Постановление двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу n а68-5206/10 по делу о признании незаконными решения антимонопольного органа о признании общества виновным в нарушении п. 1 ч. 1.2 ст. 11 федерального закона "о защите конкуренции" и предписания о недопущении впредь заключения вертикальных соглашений.суд первой инстанции арбитражный суд тульской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2010 г. по делу N А68-5206/10
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.10.2010 года по делу N А68-5206/10 (судья Елисеева Л.В.) принятое по иску (заявлению) ООО "Киреевская центральная районная аптека"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области,
третье лицо: ООО "Морон",
о признании незаконными решения и предписания,
при участии:
от заявителя: Протопоповой И.В. - генерального директора на основании распоряжения от 17.12.2009 N 302-р (т. 1, л.д. 35),
от ответчика: Гурджибэка Б.Г. - представителя по доверенности от 14.12.2010 N 244, Илюхиной М.О. - представителя по доверенности от 07.12.2010 N 238, Маркиной М.А. - представителя по доверенности от 06.12.2010 N 233,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Киреевская центральная районная аптека" (далее - заявитель, ОАО "Киреевская ЦРА", общество) обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Управление, ответчик, антимонопольный орган) от 15.06.2010 о признании ОАО "Киреевская ЦРА" виновным в нарушении п. 1 ч. 1.2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания Управления от 15.06.2010.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
В судебном заседании 08.12.2010, в соответствии со ст. 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объявлен перерыв до 15.12.2010.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что Управлением в период с ноября 2009 года по февраль 2010 года в соответствии с Приказом ФАС России от 13.11.2009 N 762 проводилась проверка соблюдения аптечными учреждениями Тульской области, включенными в реестр, предусмотренный п. 8 ч. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовые поставки противовирусных лекарственных средств указанным аптечным учреждениям, антимонопольного законодательства в сфере ценообразования на противовирусные лекарственные средства.
По результатам данной проверки 17.05.2010 в отношении ОАО "Киреевская ЦРА" было возбуждено дело N 64-5/8-2010 по признакам нарушения части 1.2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки Управлением установлено, что заявитель при формировании розничной цены на лекарственные средства "Арбидол" производства ОАО "Фармстандарт" и "Анаферон" производства ООО "НПФ "МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ", закупленные у оптового поставщика ООО "Морон" (Московская область, Люберецкий район, город Котельники) в лице его филиала в городе Туле в период с июня 2009 года по ноябрь 2009 года согласно договору поставки от 24.03.2007 N О/Д-01-047, применял розничные надбавки, не превышающие предельные надбавки, установленные постановлением администрации Тульской области от 18.09.2002 N 606 "О предельных оптовых и розничных надбавках к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих прав на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг" (далее - Постановление от 18.09.2002 г. N 606). При этом заявитель производил расчет розничных цен на лекарственные препараты, используя числовые значения, указанные в протоколах согласования цен в графе "Отпускная цена предприятия изготовителя за единицу продукции".
При сопоставлении протокола согласования цен на партии противовирусных препаратов, отгруженных филиалом ООО "Морон" в г. Туле в адрес ОАО "Киреевская ЦРА", было установлено, что в графе "Отпускная цена предприятия изготовителя за единицу продукции" протоколов согласования цен на лекарственные средства одного и того же наименования, серии и дозировки, относящихся к различным датам, указаны отличные друг от друга числовые значения.
Антимонопольным органом было установлено, что в протоколах согласования цен на лекарственные средства, отгруженные филиалом ООО "Морон" в г. Туле в адрес ОАО "Киреевская ЦРА", в графе "Отпускная цена предприятия изготовителя за единицу продукции" для противовирусных лекарственных средств "Арбидол" производства ОАО "Фармстандарт" и "Анаферон" производства ООО "НПФ "МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ" указаны числовые значения, существенно превышающие фактические значения отпускных цен предприятий-изготовителей, содержащиеся в товарных накладных на партии лекарственных средств тех же наименований и серий, отгруженные предприятиями-изготовителями в адрес ООО "Морон".
В результате применения ОАО "Киреевская ЦРА" для расчета розничных цен на лекарственные средства "Арбидол" и "Анаферон" числовых значений, указанных филиалом ООО "Морон" в г. Туле в графе "Отпускная цена предприятия изготовителя за единицу продукции" протоколов согласования цен и превышающих фактические значения отпускных цен предприятий-изготовителей, сформированные розничные цены на данные лекарственные средства оказались завышенными.
