Постановление восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 n 18ап-11984/2010 по делу n а47-567/2010 по делу о признании незаконным решения об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по грузовой таможенной декларации.суд первой инстанции арбитражный суд оренбургской области

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. N 18АП-11984/2010
Дело N А47-567/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Оренбургской таможни на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 октября 2010 г. по делу N А47-567/2010 (судья Шабанова Т.В.), при участии: от Оренбургской таможни - Низамеева К.Р. (доверенность N 10-50/126 от 23.12.2009),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таможенный брокер" (далее - заявитель, ООО "Таможенный брокер", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее также - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 16.12.2009 N 10-26/6 по жалобе на решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10409100/271009/0005271.
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение Оренбургской таможни от 16.12.2009 N 10-26/6 и обязать Оренбургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и признать неправомерным решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД N 10409100/271009/0005271 (т. 2, л.д. 122). Уточнение судом принято.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.10.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение Орского таможенного поста Оренбургской таможни об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД N 10409100/271009/0005271 и решение Оренбургской таможни от 16.12.2009 N 10-26/6 по жалобе на решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД N 10409100/271009/0005271; обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оренбургская таможня с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что поскольку филиал ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" зарегистрирован на территории Российской Федерации в г. Москва, аккредитован на территории Российской Федерации и внесен в соответствующий государственный реестр, зарегистрирован в качестве налогоплательщика, следовательно, данный филиал соответствует всем признакам понятия "резидент" Российской Федерации. В связи с тем, что договор заключен между двумя резидентами Российской Федерации, возможность предоставления тарифных преференций по ввозной пошлине отсутствует. Отсутствие фактической уплаты налогов не является условием для признания организации нерезидентом.
Наличие у иностранной организации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе свидетельствует о том, что исчисление и уплату налогов в бюджет иностранная фирма производит самостоятельно. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговых органах и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения должна исчислять налоги по совершаемым операциям и уплачивать их в порядке, установленном статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, Московский филиал ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ", осуществляя производственную деятельность на территории России, подлежит налогообложению на территории России. Представление "нулевых" деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль не свидетельствует об отсутствии налогообложения и об основании для признания данной организации нерезидентом России.
Таким образом, Московский филиал ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" соответствует всем признакам понятия "резидент" Российской Федерации в значении, установленным Правилами определения страны происхождения товаров. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
До начала судебного заседания от ООО "Таможенный брокер" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против требований апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Вместе с отзывом поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей заявителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель Оренбургской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "Таможенный брокер" (покупатель) и Филиалом ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" (поставщик) заключен договор от 17.08.2007 N 01/08-РФ на поставку цинка металлического марки ЦОА ГОСТ 3640-94 в чушках (слитках) весом 20 - 22 кг производства ОАО "Алмалыкский ГМК" в объеме 10 000 +/- 2 % тонн, выработанный поставщиком по контракту переработки, заключенному с ОАО "Алмалыкский ГМК" (т. 1, л.д. 14).
При ввозе указанного товара обществом на Орский таможенный пост Оренбургской таможни подана ГТД N 10409100/271009/0005271, в котором общество заявило право на таможенные преференции по уплате ввозной таможенной пошлины (т. 1, л.д. 29).
В ходе проверки данной ГТД таможенным органом установлено отсутствие возможности предоставление преференций по ввозной пошлине, в связи с чем заявителю вручено уведомление от 27.10.2009 и требование от 27.10.2009 о предоставлении документов, подтверждающих уплату причитающихся таможенных платежей (т. 1, л.д. 30 - 31).
Не согласившись с требованием от 27.10.2009 ООО "Таможенный брокер" обратилось с жалобой в Оренбургскую таможню (т. 1, л.д. 32).
Рассмотрев данную жалобу, таможенный орган признал решение Орского таможенного поста Оренбургской таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ГТД N 10409100/271009/0005271 правомерным, в удовлетворении жалобы заявителя отказано (т. 1, л.д. 33 - 35).
