РЕКОМЕНДАЦИЯ n 87 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ"(Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 87
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
(Женева, 1 июля 1949 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 8 июня 1949 года на свою тридцать вторую сессию,
постановив принять ряд предложений о профессиональном ориентировании, что является девятым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего первого дня июля месяца тысяча девятьсот сорок девятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1949 года о профессиональном ориентировании.
I. Общие положения
1. В целях настоящей Рекомендации термин "профессиональное ориентирование" означает оказанную отдельным лицам помощь в разрешении вопросов, связанных с выбором профессии или продвижением по службе с учетом наклонностей заинтересованного лица и соотношения между ними и возможностями занятости.
2. Профессиональное ориентирование основывается на свободном и добровольном выборе самого заинтересованного лица; его основной задачей является предоставление данному лицу всех возможностей для его развития и получения им полного удовлетворения от своей работы, с учетом наиболее эффективного использования имеющейся в стране рабочей силы.
3. Профессиональное ориентирование является непрерывным процессом, основные принципы которого остаются неизменными, независимо от возраста получающих советы лиц. Эти принципы имеют непосредственное значение для благосостояния отдельных лиц повсюду и для процветания всех стран.
4. Средства профессионального ориентирования должны отвечать особым потребностям каждой страны и вводиться постепенно. Основным условием их развития в каждой стране должно быть широкое понимание целей профессионального ориентирования, наличие административного аппарата и квалифицированных работников.
II. Сфера применения
5. В максимально возможной степени, совместимой с общегосударственной или местной политикой и ресурсами, существующие общественные средства профессионального ориентирования должны предоставляться всем нуждающимся в них лицам.
6. Эти средства должны, в частности, включать особые мероприятия в пользу:
a) подростков, включая школьников, нуждающихся в советах относительно выбора профессии или связанных с их будущей профессиональной карьерой;
b) всех остальных лиц, желающих посоветоваться относительно условий найма и труда и связанных с этим профессиональных вопросов; в дальнейшем такие лица называются в настоящей Рекомендации "совершеннолетними".
III. Принципы и методы профессионального
ориентирования подростков, включая школьников
7. 1) Принципы и программы профессионального ориентирования должны устанавливаться в сотрудничестве с учебными и другими заведениями и службами, занимающимися молодежью, готовящейся к переходу из школы в трудовую жизнь, а также с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, с тем чтобы все подростки, которые обращаются за профессиональным ориентированием, могли пользоваться единообразной и согласованной помощью.
2) Такие совместные усилия должны включать консультации и сотрудничество с родителями, опекунами и организациями родителей, где такие организации существуют.
3) При осуществлении этих общих принципов необходимо учитывать принципы организации управления делом профессионального ориентирования, изложенные в разделе V настоящей Рекомендации.
8. 1) В период общего образования в программу обучения следует включить профессиональное ориентирование предварительного характера. Его основной задачей должно быть позволить подростку распознать свои склонности, способности и вкусы, ознакомить его с открывающимися перед ним профессиям и занятиями и тем самым облегчить ему приспособление к будущей профессии.
2) Предварительному ориентированию следует придавать все больше значения в ту пору школьного образования, когда перед подростком открывается выбор между прохождением курса специального профессионального обучения и поступлением по выходе из школы либо на другой вид обучения, либо на работу.
3) Предварительное ориентирование должно включать:
a) представление в надлежащем виде подробных сведений относительно различных профессий и отраслей хозяйства;
b) посещение под руководством квалифицированных лиц торгово-промышленных предприятий или других мест работы, поскольку общегосударственные и местные условия это позволяют;
c) консультации путем бесед с дополнением их групповыми дискуссиями или беседами.
9. Следует уделять особое внимание средствам профессионального ориентирования подростков, предусмотренным в параграфах 10 - 15, и поощрять их использование в возможно более широкой степени.
10. 1) Каждый подросток, желающий обратиться за профессиональным ориентированием, должен иметь полную возможность получить консультацию по этому вопросу, в частности когда перед ним открывается выбор между прохождением курса специального обучения и поступлением по выходе из школы либо на обучение другого рода (включая ученичество), либо на работу.
2) Способы проведения бесед должны подвергаться постоянному пересмотру, чтобы обеспечить наиболее полный анализ способностей каждого отдельного лица с учетом возможностей занятости и требований различных профессий.
