ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 12 Совета Министров Союзного государства"О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"(Принято 10.03.2004)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 12
О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"
(10 марта 2004 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Предложение Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерства промышленности Республики Беларусь о разработке проекта Программы Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года".
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, государственным заказчиком - Министерство промышленности Республики Беларусь.
3. Государственному заказчику-координатору Программы совместно с государственным заказчиком Программы в первом полугодии 2004 г. подготовить и внести проект Программы в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрено
Постановлением N 12
Совета Министров
Союзного государства
от 10 марта 2004 г.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
"РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"
Согласовано
Государственный секретарь
Союзного государства
П.П.БОРОДИН
от Российской Федерации
Государственный
заказчик-координатор -
Минпромнауки России
заместитель Министра
С.Г.МИТИН
от Республики Беларусь
Государственный
заказчик - Минпром Беларуси
первый заместитель Министра
И.И.ДЕМИДОВИЧ
Головной разработчик и
исполнитель - ЗАО "Центральная
компания МФПГ "БелРусАвто"
Генеральный директор
О.М.ДАНИЛОВ
1. Основание для разработки Программы
Основанием для разработки Программы "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года" (далее - Программа) является Постановление Совета Министров Союзного государства "Об итогах выполнения Совместной программы "Развитие дизельного автомобилестроения" от 15 мая 2001 г. N 9, "Концепция развития автомобильной промышленности России", одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 г. N 978-р., Протокол заседания Совета Министров Союзного государства от 2 апреля 2003 г. N 1, раздел IX.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами на межгосударственном уровне
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, оказывающей значительное влияние на решение экономических, социальных, экологических, оборонных и научно-технических проблем в промышленно-развитых странах.
Автомобилестроение обеспечивает развитие грузового и пассажирского транспорта, от которого зависит функционирование всех отраслей и сфер деятельности экономики государств. От уровня развития автомобильной промышленности во многом зависит эффективное функционирование автотранспорта - важнейшей составной части развития инфраструктуры Российской Федерации и Республики Беларусь во всех отраслях и сферах экономики, включая социальную, развитие рыночных начал, снижение транспортных издержек, дальнейшее развитие экономической интеграции в рамках Союзного государства.
Производство собственных армейских автомобилей, в том числе для обеспечения подвижности многих видов вооружений и военной техники, а также возможность развертывания их выпуска в мобилизационный период способствует обеспечению обороноспособности государства, т.е. имеет стратегическое значение.
Конкурентоспособность и технический уровень автомобильной техники, в первую очередь, определяются качеством применяемых двигателей и других основных комплектующих и систем.
Автотранспорт нового поколения должен активно отвечать самым высоким требованиям по экологии, безопасности, надежности и комфорту.
Организация производства автомобильной техники с прогрессивными технико-экономическими показателями возможна только на базе тесного сотрудничества и взаимодействия с такими отраслями, как станкостроение, приборостроение, нефтехимия, металлургия, электротехника и электроника.
Одним из необходимых условий выполнения указанных задач является использование комплексных программно-целевых методов организации работ в рамках Союзного государства.
Цели и инструменты реализации Союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 г." должны иметь устойчивый и долгосрочный характер и соответствовать приоритетам, которые нашли отражение в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительств Российской Федерации и Республики Беларусь на среднесрочную перспективу".
Анализ рынка на основе прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и основных направлений социально-экономической политики Правительств Российской Федерации и Республики Беларусь показывают, что спрос на большегрузные автомобили в Союзном государстве будет расти и может составить в 2010 гг. более 60 тыс. штук в год.
В настоящее время в России действуют нормы ЕВРО-2, а с 2004 года планируется ввести нормы ЕВРО-3.
Сжатые сроки и сложность решаемых задач требуют объединения усилий предприятий России и Беларуси по своевременной подготовке предприятий-производителей дизельной автомобильной техники к вводу в России и Беларуси норм ЕВРО-3 и в последующие годы - ЕВРО-4.
Автоперевозчики России и Беларуси являются активными участниками рынка международных грузо- и пассажироперевозок, и повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках будет способствовать дальнейшему развитию автомобильных перевозок.
Эти обстоятельства требуют рассмотрения конкурентоспособности дизельной автомобильной техники в плане обеспечения не только показателей норм Правил ЕЭК ООН в отношении ограничения вредных выбросов автомобилями, но и их экономичности, активной и пассивной безопасности и надежности, что потребует разработки и освоения новых агрегатов и компонентов и материалов на предприятиях автомобильной промышленности и смежных отраслях.
Целью Программы является создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей международным современным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.
3. Маркетинг рынка большегрузной дизельной
автомобильной техники
На внутреннем рынке (Россия и СНГ) грузовых автомобилей за последние 10 лет произошли значительные изменения, связанные с падением объемов производства и структурным сдвигом в номенклатуре выпускаемой продукции.
Начиная с 1996 года, наметилась тенденция стабильного роста спроса и производства грузовиков грузоподъемностью до 3,5 тонн. Указанный сектор (УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ) сохраняет устойчивый рост потребления. Однако, в указанном секторе в последнее время наблюдается некоторое насыщение рынка. В секторе среднетоннажных автомобилей (4 - 8 тонн) спрос остается низким, а избыточное наличие мощностей дает основание полагать специалистам о его малой перспективе.
В секторе большегрузных автомобилей грузоподъемностью 8,0 тонн и более наметилась стабилизация спроса с тенденцией к росту. В этом секторе на рынке доминируют автомобили КамАЗ, МАЗ, Урал. Этот сектор, по мнению Минтранса РФ наиболее привлекательный в ближайшей перспективе.
Общий объем продаж большегрузных автомобилей на рынке РФ специалистами оценен в 42 - 43 тыс. штук на сумму 800 млн. долл. США. К 2005 году этот показатель может достигнуть 58 - 60 тыс. штук на сумму 1500 млн. долл. США (без учета продаж запасных частей и прочей продукции). В дальнейшем положение указанных выше производителей на рынке будет определяться способностью предприятий:
- повышать технический уровень продукции и модернизировать производство;
- выбрать оптимальную продуктовую стратегию;
- снижать издержки производства и обращения;
- построить эффективную сеть обслуживания;
- проводить эффективную ценовую, сбытовую и закупочную политику;
- повышать экспортный потенциал и другие мероприятия.
