Поправки к закону о связи привели к падению доходов от контент-услуг

16 апреля 2015 г. Торговля 2 2179 Гэу Андрей

Рынок мобильного контента в 2014 году упал на 20% по сравнению с 2013 годом до 48,9 млрд руб., подсчитали в AC&M-Consulting.

Основной причиной снижения доходов от мобильного контента стало вступление с 1 мая 2014 года поправок к закону о связи, ужесточающих условия доступа к контенту. Теперь абонент помимо запроса мобильного контента должен был подтвердить свое согласие на его оплату посредством отправки SMS-сообщения оператору связи, предоставлявшему услугу. То есть, чтобы получить доступ к контенту, абонент должен был отправить не одно, а два SMS. Это отпугнуло значительную часть потребителей.

Хуже того, законодательные меры не принесли должного эффекта и не уничтожили мобильного мошенничества. Крупнейшие операторы связи продолжают возмещать убытки от списаний с мобильных номеров своим абонентам.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Реднев Николай (Генеральный директор, ООО "Таргет Телеком")

Что повлияло на снижение sms-трафика? Почему предпринятые меры борьбы с мобильным мошенничеством оказались не до конца эффективны?

В действительности, рынок мобильного контента падает давно: первые признаки падения фиксировались еще во время прошлого кризиса 2008-2009 гг. Причины этого падения таковы:
1. Появление альтернативных более дешевых или даже бесплатных способов удовлетворения тех же нужд (бесплатное скачивание контента, появление социальных сетей, сервисов мгновенного обмена сообщениями, развитие более дешевых способов приема платежей и т.п.);
2. Снижение прибыльности сервисов мобильного контента: операторы связи последовательно ухудшают условия сотрудничества, обрезая доходы провайдеров (это было и в 2012, и в 2013, и в 2014);
3. Введение новых правил работы, как со стороны операторов связи, так и со стороны регуляторов (например, в части введения так называемого Advice of Charge).

Именно снижение прибыльности и достаточно слабый контроль операторов связи за содержанием сервисов привели к тому, что «серые» или даже мошеннические сервисы стали набирать силу, ведь такие сервисы гораздо проще и дешевле в организации и продвижении. Соответственно, требование обязательного уведомления об условиях оказания услуги, ее стоимости и т.п. стало логичным шагом по упорядочиванию рынка, уменьшению количества недобросовестных сервисов. И вообще говоря, эффект от введения так называемого Advice of Charge (AoC) был весьма положительным: несмотря на общее падение выручки сервисов, выручка от недобросовестных сервисов упала гораздо сильнее, а вместе с ней упало и количество жалоб абонентов.

Стоит отметить также, что мошеннические сервисы изжиты не полностью. Происходит это, скорее всего, потому, что:
1. Операторы связи по-своему трактуют вид сообщения AoC и требования к команде, которую абонент должен отправить для подтверждения;
2. Существует ряд сервисов, где в виде AoC используется специальное окно/страница на сайте, а не СМС-сообщение;
3. Есть ряд сервисов на коротких номерах, где операторы связи временно или постоянно не используют AoC, например, из-за наличия технических проблем с корректной тарификацией «длинных» сообщений и т.п.;
4. Теоретически могут существовать технические способы обхода AoC;
5. Операторы связи и правоохранительные органы не очень охотно берутся за «серые» или мошеннические сервисы: несколько лет назад мне пришло СМС-сообщение о том, что я выиграл приз от якобы известной радиостанции (для его получения нужно было отправить мошенникам налог на выигрыш), я позвонил в милицию (тогда еще), но по телефону милиция реагировать отказалась.

Выводы

1. С AoC или без рынок мобильного контента, скорее всего, продолжит стагнировать и в 2015;
2. AoC – очень необходимая, но не полностью достаточная мера для полного искоренения мошенничества.

Кунцевич Василий (Генеральный директор группы компаний i-Free)

Что повлияло на снижение sms-трафика? Почему предпринятые меры борьбы с мобильным мошенничеством оказались не до конца эффективны?

На снижение sms-трафика повлияло принятие поправок к Закону о связи, усложняющих доступ к контенту – в частности то, что от абонента требуется обязательная отправка смс-сообщений, подтверждающих согласие на получение услуги. Для некоторых видов контента такая модель оказалась фатальной – например, для встроенных в телефон мобильных игр, где по ходу игры можно было приобретать дополнительные опции: теперь, чтобы сделать это, требуется прервать игровую сессию, что, конечно, вызывает недовольство пользователей. Изменить эту модель в играх, уже встроенных в телефон, невозможно, и в результате этот рыночный сегмент с мая прошлого года сократился более чем на 90%. Также очень сильно упали и продажи контента через печатные СМИ: этот канал стал абсолютно нерентабельным, контент-провайдеры отказались от него, что негативно повлияло на общий объем продаж. Очень заметно пострадали интерактивные проекты на телевидении: к примеру, зрительские голосования, доход от которых идет на благотворительность – такие, как «Голос» на Первом канале. Многим людям, особенно старшего возраста, стало сложнее участвовать в голосовании, отправляя подтверждения, и они просто перестали это делать: для благотворительных акций критически важно, чтобы перечисление средств было предельно простым, и каждое дополнительное действие, которое требуется от абонента, очень сильно снижает желание людей участвовать в благотворительности.

Число мошенничеств через смс сократилось, но в целом в мобильной среде его не стало меньше, скорее наоборот: появились изощренные вирусы для смартфонов, «разводки», требующие оплаты через другие каналы – банковские карты, счет мобильного телефона и даже через Почту России. К сожалению, мошенничество всегда найдет свой путь, и его сложно устранить прямыми законодательными ограничениями для целой индустрии, особенно в технологичных отраслях. Чтобы противостоять мошенникам, нужны экономические методы регулирования, способствующие тому, чтобы все цивилизованные игроки рынка стали активными борцами с нечестными сервисами, сделав их существование на рынке попросту невыгодным. Собственно, до введения майских поправок операторы и ведущие контент-провайдеры уже шли по этому пути и непосредственно перед вступлением поправок в силу был заметен существенный прогресс. И, конечно, требуется последовательная и тонкая работа правоохранительных органов в технологической сфере. Мошенники в Интернете – это то же самое, что мошенники в реальной жизни, но только в Интернете они чувствуют себя более безнаказанно.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также