ИНСТРУКЦИЯ Государственного предприятия Пассажиравтотранс ИНСТРУКЦИЯ КОНДУКТОРУ АВТОБУСА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Генерального директора
ГП "Пассажиравтотранс"
от 06.05.96 N 81
ИНСТРУКЦИЯ
КОНДУКТОРУ АВТОБУСА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция определяет основные права, обязанности и ответственность кондукторов, обслуживающих пассажиров в автобусах общего пользования.
На кондуктора возлагается обслуживание пассажиров автобусов, продажа и проверка билетов, наблюдение за безопасностью движения, за порядком и чистотой в автобусе и за соблюдением пассажирами Правил пользования автобусами.
1.2. Всякий отказ кондуктора от работы на маршруте из-за незнания его рассматривается как отказ от работы.
1.3. Кондуктор, закрепленный за определенным автобусом, в случае необходимости может быть послан на другой автобус и на любой маршрут, обслуживаемый парком.
1.4. Кондуктор подчинен:
- В парке - начальнику отдела эксплуатации, а в его отсутствие дежурному по парку; в период выпуска автобусов на линию - также дежурному диспетчеру и ответственному по выпуску.
- На линии - линейному диспетчеру.
2. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Кондуктор обязан знать и выполнять:
- Настоящую инструкцию.
- Правила пользования автобусами.
- Билетную систему и стоимость проезда и провоза багажа, установленную для городских, пригородных и междугородных маршрутов.
- Образцы и зоны действия абонементных проездных билетов и удостоверений.
- Пути следования автобусов, тарифные станции, нумерацию тарифных участков, границу зоны действия единого тарифа и наименование остановок всех обслуживаемых парком маршрутов.
- Все парковые рейсы.
- Установленный план сбора выручки.
- График своего выхода на работу.
- Правила внутреннего трудового распорядка, приказы, распоряжения и инструкции, касающиеся его работы в парке и на линии.
2.2. Кондуктор обязан:
- Являться на работу, имея при себе служебный пропуск (удостоверение), кондукторскую сумку, достаточный запас билетов всех достоинств, билетный лист, разменный фонд в установленном размере (в виде разменной монеты), таблицы стоимости проезда (на междугородных маршрутах).
- До начала каждого месяца ознакомиться с графиком своей работы.
- Быть вежливым с пассажирами, сохранять спокойствие и не вступать в пререкания.
- Давать пассажирам разъяснения по вопросам пути следования автобусов и платы за проезд.
- Сообщать свой служебный номер и называть свою фамилию по требованию пассажиров.
- Предъявлять служебный пропуск (удостоверение) и билетный лист по требованию администрации парка, линейных работников автобусного транспорта и работников милиции.
- Уходя в отпуск сдать числящиеся за ним рулоны билетов, бланки поясных билетов, абонементные книжки, месячные проездные билеты и билетный лист.
- О всех неполадках в работе как на линии, так и в парке, сообщать администрации парка для своевременного принятия мер к их устранению.
2.3. Во время работы на автобусе кондуктору запрещено:
- вести неслужебные разговоры с водителем и посторонними лицами;
- при следовании парковым рейсом и на маршруте находиться в кабине водителя;
- курить, принимать пищу, читать и отвлекаться посторонними занятиями;
- выходить из автобуса во время рейса до прибытия на конечный пункт маршрута.
2.4. Кондуктор обязан заключить с предприятием договор о полной материальной ответственности за передаваемые ему в подотчет проездные билеты и за полученную им денежную выручку.
2.5. Распоряжение о сдаче выручки кому бы то ни было, кроме кассира билетной кассы парка, кондуктор не должен выполнять.
3. ОБЯЗАННОСТИ В ПАРКЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ НА ЛИНИЮ
3.1. Являться на работу в парк заблаговременно, с тем, чтобы обеспечить выход автобуса на линию точно по графику.
3.2. Сдать диспетчеру билетный лист, предъявив свой служебный пропуск; находиться в помещении нарядной и ожидать вызова диспетчера.
Получив билетно-учетный лист предупредить водителя о времени выхода автобуса из парка и принять автобус.
3.3. Принимая автобус, внимательно осмотреть его. В случае обнаружения неисправности дверей и подножек, внутренней сигнализации, освещения салона, отсутствия маршрутных указателей или несоответствия их маршруту, на который направляется автобус, а также в случае обнаружения грязных и испорченных сидений, разбитых и немытых стекол, неподметенного пола, грязного кузова с внешней стороны, заявить об этом водителю для принятия мер к устранению недостатков.
При назначении работать на автобус, оборудованный кассами-копилками, проверить закрыты ли кассы чехлами.
