"РУКОВОДСТВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ НА УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ, РЕМОНТОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ"(Утверждено в декабре 1986 г. на 29-ой сессии Группы экспертов по международной договорной практике в области промышленности)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РУКОВОДСТВО
ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ НА УСЛУГИ,
СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ,
РЕМОНТОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И
ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ <*>
Часть первая. ВВЕДЕНИЕ
I. Справочная информация
1. Экономические соображения, обусловливающие заключение договоров о материально-экономическом обслуживании, ремонте и эксплуатации промышленных предприятий, продиктованы увеличением объема производства и удлинением срока службы промышленных предприятий, а также экономией средств путем повышения производительности труда. Услуги по материально-техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации промышленных предприятий помогают продлить срок службы оборудования, обеспечить оптимальное использование промышленного предприятия для целей производства, а также постоянную эксплуатационную готовность оборудования при одновременном обеспечении безопасности персонала.
--------------------------------
<*> Настоящее Руководство, подготовленное под эгидой Комитета по развитию торговли, было разработано Группой экспертов по международной договорной практике в области промышленности и утверждено на ее двадцать девятой сессии (декабрь 1986 года).
2. Хотя материально-техническое обслуживание промышленного предприятия в течение срока его службы может быть весьма дорогостоящим в зависимости от обстоятельств и типа предприятия, его воздействие на общий ход работы предприятия и его рентабельность, как правило, является положительным. Для более глубокого понимания значения стоимости материально-технического обслуживания для предприятия следует изучить каждый ее компонент. Стоимость материально-технического обслуживания включает не только непосредственные затраты на рабочую силу и материалы, используемые при выполнении работ по материально-техническому обслуживанию и ремонту, но и стоимость вынужденной замены предприятий до истечения нормального срока его службы.
3. В том, что касается договоров о материально-техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации, очень важно, чтобы предприятие было обеспечено необходимыми запасными частями. Однако ответ на вопрос о том, следует ли самому предприятию держать крупный резерв запасных частей или следует только обеспечить их доставку из запасов поставщика, зависит от конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации.
4. Обслуживание некоторых специальных видов промышленных предприятий может проводиться только их поставщиками, либо поскольку никакой другой подрядчик по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации не в состоянии выполнить эту работу, либо поскольку поставщики поставили условие о том, что продажа такого промышленного предприятия зависит от сохранения за ними права на его обслуживание. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах материально-техническое обслуживание и ремонт некоторых видов оборудования и установок (например, лифтов) предписываются и регулируются законом (обязательное материально-техническое обслуживание и ремонт).
II. Сфера применения, цель и характер
5. Настоящее Руководство посвящено услугам, связанным с материально-техническим обслуживанием и ремонтом, а также с эксплуатацией промышленного предприятия, и в его разделах излагаются основные положения договоров о материально-техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации. Договоры о материально-техническом обслуживании и ремонте касаются, в частности, услуг, предоставляемых обычно после истечения гарантийного периода, а договоры об эксплуатации могут быть связаны с услугами, предоставленными в период строительства промышленного предприятия, в гарантийный и / или последующий период. Цель настоящего Руководства состоит в том, чтобы облегчить разработку этих трех типов договоров посредством обращения внимания пользователей на некоторые аспекты, присущие каждому из них. Как и предыдущие руководства ЕЭК, настоящее Руководство носит рекомендательный характер и отражает текущую практику. Многочисленные общие условия, типовые договоры, руководства и справочники, которые разработаны и приняты международными организациями и профессиональными ассоциациями и используются в настоящее время, также могут быть источниками полезной информации.
6. Необходимые для заказчика услуги могут касаться как старого, так и нового предприятия. В этой связи следует различать следующие две ситуации:
i) поставщик нового предприятия в качестве основного подрядчика может также выступать в роли поставщика услуг (всех или только некоторых), т.е. получить заказ на продолжение работы для этого же заказчика в качестве подрядчика по материально - техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации. Это - простейший вариант, который может быть предусмотрен либо одним всеобъемлющим соглашением (строительство плюс предоставление услуг), либо несколькими (отдельными) договорами;
ii) поставщик услуг (подрядчик по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации) не является строительным подрядчиком.
7. Правовые вопросы, рассмотренные в настоящем Руководстве, представляют собой те проблемы, которые обычно возникают после окончательного успешного завершения проекта. Услуги, связанные с материально-техническим обслуживанием и ремонтом, требуются, как правило, в послегарантийный период, хотя имеются случаи, когда некоторые услуги оказываются до истечения гарантии. Следует отметить, что договоры о материально-техническом обслуживании и ремонте не предназначены для использования в качестве замены гарантий производителя, и к использованию таких договоров в период действия гарантии на поставленное предприятие следует подходить с большой осторожностью.
8. Необходимым предварительным условием оказания услуг по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации является точное знание ситуации в отношении промышленного предприятия, требующего таких услуг. Договоры о материально - техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации должны, таким образом, основываться на тщательной инспекции предприятия. С самого начала оказания услуг следует располагать соответствующими отчетами, включающими чертежи построенного объекта и списки запасных частей, а также инструкциями по обслуживанию.
III. Объяснение основных терминов,
используемых в руководстве
9. В настоящем Руководстве термины "заказчик", "подрядчик", "материально-техническое обслуживание", "эксплуатация", "промышленное предприятие" и "ремонт" имеют следующее значение.
10. Заказчик представляет собой сторону в договоре, независимо от того, является ли она собственником промышленного предприятия или нет, которой требуются услуги по материально-техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации или которая приобретает их.
11. Подрядчик представляет собой сторону в договоре, которая предоставляет услуги, упомянутые в пункте 10.
12. Материально-техническое обслуживание представляет собой комплекс операций, выполняемых для того, чтобы промышленное предприятие оставалось в эксплуатационном состоянии в течение срока своей службы или, другими словами, чтобы такое предприятие оставалось в приемлемом состоянии, что означает необходимость соблюдения определенных параметров, которые заранее согласовываются сторонами.
13. Эксплуатация включает услуги, целью которых является обеспечение надлежащего функционирования промышленного предприятия до и после его сооружения.
14. Промышленное предприятие означает промышленное или иное предприятие или вспомогательные и дополнительные установки, включая здания и оборудование, которые подлежат материально - техническому обслуживанию, ремонту или эксплуатации.
15. Ремонт заключается в приведении промышленного предприятия в первоначальное или лучшее состояние, что обычно означает восстановление его нормативных эксплуатационных характеристик. Зачастую ремонт требуется в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Часть вторая. ВИДЫ ДОГОВОРОВ
I. Договор о материально-техническом обслуживании
1) Стороны
16. Следует проводить различие между фирмой, которая поставляет промышленное предприятие и обеспечивает его последующее обслуживание, с одной стороны, и отдельным подрядчиком по материально-техническому обслуживанию, с другой стороны. Договор о материально-техническом обслуживании, как правило, является отдельным договором. В некоторых случаях его можно увязывать с договором о поставке промышленного предприятия, поэтому в договоре следует давать четкое определение сторон с описанием их правового статуса, правоспособности и / или полномочий в отношении заключения договора. Если с каждой стороны в договоре участвуют несколько юридических лиц, то в нем следует четко определить ответственность каждого из них. Если заказчик должен иметь дело с какой-либо стороной, состоящей из нескольких участников, то в договоре следует оговорить отношения между всеми участниками такой стороны и их отношения с заказчиком.
