РЕКОМЕНДАЦИЯ n 166 Международной организации труда"О ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ"(Принята в г. Женеве 22.06.1982 на 68-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 166
О ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
(Женева, 22 июня 1982 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 2 июня 1982 года на 68-ю сессию,
постановив принять ряд предложений о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, что является пунктом 5 повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1982 года о прекращении трудовых отношений,
принимает 22 июня 1982 года нижеследующую Рекомендацию, которая будет называться Рекомендацией 1982 года о прекращении трудовых отношений.
I. МЕТОДЫ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Положения настоящей Рекомендации могут применяться посредством национального законодательства или правил, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка предприятия, решений арбитражных и судебных органов или любым другим способом, соответствующим национальной практике и отвечающим национальным условиям.
2. 1) Настоящая Рекомендация распространяется на все отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму лиц.
2) Государство - член может исключать из сферы применения всех или некоторых положений настоящей Рекомендации следующие категории работающих по найму лиц:
a) трудящихся, нанятых по договору о найме на определенный срок или для выполнения определенной работы;
b) трудящихся, проходящих испытательный срок или приобретающих необходимый стаж, заранее установленный и имеющий разумную продолжительность;
c) трудящихся, нанятых на непродолжительный срок для выполнения случайной работы.
3) В той степени, в какой это необходимо, компетентным органом или соответствующим учреждением каждой страны могут быть приняты меры, по консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, с целью исключения из сферы применения Рекомендации или ее отдельных положений таких категорий работающих по найму лиц, условия занятости которых регулируются специальными соглашениями, обеспечивающими в целом защиту, в любом случае эквивалентную защите, предусмотренной настоящей Рекомендацией.
4) В той степени, в какой это необходимо, компетентным или соответствующим учреждением каждой страны могут быть приняты меры, по консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, для исключения из сферы применения Рекомендации или ее отдельных положений других ограниченных категорий работающих по найму лиц, в отношении которых возникают частные проблемы, имеющие существенное значение, в свете особых условий занятости соответствующих трудящихся или размера или характера предприятия, на котором они заняты.
3. 1) Необходимо предусмотреть соответствующие гарантии против использования договоров о найме на определенный срок, цель которых уклониться от предоставления защиты, предусмотренной Конвенцией 1982 года о прекращении трудовых отношений и настоящей Рекомендацией.
2) С этой целью можно, например, предусмотреть одну или более из следующих мер:
a) ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы или условия ее выполнения или интересы трудящегося, эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок;
b) считать договоры о найме на определенный срок, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 "a" настоящего пункта, договорами о найме на неопределенный срок;
c) считать договоры о найме на определенный срок и продлевавшиеся один или несколько раз, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 "a" настоящего пункта, договорами о найме на неопределенный срок.
4. Для целей настоящей Рекомендации термины "увольнение" и "прекращение трудовых отношений" означают прекращение трудовых отношений по инициативе предпринимателя.
II. НОРМЫ ОБЩЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Обоснование прекращения трудовых отношений
5. Кроме оснований, указанных в статье 5 Конвенции 1982 года о прекращении трудовых отношений, законным основанием для прекращения трудовых отношений не должны служить следующие причины:
a) возраст в зависимости от национальных законодательства и практики, касающихся выхода на пенсию;
b) отсутствие на работе в связи с прохождением обязательной военной службы или выполнением других гражданских обязанностей в соответствии с национальными законодательством и практикой.
6. 1) Временное отсутствие на работе в связи с заболеванием или травмой не должно служить основанием для прекращения трудовых отношений.
2) Определение того, что является временным отсутствием на работе, степень необходимости медицинского свидетельства и возможные ограничения применения подпункта 1 настоящего пункта должны устанавливаться в соответствии с методами, указанными в пункте 1 настоящей Рекомендации.
Процедуры, применяемые до и во время прекращения
трудовых отношений
7. Трудовые отношения с трудящимся не должны прекращаться в связи с проступком, который в соответствии с национальными законодательством или практикой служил бы основанием для прекращения трудовых отношений только в случае одно- или многократного повторения, если только предприниматель не сделал трудящемуся соответствующего письменного предупреждения.
8. Трудовые отношения с трудящимся не должны прекращаться в связи с неудовлетворительным выполнением им профессиональных обязанностей, если только предприниматель соответствующим образом не указал ему на это и письменно не предупредил его и если только трудящийся продолжает неудовлетворительно выполнять свои обязанности после истечения разумного срока, установленного для исправления положения.
