РЕКОМЕНДАЦИЯ ЮНЕСКО"О СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ"(Принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ
В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
(Париж, 27 ноября 1978 года)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проводившая в Париже с 24 октября по 28 ноября 1978 года свою двадцатую сессию,
принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи IV Устава Организация разрабатывает и принимает документы, регламентирующие в международном плане вопросы, относящиеся к ее компетенции,
принимая во внимание, что статья VIII Устава Организации гласит, в частности, что "каждое государство-член представляет Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и его деятельности в области образования, науки и культуры",
убежденная в том, что для улучшения международной сопоставимости статистических данных весьма желательно, чтобы национальные учреждения, ведающие сбором и передачей статистических данных, касающихся науки и техники, руководствовались определенными нормами в вопросах определения, классификации и форм представления,
признавая, что усилия государств-членов, направленные на развитие науки и техники, будут способствовать укреплению мира и безопасности во всем мире,
убежденная в том, что сотрудничество в этой области будет также способствовать социально-экономическому прогрессу,
получив предложения о международной стандартизации статистики в области науки и техники, вопрос, фигурирующий в пункте 34 повестки дня сессии,
постановив на своей девятнадцатой сессии, что это вопрос должен быть предметом международной регламентации в форме рекомендации государствам-членам в соответствии со смыслом пункта 4 статьи IV Устава,
принимает сего 27 дня ноября 1978 г. настоящую Рекомендацию.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять следующие положения, касающиеся международной стандартизации статистических данных в области науки и техники, путем принятия законодательных или других мер, которые могут потребоваться, в соответствии с конституционной практикой каждого государства, для выполнения на территории норм и принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения властей и органов, ведающих сбором и передачей статистических данных, касающихся науки и техники.
Генеральная конференция рекомендует государствам-членам представлять ей, в соответствии с установленными ею сроками и формой, доклады о принятых ими мерах по осуществлению настоящей Рекомендации.
I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Сфера применения
1. Статистические данные, рассматриваемые в настоящей Рекомендации, имеют целью обеспечивать по каждому государству-члену стандартизованные данные по определенным видам научно-технической (Н-Т) деятельности и, в частности, по научным исследованиям и разработкам (НИР). Эти статистические данные должны охватывать все национальные учреждения, которые выполняют или финансируют названные виды деятельности.
Определения
2. Нижеприведенные определения должны использоваться при сборе статистических данных, рассматриваемых в настоящей Рекомендации.
2.1. Научно-техническая деятельность (НТД): Систематическая деятельность, тесно связанная с выработкой, дальнейшим развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях. Она включает НИР, научно-техническое образование и подготовку (НТОП), научно-технические службы (НТС), определенные ниже в пунктах "a" - "c":
a) Научные исследования и экспериментальные разработки: любая систематическая и творческая деятельность, направленная на увеличение объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, и использование этого объема знаний для разработки новых способов их применения. В большинстве областей можно различить несколько категорий.
aa) Научно-исследовательская деятельность: любая систематическая и творческая деятельность, направленная на увеличение объема научных знаний и их применения.
- Научно-исследовательская деятельность в области естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук: любая систематическая и творческая деятельность с целью установления связей и сущности явлений природы, познания ее законов и содействия практическому использованию познанных законов, сил и веществ природы.
- Научно-исследовательская деятельность в области социальных и гуманитарных наук: любая систематическая и творческая деятельность, задачей которой является расширение или улучшение полученных знаний о человеке, культуре и обществе, включая их использование для решения социальных и гуманитарных проблем.
- В большинстве областей науки эти исследования могут также классифицироваться или как фундаментальные, или как прикладные:
i) Фундаментальные исследования: экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная прежде всего на получение новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо особой или конкретной цели, связанной с применением или использованием.
ii) Прикладные исследования: оригинальные исследования, предпринятые в целях приобретения новых знаний. Они, однако, направлены прежде всего на достижение конкретной практической цели или задачи.
bb) Экспериментальные разработки: систематическая работа, основанная на существующих знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований и/или на основе практического опыта, которая направлена на производство новых материалов, продуктов и приборов для введения новых процессов, систем и служб и для значительного усовершенствования тех из них, которые уже производятся или введены.
b) Н-Т образование и подготовка (НТОП) в основном на третьей ступени: любые учебные мероприятия по подготовке на уровне высшего специального неуниверситетского образования, высшего образования и подготовки, ведущих к университетскому диплому послеуниверситетской подготовки и совершенствования и организованной непрерывной подготовки научных работников и инженеров. Эти мероприятия соответствуют, в основном, категориям 5, 6 и 7 МСКО.