Доход, извлеченный ОАО "Киреевская ЦРА" вследствие необоснованного завышения цен на перечисленные лекарственные средства, составил 663 руб. 64 коп.
Решением УФАС по Тульской области от 15.06.2010 N 5/2023 ОАО "Киреевская ЦРА" было признано нарушившим в октябре и ноябре 2009 года п. 1 ч. 1.2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения ОАО "Киреевская ЦРА" было выдано предписание от 15.06.2010 N 5/2033 о недопущении впредь заключения вертикальных соглашений, нарушающих п. 1 ч. 1.2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, ОАО "Киреевская ЦРА" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 23 и ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В силу положений п. 1 ч. 1.2 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона о защите конкуренции), если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара. При этом под "вертикальным" понимается соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
В соответствии со ст. 12 Закона о защите конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Согласно приказу УФАС по Тульской области от 10.03.2009 N 32 ОАО "Киреевская ЦРА" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами более 35% в муниципальном образовании Киреевский район.
Из материалов дела следует, что между ООО "Морон" (Поставщик) и ОАО "Киреевская ЦРА" (Покупатель) был заключен договор от 24.03.2007 N О/Д-1-047 на поставку лекарственных средств.
Согласно п. 1.2 данного договора ассортимент, количество, цена единица Товара и общая сумма сделки определяются на каждую партию Товара отдельно и согласовываются Сторонами в каждом конкретном случае в Приложениях (товарно-сопроводительных документах) к настоящему договору.
Цены на реализуемые товары основаны на обоюдном соглашении сторон, указаны в накладной и счете-фактуре в российских рублях на каждую партию поставляемого товара отдельно (п. 2.1 договора).
При поставке продукции сторонами подписывались товарные накладные, содержащие информацию о цене поставляемой продукции, протоколы согласования свободных отпускных цен, в которых содержалась информация об отпускной цене производителя, оптовой цене ООО "Морон".
В проверяемый УФАС по Тульской области период (октябрь - ноябрь 2009 года) были подписаны протоколы от 03.10.2009 N 0240-431, от 03.11.2009 N 0253-814 и от 06.11.2009 N 0255-578.
Ценообразование на рынке лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, регулируется государством в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" и Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства".
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Пунктом 19 названного Положения в редакции Постановления от 08.08.2009 года N 654 предусмотрено, что реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654. Реализация лекарственных средств аптечным учреждением осуществляется при наличии указанного протокола.
Постановлением администрации Тульской области от 18.09.2002 N 606 были утверждены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Исходя из примечаний к установленным указанным постановлением надбавкам предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения применяются к оптовой отпускной цене отечественного производителя или контрактной цене иностранного производителя при их прямых закупках без налога на добавленную стоимость всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности и физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.
Для обеспечения правильности применения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения организациям, осуществляющим оптовую торговлю, необходимо указывать в сопроводительных документах наименование предприятия-изготовителя, зарегистрированную и фактическую (контрактную) цену предприятия-производителя, отпускную цену организации оптовой торговли.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" было предписано, что при реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный пункт действовал в проверяемый антимонопольным органом период деятельности заявителя.
Ответственность за несоблюдение порядка ценообразования предусмотрена ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, сведения о государственной регистрации предельных отпускных цен производителя на приобретаемые Аптекой лекарственные средства отсутствовали, розничные надбавки, примененные заявителем, находились в допустимых пределах, фактическая отпускная цена предприятия-изготовителя была известна только ООО "Морон".
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 18.09.2002 N 606 сведения о зарегистрированной и фактической (контрактной) цены предприятия-производителя, отпускная цена организации оптовой торговли обязательно должны указываться в сопроводительных документах. Лицом, ответственным за данные сведения, названа организация оптовой торговли.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что возложение ответственности за достоверность указанных сведений на аптечное учреждение розничной торговли противоречит постановлению администрации Тульской области от 18.09.2002
Постановление двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу n а68-4917/10 по делу о признании факта права собственности и изъятии емкостей из незаконного владения.суд первой инстанции арбитражный суд тульской области  »
Читайте также