2) Определения и документы
17. Договоры о материально-техническом обслуживании включают обычно раздел, содержащий определения используемых в них терминов для обеспечения их единообразного толкования и для определения сферы действия договора. Если договор состоит из нескольких документов, то этот факт следует отметить в соответствующем разделе договора или в приложении к нему. В случае возникновения разногласий, касающихся положений, содержащихся в ряде документов, являющихся частью договора, следует указать, какой из них или какие правила в одном из этих документов имеют (имеет) преимущественную силу.
3) Сроки начала и этапы предоставления услуг
18. Проводится разграничение между сроком вступления в силу договора о материально-техническом обслуживании и сроком начала предоставления услуг (см. пункт 51). Поскольку эти сроки могут быть разными, рекомендуется, чтобы сроки начала материально-технического обслуживания были указаны в договоре. Если стороны договорились, что услуги по материально-техническому обслуживанию предоставляются поэтапно, то сроки каждого этапа следует определить в договоре.
4) Предмет и сфера действия договора
19. При определении предмета договора и сферы его действия сторонам следует точно указать в самом договоре или в приложении к нему промышленное предприятие, на которое распространяются услуги в области материально-технического обслуживания, а также точный вид и масштабы этих услуг.
5) Обязательства подрядчика по материально-техническому обслуживанию
20. Задачи и обязательства подрядчика по материально - техническому обслуживанию заключаются в основном в обеспечении услуг по материально-техническому обслуживанию должным и компетентным образом. Они могут включать, например:
- планирование материально-технического обслуживания;
- создание системы контроля за материально-техническим обслуживанием;
- осмотр, проводимый на регулярной основе;
- смазку, чистку, регулировку;
- замену обычных запасных частей или изношенных деталей;
- создание центральных складских помещений с системой управления запасами для определения и отделения подлежащих замене запасных частей;
- определение потребностей и укомплектование необходимым персоналом для материально-технического обслуживания наряду с методикой такой работы;
- установление уровня содержания запасов и оптимальных процедур снабжения запасными частями и материалами;
- подготовку рекомендаций и предоставление консультативных услуг относительно количества и номенклатуры запасных частей, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации;
- обновление и мелкий ремонт рам, арматуры, обстановки, системы горячего и холодного водоснабжения и отопительной системы, а также системы стока;
- составление графиков для программ материально-технического обслуживания;
- аварийное обслуживание;
- ведение отчетности о всех фактах, имеющих отношение к надлежащему материально-техническому обслуживанию;
- представление заказчику регулярных отчетов о выполненных работах, которые содержат подробный перечень произведенных работ по завершении каждого эксплуатационного осмотра;
- уведомление заказчика об условиях использования промышленного предприятия;
- уведомление заказчика о любых дефектах в промышленном предприятии, обнаруженных во время оказания материально - технических услуг;
- уведомление заказчика о каждом эксплуатационном осмотре при отсутствии договоренности сторон о конкретных датах такого осмотра.
Однако сторонам следует учитывать, что определенные виды договоров о долгосрочном материально-техническом обслуживании расширяют функции и обязательства подрядчика по материально - техническому обслуживанию, включая его обязанность предоставлять заказчику общую гарантию в отношении наименьших эксплуатационных затрат и оптимальной производительности промышленного предприятия.
21. От подрядчика по материально-техническому обслуживанию обычно требуется подготовка периодических кратких отчетов, содержащих описание всех соответствующих вопросов, связанных с материально-техническим обслуживанием, предоставленным в течение предыдущего периода, а также окончательного отчета, который представляется после завершения его работ; такие отчеты следует представлять заказчику. Заказчику по его просьбе следует предоставлять доступ к записям подрядчика по материально - техническому обслуживанию относительно проведения соответствующих работ.
6) Замена / отзыв персонала подрядчика по материально - техническому обслуживанию
22. Стороны могут посчитать уместным указать в договоре функции и срок назначения персонала подрядчика по материально - техническому обслуживанию. Стороны могут также установить, имеет ли право подрядчик по материально-техническому обслуживанию заменить частично или полностью свой персонал в течение срока действия договора. Заказчику следует в максимально возможной степени стремиться к сохранению за собой права просить подрядчика по материально-техническому обслуживанию заменить любого сотрудника, назначенного для проведения работ, если он не выполняет местных законов, правил и постановлений или показал свою непригодность или некомпетентность. В договоре следует указать условия, в соответствии с которыми может быть произведена замена, в частности в отношении оплаты соответствующих расходов.
7) Нормы, спецификации и технические стандарты
23. Договор обычно содержит положение, в соответствии с которым при оказании услуг по материально-техническому обслуживанию подрядчику по материально-техническому обслуживанию следует действовать с учетом согласованных норм, спецификаций и технических стандартов. Сторонам следует указать в договоре, кто обязан представить или обеспечить получение норм, спецификаций и стандартов, упомянутых выше и определенных в договоре, и кто будет нести расходы за это. В случае их изменения после вступления договора в силу сторонам следует договориться относительно последствий таких изменений.
8) Работы, не охватываемые согласованными услугами в области материально-технического обслуживания
24. В случае, если подрядчик по материально-техническому обслуживанию обнаруживает в ходе выполнения договора, что необходимо произвести работы по материально-техническому обслуживанию или ремонту, не охватываемые договором, не связанные с услугами, определенными в нем, он должен как можно скорее сообщить об этом заказчику. В этой связи заказчику следует принять решение. Если заказчик просит того же подрядчика по материально-техническому обслуживанию произвести эти работы, то сторонам следует заключить новый договор о таких дополнительных или вспомогательных услугах.
9) Обязательства заказчика
25. Основное обязательство заказчика состоит в выплате вознаграждения подрядчику по материально-техническому обслуживанию (см. пункты 27 - 30 ниже).