c) Научно-технические службы (НТС): деятельность, связанная с исследованиями и экспериментальным развитием и способствующая выработке, распространению и применению научно-технических знаний.
i) Н-Т услуги, предоставляемые библиотеками, архивами, центрами информации и документации, справочными службами, центрами научных конгрессов, банками данных и службами обработки информации.
ii) Н-Т услуги, предоставляемые естественнонаучными и/или техническими музеями, ботаническими и зоологическими садами, а также другими Н-Т коллекциями (антропологические, археологические, геологические и т.д.).
iii) Систематическая работа по переводу и подготовке выпуска Н-Т книг, периодических изданий (за исключением учебников для школ и университетов).
iv) Топографическая, геологическая и гидрологическая съемка, регулярные астрономические, метеорологические и сейсмологические наблюдения; инвентаризация почв, растительности, рыб и дикой фауны; регулярные пробы почвы, воздуха и воды; постоянный контроль и наблюдение за уровнем радиоактивности.
v) Геологическая разведка и связанные с нею мероприятия, имеющие целью локализацию и определение минеральных и нефтяных ресурсов.
vi) Сбор информации по гуманитарным, социальным, экономическим и культурным явлениям, целью которого является в большинстве случаев составление текущей статистики, как, например, демографический учет; статистика производства, распределения и потребления; изучение рынка; социальная и культурная статистика и т.д.
vii) Испытания, стандартизация, метрология и контроль качества: постоянные и регулярные работы, целью которых является анализ, контроль и проверка материалов, продукции, устройств и процессов с помощью известных методов, а также установление и сохранение стандартов и эталонов мер.
viii) Постоянные и регулярные работы, целью которых является предоставление консультаций клиентам, другим подразделениям данной организации или независимым потребителям и оказание им помощи в применении достижений науки, техники и управления. Эта деятельность включает также службы популяризации и консультаций, организуемых государством для работников сельского хозяйства и промышленности, но исключает текущие мероприятия проектных и технических бюро.
ix) Патентно-лицензионная деятельность: систематические работы, осуществляемые в государственных органах научного, юридического и административного характера, касающиеся патентов и лицензий.
2.2. Научно-технический персонал: все лица, прямо участвующие в Н-Т деятельности в каком-либо учреждении или объединении и получающие обычно вознаграждения за это. Это группа должна включать научных, инженерно-технических работников (НИТР) и вспомогательный персонал, которые определены в пункте 4 "a" ниже.
a) Научный и технический персонал, занятый НТД полный рабочий день (ПРД): персонал, который посвящает практически все свое рабочее время Н-Т деятельности.
b) Научный и технический персонал, занятый НТД неполный рабочий день (НРД): персонал, который разделяет свое рабочее время между Н-Т деятельностью и другими мероприятиями.
c) Эквивалент полного рабочего дня (ЭПРД): единица оценки, которая соответствует одному лицу, занятому полный рабочий день в течение данного периода. Эта единица служит для преобразования количества лиц, занятых неполный рабочий день, в количество лиц, занятых полный рабочий день. В принципе данные, касающиеся персонала, должны быть высчитаны в ЭПРД, особенно в отношении научных, инженерных и технических работников.
2.3. Отчетный год: период в двенадцать следующих один за другим месяцев, к которому относятся статистические данные. Когда это период распространяется на два календарных года, нужно считать отчетным годом тот, в котором начался этот период.
2.4. Ежегодные расходы: все действительно затраченные суммы в течение отчетного года для выполнения Н-Т деятельности.
a) Ежегодные внутренние расходы: все суммы, действительно затраченные в течение отчетного года для выполнения Н-Т деятельности в пределах одного объединения, одного учреждения или одного сектора деятельности.
b) Ежегодные внешние расходы: все суммы, действительно затраченные в течение рассматриваемого года для выполнения Н-Т деятельности вне одного объединения, одного учреждения или одного сектора деятельности, включая находящиеся за пределами национальной экономической территории.
c) Общая сумма внутренних расходов на Н-Т деятельность: все такие расходы в течение отчетного года в учреждениях и на объектах, находящихся на территории страны; а также на объектах, которые географически расположены за границей: испытательные полигоны или установки, приобретенные или арендованные за границей, а также суда, автомобили, летательные аппараты и спутники, используемые национальными учреждениями. Из этой общей суммы исключаются расходы на Н-Т деятельность, осуществляемую международными организациями, находящимися в данной стране.
