Правовое регулирование оборота аудиовизуальной продукции в россии

АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ
Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ
Ю.В. Трунцевский, к.ю.н., доцент, Академия налоговой полиции ФСНП России, член Исполкома РАЮН.
Права, относящиеся к литературным, научным и художественным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, составляют интеллектуальную собственность.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила использование термина "интеллектуальная собственность" на законодательной основе, провозгласив, что интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44 Конституции РФ). Затем указанный термин был использован в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и ряде других законодательных актов РФ. Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ), ст. 128 ГК РФ называет результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них объектами гражданского права. В обобщенном виде содержание понятия "интеллектуальная собственность" раскрывается в ст. 138 ГК РФ, где указывается, что "в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)".
Результаты интеллектуальной деятельности имеют и стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда, они могут быть включены в товарооборот на коммерческих условиях, давать полезный эффект, удовлетворять личные и общественные потребности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа. В кн.: Право промышленной и интеллектуальной собственности. С. 11.
Законами, определяющими объекты интеллектуальной собственности в России, являются Патентный закон РФ и Законы РФ: "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара", "О правовой охране топологии интегральных микросхем", "О селекционных достижениях", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Таким образом, под интеллектуальной собственностью следует понимать "совокупность имущественных и личных неимущественных прав на материально выраженный результат творческой и интеллектуальной деятельности, а равно на приравненные к нему средства индивидуализации участников торгового оборота, обладающие ценностью для общества, признанные им и охраняемые государством" <*>.
--------------------------------
<*> Ступников А.Г. Интеллектуальная собственность: понятие и признаки // Юрист. 2000. N 10. С. 44.
Право интеллектуальной собственности является подотраслью российского гражданского права, а авторское право является правовым институтом права интеллектуальной собственности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. С. 20.
Авторское право зародилось в Великобритании как право на изготовление копий книг, что и было отражено в самом термине "Copyright" - "право на копию". Теперь этот английский термин означает авторское право.
В ст. 15 ЗоАП установлено, что автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права, которые, независимо от его имущественных прав, сохраняются бессрочно, в том числе после передачи права на использование произведения.
Исключительные имущественные права, согласно ст. 16 ЗоАП, принадлежат автору (соавторам совместно) в отношении его (их) произведения на использование этого произведения в любой форме и любым из нижеперечисленных способов:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Такие исключительные права напоминают право собственности - они действуют против всех других лиц, запрещая им использовать произведение без согласия автора. Имущественные авторские права могут быть переданы автором (частично или полностью) другим лицам путем заключения авторского договора. Если же третьи лица используют произведение автора (воспроизведение, распространение, импорт...) без согласия автора, они нарушают авторское право и могут преследоваться по ст. 49 ЗоАП.
Таким образом, обладателями имущественных авторских прав могут выступать не только сами авторы, но и иные лица (организации или граждане). Все они именуются "правообладателями".
Передача исключительных имущественных прав в аудиовизуальном бизнесе может осуществляться только на основании договора (соглашение, контракт, лицензионный договор) в письменной форме (в ст. 32 ЗоАП предусмотрена возможность заключения устного договора), которым разрешается использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах юридическому или физическому лицу, что дает ему право запрещать подобное использование этого произведения другими лицами.
Договор называют авторским не потому, что с одной из сторон в нем участвует автор (автор может и не быть стороной договора), а потому, что объектом (предметом) авторского договора являются авторские права. К авторским договорам применяются общие нормы гражданского права и ст. 30 - 34 ЗоАП.
Нормы зарубежного или международного права могут применяться к авторским договорам, закрепляющим использование произведений не только за рубежом, но и в случае использования произведения в России. Например, если правообладателем является иностранный гражданин или юридическое лицо. В этом случае стороны сами выбирают право, подлежащее применению к таким договорам. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (ст. 1211 ГКРФ).
По ЗоАП названия сторон авторского договора условны, то есть они не имеют точных юридических наименований и на практике владелец авторских прав именуется как "автор", "продавец", "правообладатель", "лицензиар", а получатель прав - "получатель", "покупатель", "лицензиат", "пользователь", "заказчик". Однако термины "продавец" и "покупатель" неприменимы для российского законодательства, поскольку в настоящее время оно не предусматривает полной уступки исключительного права (только лицензию, то есть передачу в пользование). Такая терминология присуща только контрактам с зарубежными контрагентами, например из стран англо - американской правовой системы.
За рубежом авторы аудиовизуального произведения, как правило, передают свои исключительные права лицу, финансировавшему процесс создания произведения. Так, кинокомпании заключают лицензионные соглашения (контракты) на воспроизведение и распространение на определенной территории и в период времени своих аудиовизуальных произведений с дистрибьюторами, в том числе с российскими компаниями. В отличие от мировой практики на российском аудиовизуальном рынке получила распространение система "сублицензирования".