3.4. Следить за своевременным выходом автобуса из парка. В случае задержки выхода автобуса немедленно сообщить об этом диспетчеру парка для изменения времени выхода и отметки причины задержки.
4. ОБЯЗАННОСТИ НА ЛИНИИ
4.1. Во время работы на линии кондуктор является наравне с водителем ответственным лицом за посадку и высадку пассажиров, своевременное отправление автобуса и соблюдение остановок и установленной трассы маршрута. Всем сигналам кондуктора водитель обязан в точности подчиняться.
4.2. Между водителем и кондуктором установлены следующие сигналы:
- один сигнал во время стоянки - закрыть двери и начать движение;
- один короткий сигнал во время движения - остановить автобус на остановке "по требованию" по просьбе пассажира, находящегося в салоне автобуса;
- два сигнала во время движения - остановить автобус по требованию кондуктора (интенсивным торможением);
- частые сигналы - экстренная остановка;
- один длинный сигнал во время движения (продолжительностью 1,5-2 секунды) - не открывать входную дверь на предстоящей остановке. В этом случае водитель не открывает входную дверь, но начинает движение только после получения сигнала к отправлению;
- два коротких сигнала во время стоянки на остановке - открыть входную дверь, если она не была открыта, но вышло много пассажиров и освободились места.
4.3. По прибытии автобуса на остановку следить за входом и выходом пассажиров, не допуская превышения норм наполнения автобуса.
По окончании входа пассажиров, убедившись, что все желающие успели выйти из автобуса, дать сигнал к закрытию дверей и отправлению автобуса.
Кондуктору запрещается преждевременно отправлять незаполненный автобус до окончания посадки пассажиров.
4.4. Если в автобусе мало свободных мест, а на остановке стоит большая очередь пассажиров, объявить о количестве свободных мест. Например: "Пять мест".
После входа пассажиров объявить об окончании посадки и отправлении автобуса: "Даю отправление" и дать сигнал к закрытию дверей и отправлению автобуса.
4.5. В случаях переполнения автобуса и невозможности произвести посадку при подъезде к остановке дать водителю предварительный сигнал "не открывать входную дверь".
Если входная дверь не была открыта, а на остановке вышло много пассажиров и освободились места, дать сигнал "открыть входную дверь".
4.6. Следить, чтобы никто из пассажиров не оказался зажатым закрывающейся входной дверью. Если это все же случится, немедленно подать сигнал экстренной остановки.
По этому сигналу водитель останавливает автобус, открывает дверь и начинает движение только после получения сигнала о закрытии двери и отправлении автобуса.
4.7. Если через переднюю дверь вошло лицо, не имеющее на то права, предложить ему выйти из автобуса.
Правом входа через переднюю дверь пользуются лица, перечисленные в Правилах пользования автобусами, а также лица, предъявляющие удостоверение на право контроля за работой автобусного транспорта.
4.8. Всячески содействовать посадке в автобус пассажиров с детьми, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста.
Если места, предназначенные для указанных лиц, заняты другими пассажирами, предложить последним освободить эти места.
4.9. После отправления автобуса от остановки громко и правильно объявлять название следующей остановки.
Если со следующей остановки кончается тарифный участок или зона действия единого тарифа, объявлять также и об этом. Например: "Следующая остановка Шуваловский парк, граница зоны действия единого тарифа".
4.10. При приближении к остановке "по требованию", объявить об этом и выяснить, есть ли в автобусе пассажиры, желающие выйти на этой остановке. Заблаговременно предупредить водителя о необходимости остановки соответствующим сигналом.
4.11. Внимательно следить за тем, чтобы водитель вел автобус строго по установленному маршруту или парковому рейсу и останавливал автобус на всех остановочных пунктах, обозначенных указателем остановки автобуса с номером маршрута, по которому следует автобус, или входящих в число остановок паркового рейса.
Автобус должен быть остановлен на всех остановках независимо от наличия свободных мест в автобусе, а также независимо от наличия пассажиров, ожидающих автобус на остановке.
Если водитель пытается проехать остановку, дать сигнал для остановки автобуса.
О нарушениях водителем трассы маршрута или паркового рейса и о случаях неподчинения водителя сигналу для остановки автобуса сообщать линейному диспетчеру или администрации парка.
4.12. В случаях внезапного закрытия проезда для автобусов на каком-либо участке маршрута и возникшими в связи с этим объездами, по прибытии на станцию сообщать диспетчеру об объездах.
4.13. При следовании автобуса парковым рейсом или по временному объезду объявлять пассажирам, по какому маршруту следует автобус.
4.14. В случае длительной остановки (простоя) автобуса в пути из-за неисправности пересадить пассажиров на следующие автобусы того же маршрута, а при работе на пригородных или междугородных линиях - также на автобусы других маршрутов данного направления, имеющих такие же тарифы и билетную систему.