Почти все из указанных направлений требуют значительных инвестиций.
По оценкам специалистов предприятий, на проведение модернизации производства на период до 2005 года только МАЗу потребуется более 250 млн. долл. США. Примерно столько же - предприятиям дизелестроения (ОАО "Автодизель", ОАО "ЯЗДА", ОАО "ЯЗТА").
Начавшееся в 1999 году восстановление реального сектора экономики и рост производства в основных грузообразующих и экспортно-ориентированных отраслях, стимулировали увеличение спроса на услуги транспорта. Общий грузооборот транспортного комплекса в 2001 году составил 3748,8 млрд. ткм., или 103,0% к уровню 2000 года, в том числе объем перевозок грузов вырос на 3,8 процента.
Произошли структурные изменения в транспортном балансе и спросе на услуги транспорта. В 2001 году по приросту объемов в натуральном выражении абсолютным лидером стал автомобильный транспорт, который перевез на 263 млн. т грузов больше, чем в 2000 году. Выросла на 6% (достигнув 40%) доля отечественных автоперевозчиков в транспортировке российских экспортно-импортных грузов.
Все это подтверждает тенденции роста спроса на большегрузные транспортные средства. Так, доля продаж большегрузных автомобилей на российском рынке увеличилась с 25,7% в 2000 году до 31,0% в 2001 году, и до 33% в 2002 году. По прогнозам Минпромнауки России структура рынка будет смещаться в сторону как малотоннажных, так и большегрузных автомобилей.
В то же время решающее влияние на рынок грузовых автомобилей по-прежнему оказывают макроэкономические факторы: незначительное увеличение производства в стране с одной стороны, и напряженное финансовое положение в промышленности, с другой стороны. Норма прибыли по промышленности в 1 квартале 2001 года по данным Госкомстата составила 16%, в 1 квартале 2002 года 18% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года. ОАО "КамАЗ", ОАО "АЗ "Урал" и РУП "МАЗ" - основные производители большегрузных автомобилей, в свою очередь, не располагают достаточными средствами для финансирования развития и формирования оборотного капитала. Ситуация осложняется вступлением предприятий в период реструктуризации накопленной задолженности и необходимостью возврата кредитов прошлых лет.
Устаревшие технологии и износ основных фондов при низком уровне обновления из-за недостатка финансовых ресурсов усугубляют положение предприятий.
Коммерциализация поставщиков материалов и компонентов при отсутствии достаточного выбора их на рынке оказывают значительное влияние на издержки производства.
Ценовая политика монополистов в энергетике и на железнодорожном транспорте также не способствует снижению издержек производства.
Специализация предприятий-производителей автомобилей по-прежнему остается высокой, что предопределяет их участие на рынке лишь в определенных секторах грузовиков.
Позиции крупнейших производителей по итогам 2000 и 2001 годов можно проиллюстрировать по данным ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" (рисунки 1 и 2).
--¬
+-+---------------------------------------------¬ ЗИЛ 1%
+-----------------T------------------------------ КамАЗ 47%
+-----------------+---¬ УралАЗ 17%
+-T-------------------- МАЗ 21%
+-+-----------¬ КРАЗ 1%
L-------------- иномарки 13%
Рис. 1. Доля на рынке крупнейших производителей в 2000 г.
(Источник: ФГУП "НАМИ")
--¬
+-+----------------------------------¬ ЗИЛ 1%
+---------------T--------------------- КамАЗ 36%
+---------------+--¬ УралАЗ 15%
+-T----------------- МАЗ 17%
+-+----------------------------¬ КРАЗ 1%
L------------------------------- иномарки 30%
Рис. 2. Доля на рынке крупнейших производителей в 2001 г.
(Источник: ФГУП "НАМИ")
Из рис. 1 и рис. 2 виден рост доли иномарок с 13% до 30%, что связано с ажиотажным спросом, возникшим из-за возможного повышения ставок таможенных пошлин на импортируемые автомобили бывшие в эксплуатации более 7 лет. Кроме того этот период характерен тем, что импортируемые автомобили реализовывались по бросовым ценам (в среднем 6500 долл. США в зависимости от полной массы автомобилей).
Данные 2002 года и прогнозная оценка по 2003 году приведены на рис. 3 и рис. 4.
2002 год

++----------------------------------¬ ЗИЛ 0,2%
+---------------T-------------------- КамАЗ 35,6%
+---------------+-----¬ УралАЗ 14,8%
+-T-------------------- МАЗ 21,2%
+-+-------------------------¬ КРАЗ 0,9%
L---------------------------- иномарки 27,3%
Рис. 3. Доля на рынке крупнейших производителей в 2002 г.
(Источник: ФГУП "НАМИ", данные "АСМ-ХОЛДИНГ")
2003 год

++------------------------------------¬ ЗИЛ 0,2%
+---------------T---------------------- КамАЗ 36,8%
+---------------+------¬ УралАЗ 14,6%
+-T--------------------- МАЗ 22,2%
+-+-----------------------¬ КРАЗ 0,9%
L-------------------------- иномарки 25,3%
Рис. 4. Доля на рынке крупнейших производителей в 2003 г.
(Источник: ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", Планы КамАЗа и МАЗа)
Из рис. 3 и рис. 4 видно, что доля иномарок постепенно снижается, но несущественно, в основном, в этом секторе прогнозируется сокращение доли автомобилей старше 7 лет при ввозе с 70% в 2001 году до 30% в 2003 году.
Анализ материалов из различных информационных источников показывает, что в общем объеме импортированных большегрузных дизельных автомобилей, бывшие в употреблении автомобили (со сроком эксплуатации более 7 лет) составляют от 70 до 90% (в зависимости от группы по грузоподъемности автомобиля).
Отсутствие запасных частей и достаточно развитого сервиса указанной автомобильной техники приведет к необходимости ее замены в короткие сроки, что может сохранить спрос в этом секторе рынка и, в среднесрочной перспективе, а продукция, выпускаемая в рамках реализации Союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года" будет способствовать, в том числе, замещению импортируемых автомобилей бывших в употреблении.
На рынке большегрузных автомобилей ключевыми остаются КамАЗы, МАЗы, Уралы. Они в разные годы занимают позиции на уровне 65% рынка большегрузных автомобилей.