9. Трудящийся должен иметь право на получение помощи от другого лица в ходе защиты, в соответствии со статьей 7 Конвенции 1982 года о прекращении трудовых отношений, против обвинений в отношении его поведения или работы, которые могут привести к прекращению с ним трудовых отношений; это право может быть определено методами применения, указанными в пункте 1 настоящей Рекомендации.
10. Считается, что предприниматель отказался от своего права прекратить трудовые отношения с трудящимся за совершенный последним проступок, если он не сделал этого в разумный срок после того, как ему стало известно об этом проступке.
11. Предприниматель может консультироваться с представителями трудящихся до принятия окончательного решения по отдельным случаям прекращения трудовых отношений.
12. Предприниматель должен письменно уведомить трудящегося о решении прекратить с ним трудовые отношения.
13. 1) Трудящийся, которого уведомили о прекращении с ним трудовых отношений или трудовые отношения с которым уже прекращены, должен иметь право на получение от предпринимателя, по своей просьбе, письменного изложения основания (оснований) прекращения трудовых отношений.
2) Положения подпункта 1 настоящего пункта могут не применяться в случае коллективного прекращения трудовых отношений по причинам, указанным в статьях 13 и 14 Конвенции 1982 года о прекращении трудовых отношений, при условии соблюдения предусмотренной в них процедуры.
Процедура обжалования решения о прекращении
трудовых отношений
14. Можно предусмотреть применение процедуры примирения до или в ходе обжалования решения о прекращении трудовых отношений.
15. Государственные органы, представители трудящихся, а также организации трудящихся должны прилагать усилия, чтобы всесторонне информировать трудящихся об имеющихся у них возможностях обжалования.
Освобождение от работы в течение срока предупреждения
16. В течение срока предупреждения, который упоминается в статье 11 Конвенции 1982 года о прекращении трудовых отношений, трудящийся в целях поиска другой работы должен иметь право на освобождение от работы, разумной продолжительности, предоставляемое без потери в заработной плате в удобное для обеих сторон время.
Удостоверение с места работы
17. Трудящийся, с которым были прекращены трудовые отношения, должен иметь право на получение от предпринимателя, по своей просьбе, удостоверения с указанием только дат начала и прекращения с ним трудовых отношений и вида (видов) работы, которую он выполнял; однако трудящемуся, по его просьбе, в этом или в отдельном удостоверении может быть дана оценка его поведения и работы.
Выходное пособие и другие виды обеспечения дохода
18. 1) Трудящийся, с которым были прекращены трудовые отношения, должен в соответствии с национальными законодательством и практикой иметь право на:
a) выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых должен, в частности, зависеть от стажа работы и уровня заработной платы и которые выплачиваются непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного из взносов предпринимателей;
b) пособия из фонда страхования по безработице или фондов помощи безработным или на другие виды социального обеспечения такие, как пособия по старости или инвалидности, выплачиваемые на общих основаниях, предоставляющих право на эти пособия;
c) сочетание таких пособий и выплат.
2) Трудящемуся, который не удовлетворяет необходимым условиям для получения пособия из фонда страхования по безработице или фондов помощи безработным на общих основаниях, не выплачивается какое-либо из указанных в подпункте 1 "a" настоящего пункта пособий или выплат только по той причине, что он не получает пособия по безработице согласно подпункту 1 "b".
3) Методами применения, указанными в пункте 1 настоящей Рекомендации может предусматриваться лишение права на выплаты или пособия, указанные в подпункте 1 "a" настоящего пункта, в случае увольнения за серьезный проступок.
III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ,
СТРУКТУРНЫМ ИЛИ АНАЛОГИЧНЫМ ПРИЧИНАМ
19. 1) Все заинтересованные стороны должны стремиться к предотвращению или сведению к минимуму, насколько это возможно, случаев прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера без ущерба для эффективной работы предприятия, учреждения или службы, а также к смягчению неблагоприятных последствий любого прекращения трудовых отношений по этим причинам для соответствующего трудящегося или трудящихся.
2) В случае необходимости, компетентный орган должен оказывать сторонам помощь в решении проблем, возникших в результате планируемого увольнения.
Консультации о проведении значительных
изменений на предприятии
20. 1) Когда предприниматель планирует осуществить значительные изменения производства, программы, организации, структуры или технологии, которые могут привести к прекращению трудовых отношений, он должен как можно раньше провести с соответствующими представителями трудящихся консультации, в частности, об осуществлении таких изменений, их возможных последствиях и о мерах по предотвращению или смягчению неблагоприятных последствий таких изменений.