При пересадке пассажиров вручить другому кондуктору (или водителю) пересадочный листок с записью номеров билетов (шестизначных) последнего закрепления от конечного пункта, по достоинствам.
Время начала простоя автобуса записать в своем билетном листе.
4.15. В случае возникновения простоя (аварии) автобуса сообщать об этому диспетчеру центральной диспетчерской станции автобусного транспорта, пользуясь любыми средствами связи (телефон, встречные или попутные автобусы и т.д.).
При неисправности, которую водитель может устранить своими силами, находиться в автобусе и по окончании ремонта продолжить рейс. В случае необходимости вызова технической помощи отправляться с попутным автобусом на автобусную станцию в распоряжение линейного диспетчера.
4.16. По прибытии автобуса на конечную остановку маршрута предложить пассажирам освободить автобус.
Не допускать нахождения посторонних лиц в автобусе во время стоянки автобуса на конечном пункте и вход пассажиров в автобус до прибытия его к пункту посадки.
4.17. По прибытии автобуса к автобусной станции явиться к диспетчеру и предъявить ему для оформления билетно-учетный лист.
Во время работы на линии оформлять у линейного диспетчера простои, возвраты и переключения, а также время предоставления обеденного перерыва и окончания работы.
В случае задержки автобуса на станции после назначенного времени отправления, немедленно заявить об этом линейному диспетчеру.
4.18. Сдавать и принимать смену только на конечных пунктах, обусловленных расписанием (графиком). Сдавать смену в пути запрещается.
При явке на смену предъявлять линейному диспетчеру свой билетный лист и служебный пропуск (удостоверение).
4.19. В случае неявки смены и отсутствия на станции резервного кондуктора продолжать работать до прибытия кондуктора.
Оставить автобус раньше прибытия смены кондуктор может только с разрешения линейного диспетчера.
4.20. При приеме смены, а также при переводе на линии на другой автобус, например, в случае неисправности первого, произвести тщательный осмотр и приемку автобуса в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
4.21. Ни в коем случае не сдавать смену нетрезвому кондуктору.
4.22. После сдачи смены немедленно направиться в парк для сдачи выручки, пополнения запаса билетов и получения билетного листа на следующий день.
4.23. В случае обнаружения на конечном пункте, что водитель находится в состоянии опьянения, немедленно заявить об этом линейному диспетчеру.
4.24. В случае заболевания в пути, заявить об этом водителю, на которого, в этом случае возлагается наблюдение за посадкой - высадкой пассажиров до прибытия к станции.
При внезапном заболевании водителя сообщить о случившемся диспетчеру по ближайшему телефону.
4.25. Все найденные в автобусе вещи, деньги и ценности сдать линейному диспетчеру по акту установленной формы и потребовать от диспетчера поставить в билетный лист (в графу "сдача и прием найденных в автобусе вещей") номер акта и штамп.
По прибытии в парк передать вещи и акт в охрану или другое установленное место. Принимающий вещи расписывается в той же графе билетного листа и ставит штамп "Найденные вещи приняты".
4.26. На линии следить за чистотой в автобусе. После каждого рейса на конечном пункте маршрута осматривать салон.
4.27. В случае обнаружения в салоне автобуса подозрительных посторонних предметов немедленно сообщать об этом в органы внутренних дел и линейному диспетчеру.
4.28. При проникновении в салон автобуса отработавших газов от двигателя, заявить об этом линейному диспетчеру для направления автобуса в парк.
Работа на линии "угарного" автобуса не допускается.
4.29. В летнее время по требованию пассажиров открывать в автобусе окна с правой стороны на направлению автобуса и люки в крыше автобуса; закрывать их во время дождя, холодной погоды, а также при возвращении в парк.
При холодной погоде следить за отоплением автобуса, предлагая водителю при надобности включать систему отопления.
4.30. Во время движения не допускать разговора пассажиров с водителем автобуса.
4.31. При всех замеченных несчастных случаях с пассажирами, немедленно остановить автобус, подавая частые сигналы. При необходимости оказания медицинской помощи принять меры к вызову скорой помощи или доставить пострадавшего до ближайшего медицинского учреждения и сообщить о случившемся диспетчеру по прибытии на станцию или в парк.
4.32. Следить за выполнением пассажирами Правил пользования автобусами, принимать меры к нарушителям и обращаться за содействием к работникам милиции:
- при удалении из автобуса или не допуске в автобус лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
- при отказе пассажира от уплаты проезда;
- в случае нарушения кем-либо из пассажиров общественного порядка в автобусе;
- при других грубых нарушениях Правил пользования

Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также