11. Школьные отзывы, содержащие в соответствующих случаях, когда это является желательным, оценку способностей, успехов, склонностей и личного характера, должны использоваться в соответствии с потребностями профессионального ориентирования, учитывая в то же время доверительный характер содержащихся в них данных.
12. 1) В соответствии с потребностями профессионального ориентирования следует использовать, а в случае необходимости развивать существующие средства медицинского освидетельствования подростков.
2) Советы относительно лечебных мер и любой другой вид помощи, который может оказаться возможным и полезным для приспособления заинтересованного лица к своей профессии, должны предоставляться в каждом отдельном случае по мере необходимости.
13. 1) Всякий раз, когда это возможно, в целях профессионального ориентирования следует проводить соответствующие испытания для определения склонностей и способностей, а по желанию и другие психологические тесты, в зависимости от отдельных случаев.
2) Советы относительно лечебных мер и любой другой вид помощи, который может оказаться возможным и полезным для приспособления заинтересованного лица к своей профессии, должны предоставляться в каждом отдельном случае.
14. 1) Подростков следует снабжать соответствующими достоверными сведениями относительно перспектив работы в различных профессиях и отраслях хозяйства, а также относительно возможностей найма и профессиональной подготовки, прибегая для этого к личным консультациям или к другим способам, с должным учетом способностей, физического состояния, квалификации, склонностей и характера заинтересованных лиц, а также предполагаемых требований народного хозяйства.
2) С этой целью компетентные органы власти должны постоянно поддерживать сотрудничество с другими общественными или частными организациями, особенно с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, способными:
a) предоставлять информацию относительно предполагаемых будущих возможностей занятости в различных отраслях экономической деятельности, профессиях или ремеслах;
b) оказывать содействие в разработке и заключении договоров об ученичестве и наблюдать за их применением.
15. Следует также рассмотреть целесообразность определения способностей подростков путем предоставления им возможности приобрести соответствующий практический опыт или иным подобным путем.
16. Следует уделять особое внимание развитию в рамках общей службы профессионального ориентирования надлежащих и подходящих мероприятий для профессионального ориентирования подростков в сельских районах.
17. Необходимо обращать особое внимание на развитие в рамках служб профессионального ориентирования и в сотрудничестве с заинтересованными службами по восстановлению трудоспособности надлежащих и соответствующих мероприятий для профессионального ориентирования подростков, которые:
a) являются физически или умственно неполноценными или ограниченными;
b) обнаруживают неуравновешенность характера, способную не допустить или значительно затруднить их приспособление к трудовой жизни.
18. Компетентные национальные и местные органы власти должны поощрять самое широкое пользование на добровольных началах средствами профессионального ориентирования, в частности среди подростков, которые:
a) имеют возможность выбора между несколькими курсами профессионального обучения, которые они могли бы посещать в самой же школе;
b) приближаются к возрасту окончания школы;
c) впервые ищут работу;
d) желают поступить в ученичество или получить какую-либо другую профессиональную подготовку;
e) безработны или заняты в отраслях хозяйства, переживающих спад, или могут стать безработными;
f) физически или умственно неполноценны или ограниченны;
g) обнаруживают неуравновешенность характера, способную не допустить или значительно затруднить их приспособление к трудовой жизни.
19. Компетентные органы власти должны принимать необходимые меры, чтобы способствовать осуществлению планов подростков в области получения профессии во всех тех случаях, когда эти планы осуществимы; в каждом отдельном случае, когда это оказывается целесообразным, следует давать советы относительно осуществления этих планов и помогать заинтересованному лицу войти в сношение с другими службами или лицами, в сферу деятельности которых входит обеспечение подростков подготовкой или работой по избранной ими профессии.
20. 1) Компетентные органы власти должны проводить мероприятия для создания системы, позволяющей следить за получившим ориентирование подростком и имеющей главной задачей оказание ему, по мере возможности, помощи для преодоления любых затруднений, которые он может встретить на пути к осуществлению своих планов в выборе профессии, а также проверку того, является ли избранное им занятие действительно подходящим.
2) В числе используемых с этой целью средств следует по возможности предусматривать общие исследования, проводимые посредством выборочного метода, которые позволили бы выяснить эффективность профессионального ориентирования в отдельных случаях и дать оценку применяемых методов и принципов. Эти обследования должны также предусматривать получение данных медицинского характера при содействии, где это возможно, существующих на месте работы медицинских служб.