2.5. Учреждения, выполняющие Н-Т деятельность: любое учреждение, которое осуществляет Н-Т деятельность постоянным и организованным образом. Термин "учреждение" должен покрывать весьма широкую гамму единиц, имеющих юридический, финансовый, экономический, социальный или политический статус. Как, например: академии, учреждения, предприятия, органы, организации, институты, ассоциации, департаменты, министерства, центры, лаборатории и т.д.
2.6. Сектор деятельности: сектор национальной экономики, объединяющий значительное число учреждений, осуществляющих Н-Т деятельность (в том смысле, в котором она определена в пункте 2.5) и представляющих определенную однородность, с точки зрения их основных функций или услуг, которые они оказывают вне зависимости от их источника финансирования, органа, которому они подотчетны, или категории, осуществляемой НТД. Исходя из этих двух критериев, можно выделить три крупных сектора деятельности: сектор производства, сектор высшего образования и сектор общих служб.
2.7. Области деятельности: отрасли экономической деятельности и области науки и техники, где осуществляются НИР и другие Н-Т мероприятия.
2.8. Категории деятельности: конкретные виды усилий, которые включают Н-Т деятельность, типа НИР и Н-Т образование и подготовка (НТОП), НТС, указанные в пунктах 2.1 "a", 2.1 "b" и 2.1 "c".
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ
3. Людские и финансовые ресурсы, выделяемые на Н-Т деятельность, должны быть классифицированы:
a) в соответствии с категориями и подкатегориями этой деятельности:
i) научные исследования и разработки;
ii) Н-Т образование и подготовка в основном на третьей ступени (НТОП);
iii) научно-технические службы, как указано в 2.1 "c" с "i" по "ix";
b) в соответствии с сектором деятельности:
i) сектор производства, включающий:
- национальные и иностранные промышленные и коммерческие предприятия, расположенные в стране, которые производят и распределяют товары и услуги за вознаграждение, а также учреждения прямо обслуживающие эти предприятия по контракту или без него, какими бы ни были их виды собственности (общественная и частная). Н-Т деятельность этих предприятий и учреждений, тесно связанная с производством, условно называется "Н-Т деятельность, интегрированная с производством";
- правительственные и неправительственные и бесприбыльные учреждения, вся или большая часть Н-Т деятельности которых косвенно обслуживает одну или более категорий или классов деятельности с двух- или трехзначным классификационным номером в МСХК. Н-Т деятельность этих учреждений, связь которых с производством осуществляется только косвенно, условно называется "Н-Т деятельность, не интегрированная с производством". В странах с централизованной экономикой институты НИР, приданные министерствам, ведающим различными отраслями национальной экономики, должны быть включены в эту категорию учреждений;
ii) сектор высшего образования, включающий:
- учреждения высшего образования третьей ступени, требующие в качестве минимального условия успешного завершения полного курса образования второй ступени или доказательства достижения эквивалентного уровня знаний, а также научно-исследовательские институты, испытательные станции, госпитали и другие Н-Т учреждения, которые обслуживают эти заведения и непосредственно им подчинены или ассоциированы с ними;
iii) Сектор общих служб, включающий:
- органы, службы и учреждения, подчиненные центральным органам власти, властям штатов (в федеральных системах), провинциальным, районным или областным, городским или поселковым властям, которые обслуживают данную общину в целом и представляют широкий круг услуг, таких как администрация, поддержание и регулирование общественного порядка, здравоохранение, культура, социальное обслуживание, содействие экономическому развитию, благосостоянию и техническому прогрессу и т.д.;
- учреждения, такие как национальные советы по научно-техническим исследованиям, академии наук, профессиональные научные организации и другие учреждения, обслуживающие общину в целом;
- учреждения, Н-Т деятельность которых (включая НИР) осуществляется в целом в интересах сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникации, строительных и общественных работ или государственных служб электро-, газо- и водоснабжения, т.е. деятельность, классифицируемая под однозначным номером в МСХК;
c) в соответствии с областями науки и техники, в которых учреждения, относящиеся к секторам высшего образования и общей службы, осуществляют Н-Т деятельность и, в частности, НИР:
i) естественные науки, включая астрономию, бактериологию, биохимию, биологию, ботанику, химию, информатику, энтомологию, геологию, геофизику, математику, метеорологию, физическую географию, минералогию, физику, зоологию и другие смежные предметы;
