение суд может вынести только в случае, если допущенное нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава, в ином случае суд обязан в целях защиты интересов и охраняемых законом прав предложить заявителю на основании ст. 34 ГПК РСФСР уточнить требования поданной жалобы.
В практике командования возникает вопрос о том, каким образом поступать с гражданином, уволенным с военной службы и находящимся в запасе, но восстановленным по решению суда на военной службе или в списках личного состава в связи с необеспеченностью по нормам жилой площадью или иными видами довольствия при условии его негодности к военной службе по состоянию здоровья, по предельному возрасту, отказа заключать новый контракт о прохождении военной службы и выполнять обязанности военной службы.
Для правильного разрешения данных ситуаций необходимо помнить императивное требование п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где имеется исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть продлена военная служба военнослужащему, у которого истек срок службы, и п. 4 ст. 32 данного Закона, где указано, что контракт прекращает свое действие со дня исключения военнослужащего из списков личного состава части, т.е. при восстановлении в списках личного состава или на военной службе уволенного военнослужащего действие ранее имевшегося и прекращенного контракта не возобновляется. Такого основания для продления военнослужащему срока контракта и военной службы и неисключения из списков личного состава, как невозможность своевременно выдать полагающееся при увольнении довольствие, в том числе обеспечить жилой площадью и т.д., федеральным законодательством не предусмотрено. Положением допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника) до обеспечения положенными при увольнении видами довольствия без ограничения какими-либо сроками. (пп. "и" п. 2 ст. 13).
Данный вывод следует из судебной практики и требований законодательства о восстановлении на военной службе. Поскольку п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает добровольность поступления на военную службу по контракту, то при восстановлении на военной службе или в списках личного состава командование не вправе требовать заключения контракта и возложения на восстановленного гражданина обязанностей военной службы.
Неправильное понимание правовой природы восстановления уволенных военнослужащих на военной службе (в списках личного состава части) повлекло на стадии исполнения решения суда незаконное привлечение командиром части к уголовной ответственности уволенного военнослужащего подполковника запаса В., восстановленного решением суда в списках личного состава ЦВУ МО РФ для обеспечения жилой площадью. В частности, начальником ЦВУ МО РФ 19 апреля 2001 г. было незаконно возбуждено уголовное дело в отношении подполковника запаса В. по факту неявки на службу сроком свыше месяца, которое было прекращено военной прокуратурой (о судебном процессе рассказывалось в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 2 за 2001, стр. 31, текст Постановления приводится в приложении к данной статье).
С гражданином, уволенным с военной службы и находящимся в запасе, но восстановленным по решению суда на военной службе или в списках личного состава в связи с необеспеченностью различными видами довольствия, в том числе жилым помещением, командование не вправе заключать контракт без его согласия, самовольно возлагать какие-либо обязанности, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе привлекать к ответственности (уголовной, дисциплинарной и т.д.), поскольку с момента исключения из списков личного состава (издания нормативного акта приказа по части) произошло юридическое событие - факт увольнения военнослужащего, досрочное прекращение действия заключенного контракта и обретение им статуса военнослужащего запаса. Как административный акт приказ командира, изданный по решению суда о восстановлении военнослужащего запаса, придает ему статус уволенного военнослужащего исключительно в целях временного восстановления гражданина на военной службе и придания ему правового статуса уволенного военнослужащего для устранения допущенных ранее и возникших после увольнения нарушений его прав в период службы: предоставления отпусков, выплаты основного и дополнительного видов денежного довольствия, всех видов компенсационных выплат (за продовольственный паек, за вещевое имущество, за поднаем жилого помещения, за санаторно - курортное лечение, за проезд к месту отпуска и т.д.). При этом законодателем не устанавливаются ограничения для данных компенсационных действий по возрасту, состоянию здоровья, месту работы, уровню доходов, составу семьи гражданина, но четко определяются сроки, необходимые для восстановления нарушенного права.
Сроки для восстановления нарушенного права по решению суда определены в ст. 8 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (с последующими изменениями) и в ст. 239.8 ГПК РСФСР: в течение месяца со дня получения решения суда, если в самом решении не установлен иной срок, например, в соответствии с п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР, - немедленное исполнение.