IV. Принципы и методы профессионального
ориентирования совершеннолетних (консультации
по профессиональным вопросам)
21. 1) В отношении совершеннолетних следует проводить в рамках государственных служб профессионального ориентирования соответствующие меры по оказанию помощи всем нуждающимся в ней для выбора или для перемены профессии.
2) Процесс оказания такого вида помощи именуется в настоящей Рекомендации "Консультации по профессиональным вопросам".
22. Процесс консультаций по профессиональным вопросам должен включать, поскольку это совместимо с условиями страны и подходит к данному конкретному случаю:
a) беседу с консультантом;
b) рассмотрение данных о трудовом опыте;
c) рассмотрение школьных отзывов или любых других документов, относящихся к общему образованию или профессиональной подготовке;
d) медицинский осмотр;
e) надлежащие испытания для определения склонностей и способностей и, когда это желательно, психологические тесты;
f) определение способностей посредством практических работ или иным подобным путем;
g) устное или иное испытание технического характера всякий раз, когда оно представляется необходимым;
h) определение физической пригодности данного лица в связи с требованиями различных профессий;
i) предоставление информации относительно возможностей получения работы в связи с подготовкой, физическим состоянием, склонностями, способностями, вкусом и опытом данного лица, а также спросом на рынке занятости;
j) проведение посредством выборочного метода контроля с целью проверить, оказались ли успешными устройство данного лица на работу, его обучение или переобучение, и дать оценку принципов и методов консультаций по профессиональным вопросам.
23. 1) Компетентные национальные и местные органы должны принимать все необходимые меры для поощрения самого широкого использования на добровольных началах консультаций по профессиональным вопросам лицами, которые:
a) впервые поступают на работу;
b) находятся в течение продолжительного времени без работы;
c) являются безработными или могут потерять работу ввиду спада, переживаемого в данной отрасли хозяйства, или технологических преобразований, или перемен, происшедших в структуре или месторасположении какой-либо отрасли промышленности;
d) проживают в сельских районах и составляют излишек рабочей силы в свете настоящих или вероятных возможностей занятости;
e) желают воспользоваться предоставленными государством средствами профессионального обучения или переобучения.
2) Должны приниматься все необходимые и практически осуществимые меры для развития в рамках общей системы профессионального ориентирования и при сотрудничестве соответствующей службы переобучения, когда заинтересованное лицо в этом нуждается, специальных консультаций по профессиональным вопросам для физически неполноценных лиц, в также лиц, неуравновешенность характера которых препятствует их приспособлению к своей профессии.
3) Должны приниматься все необходимые и практически осуществимые меры для развития в рамках общей системы профессионального ориентирования специальных консультаций по профессиональным вопросам для техников, лиц умственного труда, служащих и работников исполнительского состава.
24. В рамках консультаций по профессиональным вопросам следует уделять особое внимание соответствующим методам отбора с технической точки зрения работников для отдельных отраслей хозяйства или профессий.
V. Принципы организации управления делом
профессионального ориентирования
25. Профессиональное ориентирование и консультации по профессиональным вопросам следует организовывать и координировать на основе широкой общей программы, разработанной и проводимой с учетом местных и региональных условий и приспособляемой к любым изменениям в таких условиях.
26. Чтобы стимулировать развитие служб профессионального ориентирования и консультаций по профессиональным вопросам, центральные власти (включая в соответствующих случаях центральные власти составных единиц федеральных государств), должны принимать меры, направленные на:
a) обеспечение этих служб достаточными денежными средствами;
b) оказание им соответствующей технической помощи; и
c) совершенствование методов и увеличение материальных средств, используемых в общегосударственном масштабе.
27. Компетентные органы власти должны принимать все необходимые и желательные меры к обеспечению в общегосударственном и местном масштабе действенного сотрудничества между государственными и частными учреждениями, занимающимися профессиональным ориентированием и консультациями по профессиональным вопросам.
A. Административные мероприятия по профессиональному
ориентированию подростков, включая школьников
28. 1) Компетентные органы власти должны принимать надлежащие меры для координации программ и мероприятий по профессиональному ориентированию как в общегосударственном, так и в местном масштабе, с должным учетом ответственности родителей и функций частных заведений по профессиональному ориентированию.
