Нужен ли частный сыщик в уголовном процессе?
В. СЕМЕНОВ
В. Семенов, старший прокурор
управления Генеральной прокуратуры
РФ.
Новое уголовно-процессуальное
законодательство и наука
уголовно-процессуального права
существенно изменили всю концепцию
уголовного судопроизводства, которая
направлена на реализацию принципа
состязательности и равноправия сторон.
С
этих позиций, а также с учетом требований
международных организаций следует
констатировать, что назрела необходимость
закрепления в законе иных правовых средств,
направленных на защиту законных интересов
участников уголовного процесса. В качестве
одного из них предлагается
регламентировать в УПК РФ сбор частным
детективом сведений по уголовному делу на
договорной основе с участниками уголовного
процесса (п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992
г. "О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации").
Обратимся к опыту детективной деятельности
за рубежом. Частный сыск получил широкое
распространение в США, Великобритании,
Германии, Италии, Канаде, Франции, Японии и
других странах. В ряде стран детективы
активно участвуют в расследовании
преступлений, вплоть до производства
отдельных следственных действий.
Например, в США каждый гражданин может
нанять частного детектива для
расследования любого дела. При этом частный
детектив может производить
непроцессуальные действия, которые могли
бы послужить основанием для привлечения
лица к уголовной ответственности. Под
непроцессуальными действиями понимаются:
получение объяснений у пострадавших от
преступления, очевидцев, а также других лиц,
которые могут быть привлечены к процессу в
качестве его участников; собирание
предметов, которые могут быть использованы
в качестве вещественных доказательств;
истребование документов.
В некоторых
штатах США частным детективам разрешено
производство арестов подозреваемых в
совершении преступления, обыски, выемки,
использование средств электронного
наблюдения. Причем детектив, действуя без
судебного ордера, должен быть уверенным,
что задержанное им лицо совершило
преступление. В противном случае за
необоснованное задержание суд может
оштрафовать его на крупную денежную сумму.
В процедуре ареста есть еще одна
особенность: частный детектив, как правило,
не имеет права допрашивать арестованного, а
должен передать его сотруднику полиции или
судье.
В Германии сыскной деятельностью
занимаются детективы и частные детективные
агентства, причем приоритет отдается
индивидуальной сыскной деятельности.
Детективы занимаются частным
расследованием в основном преступлений
экономического характера.
В
Великобритании частный детектив, как
правило, работает совместно с адвокатами -
солиситорами. Такая кооперация очень
продуктивна и выгодна клиенту и обеим
сторонам. Солиситор, выбрав детектива,
ставит перед ним определенные задачи,
поскольку он руководит расследованием.
Детективы осуществляют уголовное
преследование на тех же основаниях, что и
полиция. Детектив обладает широкими
правами по расследованию вплоть до ареста
лица, совершающего или совершившего
преступление, влекущее наказание в виде
лишения свободы на срок не менее 5 лет.
Собрав достаточно информации, детектив и
солиситор делают от имени заказчика
заявление об обвинении. Это означает, что
магистрат ставят в известность о
преступлении, в связи с которым требуется
приказ о вызове лица в суд.
Как видим, в
зарубежных государствах частный сыск
оказывает активное содействие
государственным органам в борьбе с
преступностью. Государство при этом
поощряет деятельность частных детективных
структур и детективов, законодательно ее
регулирует и предоставляет им обширные
права.
Представляется, что более чем
столетний опыт Франции, США, Великобритании
и других стран в создании процессуальных
условий для детективной деятельности может
быть полезен и для России, имеющей для этой
деятельности исторические, юридические и
фактические условия. Однако это не
означает, что уже сегодня следует
предоставить российским частным сыщикам
полномочия, которыми обладают их
зарубежные коллеги. Как показывает
практика, слепое копирование нередко
приводит к негативным результатам.
На
различных этапах развития России
государство меняло отношение к частной
детективной деятельности - от полного
отрицания до законодательного разрешения
возможности сбора сведений в пользу
участника уголовного процесса на
договорной основе.