26. Другие обязательства заказчика по договору о материально - техническом обслуживании могут включать, например:
- предоставление подрядчику по материально-техническому обслуживанию и лицам, нанятым им по договору, беспрепятственного и безопасного доступа в указанные в договоре места, где должно осуществляться материально-техническое обслуживание;
- как можно более быстрое извещение подрядчика по материально-техническому обслуживанию обо всех изменениях на промышленном предприятии, которые могут отразиться на материально-техническом обслуживании;
- предоставление в распоряжение подрядчика по материально - техническому обслуживанию дубликатов документов, которыми он имеет полное право располагать и которые являются необходимыми и полезными в связи с материально-техническим обслуживанием. В отношении конфиденциальности такой документации см. пункт 47 ниже;
- обеспечение информацией, касающейся правил техники безопасности и других технических правил, а также правил внутренней безопасности, применяемых на промышленном предприятии и имеющих отношение к работам, выполняемым в соответствии с договором;
- обеспечение информацией о законах и правилах, касающихся условий въезда и пребывания подрядчика по материально-техническому обслуживанию и его персонала в стране заказчика в период осуществления работ по материально-техническому обслуживанию;
- обеспечение информацией и документацией, необходимыми для ускорения процедур получения виз и прочих разрешений подрядчикам по материально-техническому обслуживанию и его персоналом;
- незамедлительное принятие решений относительно любых дефектов промышленного предприятия, которые обнаружены подрядчиком по материально-техническому обслуживанию в ходе осуществления материально-технического обслуживания и доведены им до сведения заказчика и которые по своему характеру таковы, что они препятствуют нормальному использованию промышленного предприятия; сообщение подрядчику по материально-техническому обслуживанию о принятом решении (решениях);
- обеспечение рабочими помещениями, жильем и медицинским обслуживанием персонала подрядчика и их семей, если этот персонал направлен в страну заказчика. Сторонам следует согласовать, за чей счет это осуществляется;
- предоставление таких объектов специализированного промышленного предприятия, которые могут понадобиться подрядчику, наряду с персоналом в соответствующих случаях.
10) Методы определения вознаграждения подрядчика по материально-техническому обслуживанию
27. Вознаграждение подрядчика по материально-техническому обслуживанию может состоять из:
a) паушальной суммы,
b) месячных, недельных, дневных или почасовых ставок или
c) вознаграждения, основанного на другом методе оплаты.
Договор с указанием паушальной суммы предусматривает определенное вознаграждение, охватывающее конкретные услуги или все издержки, необходимые для выполнения обязательств подрядчика по материально-техническому обслуживанию. Такой договор может также включать затраты на сверхурочную работу. В основе договора с указанием месячных, недельных, дневных или почасовых ставок лежит время, которое затрачивает подрядчик по материально-техническому обслуживанию на предоставление услуг заказчику, плюс покрытие прямых расходов. Имеются следующие практические примеры таких расходов: суточные, гостиничные и транспортные расходы; стоимость размножения всех документов; почтовые, телеграфные, телексные и телефонные расходы и транспортные расходы на поездку в отпуск на родину персонала подрядчика по материально-техническому обслуживанию. В договоры, предусматривающие другие методы оплаты, следует включать согласованные сторонами критерии, согласно которым рассчитывается вознаграждение подрядчика по материально - техническому обслуживанию.
11) Условия платежа
28. В договоре о материально-техническом обслуживании следует предусматривать условия выплаты вознаграждения, включая сроки, способ и валюту платежа. Вознаграждение подрядчику по материально-техническому обслуживанию обычно выплачивается в зависимости от обстоятельств после выполнения работ. Как правило, выплаты осуществляются после представления счета - фактуры и сопутствующих документов.
12) Повышение цен и корректировка размеров вознаграждения
29. На размеры вознаграждения, которое подлежит уплате подрядчику по материально-техническому обслуживанию, могут влиять различные факторы, такие, как изменение цен на материалы и запасные части, заработной платы и т.д. Стороны должны сами установить, следует ли предусмотреть в договоре возможность пересмотра и корректировки размеров вознаграждения подрядчика с соблюдением положений применимого закона. В некоторых странах корректировка вознаграждения подрядчика не допускается или ограничивается. Однако в тех странах, где это разрешено, сторонам следует учитывать, что в настоящее время многие договоры содержат оговорку о пересмотре цен, в силу которой зафиксированная в договоре сумма вознаграждения подлежит увеличению в пропорции, рассчитанной на основе согласованного индекса цен.
13) Удержание сумм из вознаграждения
30. В этой области не существует единообразной практики. Имеются договоры, содержащие положение о том, что удержание сумм из вознаграждения не допускается, в то время как в других договорах устанавливается, что в некоторых случаях заказчик может удерживать определенные суммы из вознаграждения подрядчика по материально-техническому обслуживанию или аннулировать полностью или частично любые уже одобренные платежи на основании фактов, ставших известными в ходе осуществления договора.
14) Отсрочка или приостановление работ какой-либо стороной
31. В договоре может предусматриваться, что материально - техническое обслуживание промышленного предприятия может быть по определенным причинам отложено или приостановлено любой стороной. Если это имеет место, то в договоре следует указать также и последствия отсрочки или приостановления. Если материально - техническое обслуживание откладывается или приостанавливается заказчиком, то подрядчик по материально-техническому обслуживанию может с согласия заказчика осуществить проверку, а также может обсудить с ним обоснованность и продолжительность периода отсрочки. В принципе любая сторона имеет право расторгнуть договор только после истечения согласованного периода.
32. Если подрядчик по материально-техническому обслуживанию установит необходимость в ремонтных работах, а заказчик не просит его провести такой ремонт, то он имеет право отказаться от осуществления дальнейшего материально-технического обслуживания до производства необходимого ремонта за счет заказчика. По тем же причинам подрядчику по материально-техническому обслуживанию следует предоставить право приостановить или отложить осуществление материально-технического обслуживания или отказаться от дальнейшего обслуживания. Стороны могут предусмотреть в договоре, что в этом случае подрядчик по материально-техническому обслуживанию может также иметь право расторгнуть договор.
15) Невыполнение договорных обязательств и правовые последствия
33. Невыполнение договора может повлечь ответственность нарушившей договор стороны. Сторонам следует установить в договоре меру ответственности нарушившей договор стороны и, в зависимости от каждого конкретного случая, связать ее с видом и объемом согласованных услуг. Договоры о материально-техническом обслуживании могут предусматривать ограничение финансовой ответственности подрядчика определенной суммой (см. пункт 38 ниже).
a) Задержка, частичное невыполнение, невыполнение
34. Если какая-либо сторона не выполняет своих договорных обязательств, другой стороне следует направить ей соответствующее уведомление и установить разумный период для устранения недочетов. В принципе этот период должен быть коротким особенно в случаях, когда незавершение подрядчиком работ по материально-техническому обслуживанию в срок угрожает вызвать дефекты в оборудовании, которое надлежит обслужить, или убытки. Если недочеты не устранены в установленный период, то потерпевшая сторона может прибегнуть к соответствующим средствам правовой защиты. Подрядчик по материально-техническому обслуживанию может потребовать компенсации в связи с отсрочкой, с соблюдением положений применимого закона, приостановить обслуживание, прекратить договор или потребовать от заказчика возмещения убытков. Заказчик может прекратить договор, самостоятельно выполнить работы по материально-техническому обслуживанию или поручить их выполнение третьей стороне и потребовать возмещения убытков.