Однако проходит месячный срок со дня получения решения суда, а командование никаких мер не предпринимает, исполнительный лист, выданный судом и направленный в службу судебных приставов по месту дислокации органа военного управления, не реализуется, в результате уволенный гражданин удерживается на военной службе, чем фактически ему отказывается в легальной реализации права на труд, в выборе места работы, профессии, уровня заработной платы и т.д.
Такое основание для отказа в реализации права на обеспечение положенными видами довольствия и неисключение по истечении месяца из списков воинской части гражданина, ранее восстановленного по решению суда, у которого истек срок контракта, как невыплата задолженности по различным видам довольствия, а также невозможность предоставления жилой площади по месту службы из-за отсутствия собственного строительства, средств для безвозмездной финансовой помощи на ее приобретение и т.д., в мирное время не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.
Повторное неисключение восстановленного военнослужащего из списков личного состава части по истечении месячного срока со дня получения воинской частью решения суда не может быть расценено как правомерная причина оставления его на военной службе (в списках личного состава части), влекущая необоснованные выплаты гражданину, не являющемуся субъектом воинских правоотношений и не обязанному исполнять условия ранее досрочно прекращенного контракта. Ни общие, ни должностные, ни специальные обязанности военнослужащего, проходящего службу по контракту, не могут возлагаться на уволенного военнослужащего и восстановленного судом гражданина - военнослужащего запаса, не заключившего нового контракта.
Суд при рассмотрении жалобы военнослужащего применяет закон и выражает свое мнение в виде судебного акта (решения), имеющего силу закона, который согласно ст. 13 ГПК РСФСР обязателен к исполнению для всех субъектов спорных правоотношений, всех государственных и иных органов, юридических и физических лиц.
Постоянное ненадлежащее финансирование Вооруженных Сил РФ не относится к числу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), освобождающих должника - Министерство обороны РФ от исполнения обязательств по соблюдению прав военнослужащих, само по себе не устраняет допущенных в отношении конкретного военнослужащего нарушений условий контракта и не может служить основанием к неисполнению судебного решения о восстановлении нарушенных прав военнослужащего или поводом для неистребования средств, необходимых для выполнения решения суда, от вышестоящих довольствующих органов, обязанных также исполнять решение суда.
Необходимо помнить, что согласно ст. 13 ГПК РСФСР решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных и иных организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 обязанность по обеспечению военнослужащих положенными видами довольствия в равной степени должна исполняться как командиром воинской части, непосредственно выдающим военнослужащим соответствующее довольствие, так и всеми иными вышестоящими органами и должностными лицами, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих. Затраты денежных и других материальных средств на обеспечение данных лиц являются ущербом, причиненным имуществу воинской части, который подлежит возмещению с виновных должностных лиц органа военного управления. Законом исключается возможность привлечения к уголовной ответственности военнослужащих после окончания срока контракта, реализующих в период военной службы право обязательной отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленных по решению суда.
На основании законодательства о воинской обязанности и военной службе для военнослужащего и органа военного управления после окончания срока контракта могут возникнуть следующие правовые последствия:
1) контракт прекращает действовать со дня истечения срока контракта независимо от требования командования продолжить военную службу и отказа уволить (исключить из списков личного состава воинской части) военнослужащего;
2) отсрочка исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия допускается для продления периода военной службы в интересах защиты его прав при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
3) неисключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части или непредставление документов на увольнение военнослужащего после окончания срока контракта и продление периода военной службы в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным;
4) неправомерное неувольнение (неисключение из списков личного состава воинской части) военнослужащего, у которого окончился срок контракта (в том числе досрочно) или который восстановлен по решению суда, предоставляет ему права, обусловленные военной службой в полном объеме;
5) затраты на выплаты военнослужащим, не исключенным из списков личного состава воинской части после окончания срока контракта при прекращении исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленным по решению суда, являются необоснованным ущербом и подлежат взысканию с виновных должностных лиц;
6) военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности за воинские преступления после окончания срока контракта в случае отсрочки исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия при продлении периода военной службы в интересах следствия согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
7) военнослужащий, неправомерно не представленный к увольнению по окончании срока контракта (в том числе досрочно) или уволенный, но не исключенный из списков личного состава воинской части при отсутствии исключительных оснований, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также восстановленный по решению суда до обеспечения жилой площадью и иными видами обеспечения, не является субъектом преступления против военной службы.
