Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.02.2012 по делу n А82-12245/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

24 февраля 2012 года

Дело № А82-12245/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года. 

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011  по делу №А82-12245/2011, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.,

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)

(ИНН: 7604188661,  ОГРН: 1107604014825)

к индивидуальному предпринимателю Корсакову Константину Дмитриевичу (ИНН: 760300213889, ОГРН 304760332100131),

о взыскании 1039 рублей 20 копеек финансовых санкций,

установил:

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (далее – Управление Пенсионного фонда, фонд, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к индивидуальному предпринимателю Корсакову Константину Дмитриевичу (далее – Предприниматель) о взыскании 1039 рублей 20 копеек финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011 в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда отказано.

Заявитель с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования Пенсионного фонда удовлетворить в полном объеме. Фонд отмечает, что Предприниматель в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) не исполнил в установленный срок (не позднее 01.03.2011) обязанность по представлению сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1) и других сведений (формы АДВ-6-2, АДВ-6-3) за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета. За указанное нарушение правомерно предъявлен для взыскания штраф в размере 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд. Заявитель жалобы полагает, что отказ суда первой инстанции во взыскании с Предпринимателя штрафа является неправомерным. Просит учесть, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) обязывает представлять в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам; за непредставление расчета статьей 46 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность. Федеральный закон № 27-ФЗ предусматривает иную обязанность, а также ответственность за неисполнение данной обязанности. Таким образом, полагает фонд, что привлечение Предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ и привлечение к ответственности за непредставление расчета в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, не может расцениваться как повторное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение.

Индивидуальный предприниматель Корсаков К.Д. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что за одно и то же нарушение он был привлечен к ответственности дважды.

Более подробно позиции сторон отражены в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление Пенсионного фонда просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. Предприниматель в отзыве на жалобу сообщил о невозможности присутствовать в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения  Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, не представил в Управление Пенсионного фонда сведения о сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представлены Предпринимателем с нарушением срока, а именно: 03.03.2011 (листы дела 8-10).

19.05.2011 специалистом Управления Пенсионного фонда по данному факту составлен акт от 19.05.2011 № 2011/000115 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (лист дела 11).

01.07.2011 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда принято решение о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в виде наложения финансовых санкций в сумме 1 039 рублей 20 копеек (лист дела 14).

23.08.2011 Предпринимателю направлено требование от 08.08.2011 № 2011/00115 об уплате финансовой санкции в сумме 1 039 рублей 20 копеек в срок до 05.09.2011 (листы дела 18-20). Данное требование Предпринимателем не исполнено.

20.10.2011 Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчика  1039 рублей 20 копеек финансовых санкций.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался статьями 2, 6, 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статьями 14, 16, 46 Федерального закона № 212-ФЗ, статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ, принял во внимание, что Предприниматель был привлечен к ответственности по статье 46 Федерального закона № 212-ФЗ за непредставление тех сведений, за которые он привлечен к ответственности решением фонда от 01.07.2011, и отказал фонду в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальный предприниматель Корсаков К.Д. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ  данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, Закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, а Закон № 27-ФЗ – отношения, связанные с представлением необходимых для индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, за которых эти взносы уплачиваются.

Согласно статье 1 Федерального Закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) закреплена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации следующие сведения, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В абзаце 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона (не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно положениям пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Форма такого расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.11.2009 № 895н. Данная форма предусматривает, в том числе предоставление сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета, указание фамилии, имени, отчества плательщика страховых взносов, данные для расчета сумм начисленных страховых взносов с указанием периодов осуществления индивидуальной трудовой деятельности.

За непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в статье 46 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность.

Из вышеприведенных норм Федерального закона № 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели (не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за самих себя в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов. Размер страховых взносов в этом случае определен законом.

Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представляемый плательщиком страховых взносов – индивидуальным предпринимателем, не производящим

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.02.2012 по делу n А82-4907/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также