35. При заключении договоров стороны нередко просто оговаривают, что невыполнение обязательств одной из сторон влечет за собой для этой стороны обязательство выплатить компенсацию другой стороне за фактически понесенные ею убытки. Однако, как правило, общего положения подобного характера недостаточно для предотвращения трудностей, возникающих в некоторых случаях в отношении применимого закона, доказательств и суммы убытков. Существуют договоры, в которых предусматривается выплата подрядчиком по материально-техническому обслуживанию неустойки без обязательного представления заказчиком доказательств того, что он понес убытки; в этих случаях уплата неустойки может заменять возмещение убытков. Существуют также договоры, в которых предусматривается как уплата неустойки, так и возмещение убытков. Если принять во внимание все варианты, то представляется, что сторонам следует предусмотреть либо возмещение убытков, либо уплату неустойки. Если в договор включены положения, предусматривающие как возмещение убытков, так и уплату неустойки, то связь между этими двумя категориями следует четко определить. Следует указать, что в некоторых странах неустойка считается противоречащей общественному порядку или же ее размер может устанавливаться по решению суда. В таких случаях могут применяться заранее оцененные убытки, рассматриваемые как заблаговременная защита от возможного ущерба, который одна из сторон может понести из-за невыполнения другой стороной своих договорных обязательств. Наконец, при досрочном выполнении подрядчиком по материально - техническому обслуживанию своих обязательств ему может выплачиваться премия. Поэтому рекомендуется, чтобы стороны согласовали неустойку (возмещение убытков) за незавершение своевременно работ в тех случаях, когда, с тем чтобы избежать дефектов оборудования или промышленного предприятия, которые надлежит обслужить, подрядчику могут быть предложены дополнительные стимулы в этих целях.
36. Неустойка или заранее оцененные убытки могут рассчитываться за каждый день или неделю задержки или в качестве процента от вознаграждения подрядчика или на основе другого соответствующего метода.
b) Некачественное выполнение
37. Что касается некачественных работ по материально -
техническому обслуживанию, то в договор в первую очередь следует включить положения о том, что подрядчику по материально - техническому обслуживанию следует незамедлительно устранить дефекты. Письменное уведомление о дефектах от заказчика должно представлять собой основу обязательства подрядчика устранить дефекты или ущерб, вызванные некачественным проведением им работ. В договоре следует оговорить вопросы, включаемые в уведомление о дефектах (например, период, в течение которого должно подаваться такое уведомление; описание дефекта; период, в течение которого дефект должен быть устранен с должным учетом обстоятельств и возможностей). Если в течение этого дополнительного периода подрядчик не устраняет описанные в уведомлении дефекты, сторонам следует согласовать в своем договоре дальнейшие правовые последствия. Такие дальнейшие правовые последствия могут включать ремонт самим заказчиком за счет подрядчика, наем заказчиком третьей стороны за счет подрядчика, прекращение договора заказчиком уведомлением, немедленно приобретающим силу, и уплату неустойки заранее оцененных убытков или выплату убытков подрядчиком заказчику.
c) Ограничение ответственности
38. На подрядчика по материально-техническому обслуживанию может быть возложена ответственность за возможные недостатки, приводящие к нарушению функционирования промышленного предприятия или срывам в производстве, лишь в том случае, если эти недостатки возникли в результате невыполнения им своих договорных обязательств. Сторонам следует указать в договоре, возлагается ли ответственность на подрядчика за небрежность или за грубую небрежность. Кроме того, стороны могут согласовать в договоре, что финансовая ответственность подрядчика по материально-техническому обслуживанию может ограничиваться определенной суммой, которая может быть выражена в абсолютных цифрах или в процентах от его вознаграждения, с тем чтобы не превышать определенного предела. Они могут также согласовать, что никакая компенсация не подлежит уплате за потерю прибылей, утрату производственных возможностей или косвенные убытки.
16) Освобождение от ответственности за последствия невыполнения договорных обязательств
39. Сторонам следует предусмотреть в своем договоре обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от ответственности за последствия невыполнения договорных обязательств. В тех случаях, когда стороны не предусматривают такого положения, обстоятельства, приводящие к освобождению от ответственности за последствия невыполнения договорных обязательств, вытекают из положений применимого к их договору закона.
40. Сторонам следует предусмотреть в договоре, что сторона не несет ответственности за невыполнение своих обязательств, если она может доказать, что такое невыполнение связано с препятствием, которое возникло после подписания договора и которое не поддается ее контролю, и что такое препятствие нельзя было предусмотреть в период подписания договора или избежать или преодолеть его или его последствия. Имеются следующие примеры таких ситуаций: война, общественные беспорядки, вмешательство государственных властей, пожар, стихийные бедствия и т.д. Сторона не может ссылаться на невыполнение другой стороной своих договорных обязательств в том случае, если такое невыполнение было вызвано каким-либо действием или бездействием первой стороны.
41. Помимо обстоятельств, приводящих к освобождению от ответственности за невыполнение договорных обязательств, в договоре следует также предусмотреть процедуру, которую следует применять в случае, когда одна из сторон ссылается на обстоятельства, освобождающие от ответственности. Наиболее важными положениями в этом отношении являются следующие: стороне, которая не выполняет своих обязательств и которая ссылается на обстоятельства, освобождающие от ответственности, следует без необоснованных задержек уведомить другую сторону об обстоятельстве, препятствующем выполнению ею обязательств, и о невозможности выполнить обязательства; сторонам следует предусматривать последствия ненаправления такого уведомления (например, выплату возмещения за ущерб); право прекратить действие договора в случае сохранения препятствия в течение длительного времени.
42. Сторонам следует предусмотреть в своем договоре, что освобождение от ответственности может также иметь место в тех случаях, когда невыполнение одной из сторон обязательств было вызвано каким-либо действием или существенным бездействием другой стороны. Таким образом, подрядчик по материально-техническому обслуживанию не несет ответственности за последствия невыполнения им обязательств, если оно было вызвано действием или существенным бездействием заказчика и наоборот.
17) Изменение обстоятельств и пересмотр договора
43. Общепринятая практика свидетельствует о том, что договоры о материально-техническом обслуживании редко содержат оговорки, касающиеся изменения обстоятельств, которое приводит к нарушению первоначальной сбалансированности договора с экономической и финансовой точек зрения, но не вызывает невозможности его исполнения. Такие оговорки, по-видимому, действительно не следует включать в большинство договоров о материально-техническом обслуживании, срок действия которых является непродолжительным или подлежит автоматическому продлению по истечении одного года, если какая-либо из сторон не пожелает прекратить его действия. Поэтому такие оговорки, возможно, имеет смысл включать лишь в долгосрочные договоры о материально-техническом обслуживании.
44. Если стороны долгосрочного договора о материально - техническом обслуживании решают включить положения об изменении обстоятельств, то этими положениями следует охватывать следующие моменты: описание изменения обстоятельств; разграничение между изменениями, которые могут привести лишь к изменению договора, и изменениями, которые могут вызвать его аннулирование; указание последствий изменений, входящих в одну из этих двух групп, и разработку процедур пересмотра и изменения.
18) Страхование
45. Договоры о материально-техническом обслуживании обычно предусматривают обязательство сторон обеспечить соответствующее страхование, находящееся в полном соответствии с их ответственностью. Иначе говоря, сторонам следует учитывать взаимосвязь между общим риском, их ответственностью и страхованием этой ответственности. Таким образом, сторонам следует стремиться обеспечить такое страхование, которое покрывает в силу одного или нескольких полисов все заинтересованные стороны и все риски. Для наиболее оптимального урегулирования страховых проблем было бы желательно, чтобы стороны обеспечивали соответствующее страхование лишь с учетом мнения соответствующего эксперта.
