РЕШЕНИЕ Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2002 по делу n 3-184/02 <ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЯ 1 СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДЕННОГО ПУНКТОМ 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 05.02.2002 n 1 О КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, В ЧАСТИ СЛОВ БАЛАН ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ>


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2002 г. N 3-184/02
Именем Российской Федерации
27 мая 2002 г. Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Масоловой С.Н., с участием прокурора Бородина А.М., при секретаре Птоховой З.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействительным приложения 1 "Состав Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга", утвержденного пунктом 1 постановления губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 N 1 "О Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга", в части слов "Балан Валерий Павлович - заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (по согласованию)", "Резонов Геннадий Иванович - заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (по согласованию)", установил:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с названными выше требованиями.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что указанное противоречит пункту 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Представители губернатора Санкт-Петербурга, Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга заявленные требования считают неправомерными, указывая, что оспариваемые прокурором положения приложения 1 к постановлению губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 N 1 не противоречат федеральному закону, на который ссылается заявитель.
Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" установлено образование на территориях субъектов Российской Федерации комиссий по вопросам помилования (пункт 1 Указа).
Согласно пункту 3 этого указа состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); в состав комиссии входят не менее 11 человек; членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию; состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года; не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации губернатором Санкт-Петербурга - высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - субъекта Российской Федерации было издано 05.02.2002 постановление N 1 "О Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга", пунктом 1 которого утвержден состав этой комиссии (приложение 1), пунктом 2 - Положение о Комиссии (л.д. 36-42).
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", на который ссылается заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в обоснование заявленных им требований, государственная служба включает в себя:
1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
По мнению заявителя, Положение о включении в состав Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга лиц, являющихся государственными служащими Российской Федерации, противоречит пункту 3 статьи 2 указанного выше федерального закона.
Представитель заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в судебном заседании пояснил, что, по мнению заявителя, включением в состав Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга названных им лиц губернатор Санкт-Петербурга возложил на этих лиц исполнение дополнительной обязанности по занимаемой ими государственной должности федеральной государственной службы, что противоречит указанной им норме федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27.04.1993 с последующими изменениями и дополнениями правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, других законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предмет ведения Российской Федерации - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.
Вывод о регулировании субъектом Российской Федерации вопроса, относящегося к предмету ведения Российской Федерации, можно сделать только в том случае, если нормативным правовым актом субъекта РФ урегулированы общественные отношения, регулирование которых отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" под государственной службой в данном федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Следовательно, федеральная государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Объем прав и обязанностей государственного служащего в соответствии с подпунктом 6 статьи 10 указанного федерального закона определяется должностной инструкцией.
Таким образом, вывод о регулировании постановлением губернатора Санкт-Петербурга общественных отношений, связанных с федеральной государственной службой, можно сделать в том случае, если постановлением губернатора Санкт-Петербурга урегулированы общественные отношения, связанные с федеральной государственной службой.
Однако характер деятельности Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга никак не связан с федеральной государственной службой.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга эта Комиссия является действующим на территории Санкт-Петербурга консультативным органом по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования.
При этом согласно пункту 3 указанного Положения основными задачами данной Комиссии являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории Санкт-Петербурга, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, проживающих на территории Санкт-Петербурга; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления губернатору Санкт-Петербурга; осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории Санкт-Петербурга указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории Санкт-Петербурга, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание (л.д. 39).
Как видно из вышеизложенного, деятельность членов Комиссии никак не связана с федеральной государственной службой.
Следовательно, включение федеральных государственных служащих, указанных заявителем, в состав Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга не затрагивает общественные отношения, связанные с федеральной государственной службой, не является возложением на этих лиц дополнительной обязанности по занимаемым ими государственным должностям федеральной государственной службы.
Как видно из письма начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам помилования от 21.05.2002 (л.д. 102), оставшаяся часть после двух третей комиссии по вопросам помилования, которая должна формироваться из представителей общественности, может формироваться из других лиц, в том числе и из государственных служащих федеральных органов государственной власти. Поскольку данные лица находятся в ведении Российской Федерации, то для включения их в состав комиссий по вопросам помилования требуется согласование с федеральными органами государственной власти, где они состоят на государственной службе.
Такое согласование, как следует из постановления губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 N 1 и установлено материалами дела, имело место.
Изложенное подтверждается показаниями свидетелей Балана В.П. и Резонова Г.И., объяснениями представителей заинтересованных лиц.
Кроме того, указанные свидетели показали, что, осуществляя по своему усмотрению принадлежащие им права, они дали согласие на включение их в состав Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга, постановление губернатора Санкт-Петербурга в оспариваемой его части не является основанием возникновения и не порождает для них дополнительных обязанностей по занимаемым ими должностям федеральной государственной службы.
Исходя из изложенного суд считает, что оспариваемый заместителем Генерального прокурора Российской Федерации правовой акт не противоречит указанной заявителем норме названного им федерального закона, превышение полномочий (по предмету ведения Российской Федерации) при его принятии отсутствует.
Руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:
заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

ПРИКАЗ Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 27.05.2002 n 107-п О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также
Популярные документы