Полагая, что данные ненормативные акты таможенного органа нарушают права и законные интересы общества, ООО "Таможенный брокер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заинтересованным лицом не представлено доказательств, что филиал ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" является резидентом Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде: освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров: происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории какого-либо из этих государств ввозные таможенные пошлины не применяются.
Данная норма соответствует положениям Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994, участниками которого являются Российская Федерация, Республика Кыргызстан и другие государства.
Согласно статье 3 данного Соглашения договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон.
В силу пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 (далее - Правила) товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также экспортируется на основании договора / контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства - участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.
Из материалов дела следует, что ООО "Таможенный брокер" осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории Республики Кыргызстан на основании договора от 17.08.2007 N 01/08-РФ, заключенного между обществом и филиал ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" (Кыргызстан).
В соответствии с Правилами "резидент" - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики.
Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Основанием для отказа в предоставлении преференций послужил вывод таможенного органа о том, что филиал ОсОО "Универасл Маркет СЭЗ" является резидентом Российской Федерации.
Данный вывод сделан Оренбургской таможней на основании свидетельства о постановке на налоговый учет в Межрайонной инспекции МНС России N 38 по г. Москве (т. 1, л.д. 16), свидетельства об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации (т. 1, л.д. 17 - 18), информационного письма Госкомстата Российской Федерации об учете в ЕГРПО (т. 1, л.д. 19).
Вместе с тем данный вывод таможенного органа основан на неверном толковании норм права.
Из определения "резидент", установленного в Правилах, следует, что для признания юридического лица резидентом страны - члена СНГ не обязательно его создание/учреждение на территории стран СНГ.
Главным критерием определения того, является или не является конкретное юридическое лицо резидентом страны СНГ, выступает факт уплаты таким юридическом лицом соответствующих налогов в стране СНГ, в частности через свое представительство/филиал, зарегистрированное в такой стране и осуществляющее хозяйственную или коммерческую деятельность.
При этом наличие статуса юридического лица не является обязательным условием для признания организации резидентом в соответствии с нормами указанного Соглашения.
С учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации иностранная компания, поставленная на налоговый учет в налоговой инспекции по месту нахождения своего представительства и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через представительство, уплачивает налог на добавленную стоимость по налогооблагаемым операциям, связанным с реализацией товаров, в месте постановки на учет.
Между тем, филиал ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" не соответствует данным критериям, поскольку не производит уплату причитающихся к уплате налогов.
Данный факт подтверждается письмом Межрайонной инспекции ФНС N 47 по г. Москве от 07.07.2010 N 16-16/17241, согласно которому иностранная организация ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" представляет с 2007 г. "нулевые" налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль (т. 2, л.д. 164).
При этом осуществление в настоящий момент мероприятий налогового контроля в отношении филиала ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" по вопросу определения налогового статуса указанной иностранной организации и правомерности исчисления и уплаты налогов на территории Российской Федерации не свидетельствует об исчислении и уплаты налогов по совершаемым операциям.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Оренбургской таможней не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт уплаты Московским филиалом ОсОО "Универсал Маркет СЭЗ" налогов по налогооблагаемым операциям.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что филиал "Универсал Маркет СЭЗ" не является "резидентом" Российской Федерации в значении, предусмотренном Правилами, поскольку не подвергается налогообложению на территории Российской Федерации.
Кроме того, на основании пункта 1 Правил страной происхождения товара считается государство-участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке).
В данном случае страной происхождения товара является Республика Кыргызстан (графа 11 ГТД N 10409100/271009/0005271).
Таким образом, ООО "Таможенный брокер" имеет право на предоставление ему преференций (льгот) при ввозе товара с территории Республики Кыргызстан.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Постановление восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 n 18ап-11929/2010 по делу n а76-15935/2010 по делу о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.суд первой инстанции арбитражный суд челябинской области  »
Читайте также