19) Налогообложение и другие сборы
46. Сторонам следует указывать в своем договоре, какие налоги и сборы должны быть уплачены и какой стороной. В этой связи им следует рассмотреть также такие вопросы, как недопущение двойного налогообложения, освобождение от уплаты налогов, налоги с оборота, налоги с доходов корпораций, налоги с личного дохода, налоги и сборы в отношении импорта и отдельные местные налоги. Поскольку эти вопросы подпадают под действие соответствующего налогового законодательства, сторонам следует консультироваться со специалистами в области налогообложения.
20) Конфиденциальность информации
47. В договоре о материально-техническом обслуживании следует четко указать, какая информация должна рассматриваться в качестве конфиденциальной, а также следует предусмотреть, что как заказчику, так и подрядчику по материально-техническому обслуживанию запрещено разглашать конфиденциальную информацию. Как заказчик, так и подрядчик должны следить за соблюдением конфиденциальности всеми лицами, участвующими в осуществлении договора, включая своих служащих. Сторонам следует также договориться о том, в течение какого периода следует сохранять конфиденциальность. Положения, касающиеся конфиденциальности, как правило, выходят за пределы срока действия данного договора и часто предусматривают сохранение конфиденциальности на неограниченный период. И наконец, в договоре следует предусмотреть последствия, которые может повлечь за собой нарушение положений, касающихся конфиденциальности.
21) Передача договорных прав и обязательств
48. Обычно ни одна из сторон не имеет права переуступать выполнение договора или передавать связанные с ним права и обязательства без предварительного письменного согласия другой стороны.
22) Предоставление субподрядов
49. Общая практика осуществления материально-технического обслуживания показывает, что подрядчик по материально-техническому обслуживанию не может предоставлять субподряды на выполнение всего объема работ. Однако он может, если это предусмотрено в договоре, предоставлять субподряды или поручать выполнение части работ после письменного уведомления заказчика. На практике в связи с этим наблюдаются различные случаи: в некоторых договорах предоставление субподрядов зависит от согласия заказчика, в то время как в других договорах такое условие не предусматривается. В любом случае предоставление субподрядов не освобождает подрядчика по материально-техническому обслуживанию - даже при наличии ясно выраженного согласия заказчика - ни от одного его обязательства по договору, и при этом понимается, что условия любого договора на субподряд регулируются положениями основного договора и соответствуют им. Поэтому подрядчик по материально-техническому обслуживанию несет ответственность за действия своего (своих) субподрядчика (субподрядчиков) так же, как за свои собственные действия.
50. Имеются также случаи, когда заказчик сохраняет за собой право не только предлагать, но и назначать или выбирать субподрядчиков. Если подрядчик по материально-техническому обслуживанию соглашается с таким правом заказчика, стороны могут изучить данный случай и при необходимости ограничить ответственность подрядчика посредством включения некоторых оговорок как в основной договор, так и в договор на субподряд.
23) Заключение, вступление в силу и изменение договора
51. Сторонам следует согласовать в своем договоре дату вступления его в силу. Этой датой может быть, например, дата подписания договора или любая другая дата, например дата первого платежа заказчика. Вступление в силу договора о материально - техническом обслуживании может зависеть от одобрения компетентных органов и / или финансовых учреждений, заинтересованных в данном вопросе. В этом случае сторонам следует предусмотреть в своем договоре, что он вступает в силу лишь с даты одобрения его всеми компетентными органами и учреждениями. В договоре следует также предусматривать обязательства обеих сторон прилагать все необходимые усилия для получения такого одобрения в течение срока, установленного в договоре, нести все связанные с этим расходы и безотлагательно уведомлять друг друга относительно получения такого одобрения или отказа в нем. Наконец, в договор следует включить положение, предусматривающее, что в случае неполучения в течение согласованного срока уведомления от соответствующей стороны договор (даже если он подписан) следует считать недействительным.
52. Дополнительные соглашения и изменения в комплексе услуг, а также изменения других договорных условий следует составлять в письменной форме.
24) Приостановление и прекращение действия
a) Общие положения
53. Стороны могут договориться о включении положений, касающихся приостановления и прекращения действия договора. Если они пожелают сделать это, то им следует рассмотреть вопрос о том, что на практике могут встречаться два вида приостановления и прекращения действия договора: согласованное и одностороннее. Случаи согласованного приостановления и прекращения действия могут являться следствием непреодолимого препятствия или изменения обстоятельств. Случаи одностороннего приостановления и прекращения действия договора могут носить двоякий характер:
i) случаи, связанные с невыполнением какой-либо стороной договорных обязательств (см. пункты 33 - 38 выше), и
ii) случаи, связанные с конкретными обстоятельствами или особыми причинами.
Если одностороннее приостановление и прекращение действия договора в соответствии с пунктом "ii" выше признается возможным и стороны желают оставить за собой такую возможность, им следует определить в своем договоре такие конкретные обстоятельства и / или особые причины, которые будут служить основанием для возможного одностороннего приостановления или прекращения действия договора.
54. В этой связи будет необходимо уточнить процедуру одностороннего приостановления и прекращения действия договора. Можно предусмотреть, что сторона, желающая приостановить или прекратить действие договора в одностороннем порядке, может сделать это путем письменного уведомления при соблюдении установленного срока. Эта процедура может также потребовать решения вопроса о том, кто устанавливает наличие оснований для приостановления или прекращения действия договора: может ли сторона приостанавливать или прекращать действие договора, исходя из своих собственных оценок наличия таких оснований, или наличие таких оснований должно устанавливаться третьей стороной.
b) Последствия одностороннего приостановления и прекращения действия договора
i) Приостановление действия договора
55. В том случае, когда в договоре предусмотрена возможность приостановления его действия в одностороннем порядке, сторонам следует оговорить последствия такого приостановления и пути их урегулирования, а также права и обязанности сторон после приостановления и последующего возобновления деятельности по материально-техническому обслуживанию. В договоре следует затронуть вопрос о том,
a) какие выплаты по договору, если таковые предусматриваются, будут производиться одной стороной в отношении другой в течение приостановления действия договора и
b) должны ли производиться какие-либо дополнительные выплаты одной из сторон в отношении другой непосредственно в результате приостановления действия договора. Такие выплаты обычно зависят от обстоятельств, вызвавших приостановление действия договора.
ii) Прекращение действия договора
56. Обычная практика показывает, что последствия прекращения действия договора в одностороннем порядке в тех случаях, когда это допускается, отличаются от последствий приостановления действия договора в одностороннем порядке. В тех случаях, когда действие договора прекращается в одностороннем порядке, прекращается и действие обязательств сторон. Вследствие этого в договор следует включить конкретные указания не только на платежи, которые должны быть осуществлены одной стороной другой стороне, но и на другие последствия прекращения действия договора.
