Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу n А29-8045/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 17 февраля 2012 года Дело №А29-8045/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тетервака А.В. судей Великоредчанина О.Б., Бармина Д.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Родиной Ю.Н., при участии в судебном заседании представителя ответчика Бородина Д.Л., доверенность от 26.10.2011года, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2011 по делу № А29-8045/2011, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А., по иску федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) к открытому акционерному обществу «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» (ИНН: 1101205662, ОГРН: 1071101003830); Агентству Республики Коми по управлению имуществом (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607), третьи лица: Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, Федеральное агентство связи, общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарская компания по управлению имуществом», Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании права собственности и права хозяйственного ведения, установил: федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» (далее – Фонд, ответчик-1, заявитель), Агентству Республики Коми по управлению имуществом (далее – Агентство, ответчик-2). Предметом иска явилось требование истца о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилые помещения № 1, 2, 3, 4 общей площадью 107,2 кв.м., расположенные на первом этаже здания по адресу: г. Ухта, ул. Бушуева, д. 1 (далее – спорные помещения). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми (далее – Теруправление), Федеральное агентство связи, общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарская компания по управлению имуществом» (далее – ООО «Сыктывкарская компания по управлению имуществом»), Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее – Управление Росреестра). Ответчики исковые требования не признали. Третье лицо – Теруправление поддержало исковые требования. Третье лицо – Управление Росреестра указало, что не является заинтересованным лицом по настоящему делу. Остальные третьи лица отзывы на иск не представили. Решением от 28.11.2011 Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении исковых требований к Агентству, удовлетворил иск к Фонду в полном объеме. Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Республики Коми, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу. Заявитель указывает, что субъект Российской Федерации - Республика Коми распорядилась принадлежащим ему имуществом, передав здание, в котором расположены спорные помещения в уставный капитал Фонда, право собственности за которым зарегистрировано в установленном порядке в 2007 году. Считает, что Фонд является добросовестным приобретателем. Судом неправомерно применены положения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1). Предприятие в своем отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, просит оставить решение без изменения. Агентство отзыв на апелляционную жалобу не представило. Управление Росреестра изложило свою позицию по жалобе в отзыве. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Территориальное управление Росимущества в Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, решение суда просило оставить в силе, апелляционную жалобу просило рассмотреть в отсутствие его представителя. Остальные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу. Как следует из материалов дела, на основании соглашения № 42 от 20.01.1993 «О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Коми» за Республикой Коми было зарегистрировано право собственности на учрежденческое здание - лабораторно-производственный корпус, общей площадью 7194,1 кв.м, что подтверждается Свидетельством от 06.03.2007 11 АА № 442554 (т.2 л.д. 21). Постановлением Правительства Республики Коми от 19.02.2007 №23, решением единственного учредителя от 27.03.2007 создано ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми». В качестве вклада в уставный капитал Фонда было внесено недвижимое имущество, в том числе здание по адресу: г. Ухта, ул. Бушуева, д. 1. Право собственности Фонда было зарегистрировано, о чем выдано свидетельство 11 АА № 475111 от 02.07.2007 (т.2 л. 29-40). Впоследствии указанное здание являлось предметом возмездных сделок, переход права собственности, на которое также был зарегистрирован в установленном порядке, и в конечном итоге вновь перешло в собственность Фонду. 09.11.2010 за Фондом зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - лабораторно-производственный корпус, назначение: нежилое здание, 11 этажный, общая площадь 7003,8 кв.м., инв. № 010500663, лит.А, адрес: Республика Коми, г. Ухта, ул. Бушуева, д. 1 (далее – Здание), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 11 АА № 722199 (т. 2 л.д. 78), которое выдано взамен свидетельства №11 АА №734715 от 18.09.2010. Предприятие занимает спорные помещения, являющиеся частью Здания, на основании договора субаренды от 01.01.2011, заключенного с ООО «Сыктывкарская компания по управлению имуществом», которое арендует спорные помещения у Фонда на основании договора аренды от 01.10.2010 № А210/10/1 (т.1 л.