У каждого семейства большегрузных автомобилей есть свои достоинства. Автомобили Урал - капотные, полноприводные машины повышенной проходимости, способные эффективно работать в условиях бездорожья. Пользуются заслуженной популярностью в Вооруженных Силах, у нефтяников, газовиков, в условиях Крайнего Севера. На шасси Урал выпускается широкая гамма спецтехники: гидроподъемники, экскаваторы-планировщики, бетононасосы, бетоносмесители, топливовозы, краны, пожарные машины, водовозы и т.д. В последнее время возрастает популярность лесовозов. Эти автопоезда - собственная разработка ОАО "АЗ "Урал". Прицеп-роспуск унифицирован с автомобилем Урал и специально рассчитан на работу с ним.
Самосвалы Камского завода популярны в дорожном строительстве. Их преимущество перед КрАЗами в большей маневренности. В отличие от КрАЗа, КамАЗы имеют коробку с делителем. Для конкуренции с европейскими магистральными седельными тягачами КамАЗу потребуется перестройка производства, производство усовершенствованных автомобильных компонентов, в т.ч. изготовление кабин.
Среди магистральных седельных тягачей явное преимущество у МАЗа. По своим характеристикам это семейство наиболее близко подходит к западным образцам, из всех "советских" автомобилей только МАЗы пускают на европейские дороги. Имидж марки МАЗ, прежде всего, связывается с седельными тягачами. Семейство тягачей включает как двух, так и трехосные, со стандартной и пониженной высотой седла. Машины могут комплектоваться как отечественными двигателями, так и импортными. По экономичности, тягово-динамическим свойствам и надежности (пробегу до капитального ремонта) новые минские машины практически не уступают европейским тягачам, несмотря на большую на 200 - 250 кг снаряженную массу. Ходимость тягачей определяется в 800 - 1000 тыс. км. По насыщенности современными системами (АБС, ПБС и другими) минские грузовики также могут быть выведены на современный уровень. Существенными достоинствами МАЗов является удобная просторная кабина и приспособленность к работе на отечественных сортах дизельного топлива и масел, что снижает расходы на эксплуатацию.
Кроме седельных тягачей МАЗ известен и своими самосвалами. Грузоподъемность самосвального автопоезда МАЗ-650108 + МАЗ-8561 составляет 39,5 т. Объемы кузовов - как самосвала, так и прицепа составляют по 11 куб. м. Двигатель ЯМЗ-7511 развивает мощность 400 л.с. и соответствует нормам ЕВРО-2. В качестве дополнительного оборудования предусмотрены АБС, тахограф, независимый подогреватель, спальное место в кабине, ремни безопасности.
В то же время РУП "МАЗ" несмотря на достаточно прогрессивную продуктовую и техническую политику, политику в вопросах качества имеет ряд слабых мест в реальных условиях функционирования предприятия:
65% материальных ресурсов (металлопрокат и основные комплектующие) поставляются из России;
электроэнергия и топливо (нефть, газ) также поставляются из России;
финансовое положение нестабильное, финансирование из бюджета недостаточно и в перспективе маловероятно;
Таким образом, предприятия-участники Программы на протяжении ряда лет достаточно устойчиво занимают свои ниши на рынке большегрузных автомобилей за счет низкой по сравнению с зарубежными аналогами стоимости новых автомобилей и запасных частей, неприхотливости в эксплуатации, относительно развитой сети сервиса и могут, при правильной продуктовой политике их сохранить.
Целью Программы является создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным требованиям по экологии, экономичности, безопасности, надежности и ресурсу, изготовленной в рамках Союзного государства.
Существующие риски при реализации Программы и "здоровой" рыночной конкуренции становятся маловероятными.
Основные характеристики некоторых перспективных базовых автомобилей приведены на рис. 5 - 9, двигателей - на рис. 10.
---------T----------T--------T-------T--------T--------------T-----------T---------¬
¦Наимено-¦Марка, ¦Полная ¦Снаря- ¦Грузо- ¦Максимальная ¦Двигатель ¦Цена, ¦
¦вание ¦модель ¦масса, т¦женная ¦подъем- ¦скорость, км/ч¦(мощность),¦млн. ¦
¦ ¦автомобиля¦(авто- ¦масса ¦ность, ¦ ¦л.с. ¦руб. ¦
¦ ¦ ¦мобиля /¦автомо-¦нагрузка¦ ¦экологи- ¦(тыс. ¦
¦ ¦ ¦авто- ¦биля, т¦на ¦ ¦ческие ¦долл. ¦
¦ ¦ ¦поезда) ¦ ¦седло, т¦ ¦показатели ¦США) ¦
+--------+----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+---------+
¦КамАЗ ¦КамАЗ 6460¦ 26/44 ¦ 8,85 ¦ 17 ¦ 100 ¦КамАЗ ¦ 1,29 -¦
¦6460 <1>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(360 - 450)¦ 1,41 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ (39 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 42,9) ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+---------+
¦ ¦DAF FAS ¦ 26/40 ¦ 6,43 ¦ 18 ¦ 85 ¦VS 295 М ¦ 3,5 ¦
¦ ¦95.400 405¦ ¦ ¦ ¦(с ¦(401) ¦(110) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ограничителем)¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+---------+
¦ ¦IVECO ¦ 26 ¦ 8,7 ¦ 18 ¦ 100 ¦IVECO (ТСА)¦ 4,1 ¦
¦ ¦LD240E47/P¦ ¦ ¦ ¦ ¦8210.42 М ¦(130) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(470) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
+--------+----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+---------+
¦КамАЗ ¦КамАЗ 6520¦ 33 ¦ 12 ¦ 21 ¦ 80 ¦КамАЗ ¦ 1,08 -¦
¦6520 <1>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(320 - 360)¦ 1,29 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ (32,5 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 39) ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+---------+
¦ ¦MAN ¦ 33 ¦ 12 ¦ 21 ¦ 100 ¦D2866LF20 ¦ 5,1 ¦
¦ ¦33.403 DF ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(400) ¦(166) ¦
¦ ¦33.463 DF ¦ ¦ ¦ ¦ ¦D2876LF02 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(460) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+---------+
¦ ¦Volvo ¦ 33,1 ¦ 12,5 ¦ 20,6 ¦ 100 ¦D12A (340) ¦ 4,65 ¦
¦ ¦FH12-340IC¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦(150) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
L--------+----------+--------+-------+--------+--------------+-----------+----------
--------------------------------
<1> Фотография не приводится.