ii) инженерные и технические науки, включая собственно инженерные науки, например: химическая технология и гражданское строительство, электротехника и механика и их специализированные подразделения; лесную промышленность, прикладные науки, например: геодезия, промышленная химия и т.д.; архитектуру; науку о питании и технологию пищевых продуктов; специализированные технологии или междисциплинарные области, например: системный анализ, металлургия, горное дело, текстильная технология и другие смежные области;
iii) медицинские науки, включая анатомию, стоматологию, медицину, уход за больными, акушерство, оптометрию, остеопатию, фармакологию, физиотерапию, здравоохранение и другие смежные области;
iv) сельскохозяйственные науки, включая агрономию, скотоводство, рыболовство, лесоводство, садоводство, ветеринарию и другие смежные области;
v) социальные и гуманитарные науки, куда входят:
Группа I - Социальные науки, в том числе:
антропология (социальная и культурная) и этнология, демография, экономика, образование и подготовка, демографическая, экономическая и социальная география, право, лингвистика (за исключением изучений языков, проводимых по определенным текстам, которые должны быть классифицированы в группе II под рубрикой "Древние и современные языки и литература"), управление, политические науки, психология, социология, научная организация труда, различные социальные науки и междисциплинарная методологическая и историческая Н-Т деятельность, касающаяся предметов, включенных в эту группу. Физическая антропология, физическая география и психофизиология должны, в принципе, быть классифицированы вместе с естественными науками;
Группа II - Гуманитарные науки, в том числе:
искусства (история искусств и критика искусства, за исключением художественных "поисков" всех видов), языки (современные и древние языки и литература), философия (включая историю науки и техники), древняя история и история вместе со вспомогательными историческими дисциплинами, такими как археология, нумизматика, палеография и т.д., религия, другие области и предметы, относящиеся к этой гуманитарной и междисциплинарной, методологической, исторической и другой Н-Т деятельности, касающейся предметов, входящих в эту группу.
d) в соответствии с отраслями экономической деятельности в том, что касается учреждений, принадлежащих к сектору производства, согласно "Международной стандартной хозяйственной классификации всех видов экономической деятельности" (МСХК). Включены группировки по конкретным отраслям промышленности на уровне однозначного, а в некоторых случаях двухзначного кода МСХК из следующих основных подразделений;
В информационный банк включена Международная стандартная хозяйственная классификация всех видов экономической деятельности, пересмотренная в 1968 году. i) сельское хозяйство, лесоводство, охота и рыболовство (МСХК:1)
ii) добывающая промышленность (МСХК:2)
iii) обрабатывающая промышленность (МСХК:3)
iv) строительство (МСХК:5)
v) транспорт и связь и складские операции (МСХК:7)
vi) различные мероприятия (МСХК:4, 6, 8 и частично 9).
4. Персонал Н-Т учреждений должен быть классифицирован также:
a) В соответствии со своими функциями и квалификациями:
aa) Научные работники и инженеры, включая лиц, которые работают в качестве таковых, т.е. в качестве лиц, имеющих научно-техническую подготовку, профессионально занимающихся Н-Т деятельностью, администраторов и другой персонал высокого уровня, который руководит Н-Т деятельностью.
Такой персонал классифицируется в этой категории, если он либо
i) имеет законченное образование третьей ступени, ведущее к получению университетского диплома, либо
ii) получил неуниверситетское образование (или подготовку) третьей ступени, которое не ведет к получению университетского диплома, но признано на национальном уровне как дающее доступ к научной или инженерной карьере, либо
iii) получил подготовку или профессиональный опыт, признанные эквивалентами в национальном плане одному из двух типов выше указанной подготовки (например, принадлежность к профессиональной ассоциации или наличие аттестата или удостоверения специалиста).
bb) Техники, включая лиц, занимающихся в качестве таковых Н-Т деятельностью и получивших профессиональную или техническую подготовку в любой отрасли знаний или техники, в соответствии со следующими критериями:
i) завершение второй стадии образования второй ступени. За этими занятиями во многих случаях следует один - два года специальной технической подготовки, которая может привести, а может и не привести к получению диплома;
ii) три или четыре года профессионального или технического обучения (с получением диплома или без такового) после завершения первой стадии образования второй ступени;
iii) получение подготовки на месте работы или приобретение профессионального опыта, рассматриваемых как эквивалентные в национальном плане уровню образования, определенному выше в подпунктах "i" и "ii".
