РЕКОМЕНДАЦИЯ n 112 Международной организации труда"О СЛУЖБАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ"(Принята в г. Женеве 24.06.1959 на 43-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 112
О СЛУЖБАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(Женева, 24 июня 1959 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1959 года на свою сорок третью сессию,
постановив принять ряд предложений об организации служб здравоохранения на предприятии, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят девятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1959 года о службах здравоохранения на предприятии:
I. Определение
1. В целях настоящей Рекомендации, выражение "служба здравоохранения на предприятии" означает службу, организованную на местах работы или поблизости от них с целью:
a) обеспечить защиту трудящихся от всякого ущерба для здоровья, связанного с их работой или условиями, в которых она выполняется;
b) содействовать приспособлению трудящихся к работе с физической и с психологической точек зрения, и в частности посредством приспособления работы к трудящимся и назначения их на подходящую для них работу; и
c) способствовать установлению и поддержанию наибольшей степени физического и морального благосостояния трудящихся.
II. Методы применения
2. Учитывая разнообразие условий и порядков в разных странах, службы здравоохранения на предприятии должны быть установлены, в зависимости от обстоятельств:
a) либо законодательным путем;
b) либо на основании коллективного договора или любого другого соглашения, заключенного между заинтересованными предпринимателями и трудящимися;
c) либо иным порядком, утвержденным компетентным органом власти по консультации с организациями предпринимателей и трудящихся.
III. Организация
3. В зависимости от обстоятельств и применяемых норм, службы здравоохранения на предприятии должны:
a) учреждаться самими заинтересованными предприятиями или быть приданы к постороннему учреждению;
b) учреждаться:
i) либо как отдельные службы в рамках одного только предприятия;
ii) либо как службы, общие для нескольких предприятий.
4. Чтобы дать всем трудящимся возможность пользоваться преимуществом здравоохранения на предприятии, организация служб здравоохранения на предприятии должна распространяться как на промышленные, непромышленные и сельскохозяйственные предприятия, так и на общественные службы. Однако в случаях, когда службы здравоохранения не могут быть немедленно учреждены на всех предприятиях, они должны учреждаться в первую очередь:
a) на предприятиях, на которых здоровье трудящихся подвергается наибольшей опасности;
b) на предприятиях, на которых здоровье трудящихся подвергается особому риску;
c) на предприятиях, на которых число занятых рабочих превышает установленный минимум.
5. Когда учреждение службы здравоохранения на предприятии, в том виде, как она определена в настоящей Рекомендации, временно невозможно по географическим или другим соображениям, определяемым законодательством страны, предприятие должно заключить соглашение с врачом или местной медицинской службой, на которых должно быть возложено:
a) оказание скорой помощи;
b) производство медицинских осмотров, предписываемых законодательством страны;
c) обеспечение надзора за соблюдением санитарных условий на предприятии.
IV. Функции
6. Службы здравоохранения на предприятии должны играть роль преимущественно профилактического характера.
7. Службам здравоохранения на предприятии не должна поручаться проверка обоснованности неявок по болезни. Это не должно препятствовать службам здравоохранения на предприятии знакомиться с условиями, которые могут вести к отсутствию трудящегося на работе по причине болезни, и с ходом болезни трудящегося, чтобы иметь возможность лучше оценить эффективность своей профилактической деятельности, своевременно обнаружить разные виды профессионального риска и предоставить трудящимся соответствующую работу для восстановления их трудоспособности.