2) Для эффективного участия соответствующих представителей трудящихся в консультациях, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, предприниматель должен своевременно предоставлять им всю информацию, касающуюся основных планируемых изменений и их возможных последствий.
3) Для целей настоящего пункта термин "соответствующие представители трудящихся" означает представителей трудящихся, признанных в качестве таковых национальными законодательством или практикой в соответствии с Конвенцией 1971 года о представителях трудящихся.
Меры по предотвращению прекращений трудовых
отношений или сведению их числа к минимуму
21. Меры, которые необходимо рассмотреть в целях предотвращения прекращений трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, или сведения их числа к минимуму, могут, в частности, включать ограничение найму на работу, растягивание сокращения численности работников на определенный период времени, чтобы способствовать естественному сокращению штата, переводам внутри предприятия, подготовке и переподготовке кадров, добровольному выходу на пенсию до достижения пенсионного возраста с соответствующим обеспечением дохода, ограничению сверхурочных работ и сокращению нормальной продолжительности рабочего времени.
22. Если считается, что временное сокращение нормальной продолжительности рабочего времени могло бы предотвратить увольнения в связи с временными экономическими трудностями или свести их число к минимуму, то необходимо рассмотреть возможность частичной компенсации потерь в заработной плате за неотработанные нормальные часы рабочего времени, финансируемой методами, соответствующими национальным законодательству и практике.
Критерии отбора работников, подпадающих
под сокращение штата
23. 1) Отбор предпринимателем трудящихся, трудовые отношения с которыми прекращаются по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, должен производиться на основе критериев, определяемых по возможности заблаговременно и должным образом учитывающих как интересы предприятия, учреждения или службы, так и интересы трудящихся.
2) Эти критерии, их очередность и относительная значимость должны определяться методами, предусмотренными пунктом 1 настоящей Рекомендации.
Очередность обратного приема на работу
24. 1) Трудящимся, с которыми трудовые отношения были прекращены по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, должно предоставляться определенное преимущество первоочередного обратного приема на работу, если предприниматель вновь нанимает работников аналогичной квалификации и если трудящиеся в определенный срок после увольнения выразили желание возвратиться на прежнее место работы.
2) Такая очередность обратного приема на работу может быть ограничена определенным сроком.
3) Критерии для преимущественного обратного приема на работу, вопрос о сохранении прав, особенно в связи со стажем, в случае обратного приема на работу, а также условия, регулирующие заработную плату заново принятых трудящихся, должны определяться методами, предусмотренными пунктом 1 настоящей Рекомендации.
Смягчение последствий прекращения трудовых отношений
25. 1) В случае прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера необходимо мерами, соответствующими условиям каждой страны и принимаемыми компетентным органом, по возможности в сотрудничестве с предпринимателем и соответствующими представителями трудящихся, содействовать скорейшему устройству уволенных трудящихся на другой работе и, при необходимости, получению ими профессиональной подготовки или переподготовки.
2) Предприниматель должен по возможности помогать уволенным трудящимся в поисках другой подходящей работы, например, путем прямых контактов с другими предпринимателями.
3) Для содействия получению уволенными трудящимися другой подходящей работы или профессиональной подготовки или переподготовки во внимание могут приниматься Конвенция 1975 года и Рекомендация 1975 года о развитии людских ресурсов.
26. 1) В целях смягчения неблагоприятных последствий прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера необходимо принимать во внимание защиту дохода в течение любого срока профессиональной подготовки или переподготовки и частичную или полную компенсацию расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой, а также с поисками и устройством на другой работе, требующей перемены места жительства.
2) Компетентный орган должен рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств для частичного или полного поддержания мер, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в соответствии с национальными законодательством и практикой.
IV. ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДЫДУЩУЮ РЕКОМЕНДАЦИЮ
27. Настоящая Рекомендация и Конвенция 1982 года о прекращении трудовых отношений заменяют Рекомендацию 1963 года о прекращении трудовых отношений.

РЕШЕНИЕ Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ"О КОМАНДУЮЩЕМ КОЛЛЕКТИВНЫМИ СИЛАМИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА В ЗОНЕ КОНФЛИКТА В АБХАЗИИ, ГРУЗИЯ"(Принято в г. Астане 15.09.2004)  »
Международное законодательство »
Читайте также