cc) Вспомогательный персонал, включая лиц, функции которых прямо связаны с осуществлением Н-Т деятельности, а именно: персонал бюро, секретарский и административный персонал, классифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие различных специальностей и любой другой вспомогательный персонал;
b) В соответствии со ступенью образования и областями обучения, определенными для персонала категорий "aa" и "bb" согласно МСКО (Международная стандартная классификация образования):
i) по ступени образования:
aa) обладатели дипломов третьей ступени университетского типа (МСКО:6 - 7)
bb) обладатели дипломов третьей ступени неуниверситетского типа (МСКО:5)
cc) обладатели свидетельств об образовании второй ступени второго этапа (МСКО:3)
dd) другие свидетельства (МСКО:1, 2, 9)
ii) по областям обучения:
Соответствие между областями науки и техники и классификацией областей обучения МСКО должно быть следующим:
Области науки и техники Основные области обучения МСКО
Естественные науки 42. Программы по естественным наукам
46. Программы по математике и
вычислительной технике
_____________________________________
Инженерные и технические 52. Программы подготовки к профессиям
науки промышленного производства и смежной
деятельности (ранее
неквалифицированные)
54. Программы подготовки инженеров
58. Программы по архитектуре и
городской планировке
70. Программы по транспорту и связи
_____________________________________
Медицинские науки 50. Программы по медицинским наукам,
здравоохранению и гигиене
_____________________________________
Сельскохозяйственные 62. Программы по сельскому, лесному и
науки рыбопромысловому хозяйству
_____________________________________
Социальные и гуманитарные 14. Программы по педагогическим
науки наукам, подготовке учителей
18. Программы по изящному и
прикладному искусству
_____________________________________
22. Программы по гуманитарным наукам
26. Программы по религии и теологии
30. Программы по общественным наукам
и науке о поведении человека
34. Программы по торговле и
управлению предприятиями
38. Программы по праву и
юриспруденции
66. Программы по домоводству
84. Программы по средствам массовой
информации и документации
_____________________________________
Другие области 01. Общие программы
08. Программы распространения
грамотности
78. Программы подготовки работников
сферы обслуживания
89. Другие программы
_____________________________________
c) По специальности, в соответствии с Международной стандартной классификацией специальностей (МОТ - 1968 г.)
d) В соответствии с числом ПРД и НРД для персонала категории "aa".
e) В соответствии с гражданством для персонала категорий "aa" и "bb", отличая только своих граждан от других.
f) В соответствии с полом для персонала категорий "aa", "bb" и "cc".
g) В соответствии с возрастом для персонала категорий "aa" и "bb" по следующим возрастным группам: для категории "aa": до 29 лет, 30 - 39 лет, 40 - 49 лет, 50 - 59 лет, 60 лет и более; для категории "bb": до 29 лет, 30 - 39 лет, 40 - 49 лет, 50 - 59 лет, 60 лет и более.
5. Каждый вид национальных и Н-Т ресурсов, то есть научные работники и инженеры и техники, должен измеряться в соответствии со следующими двумя критериями; если должен быть использован только один, предпочтителен критерий "b".
a) Общая численность НИТР, включая общее число лиц, имеющих требуемые квалификации для персонала категорий "aa" и "bb", какой бы ни была их экономическая деятельность (производство, Н-Т деятельность, профессии, не работающие по найму и т.д.), их возраст, пол, национальность или другие характеристики.
b) Численность экономически активных НИТР, включая общее число лиц с необходимыми для персонала в категориях "aa" и "bb" квалификациями, которые работают или активно ищут работу в какой-либо отрасли экономики в рассматриваемый период.
6. Внутренние расходы на Н-Т деятельность следует классифицировать:
a) по характеру расходов:
i) внутренние текущие расходы, включающие все выплаты за отчетный год на выполнение Н-Т деятельности внутри объединений, учреждений или секторов деятельности, каким бы ни был источник или характер фондов. Эти выплаты покрывают затраты на персонал, на материалы и расходуемые поставки и другие текущие расходы, а именно:
- затраты на персонал, включающие выплаты наличными или натурой окладов и заработной платы и все смежные расходы на рабочую силу, включая "различные надбавки и блага", как, например, премии, оплачиваемые отпуска, взносы в пенсионные фонды, обязательные системы социального страхования, налоги на заработную плату и т.д. По мере возможности, затраты по персоналу категории "aa" должны быть отделены от расходов на остальной персонал;
- другие текущие расходы, включающие все другие внутренние текущие расходы, такие как расходы на поставки для бюро и лабораторий, материалы, подписку на журналы, книги, аренду помещений, ремонт и содержание, пользование услугами ЭВМ, путевые и почтовые услуги.
