Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу n А55-553/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

07 июня 2011 года                                                                               Дело № А55-553/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года

В полном объеме постановление изготовлено 07 июня 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,

с участием в судебном заседании:

представителя министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Расторгуевой О.Н. (доверенность от 27.05.2011 №64),

старшего помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Амзина А.Е. (доверенность от 22.10.2010 №38-04-2010),

представителя ООО «Байком» Ибятова М.С. (директор; протокол от 27.11.2009 №3),

рассмотрев в открытом судебном заседании 06.06.2011 в помещении суда апелляционную жалобу министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2011 по делу №А55-553/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г.Тверь, к министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара, с участием третьего лица - ООО «Байком» (ИНН 6370000817, ОГРН 1026303657049), с.Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области, об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований) о признании недействительным пункта 1 предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) от 01.11.2010 №74/132-ГЭК, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью Байком» (далее - ООО Байком», общество) обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 31.10.2011.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ООО Байком».

Решением от 09.03.2011 по делу №А55-553/2011 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил указанное заявление прокуратуры.

В апелляционной жалобе Министерство просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению Министерства, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.

Прокуратура апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.

В судебном заседании представитель Министерства поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Старший помощник прокурора в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.

Представитель общества просил оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу Министерства – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 30.09.2010 №170р-ГЭК должностными лицами Министерства была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Байком» требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт №132-ГЭК.

Из акта проверки следует, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Байком» не разработан, не установлены лимиты на размещение отходов (4-й класс опасности - несортированный мусор от бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный), смет с территории и др.; 5 класс опасности - несортированные пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания; незагрязненные отходы упаковочного картона и др.), образующихся в результате деятельности ООО «Байком», что является нарушением статей 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).

На основании материалов проверки Министерство выдало обществу предписание от 01.11.2010 №74/132-ГЭК об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В пункте 1 предписания обществу указано на необходимость в срок до 31.10.2011 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление прокуратуры о признании пункта 1 указанного предписания недействительным.

В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Накопление отходов – это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Закона №89-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 18 Закона №89-ФЗ определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2009), регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В результате анализа пункта 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ (в указанной редакции) суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.07.2009 отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Судом первой инстанции установлено, что одним из видов деятельности ООО «Байком» является деятельность гостиниц с ресторанами, прочая вспомогательная транспортная деятельность, в результате чего образуются отходы IV-V класса опасности (бытовые отходы), которые непродолжительное время находятся на территории общества и по мере накопления передаются специализированной организации, осуществляющей деятельность по обращению с опасными отходами - ООО «Родник».

Из материалов дела также следует, что ООО «Байком» является субъектом малого предпринимательства, поскольку численность его работников по состоянию на 01.01.2011 составляла 19 человек, по состоянию на 01.01.2010 - 22 человека; выручка за период с начала 2010 года составила 7085 т.р.

Довод Министерства о наличии у ООО «Байком» обязанности по разработке проекта образования отходов и лимитов на их размещение в связи с тем, что общество складирует бытовые отходы, то есть осуществляет деятельность по обращению с отходами, суд первой инстанции обоснованно признал ошибочным.

Как правильно указано судом первой инстанции, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 17.03.2009 №14561/08, и подтверждаются судебной практикой.

По настоящему делу Министерством не доказан факт осуществления обществом такого вида деятельности как обращение с отходами, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона №89-ФЗ.

При таких обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у ООО «Байком» как у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная пунктом 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.

Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2011 года по делу №А55-553/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                              А.А. Юдкин

И.С. Драгоценнова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу n А65-26546/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также