Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2012 по делу n А29-6177/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 20 февраля 2012 года Дело № А29-6177/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хоровой Т.В., судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М., при участии в судебном заседании: заявителя: индивидуального предпринимателя Мацепы В.В., представителей ответчиков: Симирняк К.Е., действующего на основании доверенности от 28.12.2009 №03-13/18572, Бабиковой Ю.П., действующей на основании доверенности от 12.01.2012 №05-16/5, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мацепы Валерия Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2011 по делу №А29-6177/2011, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Мацепы Валерия Васильевича (ИНН: 110304084837, ОГРН: 304110322700080) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о признании недействительными решений №09-46/5 от 18.05.2011 и №318-А от 14.07.2011, установил:
индивидуальный предприниматель Мацепа Валерий Васильевич (далее – Предприниматель, налогоплательщик) обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – Управление) о признании недействительными решения Инспекции №09-46/5 от 18.05.2011 и решения Управления №318-А от 14.07.2011. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2011 в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано. Предприниматель с принятым решением суда не согласился обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение суда подлежит отмене, т.к. принято с нарушением норм материального права и при неверных выводах суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела. При этом Предприниматель указывает, что оспаривает только бесспорное взыскание доначисленных ему налогов, пени и штрафных санкций, поскольку по результатам проведенной выездной налоговой проверки Инспекцией было произведено изменение статуса Предпринимателя как налогоплательщика, в связи с чем налоговому органу следовало руководствоваться требованиями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскивать с налогоплательщика задолженность только в судебном порядке. Предприниматель считает, что решение Инспекции нарушает его имущественные права, гарантированные гражданам Конституцией Российской Федерации. Кроме того, вопреки положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации решения Инспекции и Управления нарушают права Предпринимателя на судебную защиту, так как нарушено его права на подачу встречного заявления с целью защиты деловой репутации Предпринимателя. Кроме того, Предприниматель настаивает, что в его действиях отсутствует вина и ссылается на подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (выполнение налогоплательщиком письменных разъяснения по налоговому законодательству). В обоснование своей позиции по жалобе налогоплательщик ссылается также на судебную практику и определения Конституционного Суда Российской Федерации. Инспекция и Управление представили отзывы на жалобу, в которых против доводов Предпринимателя возражают, просят решения суда оставить без изменения. Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзывах на жалобу. В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои позиции по рассматриваемому спору. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией в отношении Предпринимателя проведена выездная налоговая проверка, о чем составлен акт №09-46/5 от 11.04.2011. 18.05.2011 Инспекцией вынесено решение №09-46/5, согласно которому Предприниматель (с учетом смягчающих вину обстоятельств) привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 4052,90 руб. (по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации) и в размере 10929,80 руб. (по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, указанным решением Предпринимателю предложено уплатить: -единый социальный налог - 78 189 руб., -налог на доходы физических лиц - 6480 руб., - НДС - 165537 руб., - пени - 84 297,81 руб. Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обжаловал его в Управление. Решением вышестоящего налогового органа №318-А от 14.07.2011 решение Инспекции было изменено (из пункта 1 резолютивной части решения Инспекции исключен подпункт 1, в остальной части решение оставлено без изменения). Предприниматель с решениями Инспекции и Управления не согласился и обратился с заявлением в суд. Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 54, 82, 88, 89, 143, 145, 153, 154, 168, 207, 209, 210, 221, 227, 235-237, 241, 346.26, 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, решением Совета муниципального образования «Город Воркута» «О введении в действие на территории МО «Город Воркута» системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» от 31.10.2005 №243 (с изменениями и дополнениями), решением Совета муниципального образования «Город Воркута» «О введении в действие на территории МО «Город Воркута» системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» от 24.11.2008 №244 (с изменениями и дополнениями), пришел к выводу о необоснованности позиции налогоплательщика и отказал ему в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемое решение Инспекции соответствует действующим нормам налогового законодательства, вынесено в пределах предоставленных налоговому органу полномочий, а заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением. Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывы на жалобу, заслушав ИП Мацепу В.В. и представителей налоговых органов, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Таким образом, из положений статей 23 и 45 НК РФ вытекает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также владеть информацией о том, какие суммы налогов уплачены им своевременно, а какие налоговые обязательства не исполнены или исполнены несвоевременно. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации и индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Если отсутствуют основания для взыскания налога в судебном порядке, поименованные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, недоимка взыскивается в порядке, предусмотренном статьями 46 - 47 НК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией был сделан вывод о необоснованном применении Предпринимателем в проверяемом периоде специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в части оказываемых им услуг в области права, в связи с чем налогоплательщику по итогам проверки начислены налоги по общепринятой системе налогообложения: налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, пени за несвоевременную уплату данных налогов и штрафные санкции. При этом величина дохода, в отношении которого Инспекцией были произведены начисления налогов по общепринятой системе налогообложения, Предпринимателем не оспаривается. Согласно статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 указанной статьи НК РФ, в том числе, в части оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН) только по коду 010000 - «Бытовые услуги», за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Правовые услуги, согласно ОКУН, отнесены к группе «Услуги правового характера» (код 090000) вид деятельности «Прочие услуги правового характера» (код 091300), и, следовательно, предпринимательская деятельность по оказанию данного вида услуг, как населению (физическим лицам), так и организациям, не относится к видам деятельности, которые могут быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Поэтому в данном случае деятельность Предпринимателя в области правовых услуг подлежит налогообложению по общепринятой системе. Согласно информации из ЕГРИП в отношении Предпринимателя в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» указан один осуществляемый налогоплательщиком вид деятельности - деятельность в области права (код ОКВЭД 74.11). Факт осуществления Предпринимателем единственного вида деятельности (оказание правовых услуг) подтвержден самим Предпринимателем (протокол допроса №4 от 31.01.2011). При этом в части оказания данного вида услуг Предпринимателем применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно была поддержана позиция Инспекции о необходимости определять налоговые обязательства Предпринимателя исходя из общепринятой системы налогообложения. Также из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки Инспекцией не рассматривался вопрос и не делалось выводов в отношении заключенных Предпринимателем гражданско-правовых сделок, не изменялась юридическая квалификация характера деятельности налогоплательщика и его статуса. Установленное Инспекцией неправомерное применение Предпринимателем единого налога на вмененный доход такого рода переквалификацией не является, что исключает применение статьи 45 НК РФ к взысканию с налогоплательщика задолженности, имеющейся у него по результатам выездной налоговой проверки, в судебном порядке. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в рамках дела №А29-6177/2011 Предпринимателем оспаривались решения, принятые Инспекции и Управлением по результатам выездной налоговой проверки, поэтому обоснованность (необоснованность) действий налогового органа по применению статьи 46 НК РФ предметом рассмотрения в рамках данного дела не является. Судом апелляционной инстанции признается несостоятельным довод Предпринимателя о том, что решение Инспекции нарушает его имущественные права (никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда), которые гарантируются гражданам Конституцией Российской Федерации. В данном случае суд апелляционной инстанции считает, что действия Инспекции по проведению выездной налоговой проверки и оформлению ее результатов соответствуют требованиям НК РФ, в то время как выявление по результатам проведенной проверки допущенного налогоплательщиком нарушения налогового законодательства не является нарушением его имущественных прав и положений Конституции Российской Федерации, поскольку (с учетом положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), приобретая статус индивидуального предпринимателя, физическое лицо может и должно осознавать возможность наступления негативных последствий в результате такого рода деятельности. Арбитражный Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2012 по делу n А82-6242/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|