ii) внутренние капитальные расходы, включающие все выплаты, осуществленные за отчетный год на выполнение Н-Т деятельности, которые касаются расходов на крупное оборудование и других капитальных расходов. Следует исключить из международной статистики по расходам все ассигнования на амортизацию, действительные или предусмотренные. Однако страны, которые в состоянии предоставить эти сведения, могли бы делать это, если они считают это полезным. Эти расходы включают:
- расходы на крупное оборудование, включающие покупку основных установок, машин и оборудования. Следует включать в эту рубрику расходы на покупку полных библиотек, значительных собраний книг, периодических изданий, образцов и т.д., особенно когда они производятся во время оборудования нового учреждения. Однако подобные покупки могли бы также быть включены в капитальные расходы, если даже они осуществляются в другое время;
- другие капитальные расходы; включающие приобретение земель (для строительства или для проведения испытаний), животных (стоимость которых поштучно или за партию предполагает включение данных расходов в эту категорию), новых зданий или значительные работы по улучшению, изменению и ремонту зданий и стационарных установок, работы по улучшению земель и другие расходы.
b) В соответствии с источником финансирования:
i) государственные фонды. В эту категорию следует включать фонды из обычного или чрезвычайного бюджета или из сверхбюджетных источников, предоставляемые центральным правительством или правительством штатов или местными властями. В эту категорию входят также фонды посреднических общественных учреждений, созданных и полностью финансируемых государством;
ii) фонды производственных предприятий и специальные фонды. В эту категорию следует включать фонды, представляемые для Н-Т деятельности учреждениями, классифицируемыми в секторе производства как производственные предприятия, и все суммы, полученные из "фондов технического и экономического развития", которые существуют в странах с централизованной экономикой и другие аналогичные фонды;
iii) иностранные фонды. В эту категорию следует включать фонды, полученные из-за границы на национальную Н-Т деятельность, включая фонды, полученные от международных организаций, от иностранных правительств или учреждений;
iv) различные фонды. В эту категорию следует включать фонды, которые не могут быть классифицированы ни в одну из предыдущих категорий, например, собственные фонды учреждений сектора высшего образования, пожертвования или дары.
c) В соответствии с категорией для расходов на НИР:
i) фундаментальные исследования
ii) прикладные исследования
iii) экспериментальные разработки
7. Национальные мероприятия НИР и НТС следует классифицировать в соответствии с перечисленными ниже основными социально-экономическими целями и задачами на основе ассигнования (ex-ante) или расходов (ex-post), финансируемых из общественных фондов и, если возможно, из всех других источников средств;
i) Разведка ресурсов земли, морей и атмосферы
ii) Использование космоса в мирных целях
iii) Развитие сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства
iv) Содействие промышленному развитию
v) Производство, сохранение и распределение энергии
vi) Развитие транспорта и коммуникаций
vii) Развитие служб образования
viii) Развитие служб здравоохранения
ix) Социальное развитие и социально-экономические службы
x) Охрана окружающей среды
xi) Общее развитие знаний
xi) Другие цели
xiii) Оборона
8. Основные статистические единицы: Если возможно, основной статистической единицей, выбранной для измерения выполнения Н-Т деятельности, должна быть единица учрежденческого типа; например, промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, официальные научно-исследовательские организации и институты или факультеты при университетах.
III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
9. Статистические данные, к которым относится настоящая Рекомендация, должны быть представлены в соответствии с определениями и классификациями этой Рекомендации.
Уровни детализации
10. В связи с различным уровнем развития статистических систем государств-членов данные должны быть представлены на двух уровнях детализации или сложности, в той мере, в которой государства-члены располагают информацией.
a) Первый уровень детализации: базовая информация в небольшом количестве, которая необходима для установления международной сопоставимости и которую должны собирать, по возможности, все государства-члены.
b) Второй уровень детализации: более полные статистические данные, которые не все государства-члены в состоянии предоставить, но совокупность которых может представлять ориентацию для тех, кто хочет улучшить и расширить свою национальную статистическую систему.
Периодичность
11. Обновление на международном уровне базовой статистики должно проводиться каждые два года. Было бы желательным, чтобы все государства-члены, имеющие такую возможность, обновляли некоторые данные ежегодно с тем, чтобы можно было следить за изменениями их усилий по НИР. Статистика по общей численности НИТР и / или по количеству экономически активных НИТР должна составляться дважды за каждый десятилетний период.