Закон о частной
детективной деятельности в России принят
тринадцать лет назад. Однако реализовать
его практически невозможно, поскольку УПК
Российской Федерации эту деятельность не
регулирует, а среди некоторых работников
правоохранительных органов бытует мнение,
что участие детектива в сборе сведений по
уголовному делу будет препятствовать его
расследованию и может превратиться в
параллельное следствие.
Представляется, что для такого рода
опасений оснований нет, поскольку
деятельность детектива должна
осуществляться в рамках закона и быть
направлена на получение объективной
информации, которая при соблюдении
предусмотренных уголовно-процессуальных
условий может быть преобразована в
доказательства по уголовному делу. Процесс
проверки собранной детективом информации и
преобразования ее в
уголовно-процессуальные доказательства
требует законодательного регулирования в
УПК РФ.
Ряд участников уголовного
процесса (потерпевший, подозреваемый,
обвиняемый, гражданский ответчик и др.)
вправе собирать и представлять письменные
документы и предметы для их приобщения к
уголовному делу в качестве доказательств.
УПК (ст. 86), предоставляя им это право, не
определяет способы собирания и
представления документов и предметов.
Поэтому в тех случаях, когда они сами не
имеют возможности в силу тех или иных
причин собрать для защиты своих прав и
интересов документы и предметы, то могут
обратиться за помощью к частному сыщику,
заключив с ним договор.
Частный сыщик по
договору с участником процесса может
собрать для него информацию, в частности
установить очевидцев преступления, место
нахождения предметов и документов, которые
могут быть приобщены к уголовному делу в
качестве доказательств.
Кроме того,
собирая сведения, сыщик может
непосредственно воспринимать факты и
обстоятельства, имеющие значение для
уголовного дела, о которых может дать
показания на допросе в качестве
свидетеля.
Сведения, собранные сыщиком,
не только могут иметь значение в стадии
расследования, но и послужить основанием
для возбуждения уголовного дела.
Незаменимым сыщик может стать при
подготовке материалов по делам частного
обвинения.
Следует заметить, что он
может собирать сведения как для стороны
обвинения, так и защиты, уравнивая права
сторон.
Изложенное наглядно
свидетельствует, что участие частного
сыщика в уголовном процессе не только не
противоречит его основным принципам, но,
наоборот, служит одной из гарантий
реализации участниками уголовного
судопроизводства их прав, способствует
решению задач и достижению целей
правосудия.
Сбор сведений по уголовному
делу частным сыщиком может производиться
только лицом, имеющим такой статус. Частным
сыщиком является гражданин Российской
Федерации, работающий в сыскной
организации или получивший в установленном
законом порядке лицензию на осуществление
сыскной деятельности и зарегистрированный
в качестве индивидуального
предпринимателя.
Для признания частным
сыщиком необходимо получить лицензию на
негосударственную (частную) сыскную
деятельность. Порядок лицензирования
регулируется Федеральным законом "О
лицензировании отдельных видов
деятельности", вступившим в силу с 11 февраля
2002 г.
Законом установлено, кому лицензия
на частную сыскную деятельность не
выдается:
- не достигшим двадцати одного
года;
- состоящим на учете в органах
здравоохранения по поводу психического
заболевания;
- имеющим судимость за
совершение умышленного преступления;
-
которым предъявлено обвинение в совершении
преступления (до разрешения вопроса о
виновности в установленном законом
порядке);
- уволенным с государственной
службы, из судебных, прокурорских и иных
правоохранительных органов по
компрометирующим их основаниям;
-
бывшим работникам правоохранительных
органов, осуществлявшим контроль за
частной охранной и сыскной деятельностью,
если со дня их увольнения не прошел год.