25) Языки
57. Можно рекомендовать, чтобы договоры о материально - техническом обслуживании, как и любые другие международные договоры, составлялись лишь на одном языке. Это позволяет избежать разногласий, касающихся лишь различий в терминологии или выражении. Однако, если используется несколько языков, сторонам желательно определить один из них в качестве основного языка, который был бы определяющим в случае возникновения споров. В любом случае, если договор составлен на нескольких языках, сторонам следует стремиться обеспечить максимально возможную аутентичность текстов. Наконец, в договоре следует определить, какой язык будет рабочим языком сторон.
26) Применимое законодательство и связанные с ним вопросы
58. В своем договоре сторонам следует оговорить законодательство, которое регулирует применение и толкование договора. Если стороны пожелают применять общие условия, типовые условия, торговые обычаи или нормы профессионального поведения, то в своем договоре им следует сделать соответствующую ссылку на это и прямо заявить, что они их принимают.
59. Подрядчик по материально-техническому обслуживанию должен быть своевременно информирован заказчиком об обязательных правилах и технических стандартах, применяемых в стране заказчика (см. пункт 26 выше). В этой связи следует уделить внимание тому факту, что национальное законодательство или правила техники безопасности многих стран устанавливают, что промышленное предприятие, которое подлежит материально-техническому обслуживанию, следует до начала работ осмотреть компетентными органами. Затраты на такой осмотр несет либо заказчик, либо подрядчик в том случае, если последний является также поставщиком промышленного предприятия.
27) Урегулирование споров
60. Что касается любых споров или разногласий, возникающих в связи с толкованием или выполнением договора, то сторонам следует стремиться по-дружески решать спорные вопросы, прежде чем обращаться в арбитраж. Однако в том случае, когда сторонам не удается решить такие споры или разногласия, международная торговая практика предусматривает надлежащие процедуры примирения и арбитража, среди которых они могут выбрать процедуру, подходящую для каждого конкретного случая. Сторонам следует указать в договоре, какое учреждение будет компетентным для урегулирования возможных споров между ними.
61. Накопленный за последнее время опыт в области международного торгового арбитража свидетельствует о том, что многие споры между сторонами промышленных сделок возникают вследствие технических разногласий. В рамках обычной международной арбитражной процедуры технические проблемы, лежащие в основе спора, передаются на рассмотрение арбитров намного позже возникновения технических трудностей. Даже если, как это обычно имеет место, арбитры назначают технических экспертов, последним приходится высказывать свое мнение тогда, когда проверка на месте (которая может оказаться необходимой) становится более затруднительной. Поэтому стороны могут пожелать заранее договориться о назначении технических экспертов, на рассмотрение которых должны незамедлительно передаваться любые разногласия, возникающие в связи с указанными выше проблемами. Если сами стороны не могут договориться о выборе экспертов, они обычно просят, чтобы эксперты были назначены специализированным учреждением, выбранным по соглашению между сторонами.
62. Стороны обычно указывают в договоре, следует ли мнение технического эксперта или экспертов рассматривать как окончательное и обязательное или же оно является свидетельством, которое будет учитываться при последующих арбитражных разбирательствах. При отсутствии такого положения считается, что мнение эксперта (экспертов) не является окончательным и обязательным для арбитра.
II. Договор о ремонте
1) Стороны
63. Следует проводить различие между фирмой, которая поставляет промышленное предприятие и обеспечивает его последующее обслуживание, с одной стороны, и отдельным подрядчиком по ремонту, с другой стороны. Договор о ремонте, как правило, является отдельным договором. В некоторых случаях его можно увязывать с договором о поставке промышленного предприятия; поэтому в договоре следует давать четкое определение сторон с описанием их правового статуса, правоспособности и / или полномочий в отношении заключения договора. Если с каждой стороны в договоре участвуют несколько юридических лиц, то в нем следует четко определить ответственность каждого из них. Если заказчик должен иметь дело с какой-либо стороной, состоящей из нескольких участников, то в договоре следует оговорить отношения между всеми участниками такой стороны и их отношения с заказчиком.
2) Определения и документы
64. Договоры о ремонте включают обычно раздел, содержащий определения используемых в них терминов для обеспечения их единообразного толкования и для определения сферы действия договора. Если договор состоит из нескольких документов, то этот факт следует отметить в соответствующем разделе договора или в приложении к нему. В случае возникновения разногласий, касающихся положений, содержащихся в ряде документов, являющихся частью договора, следует указать, какой из них или какие правила в одном из этих документов имеют (имеет) преимущественную силу.
3) Сроки начала и этапы предоставления услуг
65. Проводится разграничение между сроком вступления в силу договора о ремонте и сроком начала предоставления услуг (см. пункт 107). Поскольку эти сроки могут быть разными, рекомендуется, чтобы сроки начала ремонта были указаны в договоре. При чрезвычайных обстоятельствах может потребоваться безотлагательно начать ремонтные работы. В этом случае в договор следует включить положение о немедленном начале работ. С другой стороны, если стороны договорились, что услуги по ремонту предоставляются поэтапно, то сроки каждого этапа следует определить в договоре.
66. Если договор предусматривает испытания промышленного предприятия после ремонта, то следует считать, что сроки предоставления услуг по ремонту были соблюдены, если отремонтированное промышленное предприятие готово для передачи заказчику до истечения установленного срока (см. также пункт 78).
67. В том случае, если потребуется проведение последующих дополнительных ремонтных работ, сторонам следует договориться о том, следует ли для проведения таких работ соответственно продлевать первоначально согласованные сроки.
4) Предмет и сфера действия договора
68. При определении предмета договора и сферы его действия сторонам следует точно указывать в самом договоре или в приложении к нему промышленное предприятие, на которое распространяются услуги, связанные с ремонтом, а также точный вид и масштабы этих услуг.
5) Обязательства подрядчика по ремонту
69. В зависимости от обстоятельств может представляться возможным или невозможным определить заранее точные детали ремонтных работ, которые должен выполнить подрядчик. В тех случаях, когда время и характер повреждения позволяют провести проверку на месте, такая проверка должна проводиться до начала ремонтных работ и соглашение сторон об объеме работ (и вознаграждение, выплачиваемое подрядчику, см. пункт 79 и далее ниже) следует основывать на результатах этой проверки. В чрезвычайных обстоятельствах при отсутствии времени для заблаговременного проведения проверки на месте ее следует провести и заключить соглашение о деталях ремонтных работ, как только для этого представятся технические возможности.
70. В случаях, когда можно предвидеть, что услуги, связанные с ремонтом, могут потребоваться или потребуются в обозримом будущем, стороны могут пожелать заключить генеральный договор о ремонте. В таком договоре стороны договариваются о возможном предоставлении в будущем ремонтных услуг подрядчиком по ремонту в соответствии с установленными в нем основными принципами. Генеральный договор о ремонте обычно заключается на определенный период, и каждый отдельный вид ремонта требует отдельного договора на основе принципов, определенных в генеральном договоре.
