Граждане РФ опасаются использования искусственного интеллекта по ряду причин

14 марта 2019 г. Рынок труда 4 2166 Иван Тихонов

Консалтинговая компания BCG обнародовала результаты исследования отношения населения к искусственному интеллекту (ИИ) и использования цифровых услуг. Данные опроса свидетельствуют о том, что тема ИИ озадачивает граждан РФ. В частности, треть россиян боятся потерять работу из-за развития систем ИИ.

Аналитики BCG также выяснили, что 35% россиян обеспокоены этичностью применения ИИ. Идентичное количество респондентов сомневаются в прозрачности принимаемых ИИ решений, а 32% опрошенных – в «способности ИИ формировать точные результаты и корректный анализ», пишут РИА Новости. При этом 56% граждан считают необходимым ввести регулирование использования ИИ для защиты рабочих мест.

В то же время 53-55% россиян выступают за использование ИИ в сегменте социального обеспечения и налогообложения, обслуживания оборудования и получения «живых данных». Что касается применения передовых цифровых технологий в отрасли госуслуг, в системе правосудия и медицинском обслуживании, то граждане РФ не столь охотно поддерживают эту идею – от 33% до 48%.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Долякова Татьяна (Генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel (Москва))

По Вашему мнению, стоит ли опасаться повсеместного внедрения ИИ? В каких отраслях способен ИИ заменить человека в ближайшем будущем (В РФ)?

- Повсеместного и губительного для всех профессий внедрения ИИ опасаться не стоит: автоматизация означает замену человека там, где выполняются операции вместо специалистов начального звена, - это, к примеру, работа на производственных линиях, юридическая помощь, турбизнес и т.п. Либо с помощью искусственного интеллекта унифицируются какие-либо отдельные типовые функции сотрудников, как выдача пропусков, подготовка документов установленного образца, простейшие консультации по процессам и т.п. Хороший пример – автоматизация в сфере HR в части кадрового дела и управления персоналом (контингент, движение персонала, документооборот, системная аналитика, начисление зарплат и льгот, внутренняя коммуникация сотрудников и т.п.): освободившись от рутинных процессов, можно направить усилия на решение более креативных задач. Россия огромна, компаний множество и они сильно различаются по масштабу, есть региональная специфика, бюджеты разные. Поэтому автоматизация, требующая серьезных инвестиций, мягко говоря, процесс небыстрый. Об «умирании» профессий в ближайшем можно лишь говорить в случае, если их можно полностью автоматизировать (юрист начального звена, курьер, бухгалтер, архивист/документовед, библиотекарь и т.п.). Скорость изменения в профессиях сейчас очень быстрая: за два-три года не только «умирают» профессии, но и появляются новые, как Digital маркетологи, программисты с разными языками программирования, специалисты по Digital-трансформации и искусственному интеллекту.

Гришина Ирина (Заместитель генерального директора по управлению персоналом СТЭП ЛОДЖИК)

По Вашему мнению, стоит ли опасаться повсеместного внедрения ИИ?

На мой взгляд, опасаться внедрения ИИ не стоит. Действительно, технологии не стоят на месте, но полностью заменить человека им пока не удастся. Я бы рассматривала приход ИИ скорее в позитивном ключе – он освободит от рутинных операций руки многим сотрудникам и позволит сосредоточиться на более творческих и сложных задачах, требующих принятия нестандартных решений.

В каких отраслях способен ИИ заменить человека в ближайшем будущем (В РФ)?

Подумать о профессиональной переподготовке стоит работникам, занятым монотонным трудом, чья деятельность определена строгими рамками (закон, скрипт, процедура и т.д.). Например, один крупный банк сократил 450 юристов, которые занимались написанием претензий по шаблону, в пользу ИИ. Многие банки используют виртуальных операторов на основе систем ИИ и технологий распознавания речи в колл-центрах, где разговор с клиентом строго регламентирован процедурой. Однако полностью заменить сотрудников роботами пока не удалось ни одной организации.

Мои рекомендации сегодняшним студентам – учиться любимому делу, использовать творческий подход и развивать в себе нестандартное мышление, а ИИ рассматривать как помощника и ассистента. Уже состоявшимся специалистам – «дружить» с технологиями, не бояться расширять свои профессиональные знания и постоянно осваивать новые навыки. Успешный и талантливый сотрудник никогда не останется без работы. Например, в том же HR многие предрекали смерть рекрутерам ещё пару лет назад, говорили, что их заменит специализированный софт, технологии big data и ИИ, но пока сложно себе представить процесс подбора персонала в крупном ИТ-интеграторе вообще без участия человека. Хотя оптимизация и автоматизация операционной деятельности, безусловно, облегчает ежедневную рутину и позволяет уделять больше внимания планированию и стратегически важным задачам.