Рис. 5 Основные характеристики базовых автомобилей КамАЗ
(данные каталога INUFA-2001)
------------------T----------T--------T-------T--------T---------T-----------T---------¬
¦Наименование ¦Марка, ¦Полная ¦Снаря- ¦Грузо- ¦Макси- ¦Двигатель ¦Цена, ¦
¦ ¦модель ¦масса, т¦женная ¦подъем- ¦мальная ¦(мощность),¦млн. ¦
¦ ¦автомобиля¦(авто- ¦масса ¦ность, ¦скорость,¦л.с. ¦руб. ¦
¦ ¦ ¦мобиля /¦авто- ¦нагрузка¦км/ч ¦экологи- ¦(тыс. ¦
¦ ¦ ¦авто- ¦мобиля,¦на ¦ ¦ческие ¦долл. ¦
¦ ¦ ¦поезда) ¦т. ¦седло, т¦ ¦показатели ¦США) ¦
+-----------------+----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦Модернизированное¦МАЗ 642208¦ 24/42 ¦ 9,050 ¦ 14,7 ¦ 100 ¦ЯМЗ ¦ 1,45 -¦
¦семейство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(330 - 400)¦ 1,6 ¦
¦автомобилей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ (45,5) ¦
¦МАЗ 64221 <2> +----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦ ¦DAF FAT ¦ 27/44 ¦ 8,42 ¦ 18,58 ¦ 100 ¦WS 242M ¦ 3,4 ¦
¦ ¦85.330 390¦ ¦ ¦ ¦ ¦(329) ¦(110) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦ ¦MAN 26.342¦ 26/44 ¦ 8,0 ¦ 18 ¦ 100 ¦D2865 LF09 ¦ 4,1 ¦
¦ ¦DF ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(340) ¦(130) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
+-----------------+----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦Новое ¦МАЗ 643008¦ 26/44 ¦ 9,8 ¦ 16,2 ¦ 122 ¦ЯМЗ ¦ 1,7 - ¦
¦семейство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(400) ¦ 1,9 ¦
¦автомобилей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ (54,8) ¦
¦МАЗ-6430 <2> +----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦ ¦DAF FAT ¦ 27,5/44¦ 8,9 ¦ 18,6 ¦ 120 ¦WS 295 М ¦ 3,96 ¦
¦ ¦95.400 370¦ ¦ ¦ ¦ ¦(401) ¦(127) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦ ¦MAN 26.402¦ 26/44 ¦ 8,0 ¦ 18 ¦ 120 ¦D2866 LF16 ¦ 4,65 ¦
¦ ¦DF ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(400) ¦(150) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
¦ +----------+--------+-------+--------+---------+-----------+---------+
¦ ¦MERSEDES ¦ 26/44 ¦ 8,4 ¦ 17,6 ¦ 120 ¦OM 442 LA ¦ 4,3 ¦
¦ ¦BENZ 2538 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(381) ¦(138) ¦
¦ ¦K/32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
L-----------------+----------+--------+-------+--------+---------+-----------+----------
--------------------------------
<2> Фотография не приводится.
Рис. 6 Основные характеристики базовых автомобилей МАЗ
(данные каталога INUFA-2001)
-------------T---------T-------T--------T---------T-----------T-------¬
¦Наименование¦Полная ¦Снаря- ¦Грузо- ¦Макси- ¦Двигатель ¦Цена, ¦
¦ ¦масса, т ¦женная ¦подъем- ¦мальная ¦(мощность),¦млн. ¦
¦ ¦(авто- ¦масса ¦ность, ¦скорость,¦л.с. ¦руб. ¦
¦ ¦мобиля / ¦авто- ¦нагрузка¦км/ч ¦Экологи- ¦(тыс. ¦
¦ ¦авто- ¦мобиля,¦на ¦ ¦ческие ¦долл. ¦
¦ ¦поезда) ¦т ¦седло, т¦ ¦показатели ¦США) ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Седельный ¦ 52,0 / ¦ 21,5 ¦ 16,0 ¦ 70 ¦ТМЗ ¦ 4,62¦
¦тягач с ¦150,0 ¦ ¦ ¦ ¦(470) ¦(147) ¦
¦пластиковой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦кабиной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
¦МЗКТ-742953 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Семейство ¦ 52,0 / ¦ 21,5 ¦ 16,0 ¦ 70 ¦ТМЗ ¦ 4,54¦
¦седельных ¦150,0 ¦ ¦ ¦ ¦(470) ¦(144,6)¦
¦тягачей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦МЗКТ-7429 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Автомобиль ¦ 46,9 ¦ 27,75 ¦ 20,0 ¦ 70 ¦ТМЗ ¦ 4,34¦
¦специальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(470) ¦(138,3)¦
¦МЗКТ-79097 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Колесное ¦ 40,0 ¦ 16,0 ¦ 24,0 ¦ 53 ¦ЯМЗ ¦ 1,69¦
¦шасси ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(330) ¦ (54) ¦
¦МЗКТ-80071 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Автомобиль -¦ 47,0 ¦ 22,5 ¦ 24,5 ¦ 75 ¦ТМЗ ¦ 4,66¦
¦самосвал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(470) ¦(148,4)¦
¦МЗКТ 75165 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
L------------+---------+-------+--------+---------+-----------+--------
--------------------------------
<3> Фотография не приводится.