71. От подрядчика по ремонту обычно требуется подготовка периодических кратких отчетов, содержащих описание всех соответствующих вопросов, связанных с услугами по ремонту, предоставленными в течение предыдущего периода, а также окончательного отчета, который представляется после завершения его работ; такие отчеты следует представлять заказчику. Заказчику по его просьбе следует предоставлять доступ к записям подрядчика по ремонту относительно проведения ремонтных работ.
6) Замена / отзыв персонала подрядчика по ремонту
72. Стороны могут посчитать уместным указать в договоре функции и срок назначения персонала подрядчика по ремонту. Стороны могут также установить, имеет ли право подрядчик по ремонту заменить частично или полностью свой персонал в течение срока действия договора. Заказчику следует в максимально возможной степени стремиться к сохранению за собой права просить подрядчика по ремонту заменить любого его сотрудника, назначенного для проведения работ, если он не выполняет местных законов, правил и постановлений или показал свою непригодность или некомпетентность. В договоре следует указать условия, в соответствии с которыми может быть произведена замена, в частности в отношении оплаты соответствующих расходов.
7) Нормы, спецификации и технические стандарты
73. Договор обычно содержит положение, в соответствии с которым при оказании услуг по ремонту подрядчику по ремонту следует действовать с учетом согласованных норм, спецификаций и технических стандартов. Сторонам следует указать в договоре, кто обязан представить или обеспечить получение норм, спецификаций и стандартов, упомянутых выше и определенных в договоре, и кто будет нести расходы за это. В случае их изменения после вступления договора в силу сторонам следует договориться относительно последствий таких изменений.
8) Работы, не охватываемые согласованными услугами по ремонту
74. В случае, если подрядчик по ремонту обнаруживает в ходе выполнения договора, что необходимо произвести работы по ремонту, не охватываемые договором, но связанные с услугами, определенными в нем, он должен как можно скорее сообщить об этом заказчику. В этой связи заказчику следует принять решение. Если заказчик просит того же подрядчика по ремонту произвести эти работы, то сторонам следует заключить новый договор о таких дополнительных или вспомогательных услугах.
9) Обязательства заказчика
75. Основное обязательство заказчика состоит в выплате вознаграждения подрядчику по ремонту (см. пункты 79 - 83 ниже).
76. Другие обязательства заказчика по договору по ремонту могут включать, например :
- предоставление подрядчику по ремонту и лицам, нанятым им по договору, беспрепятственного и безопасного доступа в указанные в договоре места, где должны осуществляться материально-ремонтные работы;
- как можно более быстрое извещение подрядчика по ремонту обо всех изменениях на промышленном предприятии, которые могут отразиться на ремонтных работах;
- предоставление в распоряжение подрядчика по ремонту дубликатов документов, которыми он имеет полное право располагать и которые являются необходимыми и полезными в связи с ремонтом. В отношении конфиденциальности такой документации см. пункт 100 ниже;
- обеспечение информацией, касающейся правил техники безопасности и других технических правил, а также правил внутренней безопасности, применяемых на промышленном предприятии и имеющих отношение к работам, выполняемым в соответствии с договором;
- обеспечение информацией о законах и правилах, касающихся условий въезда и пребывания подрядчика по ремонту и его персонала в стране заказчика в период осуществления ремонтных работ;
- обеспечение информацией и документацией, необходимыми для ускорения процедур получения виз и прочих разрешений подрядчиком по ремонту и его персоналом;
- незамедлительное принятие решений относительно любых дефектов промышленного предприятия, которые не были обнаружены во время проверок на месте, но которые подрядчик по ремонту обнаружил в ходе осуществления ремонтных работ и довел до сведения заказчика сообщение подрядчику по ремонту о принятом (принятых) решении (решениях);
- обеспечение рабочими помещениями, жильем и медицинским обслуживанием персонала подрядчика и их семей, если этот персонал направлен в страну заказчика. Сторонам следует согласовать, за чей счет это осуществляется. В договоре следует четко определять точные обязательства заказчика в каждом случае;
- предоставление таких объектов специализированного промышленного предприятия, которые могут понадобиться подрядчику, наряду с персоналом в соответствующих случаях.
77. В том случае, если ремонт объекта будет осуществляться в мастерских подрядчика по ремонту, а не на месте его расположения, в договор могут быть включены положения, определяющие, кто - подрядчик или заказчик - несет ответственность за транспортировку объекта в мастерскую и обратно, а также соответствующие расходы. В договоре следует также указать, какая из двух сторон будет нести ответственность за прочие расходы, связанные с транспортировкой, включая упаковку, погрузку и разгрузку, а также за риск утери или нанесения ущерба во время перевозки. Сторонам следует также согласовать вопрос страхования объекта, подлежащего ремонту.
78. В договоре о ремонте следует указывать место, дату, время и условия сдачи / приемки отремонтированного промышленного предприятия. Сдача / приемка, как правило, сопровождаются проверкой отремонтированного промышленного предприятия заказчиком (или экспертом, назначенным заказчиком для этой цели) и / или удовлетворительным завершением испытаний эффективности функционирования. Подрядчику по ремонту следует достаточно заблаговременно направить вышеупомянутое уведомление заказчику и, в частности, пригласить заказчика (или назначенного им эксперта) для проверки отремонтированного объекта и / или присутствия на испытаниях эффективности функционирования. Сразу же после удовлетворительного завершения проверки и / или испытаний эффективности функционирования следует подписать сертификат о сдаче / приемке. Текст сертификата следует, по возможности, согласовать заранее. В нем следует, в частности,
a) вкратце отметить возможные замеченные недостатки (полный перечень обычно прилагается к сертификату);
b) подтвердить сроки, в течение которых подрядчику по ремонту следует устранить эти недостатки, и
c) подчеркнуть, что приемка заказчиком отремонтированного промышленного предприятия ни в коем случае не освобождает подрядчика по ремонту от его обязанностей (указанных в договоре) в отношении гарантий (качество работы, замененных частей и оборудования, эффективности функционирования отремонтированного промышленного предприятия).
Стороны должны сознавать, что в некоторых странах в отношении определенных видов оборудования, а именно: кранов, гидравлических мостов, лифтов, эскалаторов, конвейеров, бойлеров, генераторов, крупных электромоторов, воздушных компрессоров, топливных насосов и т.п., независимо от требований договора или в дополнение к ним, окончательная проверка отремонтированного промышленного предприятия осуществляется компетентным органом, который выдает соответствующий сертификат о проверке / утверждении.
10) Методы определения вознаграждения подрядчика по ремонту
79. Вознаграждение подрядчика по ремонту может состоять из:
a) паушальной суммы;
b) месячных, недельных, дневных или почасовых ставок или
c) вознаграждения, основанного на другом методе оплаты.
Договор с указанием паушальной суммы предусматривает определенное вознаграждение, охватывающее конкретные услуги или все издержки, необходимые для выполнения обязательств подрядчика по ремонту. В основе договора с указанием месячных, недельных, дневных или почасовых ставок лежит время, которое затрачивает подрядчик по ремонту на предоставление услуг заказчику, плюс покрытие прямых расходов. Имеются следующие практические примеры таких расходов: суточные; гостиничные и транспортные расходы; стоимость размножения всех документов; почтовые, телеграфные, телексные и телефонные расходы и транспортные расходы на поездку в отпуск на родину персонала подрядчику по ремонту. В договоры, предусматривающие другие методы оплаты, следует включать согласованные сторонами критерии, согласно которым рассчитывается вознаграждение.