Сублицензирование включает: заключение договоров с юридическими (физическими) лицами на передачу им прав на воспроизведение (изготовление экземпляров) и распространение видеокассет с записями фильмов, правами на воспроизведение и распространение которых обладает российская компания в соответствии с лицензионным договором (контрактом) с зарубежным дистрибьютором (обладателем исключительных прав).
К произведениям, являющимся объектами авторского права, согласно ст. 7 ЗоАП относятся аудиовизуальные произведения.
Объекты авторского права - аудиовизуальные произведения обычно связаны с какими-либо материальными предметами - носителями и на них попадают в гражданский оборот. Так, телефильм или телепередача могут быть представлены на видеокассете, радиопередача или музыкальное произведение - в форме аудиокассеты, компакт - диска и т.п. Причем материальным объектом (например, видеокассетой), в котором воплощено авторское произведение, может выступать не только оригинал произведения, но и любой его экземпляр (копия). Так, для просмотра видеофильма необходимо либо стать собственником этого материального носителя, либо получить доступ к нему на ином основании (просмотр в видеозале, взять в прокат и т.п.).
В соответствии с ч. 5 ст. 6 ЗоАП авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Во многих случаях вначале автор (правообладатель) произведения является одновременно собственником материального носителя. Затем он может распорядиться своим авторским правом - предоставить его другому лицу. Автор может также распорядиться материальным объектом. Но во всех подобных случаях правомерная передача материального носителя (видеокассеты) другому лицу сама по себе не означает, что автор (правообладатель или иной собственник) предоставил также и авторские права на произведение, находящееся на этом носителе (аудио-, видеокассете).
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
- латинской буквы "C" (знак "Copyright") в окружности: C;
- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
- года первого опубликования произведения.
Наличие знака "Copyright" на экземпляре произведения (например, на обложке видеокассеты) как российского, так и иностранного автора в соответствии со ст. 9 Закона необязательно.
Таким образом, при отсутствии доказательств (знака "Copyright") на обложке видеокассеты автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, в частности в титрах видеофильма.
Пользование знаком охраны авторского права носит исключительно информационный характер: свидетельствует о том, что лицо, проставившее этот знак, считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом.
Однако владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак "Copyright". В таком случае проставление данного знака является обязательным. На обложках видеокассет, выпущенных в России, знак "Copyright" присутствует.
Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Такое положение называется принципом "исчерпания авторских прав".
Право дальнейшего свободного распространения экземпляров, приобретенное владельцем экземпляров на основе указанного выше принципа, действует без какого-либо ограничения по территории. Однако в некоторых случаях такие ограничения имеются.
Лицо, получившее на основе принципа "исчерпания авторских прав" право на дальнейшее распространение экземпляров произведения, не вправе сдавать эти экземпляры в прокат без дополнительного согласия со стороны владельца авторских прав (по договору). Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 16 Закона право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
Без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения по ст. 18 ЗоАП допускается воспроизведение любого правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, в том числе и последующее его использование. Типичными примерами такого воспроизведения являются: перезапись с диска или с кассеты; запись радиопередачи; запись фильма из эфира на видеокассету; вывод текста или изображения из компьютера (DVD-диск) и др.
Полученная для использования в личных целях копия не должна поступить в гражданский оборот, то есть быть предметом купли - продажи, обмена, дарения, договора о безвозмездном использовании, договора проката. Так, следует признать незаконным просмотр (прослушивание) кассет с видеофильмами, аудиопроизведениями без специального разрешения правообладателя в общественных местах: залах ожидания вокзалов, электропоездах, в салонах рейсовых автобусов, барах и др.
Наряду с нарушениями авторского права в аудиовизуальной сфере объектом посягательств становятся и смежные права. "В странах континентальной Европы предложения отдельных ученых приравнять результаты деятельности исполнителей и звукозаписи к объектам авторского права поддержки не получили. В результате постепенно сформировалось особое понятие - объект смежного (с авторским) права, к которому были отнесены исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания" <*>.
--------------------------------
<*> Сергеев С. Охрана прав исполнителей и производителей фонограмм в соответствии с Римской конвенцией, Соглашением ТРИПС и Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 51.
В Российской Федерации охрана смежных прав стала осуществляться с 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства ССР и республик. В ЗоАП смежным правам посвящен раздел III. Этот Закон указывает на четыре категории смежных прав:
1. Права исполнителей фонограмм на их фонограммы (исполнительские права);
2. Права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
3. Права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
4. Права организаций

Вина причинителя вреда в деликтных обязательствах  »
Комментарии к законам »
Читайте также