Рис. 7 Основные характеристики базовых автомобилей МЗКТ
-------T----------T---------T-------T--------T---------T------------T--------¬
¦ ¦Марка, ¦Полная ¦Снаря- ¦Грузо- ¦Макси- ¦Двигатель ¦Цена, ¦
¦ ¦модель ¦масса, т ¦женная ¦подъем- ¦мальная ¦(мощность), ¦млн. ¦
¦ ¦автомобиля¦(авто- ¦масса ¦ность, ¦скорость,¦л.с. ¦руб. ¦
¦ ¦ ¦мобиля / ¦авто- ¦нагрузка¦км/ч ¦Экологи- ¦(тыс. ¦
¦ ¦ ¦авто- ¦мобиля,¦на ¦ ¦ческие ¦долл. ¦
¦ ¦ ¦поезда) ¦т ¦седло, т¦ ¦показатели ¦США) ¦
+------+----------+---------+-------+--------+---------+------------+--------+
¦Урал -¦Урал-43206¦ 12,15 ¦ 7,95 ¦ 4,2 ¦ 85 ¦ЯМЗ ¦ 0,68 ¦
¦43206 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(250 - 420) ¦ (21,45)¦
¦<4> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ ¦
¦ +----------+---------+-------+--------+---------+------------+--------+
¦ ¦MAN ¦ 12 ¦ 4,5 ¦ 7,5 ¦ 90 ¦D 0824 LFL06¦ 3,78 ¦
¦ ¦12.222F ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(155) ¦(122) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
¦ +----------+---------+-------+--------+---------+------------+--------+
¦ ¦MERSEDES -¦ 12 ¦ 4,6 ¦ 7,4 ¦ 90 ¦ОМ 366 LA ¦ 3,41 ¦
¦ ¦BENZ 1224 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(240) ¦(110) ¦
¦ ¦AF/36 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 стадия ¦ ¦
+------+----------+---------+-------+--------+---------+------------+--------+
¦Урал -¦Урал-5323 ¦ 21,79 ¦ 11,79 ¦ 10,0 ¦ 85 ¦ЯМЗ ¦ 1,25 ¦
¦5323 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(360 - 400) ¦ (39,65)¦
¦<4> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ ¦
L------+----------+---------+-------+--------+---------+------------+---------
--------------------------------
<4> Фотография не приводится.
Рис. 8 Основные характеристики базовых автомобилей
ОАО "АЗ "Урал" и их зарубежных аналогов
(данные каталога INUFA-2001)
-------------T---------T-------T--------T---------T-----------T-------¬
¦Наименование¦Полная ¦Снаря- ¦Грузо- ¦Макси- ¦Двигатель ¦Цена, ¦
¦ ¦масса, т ¦женная ¦подъем- ¦мальная ¦(мощность),¦млн. ¦
¦ ¦(авто- ¦масса ¦ность, ¦скорость,¦л.с. ¦руб. ¦
¦ ¦мобиля / ¦авто- ¦нагрузка¦км/ч ¦Экологи- ¦(тыс. ¦
¦ ¦авто- ¦мобиля,¦на ¦ ¦ческие ¦долл. ¦
¦ ¦поезда) ¦т. ¦седло, т¦ ¦показатели ¦США) ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Скрепер ¦ 36,0 ¦ 20,0 ¦ 16,0 ¦ 44 ¦ЯМЗ ¦ 1,7 ¦
¦самоходный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(240) ¦ (55) ¦
¦МоАЗ-6014 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦<5> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Погрузчик ¦ 36,0 ¦ 29,5 ¦ 7,5 ¦ 50 ¦ЯМЗ ¦ 1,4 ¦
¦фронтальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(330) ¦ (45) ¦
¦МоАЗ-40484 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЕЭК ООН ¦ ¦
¦<5> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 96-2 ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Автомобиль -¦ 78,0 ¦ 33,0 ¦ 45,0 ¦ 20 ¦ТМЗ ¦ 3,76¦
¦самосвал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(600) ¦(120) ¦
¦МоАЗ-7503 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ ¦
¦<5> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Автомобиль -¦ 42,6 ¦ 19,6 ¦ 23,0 ¦ 50 ¦ЯМЗ ¦ 2,98¦
¦самосвал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(350) ¦ (95,2)¦
¦МоАЗ-7505 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ ¦
¦<5> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Автомобиль -¦ 57,4 ¦ 25,4 ¦ 32,0 ¦ 56 ¦ТМЗ ¦ 2,9 ¦
¦самосвал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(312,5) ¦ (95) ¦
¦МоАЗ-7506 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ ¦
¦<5> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+-------+--------+---------+-----------+-------+
¦Самосвальный¦ 46,0 ¦ 24,0 ¦ 22,0 ¦ 40 ¦ЯМЗ ¦ 2,59¦
¦автопоезд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(260) ¦ (82,5)¦
¦МоАЗ-7529 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦EURO3-4 ¦ ¦
¦<5> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+---------+-------+--------+---------+-----------+--------
--------------------------------
<5> Фотография не приводится.
Рис. 9 Основные характеристики базовых автомобилей МоАЗ.
---------------------T---------------------T---------------------¬
¦Фотография 1 <6> ¦Фотография 2 <6> ¦Фотография 3 <6> ¦
L--------------------+---------------------+----------------------
Фотография 1. V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель ОАО "КамАЗ"
Фотография 2. V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель ОАО "Автодизель"
Фотография 3. Рядный четырехцилиндровый дизельный двигатель нового поколения ОАО "Автодизель" с рабочим объемом цилиндра 1 л.
--------------------------------
<6> Фотография не приводится.