Мы живем в эпоху Четвертой промышленной революции, и, как известно, ни одна из них еще не уменьшала число рабочих мест. Напротив, благодаря прогрессу и развитию новых технологий появлялись новые специальности и сферы деятельности, которые открывали людям массу возможностей и перспектив для развития.

Кузьмин Андрей (Руководитель направления облачных вычислений REG.RU)

По Вашему мнению, стоит ли опасаться повсеместного внедрения ИИ? В каких отраслях способен ИИ заменить человека в ближайшем будущем (В РФ)?

Опасаться внедрения ИИ точно не стоит. А вот принимать во внимание эту тенденцию, подстраиваться под рынок, технологии, ситуацию будет не лишним всем.

Моментально это не произойдет, у всех будет время адаптироваться под новые реалии и найти своё место в меняющемся мире. Успеем и законы дописать по регулированию деятельности ИИ, и сформировать целый пласт новых профессий взамен автоматизированным, и обучиться новым навыкам и умениям.

Действительно, сокращается живая рабочая сила уже во многих профессиях: обслуживающий персонал, операторы call-центров, продавцы-консультанты, переводчики, гиды, кассиры, охранники, складские рабочие. Это те, что заменяются уже сейчас и скоро останутся только немногочисленные представители, которые будут цениться своим профессионализмом, индивидуальным подходом и обслуживанием.

По остальным автоматизируемым профессиям и отраслям всё зависит от цены ошибки ИИ на месте человека. Если издержки на возможную ошибку ИИ будут ниже, чем содержание штата сотрудников (со всеми налогами, соц.выплатами, больничными, человеческим фактором и т.д.) выполняющих эту же работу, то и процесс замены человека в этих профессиях будет быстрее.

Микушин Дмитрий (Ведущий инженер по приложениям для GPU и ML хостинг-провайдера REG.RU)

По Вашему мнению, стоит ли опасаться повсеместного внедрения ИИ? В каких отраслях способен ИИ заменить человека в ближайшем будущем (В РФ)?

Как известно, повсеместное распространение вычислительной техники началось с "изобретения" ПК. Сейчас нам покажется удивительным то, что в 80-е годы большие компании обладали возможностью устанавливать мощные мейнфреймы, но при этом мало кому казалась перспективной идея сделать их персональными. Возможно аналогичную трансформацию мы сейчас наблюдаем у ИИ: технология уже нашла свою "нишу" в крупном бизнесе, но пока ещё никто не придумал как сделать из ИИ настоящий персональный продукт. Как и в случае с ПК, сложно прогнозировать срок появления новых идей, прорыв может произойти уже завтра, а может занять годы.

В крупных Российских городах относительно высок уровень проникновения технологичных сервисов. Это плохо согласуется с данными о слабом восприятии ИИ. Возможно на результаты опроса повлияла специфика формулировок. К примеру, интересуясь мнением респондентов о различных цифровых услугах, завуалировав сам термин ИИ, компания могла бы получить более благосклонные результаты. Фактически, это лучше отражало бы реальное положение дел, поскольку внедряя, допустим, нулевой уровень обработки звонков клиентов с помощью ИИ, клиенту об этом часто не сообщают явно.

Безусловно, беспристрастный ИИ слабо сочетается с традиционно высоким уровенем "неформальных" отношений с органами власти. Негатив в отношении государственных услуг, основанных на ИИ, может быть в целом аналогичен восприятию средств автоматической видеофиксации нарушений ПДД. ИИ также становится "жертвой" исторически сформировавшейся негативной оценки качества большинства законодательных нововведений.

Отложенные социальные последствия внедрения ИИ скорее всего накапливаются уже сейчас. Широко известно, что большие компании оформляют замещение сотрудников ИИ в виде перевода на другие виды работ — например, Сбербанк. Но при этом понятно, что в случае финансового кризиса именно ИИ сохранит своё "рабочее место". Интересно, что ИИ также "отбирает хлеб" у образованных высокодоходных групп населения. Так, по прогнозу BCG к 2027 году 2,3 млн человек в Китае могут потерять свою работу в финансовом секторе. В их число входят высокооплачиваемые "кванты" и биржевые аналитики.

В России следует ожидать бурного роста ИИ прежде всего в сфере работы спецслужб и управления общественным мнением. ИИ как комментатор и активный "пользователь" соцсетей — идеальное средство ведения "информационных войн".

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также