д. 62-77). Полагая, что спорные помещения являются федеральной собственностью в силу закона и принадлежат ему на праве хозяйственного ведения, истец обратился в суд с настоящим иском. Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. При этом данная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Обращаясь в суд с иском о признании права собственности, истец в соответствии со статьей 65 АПК РФ должен доказать законность оснований возникновения права собственности на указанную недвижимость и нарушение его имущественных прав действиями ответчика. В соответствии с пунктом 6 раздела 4 Приложения №1 к Постановлению № 3020-1 объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе предприятия связи относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Из статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» также следует, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения. До вступления в силу Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 265 «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1390 «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации», статьи 5 Федерального закона от 09.08.1995 № 129-ФЗ «О почтовой связи» являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации - и финансировались из федерального бюджета. В обоснование своих требований истцом также представлены в материалы дела: копия технического паспорта по состоянию на 24.03.1978 (т. 3 л.д. 48-49); список абонентов Ухтинской городской телефонной сети Министерства связи СССР (т. 3 л.д. 32-34); справка Администрации МОГО «Ухта» от 21.11.2011 № 01-45-3688 об образовании в 1979 году Сосногорского района за счет разукрупнения пригородной зоны города Ухты (т. 3 л.д. 37); письмо Коми филиала ОАО «Ростелеком» от 14.06.2011 №КМФ-02-02-57/1820 (т.1 л.д. 113); справочник «Список абонентов Ухтинской городской телефонной сети» 1992 года (т. 3. л.д. 35-36); договоры аренды спорных помещений, заключенные Предприятием (т. 1 л.д. 57-112). Судом также допрошена в качестве свидетеля Евтюхина А.И., работавшая в отделении связи Ухта-14 в период с 1982 по 2001 годы. Проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что спорные помещения в Здании с 1978 года и на момент разграничения государственной собственности в 1991 году, а также в настоящее время непрерывно находились во владении отделения почтовой связи. Указанный вывод лицами, участвующими в деле не опровергается. Доказательств обратного не представлено. Таким образом, на момент разграничения государственной собственности спорные помещения использовались предприятием почтовой связи в своей уставной деятельности, из его владения данные помещения не выбывали, и в силу пункта 6 раздела IV приложения № 1 к Постановлению № 3020-1 его имущество относится исключительно к федеральной собственности. В связи с этим, спорные помещения не могли быть переданы в собственность Республики Коми на основании приложения 2 к Постановлению № 3020-1. На момент государственной регистрации права собственности Республики Коми на Здание (06.03.2007) Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Коми от 20.01.1993 №42 утратило силу в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми от 30.03.2002. Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что государственная регистрация права собственности Республики Коми на спорные помещения неправомерна. В силу положений пункта 1 статьи 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. На основании вышеизложенного, сделки, связанные с отчуждением Республикой Коми спорных помещений к последующим приобретателям (ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», ООО «Ухтинская компания по управлению имуществом», ООО «Сыктывкарская компания по управлению имуществом», ООО «Недвижимость») являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ, как противоречащие вышеназванным нормам права. Поскольку с 1978 года спорные помещения использовались государственными учреждениями, оказывающими услуги почтовой связи на территории Республики Коми, последним из которых являлось государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Республики Коми (далее - УФПС РК), помещения принадлежали ему на праве оперативного управления. Согласно распоряжению Правительства РФ № 885-р от 28.06.2002 и № 1227-р от 05.09.2002 создано Предприятие, за которым закреплено имущество ликвидируемого УФПС РК на праве хозяйственного ведения. При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования Предприятия к Фонду о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения. Удовлетворение требований истца, в чьем фактическом владении находится спорные помещения, влечет восстановление его нарушенного права в отношении указанного недвижимого имущества. В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено. Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 ноября 2011 года по делу № А29-8045/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу. Председательствующий А.В. Тетервак Судьи О.Б. Великоредчанин Д.Ю. Бармин Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу n А29-5975/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|