----------T-----------T-------T-------T----T------T------T-------T-------T-------T------T------¬
¦Модель ¦Фирма, ¦Распо- ¦Диаметр¦Ход ¦Рабо- ¦Мощ- ¦Номи- ¦Максим.¦Удель- ¦Лит- ¦Мин. ¦
¦двигателя¦страна ¦ложение¦цилин- ¦пор-¦чий ¦ность,¦нальная¦кру- ¦ная ¦ровая ¦удель-¦
¦ ¦ ¦и число¦дра, ¦шня,¦объем,¦л.с. ¦частота¦тящий ¦масса ¦мощ- ¦ный ¦
¦ ¦ ¦цилин- ¦мм ¦мм ¦л ¦ ¦враще- ¦момент ¦кг/л.с.¦ность,¦расход¦
¦ ¦ ¦дров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния, ¦кГс. м ¦ ¦л.с./л¦топ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - 1 ¦ ¦ ¦ ¦лива, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мин ¦ ¦ ¦ ¦г/л. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с.ч. ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ЯМЗ-751 ¦Автодизель,¦ V-8 ¦ 130 ¦ 140¦ 14,86¦ 525 ¦ 1900 ¦ 237 ¦ 2,27 ¦ 35,3 ¦ 143 ¦
¦ ¦Россия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦КамАЗ - ¦КамАЗ ¦ V-8 ¦ 120 ¦ 136¦ 12,30¦ 450 ¦ 2200 ¦ 175 ¦ - ¦ 36,6 ¦ 145 ¦
¦740, ¦Россия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦81-450 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ОМ.502 ¦Daimler - ¦ V-8 ¦ 130 ¦ 150¦ 15,93¦ 571 ¦ 1800 ¦ 270 ¦ 1,97 ¦ 35,8 ¦ 145 ¦
¦LA-570 ¦Chrysler ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦AG, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Германия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦DC-16.01 ¦Scania ¦ V-8 ¦ 127 ¦ 154¦ 15,61¦ 580 ¦ 1900 ¦ 270 ¦ 2,22 ¦ 37,2 ¦ 145 ¦
¦ ¦Швеция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ЯМЗ-760 ¦Автодизель,¦ V-6 ¦ 130 ¦ 140¦ 11,15¦ 390 ¦ 1900 ¦ 176 ¦ 2,47 ¦ 35,0 ¦ 143 ¦
¦ ¦Россия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦OM.501 ¦Daimler - ¦ V-6 ¦ 130 ¦ 150¦ 11,95¦ 394 ¦ 1800 ¦ 185 ¦ 2,24 ¦ 33,0 ¦ 139 ¦
¦LA-400 ¦Chrysler ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦AG, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Германия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ЯМЗ-534 ¦Автодизель,¦ P-4 ¦ 102 ¦ 122¦ 4,00¦ 170 ¦ 2300 ¦ 65 ¦ 2,38 ¦ 42,5 ¦ 142 ¦
¦ ¦Россия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ОМ.904 ¦Daimler - ¦ P-4 ¦ 102 ¦ 130¦ 4,25¦ 177 ¦ 2200 ¦ 68 ¦ 2,23 ¦ 41,6 ¦ 142 ¦
¦LA-180 ¦Chrysler ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦AG, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Германия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦BF4M2013C¦Deutz, ¦ P-4 ¦ 98 ¦ 126¦ 3,80¦ 170 ¦ 2500 ¦ 63 ¦ 2,29 ¦ 44,7 ¦ 147 ¦
¦ ¦Германия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦DC-14 ¦Renault ¦ P-4 ¦ 102 ¦ 126¦ 4,12¦ 174 ¦ 2400 ¦ 56 ¦ 2,63 ¦ 42,2 ¦ - ¦
¦ ¦V.I, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Франция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦TECTOR 4 ¦IVECO, ¦ P-4 ¦ 102 ¦ 120¦ 3,92¦ 170 ¦ 2700 ¦ 56 ¦ 2,12 ¦ 43,4 ¦ 145 ¦
¦ ¦Италия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ЯМЗ-536 ¦Автодизель,¦ P-6 ¦ 102 ¦ 122¦ 6,00¦ 240 ¦ 2300 ¦ 102 ¦ 2,29 ¦ 40,0 ¦ 142 ¦
¦ ¦Россия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦ОМ 906 ¦Daimler - ¦ P-6 ¦ 102 ¦ 130¦ 6,37¦ 279 ¦ 2200 ¦ 110 ¦ 1,90 ¦ 43,8 ¦ 141 ¦
¦LA-280 ¦Chrysler ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦АG, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Германия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+------+
¦TECTOR 6 ¦IVECO, ¦ P-6 ¦ 102 ¦ 120¦ 5,88¦ 275 ¦ 2700 ¦ 93 ¦ 1,71 ¦ 43,2 ¦ 145 ¦
¦ ¦Италия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+-----------+-------+-------+----+------+------+-------+-------+-------+------+-------
Рис. 10 Двигатели ОАО "Автодизель", ОАО "КамАЗ" и их
аналоги (данные каталога INUFA-2001)
4. Результаты выполнения Программы "Развитие
дизельного автомобилестроения" в 1998 - 2002 годы
Реализация Программы направлена на разработку конструкций и создание мощностей по производству дизельной автомобильной техники и ее компонентов, систем и материалов, отвечающих современным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности, удовлетворяющих потребительский рынок.
Ужесточение норм по выбросам вредных веществ и выполнение других требований к большегрузным автомобилям, связано с непрерывным их конструктивным совершенствованием.
В связи с чем, в 1998 - 2002 гг. в рамках Программы Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения" выполнен комплекс работ по обеспечению требований ЕВРО-2, а также создан научно-технический задел по достижению норм ЕВРО-3.
Финансирование мероприятий Программы Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения" характеризуется следующими данными (Таблица 1):
Таблица 1
----------------------------T--------------------------------------¬
¦ Предусмотрено по ¦ Фактическое финансирование ¦
¦ Программе ¦ (млн. рублей) ¦
¦ +--------------------------------------+
¦ ¦ 1998 - 2002 годы ¦
+---------------------------+--------------------------------------+
¦Всего: 4026,7 ¦ 3223,14 <7> ¦
¦ млн. рублей ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦
¦собственные ¦ ¦
¦средства ¦ ¦
¦предприятий - 651,7 ¦ 1724,1 <7> ¦
¦ млн. рублей;¦ ¦
¦внешнее ¦ 1499,04 <7> ¦
¦финансирование, ¦ ¦
¦включая бюджет ¦ ¦
¦Союзного ¦ ¦
¦государства - 3375,0 ¦включая 1490,24 <7> ¦
¦ млн. рублей ¦- из бюджета ¦
¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦государства, ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦в 1999 году - 523,9 млн. белорусских¦
¦ ¦ рублей, ¦
¦ ¦что эквивалентно 45,0 млн. российских ¦
¦ ¦ рублей. ¦
L---------------------------+---------------------------------------
--------------------------------
<7> В ценах текущих лет в российских рублях.
Долевое участие России и Беларуси в финансировании Программы и распределение средств из бюджета Союзного государства по направлениям и предприятиям России и Беларуси представлены в Таблицах 2-1 и 2-2.
В итоге завершена отработка конструкций двигателей ЯМЗ, топливной аппаратуры и автомобилей "МАЗ" для обеспечения требований норм "ЕВРО-2" по экологии. Автомобильная техника сертифицирована и получила одобрение типа транспортного средства.
В ходе реализации Программы модернизирована исследовательская база заводов и начата отработка конструкторских решений, обеспечивающих соответствие автомобильной техники современным международным требованиям по экологии "ЕВРО-3", "ЕВРО-4", безопасности и надежности.