Этапы сбора Н-Т статистики
12. Сбор международных статистических данных в области науки и техники должен проходить в два этапа. Переход от первого этапа ко второму должен проводиться постепенно на основе имеющегося национального и международного опыта. Первый этап должен охватывать период не менее 5 лет, начиная со времени принятия Генеральной конференцией данной Рекомендации. Второй этап следует рассматривать как экспериментальный.
a) Первый этап: В течение этого этапа, то есть за годы, непосредственно следующие за принятием данной Рекомендации, международная статистика должна включать только мероприятия НИР во всех секторах деятельности наряду с общей численностью НИТР и / или экономически активными НИТР. Если из двух последних будет выбираться только один критерий, предпочтительнее будет последний.
b) Второй этап: До перехода ко второму этапу государствам-членам через посредство Секретариата ЮНЕСКО следует удостовериться, что достаточное число государств-членов на основе международного опыта и своей собственной деятельности может распространить статистические наблюдения на НТС и научно-техническое образование и подготовку в основном на третьей ступени (НТОП), предусматриваемые на этом этапе.
В течение этого этапа международная статистика должна распространяться на НТС и НТОП, выполняемые в учреждениях, занимающихся НИР, и должна представляться в целом или по видам НТОП и НТС, в зависимости от возможностей стран. Сначала НТС и НТОП должны измеряться во всех секторах деятельности, за исключением интегрированных единиц сектора производства. Затем международная статистика по НТС и НТОП должна постепенно распространяться на интегрированные единицы в секторе производства и на учреждения во всех секторах деятельности, не занимающихся НИР, но выполняющих НТС и НТОП на структурно-организационной основе. Эта статистика должна предоставляться по видам НТОП и НТС.
13. Статистические данные по научно-технической деятельности должны представляться в соответствии со следующими уровнями детализации и периодичностью:
---------------T-----------T-------------------------------------¬
¦ Периодичность¦ Уровни ¦ Показатели ¦
¦за исключением¦детализации¦ ¦
¦ двухгодичной ¦ ¦ ¦
+--------------+-----------+-------------------------------------+
¦ Первый этап ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦ a) Общая численность экономически¦
¦ ¦ ¦активных НИТР ¦
¦ <*> ¦ 1 ¦1. Число НИТР с разбивкой по признаку¦
¦ ¦ ¦пола и гражданства и по специальности¦
¦ <*> ¦ 2 ¦2. Число научных работников и ¦
¦ ¦ ¦инженеров по областям квалификации ¦
¦ ¦ ¦ b) Деятельность НИР ¦
¦ ¦ ¦ i) Персонал НИР ¦
¦ Ежегодно ¦ 1 ¦1. Персонал по категориям (научные ¦
¦ ¦ ¦работники и инженеры, техники, ¦
¦ ¦ ¦вспомогательный персонал) ¦
¦ ¦ 2 ¦2. Научные работники и инженеры ¦
¦ ¦ ¦по областям квалификации ¦
¦ Ежегодно ¦ 1 ¦3. Персонал по секторам деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦4. Научные работники и инженеры ПРД ¦
¦ ¦ ¦и НРД по областям квалификации по ¦
¦ ¦ ¦секторам деятельности и областям ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦5. НИТР по категориям и гражданству ¦
¦ ¦ 2 ¦6. НИТР с разбивкой по признаку пола ¦
¦ ¦ ¦и по возрастным группам ¦
¦ ¦ ¦ ii) Внутренние расходы на НИР ¦
¦ Ежегодно ¦ 1 ¦1. Общие по секторам деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦2. Общие и текущие по секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦3. Текущие и капитальные, ¦
¦ ¦ ¦детализированные, по секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦4. Текущие по видам НИР, секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности и областям деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦5. Текущие на научных работников и ¦
¦ ¦ ¦инженеров по секторам деятельности ¦
¦ ¦ ¦ iii) Финансирование внутренних ¦
¦ ¦ ¦расходов на НИР ¦
¦ Ежегодно ¦ 1 ¦1. Общие расходы в соответствии ¦
¦ ¦ ¦с источником финансирования ¦
¦ Ежегодно ¦ 2 ¦2. Общие и текущие расходы ¦
¦ ¦ ¦в соответствии с источником ¦
¦ ¦ ¦финансирования и сектором ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦3. Общие расходы в соответствии с ¦
¦ ¦ ¦источником финансирования, сектором ¦
¦ ¦ ¦деятельности и областью деятельности ¦
¦ ¦ ¦ c) Другие виды классификации, ¦
¦ ¦ ¦относящиеся к НИР ¦
¦ ¦ ¦ i) Основные социально - ¦
¦ ¦ ¦экономические цели ¦