80. В рамках их соглашения об объеме работ, который может быть выполнен подрядчиком по ремонту (см. пункт 68 выше), сторонам следует определить метод, который будет применяться при расчете вознаграждения, выплачиваемого подрядчику по ремонту (см. пункт 79 выше). В тех случаях, когда вознаграждение не определено как паушальная сумма, стороны пожелают, возможно, договориться о том, что подрядчику по ремонту следует подготовить для заказчика смету расходов. Обычно такая смета расходов является обязательной для подрядчика по ремонту лишь в том случае, если он четко выразил свое согласие с ее обязательностью. В случае необходимости стороны могут использовать смету расходов в качестве основы для определения верхнего предела суммы вознаграждения подрядчику по ремонту; в договоре может быть также указано, что в случае невозможности осуществления ремонтных работ при расходах, ниже или равных указанному верхнему пределу, подрядчику по ремонту следует получить одобрение заказчика, прежде чем приступить к выполнению работ, вызывающих расходы, превышающие указанный предел.
11) Условия платежа
81. В договоре о ремонте следует предусматривать условия выплаты вознаграждения, включая сроки, способ и валюту платежа. Вознаграждение подрядчику по ремонту обычно выплачивается в зависимости от обстоятельств после выполнения работ. Как правило, выплаты осуществляются после представления счета - фактуры и сопутствующих документов.
12) Повышение цен и корректировка размеров вознаграждения
82. На размеры вознаграждения, которое подлежит уплате подрядчику по ремонту, могут влиять различные факторы, такие, как изменение цен на материалы и запасные части, заработной платы и т.д. Стороны должны сами установить, следует ли предусмотреть в договоре возможность пересмотра и корректировки размеров вознаграждения подрядчика с соблюдением применимого закона. В некоторых странах корректировка вознаграждения подрядчика не допускается или ограничивается. Однако в тех странах, где это разрешено, сторонам следует учитывать, что в настоящее время многие договоры содержат оговорку о пересмотре цен, в силу которой зафиксированная в договоре сумма вознаграждения подлежит увеличению в пропорции, рассчитанной на основе согласованного индекса цен.
13) Удержание сумм из вознаграждения
83. В этой области не существует единообразной практики. Имеются договоры, содержащие положение о том, что удержание сумм из вознаграждения не допускается, в то время как в других договорах устанавливается, что заказчик может в некоторых случаях удерживать определенные суммы из вознаграждения подрядчика по ремонту или аннулировать полностью или частично любые уже одобренные платежи на основании фактов, ставших известными в ходе осуществления договора.
14) Отсрочка или приостановление работ какой-либо стороной
84. В договоре может предусматриваться, что ремонт промышленного предприятия может быть по определенным причинам отложен или приостановлен любой стороной. Если это имеет место, то в договоре следует указать также и последствия отсрочки или приостановления. Если ремонт откладывается или приостанавливается заказчиком, то подрядчик по ремонту может с согласия заказчика осуществить проверку, а также может обсудить с ним обоснованность и продолжительность периода отсрочки. В принципе любая сторона имеет право расторгнуть договор только после истечения согласованного периода.
85. Если подрядчик по ремонту установит необходимость в проведении дополнительных ремонтных работ, а заказчик не просит его провести такой ремонт, то он имеет право отказаться от предоставления связанных с ремонтом услуг до производства необходимого ремонта за счет заказчика. По тем же причинам подрядчику по ремонту следует предоставить право приостановить или отложить осуществление ремонта или отказаться от дальнейшего обслуживания. Стороны могут предусмотреть в договоре, что в этом случае подрядчик по ремонту может также иметь право расторгнуть договор.
15) Невыполнение договорных обязательств и правовые последствия
86. Невыполнение договора может повлечь ответственность нарушившей договор стороны. Сторонам следует установить в договоре меру ответственности нарушившей договор стороны и в зависимости от каждого конкретного случая связать ее с видом и объемом согласованных услуг. Договоры о ремонте могут предусматривать ограничение финансовой ответственности подрядчика определенной суммой (см. пункт 91 ниже).
a) Задержка, частичное невыполнение, невыполнение
87. Если какая-либо сторона не выполняет своих договорных обязательств, другой стороне следует направить ей соответствующее уведомление и установить разумный период для устранения недочетов. В принципе этот период должен быть коротким, особенно в случае, когда незавершение подрядчиком работ по ремонту в срок угрожает вызвать дополнительные дефекты в оборудовании, которое надлежит обслужить, или убытки. Если недочеты не устранены в данный установленный период, то потерпевшая сторона может прибегнуть к соответствующим средствам правовой защиты. Подрядчик по ремонту может потребовать компенсации в связи с отсрочкой с соблюдением положений применимого закона, приостановить обслуживание, прекратить договор или потребовать от заказчика возмещения убытков. Заказчик может прекратить договор, самостоятельно выполнить работы по ремонту или поручить их выполнение третьей стороне и потребовать возмещения убытков.
88. При заключении договоров стороны нередко просто оговаривают, что невыполнение обязательств одной из сторон влечет за собой для этой стороны обязательство выплатить компенсацию другой стороне за фактически понесенные ею убытки. Однако, как правило, общего положения подобного характера недостаточно для предотвращения трудностей, возникающих в некоторых случаях в отношении применимого закона, доказательств и суммы убытков. Существуют договоры, в которых предусматривается выплата подрядчиком по ремонту неустойки без обязательного представления заказчиком доказательств того, что он понес убытки; в этих случаях уплата неустойки может заменять возмещение убытков. Существуют также договоры, в которых предусматривается как уплата неустойки, так и возмещение убытков. Если принять во внимание все варианты, то представляется, что сторонам следует предусмотреть либо возмещение убытков, либо уплату неустойки. Если в договор включены положения, предусматривающие как возмещение убытков, так и уплату неустойки, то связь между этими двумя категориями следует четко определить. Следует указать, что в некоторых странах неустойка считается противоречащей общественному порядку или же ее размер может устанавливаться по решению суда. В таких случаях могут применяться заранее оцененные убытки, рассматриваемые как заблаговременная защита от возможного ущерба, который одна из сторон может понести из-за невыполнения другой стороной своих договорных обязательств. Наконец, при досрочном выполнении подрядчиком по ремонту своих обязательств ему может выплачиваться премия. Поэтому рекомендуется, чтобы стороны согласовали неустойку (возмещение убытков) за незавершение своевременно работ в тех случаях, когда, с тем чтобы избежать дефектов оборудования или промышленного предприятия, которые надлежит обслужить, подрядчику могут быть предложены д

"КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ СССР И РЕСПУБЛИКОЙ ИНДИЕЙ"(Заключена в г. Нью-Дели 27.11.1986)  »
Международное законодательство »
Читайте также