Таблица 2-1
ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В ФИНАНСИРОВАНИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ"
(млн. рублей)
-----------------------T---------T-------------------------------¬
¦ Передано средств ¦ Всего ¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ млн. +-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ рублей ¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦
+----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего из бюджета ¦ 1490,235¦ 200,0 ¦ 335,0 ¦304,235¦ 651,0 ¦
¦Союзного государства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦за счет ¦ 1366,22 ¦ 130,0 ¦ 325,0 ¦300,22 ¦ 611,0 ¦
¦долевых отчислений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦за счет ¦ 124,015¦ 70,0 ¦ 10,0 ¦ 4,015¦ 40,0 ¦
¦долевых отчислений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республики Беларусь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+---------+-------+-------+-------+--------
Таблица 2-2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ
ИЗ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ
(млн. рублей)
----------------------T----------T-------------------------------¬
¦ Получено средств ¦ Всего ¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ млн. +-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ рублей/% ¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦
+---------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего из бюджета ¦ 1490,235 ¦ 200,0 ¦ 335,0 ¦304,235¦ 651,0 ¦
¦Союзного государства,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 1004,15 ¦ 141,14¦ 191,5 ¦205,51 ¦ 466,0 ¦
¦России ¦ ------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 67,4% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 486,085 ¦ 58,86¦ 143,5 ¦ 98,725¦ 185,0 ¦
¦Беларуси ¦ ------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 32,6% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
¦Кредиты на платной ¦ 1385,75 ¦ 180,0 ¦ 300,0 ¦254,75 ¦ 651,0 ¦
¦и возвратной основе ¦ ------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего, ¦ 100% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 936,15 ¦ 124,5 ¦ 174,0 ¦171,65 ¦ 466,0 ¦
¦России ¦ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 68% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 449,6 ¦ 55,5 ¦ 126,0 ¦ 83,1 ¦ 185,0 ¦
¦Беларуси ¦ ----- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 32% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
¦НИОКР на ¦ 104,485 ¦ 20,0 ¦ 35,0 ¦ 49,485¦ - ¦
¦безвозмездной ¦ ------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦основе всего, ¦ 100% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 68,0 ¦ 16,64¦ 17,5 ¦ 33,86 ¦ - ¦
¦России ¦ ---- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 65% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 36,485 ¦ 3,36¦ 17,5 ¦ 15,625¦ - ¦
¦Беларуси ¦ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 35% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+----------+-------+-------+-------+--------
На конец 2002 года, для технического перевооружения предприятий, участникам Программы передан в лизинг 61% от общего количества заказанного оборудования, в том числе по предприятиям: ОАО "Автодизель" - 60%, ОАО "ТМЗ" - 30%, ОАО "ЯЗТА" - 41%, ОАО "ЯЗДА" - 75% и РУП "МАЗ" - 82%.
Это позволило создать мощности (с использованием обходных технологий по отдельным переделам): по РУП "МАЗ" - по сборке 6,0 тыс. автомобилей, соответствующих нормам "ЕВРО-2"; на ОАО "Автодизель" - по выпуску 10,0 тыс. двигателей соответствующих нормам "ЕВРО-2" и 3,0 тыс. штук коробок перемены передач; на ОАО "ЯЗТА" и ОАО "ЯЗДА" - по производству топливной аппаратуры в количестве 38,3 тыс. комплектов и 148,0 тыс. штук малогабаритных форсунок.
Поставка и введение в эксплуатацию остального оборудования позволит в конце текущего - начале 2004 года создать общие за весь период реализации Программы мощности по производству дизельных грузовых автомобилей "МАЗ" и компонентов к ним, отвечающих требованиям "ЕВРО-2", в объемах: 10 тыс. автомобилей "МАЗ" в год, 25 тыс. дизельных двигателей в год, 10 тыс. коробок передач в год, около 40 тыс. комплектов топливной аппаратуры в год, что с учетом возможностей ОАО "КамАЗ" и ОАО "Автомобильный завод "Урал" обеспечит потребность рынков в этой технике.
Ежегодно увеличивается выпуск новой автомобильной техники. Так за 2001 - 2002 годы было изготовлено 4494 дизельных двигателей и 3267 грузовых автомобилей, отвечающих требованиям "ЕВРО-2". По Прогнозу 2003 года выпуск новой продукции составит: около 8000 двигателей и 3400 грузовых автомобилей.
В результате реализации Программы удалось сократить технический и технологический разрыв между нашими и зарубежными автомобилестроителями.
На заводах стабилизировалась экономическая и финансовая ситуации.
Предприятия с 2000 года перешли на денежные расчеты.
Объем продукции, произведенной участниками МФПГ (в фактических отпускных ценах) увеличился с 1998 по 2001 год в 5 раз и достиг 8,5 млрд. рублей, а выручка от реализации продукции, товаров и услуг за тот же период увеличилась в 4,4 раза.
С 1999 по 2001 год более чем на 2000 человек увеличилась среднесписочная численность работающих на предприятиях МФПГ.
Созданные на предварительном этапе мощности учитывают возможность их модернизации для изготовления объектов производства по требованиям норм ЕВРО-3. В то же время организация производства новых моделей автомобилей, двигателей и т.д. требует создания новых мощностей. Закупленное в рамках реализации Программы "Развитие дизельного автомобилестроения" оборудование используется в полном объеме, при необходимости будет обеспечена его модернизация под аналогичные детали.
При этом создание специализированных мощностей для производства рулевых механизмов интегрального типа, стартеров, топливной аппаратуры, тормозных аппаратов, электронных систем и другим ведется с учетом потребностей автосборочных и автобусных предприятий России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками Программы.
5. Задачи и этапы реализации программы
Реализация Программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2003 - 2006 гг.) решаются задачи:
- разработка конкурентоспособных по техническому уровню, качеству и стоимости различных видов автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3, ЕВРО-4;
- техническое перевооружение и реконструкция производства для полного перехода на выпуск автомобильной техники, отвечающей требованиям ЕВРО-3;
- повышение качества и надежности выпускаемой автомобильной техники, ее компонентов за счет их модернизации, изменения отдельных технологий, создания систем качества;
- осуществление реструктуризации и оптимизации производственных мощностей с целью повышения эффективности производства;
- укрепление экономического положения предприятий и накопления средств за счет расширения производства и освоения выпуска рентабельной продукции, пользующейся спросом на рынке;
- создание и организация производства новых комплектующих изделий и материалов в смежных отраслях;
- разработка инвестиционных проектов, обеспечивающих реализацию задач второго этапа.