Законность частной сыскной деятельности
обеспечивается правовыми ограничениями,
которые можно условно разбить на пять
категорий:
1) запреты на совершение
действий, ставящих под угрозу права и
свободы человека и гражданина, поскольку
некоторые из них сходны с действиями
субъектов уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельности:
-
сбор сведений,связанных с личной жизнью, с
политическими и религиозными убеждениями
отдельных лиц;
- осуществление видео- и
аудиозаписи, фото- и киносъемки в служебных
и иных помещениях без письменного согласия
на то соответствующих должностных или
частных лиц;
- действия, посягающие на
права и свободы граждан;
- действия,
ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь,
достоинство и имущество граждан;
2)
запреты скрывать от правоохранительных
органов сведения о готовящихся или
совершенных преступлениях;
3) запреты на
действия частного сыщика вопреки интересам
своего клиента:
- фальсификацию
материалов или введение в заблуждение
клиента;
- разглашение собранной
информации, использование ее в каких-либо
целях вопреки интересам своего клиента или
в интересах третьих лиц;
4) запреты на
действия определенного характера:
-
выдачу себя за сотрудника
правоохранительных органов;
- передачу
своей лицензии для использования ее
другими лицами;
5) запреты на занятие
иной деятельностью. Частная сыскная
деятельность должна быть у сыщика основным
занятием, т.е. он должен заниматься ей
постоянно и получать доходы именно за
оказание сыскных услуг клиентам. Особо
оговорен запрет на совмещение сыскной
деятельности с государственной службой или
выборной оплачиваемой должностью в
общественных объединениях.
В Законе,
регулирующем частную детективную
деятельность (ч. 1 ст. 5), приведен
исчерпывающий перечень методов сбора
сведений, используемых в частной сыскной
деятельности: устный опрос граждан и
должностных лиц (с их согласия), наведение
справок, изучение предметов и документов (с
согласия их владельцев), внешний осмотр
строений, помещений и других объектов,
наблюдение для получения необходимой
информации в целях оказания услуг.
Собранная частным сыщиком информация
должна соответствовать определенным
условиям.
Во-первых, сведения, имеющие
значение для установления обстоятельств,
подлежащих доказыванию, должны быть
относимы к уголовному делу, по которому
заключен договор с участником процесса.
Во-вторых, содержать указание на источник
получения этой информации или предмета.
Если в материалах, представленных частным
сыщиком, полученная им информация
сообщается обезличенно, без указания
источника, она не может использоваться в
доказывании.
В-третьих, должна
существовать возможность проверить
законность их получения: входит ли
указанный вид частной сыскной
деятельности, в результате которого
получены сведения, в перечень,
установленный Законом от 11 марта 1992 г. (п. 7 ч.
2 ст. 3); имелись ли основания для частного
сыскного действия, в частности соблюден ли
установленный порядок получения
информации; проведены ли мероприятия по
сбору сведений правомочным лицом - частной
сыскной организацией или частным
сыщиком.
В-четвертых, полученные
сведения должны содержать данные,
позволяющие проверить их в порядке,
предусмотренном уголовно-процессуальным
законодательством.
После передачи
участнику процесса этой информации тот
может передать отчет и другие предметы и
документы лицу, осуществляющему
производство по уголовному делу. При этом
может быть заявлено ходатайство о
проведении определенных процессуальных
действий.
Учитывая изложенное,
представляется целесообразным в УПК РФ
ввести статью о частном сыщике, его правах и
обязанностях. В частности, предоставить ему
право заключения договора на сбор сведений
с участниками уголовного процесса,
указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 86 УПК. В качестве
обязанности частного сыщика указать
необходимость в течение суток с момента
заключения договора с участником
уголовного процесса сообщить об этом
следователю (дознавателю). При этом в
уведомлении указать, с кем из участников
уголовного процесса заключен договор и
предмет договора.
Учитывая
конституционное положение о том, что каждый
вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом, участие
частного сыщика в уголовном процессе
только повысит возможность реального
доступа граждан к правосудию. Его участие
может стать одной из форм дополнительного
обеспечения защиты прав и законных
интересов граждан и организаций.
ССЫЛКИ
НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 08.08.2001 N 128-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят
ГД ФС РФ 13.07.2001)
ЗАКОН РФ от 11.03.1992 N 2487-1
"О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законность, 2005, N 7