Не допускается привлечение к уголовной ответственности военнослужащих после окончания срока контракта, реализующих в период военной службы право обязательной отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленных по решению суда для обеспечения нарушенных прав.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О прекращении уголовного дела без принятия
к производству
15 мая 2001 года г. Москва

Ст. помощник Московского городского военного прокурора полковник юстиции Притуляк А.М., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении подполковника ЦВУ МО РФ Воробьева И.В.,
установил:
19 апреля 2001 года начальником Центрального вещевого управления МО РФ было возбуждено уголовное дело в отношении подполковника Воробьева И.В. по признакам преступления, предусмотренного ст. 337, ч. 4 УК РФ.
28 апреля 2001 года материалы уголовного дела в отношении Воробьева поступили в Московскую городскую военную прокуратуру.
Изучением настоящего уголовного дела установлено, что 25 апреля 2000 года приказом начальника ЦВУ МО РФ Воробьев уволен в запас в связи с систематическим и существенным нарушением условий контракта в отношении его. Перед увольнением в запас Воробьев обратился к командованию с рапортом об обеспечении его жильем до исключения из списков личного состава части. В соответствии с п. 3 ст. 51 Федерального закона 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" на военнослужащих, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 14.02.2000 года "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений по последнему месту службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
При таких данных командованию надлежало приостановить реализацию увольнения (исключения из списков части) Воробьева с военной службы для уточнения его волеизъявления по жилищному вопросу, что сделано не было. Он был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части без предоставления ему жилого помещения.
В октябре 2000 года Воробьев обратился в военный суд с жалобой на незаконные действия командования при его увольнении.
24 октября 2000 года Московский окружной военный суд своим определением признал действия начальника ЦВУ МО РФ, связанные с исключением заявителя из списков личного состава части без предоставления ему жилья, незаконными. Обязал начальника ЦВУ МО РФ отменить свои Приказы N 173 от 25 апреля 2000 года и N 180 от 26 апреля 2000 года, восстановить Воробьева И.В. в списках личного состава ЦВУ МО РФ до обеспечения его в соответствии с действующим законодательством жильем.
2 апреля 2001 года состоялся приказ начальника ЦВУ МО РФ, согласно которому Воробьев восстановлен в списках личного состава части и допущен к исполнению обязанностей по военной службе, при этом контракт о прохождении военной службы с ним не продлевался.
Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, Воробьев И.В. с момента издания приказа о восстановлении его в списках личного состава и допущении к исполнению служебных обязанностей на службу не является и без уважительных причин уклоняется от исполнения обязанностей по военной службе.
Принимая во внимание изложенное, следует прийти к выводу, что подполковник Воробьев И.В. на законных основаниях уволен с военной службы, при этом с 25 апреля 2000 года, т.е. с момента издания приказа о его увольнении, потерял статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Решением военного суда в связи с грубым нарушением Закона при его увольнении Воробьев И.В. восстановлен в списках личного состава части лишь для обеспечения его жильем. Приказ начальника ЦВУ МО РФ не является нормативным актом, восстанавливающим Воробьева на военной службе, данный приказ не изменяет его статуса уволенного с военной службы, а лишь восстанавливает его в списках личного состава части для обеспечения его нарушенных прав. Заключенный с Воробьевым И.В. контракт от 21.09.1998 года о прохождении военной службы утратил свою силу с момента его увольнения в запас, новый контракт о прохождении Воробьевым военной службы не заключался.
В связи с тем, что Воробьев И.В. не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, он не является субъектом воинских правоотношений, в связи с чем уголовное дело в отношении его подлежит прекращению на основании ст. 5, п. 2 УПК РСФСР.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208, 209 УПК РСФСР,
постановил:
1. Уголовное дело в отношении Воробьева И.В., возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 337, ч. 4 УК РФ, прекратить на основании ст. 5, п. 2 УПК РСФСР.
2. О принятом решении уведомить всех заинтересованных лиц.
Ст. помощник Московского городского
военного прокурора
полковник юстиции А.М.Притуляк
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
"ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
"ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Право в Вооруженных Силах, N 4, 2002

ВЕТЕРАН ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ  »
Комментарии к законам »
Читайте также
Популярные документы