На втором этапе (2006 - 2008 гг.) осуществляются задачи:
- организация производства вновь разработанных (на первом этапе) конкурентоспособных видов автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям российских, белорусских и международных норм по экологии, экономичности, безопасности, надежности, ресурсу;
- осуществление перехода на выпуск автомобильной техники, соответствующей нормативам, отвечающих требованиям ЕВРО-4;
- внедрение прогрессивных энергосберегающих и экологически более чистых гибких и наукоемких технологий нового поколения, международных систем качества и сертификации на производстве;
- углубление производственной кооперации, расширение производства комплектующих изделий и материалов в смежных отраслях;
- разработка новых конструкций автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов, обеспечивающих перспективные требования по экологии, экономичности, безопасности и надежности.
Сроки освоения производства большегрузных дизельных автомобилей отвечающих требованиям ЕВРО-3, ЕВРО-4 по экологии при разработке Программы Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года" предлагается принять в соответствии со сроками первого и второго этапов повышения экологических характеристик автомобилей, установленными Концепцией развития автомобильной промышленности России (Таблица 3).
6. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на достижение основных целей и решения задач по проблемам обеспечения потребностей Союзного государства в конкурентной на внутреннем и внешнем рынках автомобильной техникой, отвечающей современным и перспективным международным требованиям.
Формулирование мероприятий предшествовал проблемный анализ ситуации в автомобильной промышленности Союзного государства и предложений, поступивших от предприятий и организаций отрасли.
Система мероприятий представлена в табличной форме и содержит два взаимоувязанных раздела:
Раздел А - НИР и ОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости - в Европе. Раздел носит инновационный характер и обеспечивает создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, предусмотренных разделом Б;
Раздел Б - создание новых, реконструкция и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками Программы. Этапы реализации Программы указаны в п. 5 с раскрытием конкретных задач, решаемых на каждом этапе.
Таблица 3
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
БОЛЬШЕГРУЗНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ
С КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
ПРОГРАММОЙ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗВИТИЕ ДИЗЕЛЬНОГО
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА"
-------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦ Производство ¦2002¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007¦2008¦2009¦
¦ автомобильной техники, ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦
¦отвечающей требованиям: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦"ЕВРО-0" ¦ + ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦"ЕВРО-1" ¦ + ¦ + ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦"ЕВРО-2" ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦"ЕВРО-3" ¦ ¦ ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦ - ¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦"ЕВРО-4" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - ¦ + ¦ x ¦ x ¦
L------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----
Примечание. 1. "+" обозначены годы выпуска, а "-" - снятия с производства автотехники, отвечающей соответствующим требованиям по экологии.
2. Годы снятия с производства большегрузных дизельных автомобилей, отвечающих экологическим требованиям "ЕВРО-1" и "ЕВРО-2", установлены ориентировочно, исходя из общих положений Концепции развития автомобильной промышленности России и материалов Программы Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года". Окончательное решение таких вопросов принимается на уровне Правительства Российской Федерации.
3. Цветом выделены <8> сроки выпуска автомобильной техники, в соответствии с первым и вторым этапами повышения экологических характеристик автомобилей, установленными Концепцией развития автомобильной промышленности России.
--------------------------------
<8> В Таблице выделен - x.
7. Ресурсное обеспечение Программы:
1. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации Программы составляет 35,0 млрд. руб. (в ценах IV квартала 2002 г.), в т.ч. НИОКР - 2,15 млрд. руб., создание мощностей и организация производства автомобильной техники - 32,85 млрд. руб.
2. Источниками финансирования Программы предлагаются:
- собственные средства предприятий и организаций - 14,181 млрд. руб., или 40,5%, в т.ч. НИОКР - 1,075 млрд. руб., создание мощностей и организация производства автомобильной техники - 13,106 млрд. руб.;
- бюджет Союзного государства - 1,075 млрд. руб., или 3,0% от затрат на реализацию Программы, в том числе: за счет долевого участия Российской Федерации - 0,742 млрд. рублей (69%) и за счет долевого участия Республики Беларусь - 0,333 млрд. рублей (31%) на безвозмездной основе для выполнения мероприятий по НИОКР (см. Таблицу 4).
- кредиты коммерческих организаций - 19,744 млрд. рублей (56,5%) на создание мощностей и организацию производства автомобильной техники.
Из общих инвестиций: - по проектам российских предприятий - 24,1 млрд. руб. (69%); - по проектам белорусских предприятий - 10,9 млрд. руб. (31%).
Распределение средств по источникам финансирования и их расходованию представлено в Таблице 4. Долевое участие России и Беларуси в финансировании определяется как сумма затрат на реализацию программных мероприятий соответственно российских и белорусских предприятий (Таблица 4-1). Распределение средств по мероприятиям указано в разделах А и Б программных мероприятий.
Финансирование НИР и ОКР осуществляется за счет собственных средств предприятий и средств из бюджета Союзного государства на безвозмездной основе.
Финансирование организации производства новой и модернизированной автомобильной техники, технического перевооружения предприятий, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские базы, осуществляется за счет собственных средств предприятий и заемных средств.
Таблица 4
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
И НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
(млн. рублей)
-------------------T--------------T------------------------------¬
¦ Источники ¦ Объемы ¦ Направления расходования ¦
¦ финансирования ¦финансирования¦ средств ¦
¦ ¦ +------T------------T----------+
¦ ¦ ¦НИОКР ¦Капитальные ¦Оборотные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ вложения ¦ средства ¦
+------------------+--------------+------+------------+----------+
¦Собственные ¦ 14180,7 ¦1075,0¦ 13105,7 ¦ - ¦
¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по Программе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по предприятиям ¦ 9784,6 ¦ 742,9¦ 9041,7 ¦ - ¦
¦России ¦ ¦ ¦

УКАЗ Президиума ВС СССР от 09.02.1957"О РАТИФИКАЦИИ ПРОТОКОЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ДЛЯ УНИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛ, КАСАЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ПОДПИСАННОЙ В ВАРШАВЕ 12 ОКТЯБРЯ 1929 ГОДА"  »
Международное законодательство »
Читайте также