8. В зависимости от того, в какой степени одна или некоторые из указанных ниже функций уже выполняются удовлетворительным образом, согласно законодательству или практике страны, другими соответствующими службами, работу служб здравоохранения на предприятии следует постепенно расширять, в зависимости от обстоятельств, таким образом, чтобы эти службы выполняли, в частности, следующие функции:
a) наблюдение на предприятии за всеми факторами, способными нанести ущерб здоровью трудящихся, и выполнение в этой области консультативных функций при администрации предприятия и при трудящихся или их представителях на предприятии;
b) изучение или участие в изучении работы как с точки зрения гигиены, так и с физиологической и с психологической точек зрения, и консультацию администрации предприятия и трудящихся по вопросам наилучшего устройства рабочих мест в этом отношении;
c) участие, в сотрудничестве с другими заинтересованными органами или службами предприятия, в мероприятиях по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, наблюдение за средствами индивидуальной защиты и их использованием, а также консультацию в этой области администрации предприятия и трудящихся;
d) наблюдение за гигиеничностью санитарных узлов, а также всех других устройств на предприятии, предусмотренных для бытового обслуживания трудящихся, как-то: кухонь, столовых, яслей, домов отдыха, а в случае необходимости и наблюдение за диетическим режимом питания трудящихся;
e) производство медицинских осмотров при приеме на работу, а также периодических и специальных осмотров уже на работе, включая, в случае надобности, биологические и радиологические исследования, предписываемые законодательством страны или соглашением, заключенным между заинтересованными сторонами или организациями, или признанные полезными врачом службы здравоохранения на предприятии в качестве предупредительной меры; эти осмотры должны быть предусмотрены таким образом, чтобы обеспечивать особое наблюдение за некоторыми категориями трудящихся, как, например, за женщинами, подростками, трудящимися, подверженными особому риску, или лицами, страдающими физическими недостатками;
f) наблюдение за приспособлением работы к трудящимся, и в частности к трудящимся - инвалидам, в соответствии с их физическими возможностями, участие в восстановлении их трудоспособности и в их переобучении и консультации в этой области;
g) консультацию администрации и трудящихся при определении трудящихся на работу или переводе их на другую работу;
h) индивидуальные консультации трудящихся, по их личной просьбе, относительно расстройства здоровья, обнаруживающегося или усиливающегося в ходе работы;
i) оказание скорой помощи пострадавшим от несчастных случаев или почувствовавшим внезапное недомогание, а также, при некоторых обстоятельствах и с согласия заинтересованных лиц (в том числе лечащего врача трудящегося), предоставление некоторых видов амбулаторного лечения трудящимся, не прервавшим своей работы или вернувшимся на работу;
j) подготовку и регулярную тренировку сандружинников, а также наблюдение за материалом по оказанию первой помощи и уход за ним, в сотрудничестве, в случае необходимости, с другими заинтересованными службами или органами;
k) обучение персонала предприятия в области здравоохранения и гигиены;
l) составление и периодический пересмотр статистических сводок относительно состояния здоровья рабочих и служащих предприятия;
m) проведение исследований в области здравоохранения на предприятии или участие в такого рода исследованиях в контакте со специализированными службами или учреждениями.
9. Когда одна или более из перечисленных в предыдущем параграфе функций осуществляются в соответствии с национальным законодательством или практикой соответствующими службами, не являющимися службами здравоохранения на предприятии, вышеуказанные службы должны обеспечивать врача службы здравоохранения на предприятии любой соответствующей информацией, которую он может затребовать.
10. Службы здравоохранения на предприятии должны поддерживать тесную связь с другими службами и органами предприятия, занимающимися вопросами здравоохранения, безопасности и бытового обслуживания трудящихся, в частности с органами по социальному обслуживанию и по технике безопасности, с отделом кадров, с профсоюзными органами на предприятии, а также с комитетами по гигиене и безопасности или другими фабрично-заводскими комитетами или лицами на предприятии, занимающимися санитарными или социальными вопросами.
11. Помимо этого, службы здравоохранения на предприятии должны поддерживать связь с другими службами и органами вне предприятия, занимающимися вопросами здравоохранения, безопасности, восстановления трудоспособности, переобучения, перевода инвалидов на другую работу и бытового обслуживания трудящихся.
12. 1) На медицинском осмотре при поступлении на работу или по случаю первой консультации уже на работе, службы здравоохранения не предприятии должны заводить конфиденциальную медицинскую карточку на каждого работника и дополнять ее при всех последующих осмотрах и консультациях.
2) Службы здравоохранения на предприятии должны вести надлежащие записи с тем, чтобы быть в состоянии предоставлять, при условии соблюдения положений параграфа 21, необходимые сведения относительно проводимой ими работы и общего состояния здоровья трудящихся данного предприятия.