¦ ¦ 2 ¦1. Ассигнования (ex-ante) или расходы¦
¦ ¦ ¦(ex-post), финансируемые из ¦
¦ ¦ ¦общественных фондов по основным ¦
¦ ¦ ¦социально-экономическим целям ¦
¦ ¦ 2 ¦2. Ассигнования (ex-ante) или расходы¦
¦ ¦ ¦(ex-post), финансируемые из всех ¦
¦ ¦ ¦источников по основным социально - ¦
¦ ¦ ¦экономическим целям ¦
¦ ¦
¦ Второй этап ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦ a) Н-Т службы в учреждениях ¦
¦ ¦ ¦НИР, за исключением единиц НИР, ¦
¦ ¦ ¦интегрированных с сектором ¦
¦ ¦ ¦производства ¦
¦ ¦ ¦ i) Персонал НТС ¦
¦ ¦ 1 ¦1. Персонал по категориям (научные ¦
¦ ¦ ¦работники и инженеры, техники, ¦
¦ ¦ ¦вспомогательный персонал) ¦
¦ ¦ 1 ¦2. Персонал по секторам деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦3. Персонал по секторам деятельности ¦
¦ ¦ ¦и по областям деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦4. Персонал по видам НТС ¦
¦ ¦ 2 ¦5. Научные работники и инженеры в ПРД¦
¦ ¦ ¦и НРД по областям квалификации и по ¦
¦ ¦ ¦секторам деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦6. НИТР с разбивкой по признаку пола,¦
¦ ¦ ¦возраста и гражданства ¦
¦ ¦ ¦ ii) Внутренние расходы на НТС ¦
¦ ¦ 1 ¦1. Общие по секторам деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦2. Текущие и капитальные по секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦3. Общие и текущие по секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности и видам НТС ¦
¦ ¦ 2 ¦4. Текущие по видам НТС, секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности и областям деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦5. Текущие и капитальные, ¦
¦ ¦ ¦детализированные, по секторам ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ ¦ iii) Финансирование внутренних ¦
¦ ¦ ¦расходов на НТС ¦
¦ ¦ 1 ¦1. Общие в соответствии с источником ¦
¦ ¦ ¦финансирования ¦
¦ ¦ 2 ¦2. Общие и текущие в соответствии с ¦
¦ ¦ ¦источником финансирования и сектором ¦
¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦ 2 ¦3. Общие в соответствии с источником ¦
¦ ¦ ¦финансирования, сектором деятельности¦
¦ ¦ ¦и областью деятельности ¦
¦ ¦ ¦ b) Другие виды классификации, ¦
¦ ¦ ¦относящиеся к НТС ¦
¦ ¦ ¦ i) Основные социально - ¦
¦ ¦ ¦экономические цели ¦
¦ ¦ 2 ¦1. Ассигнования (ex-ante) или ¦
¦ ¦ ¦расходы (ex-post), финансируемые ¦
¦ ¦ ¦из общественных фондов по основным ¦
¦ ¦ ¦социально-экономическим целям ¦
¦ ¦ 2 ¦2. Ассигнования (ex-ante) или расходы¦
¦ ¦ ¦(ex-post), финансируемые из всех ¦
¦ ¦ ¦источников по основным социально - ¦
¦ ¦ ¦экономическим целям ¦
L--------------+-----------+--------------------------------------
--------------------------------
<*> Два раза за десятилетний период.
IV. ДОЛГОСРОЧНОЕ РАЗВИТИЕ СТАТИСТИКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
14. Для определения целей, которые необходимо достичь постепенным развитием статистики в области науки и техники, государствам-членам следует продолжить проведение некоторых текущих работ в области статистики, которые должны будут позволить лучше понять и решить нынешние проблемы в области статистики. Их усилия следует направить на следующие работы, порядок перечисления которых не является указанием на их относительный приоритет:
a) Развитие координации статистики науки и техники с экономической и социальной статистикой и, в частности, с системами национальных счетов, включая систему материального производства.
b) Развитие классификации финансовых ресурсов, представляемых НИР в виде ассигнований и затрат (анализы бюджета и фактических расходов) в соответствии с основными национальными социально-экономическими целями.
c) Показатели "продуктивности" или "результатов" Н-Т деятельность и, в частности, НИР.
d) Показатели статистических и учебных аспектов процессов передачи технологии.
e) Разработка специфических индексов цен и валютных курсов, которые должны служить своего рода коэффициентами для оценки расходов на Н-Т деятельности, и, в частности, на НИР.
f) Измерение и классификация Н-Т оборудования и установок для НИР.
g) Исследование влияния налоговых систем на расходы в Н-Т деятельности.
h) Классификация Н-Т персонала по специальностям и профессиональному статусу.

"ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"(Принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)  »
Международное законодательство »
Читайте также