V. Персонал и оборудование
13. Каждая служба здравоохранения на предприятии должна находиться под руководством врача, который, в зависимости от обстоятельств, должен быть непосредственно ответствен за деятельность возглавляемой им службы перед администрацией предприятия или перед органом, которому подчинена эта служба.
14. Врачи службы здравоохранения на предприятии не должны обслуживать большее число трудящихся, чем то, за которым они могут соответствующим образом наблюдать, с должным учетом особых проблем, связанных с типом и характером соответствующей отрасли промышленности.
15. Врачи служб здравоохранения на предприятии должны пользоваться полной независимостью от предпринимателя и от трудящихся в профессиональном и моральном отношениях. Для обеспечения этой независимости условия труда врачей служб здравоохранения на предприятии, в частности условия их назначения и увольнения, должны определяться законодательством страны или соглашениями между заинтересованными сторонами или организациями.
16. Врач, заведующий службой здравоохранения на предприятии, должен, по мере возможности, обладать особой подготовкой в области здравоохранения на предприятии или же, по меньшей мере, быть знаком с промышленной гигиеной, с организацией первой помощи и с патологией труда, а также с законодательством по различным видам своей служебной деятельности. Ему должна быть предоставлена возможность совершенствоваться в этой области.
17. Санитарный персонал, входящий в состав служб здравоохранения на предприятии, должен иметь квалификацию, отвечающую нормам, установленным компетентным органом.
18. Персонал по оказанию первой помощи должен:
a) состоять исключительно из лиц с соответствующей квалификацией;
b) быть готовым немедленно оказывать помощь в рабочее время.
19. Помещения и оборудование служб здравоохранения на предприятии должны отвечать нормам, установленным компетентным органом власти.
VI. Условия эффективной работы
20. Для эффективного выполнения своих функций службы здравоохранения на предприятии должны:
a) иметь свободный доступ ко всем рабочим местам и вспомогательным установкам предприятия;
b) осматривать рабочие места в надлежащие промежутки времени в сотрудничестве, в случае необходимости, с другими службами предприятия;
c) иметь возможность знакомиться с применяемыми технологическими процессами, с трудовыми нормами и с используемыми веществами или с веществами, которые предполагается использовать;
d) иметь возможность самостоятельно или через посредство утвержденных технических органов:
i) производить обследования и изыскания относительно возможного профессионального риска, например, путем взятия проб и проведения анализа используемых на производстве продуктов, веществ и любых материалов, которые могут оказать вредное действие на здоровье, а также воздуха на местах работы, и
ii) измерять интенсивность вредных физических факторов;
e) иметь возможность требовать от компетентных властей соблюдения норм охраны здоровья и безопасности труда на предприятии.
21. Каждое лицо, входящее в состав службы здравоохранения на предприятии, должно быть связано обязательством соблюдения профессиональной тайны как в отношении медицинских, так и в отношении технических данных, установленных или обнаруженных в порядке выполнения своих обязанностей и проведения перечисленных выше видов деятельности при условии соблюдения предусматриваемых законодательством страны исключений.
VII. Общие положения
22. Все трудящиеся и их организации должны полностью сотрудничать в осуществлении цели, преследуемой службой здравоохранения на предприятии.
23. Обслуживание, предоставляемое службами здравоохранения на предприятии в рамках предусмотренных настоящей Рекомендацией видов деятельности, не должно вовлекать трудящихся в какие-либо расходы.
24. Если законодательство страны не устанавливает иного порядка и если не существует договора между заинтересованными сторонами, финансирование организации и работы службы здравоохранения на предприятии должно производиться за счет предпринимателя.
25. Законодательство страны должно определять, на какой орган власти возлагается осуществление контроля организации и работы служб здравоохранения на предприятии. Законодательство может, в случае необходимости, возлагать на официальные технические органы роль советников в этой области.

КОНВЕНЦИЯ n 114 Международной организации труда"О ТРУДОВЫХ ДОГОВОРАХ РЫБАКОВ"(Принята в г. Женеве 19.06.1959 на 43-ей сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также