2) Эти меры должны, в частности, иметь целью:
a) предоставление подросткам эффективного общественного
обслуживания при сотрудничестве, в соответствующих случаях,
других заинтересованных учреждений, но без дублирования их
усилий;
b) содействие, когда оно окажется желательным и с учетом
доверительного характера данных, обмену информацией
относительно:
i) масштаба и характера потребностей в профессиональном ориентировании, а также уже существующих средств профессионального ориентирования;
ii) подростков, обращающихся за профессиональным ориентированием;
iii) различных отраслей деятельности, профессий и занятий;
iv) возможностей получения работы и профессиональной подготовки;
v) подготовки и использования средств профессионального ориентирования, включая соответствующие испытания.
29. 1) Круг обязанностей по управлению делами профессионального ориентирования должен быть точно и ясно определен как в общегосударственном, так и в местном масштабе.
2) При должном учете распределения обязанностей между различными органами ответственность должна быть возложена прежде всего:
a) либо совместно на школьные власти и на руководителей службы трудоустройства;
b) либо на один из этих органов при тесном сотрудничестве с другим органом.
30. 1) Для обеспечения участия представителей предпринимателей и трудящихся в разработке и практическом применении руководящих принципов профессионального ориентирования следует принимать соответствующие меры путем образования консультативных комитетов.
2) Такие комитеты должны действовать в общегосударственном и, по возможности, в местном плане; как правило, в них должны также входить представители государственных и частных организаций, занимающихся вопросами образования, профессиональной подготовки (включая ученичество), профессионального ориентирования, а также иными вопросами, имеющими непосредственное отношение к получению подростками профессии.
B. Административные мероприятия по профессиональному
ориентированию совершеннолетних (консультации по
профессиональным вопросам)
31. 1) Консультациями по профессиональным вопросам должна заниматься прежде всего государственная служба занятости с должным учетом административной компетенции, возложенной государством на учебные и другие заведения.
2) В бюро государственной службы занятости должны включаться, поскольку это осуществимо, на уровне каждого административного звена секции или работники, занимающиеся консультациями по профессиональным вопросам.
3) Когда это окажется необходимым или желательным, должны приниматься административные меры для обеспечения сотрудничества между государственной службой занятости и специальными службами консультаций по профессиональным вопросам для особых групп или лиц.
32. Должны приниматься соответствующие меры как в общегосударственном, так и в местном масштабе, для того чтобы система консультаций по профессиональным вопросам была организована в тесной связи:
a) со всеми другими видами деятельности государственной службы занятости;
b) с другими службами профессионального ориентирования;
c) с общеобразовательными или профессиональными учебными заведениями;
d) с администрацией систем страхования и помощи на случай безработицы;
e) с администрацией систем профессионального обучения и переобучения и систем, созданных для поощрения подвижности рабочей силы как в профессиональном, так и в территориальном отношении;
f) с представительными организациями предпринимателей и трудящихся;
g) с государственными и частными организациями, занимающимися
профессиональным переобучением инвалидов.
VI. Подготовка должностных лиц
33. 1) Для обеспечения эффективности служб профессионального ориентирования компетентный орган власти должен заручиться услугами достаточного числа сотрудников, обладающих подготовкой, опытом и другими данными, и должен организовать в самом широком масштабе, а в соответствующих случаях совместно с другими заинтересованными учреждениями необходимую научную и техническую подготовку персонала службы профессионального ориентирования.
2) Такие мероприятия должны, например, включать:
a) определение компетентным органом власти минимальной квалификации, требуемой от сотрудников;
b) установление компетентным органом власти административных правил подбора сотрудников на основе такой квалификации;
c) организацию специальных курсов обучения для лиц, желающих посвятить себя делу профессионального ориентирования;
d) организацию постоянных курсов дополнительного обучения и курсов повышения квалификации для всех сотрудников;
e) применение компетентным органом власти достаточно выгодных условий найма и труда, чтобы побудить квалифицированных лиц заняться и продолжать заниматься данной деятельностью.
3) Следует предусмотреть:
a) обмен сотрудниками службы профессионального ориентирования между различными отделами этой службы, к которым они принадлежат;
b) издание технического материала для повышения профессиональной квалификации сотрудников.
4) Когда это окажется полезным, члены Организации должны сотрудничать в деле подготовки кадров, пользуясь, если они того пожелают, помощью Международного бюро труда.
VII. Исследования и пропаганда
34. 1) Должны приниматься на согласованной основе особые меры по поощрению ведения как государственными, так и частными учреждениями исследовательской деятельности и экспериментальных работ, посвященных методам профессионального ориентирования.
2) Государственная служба занятости должна сотрудничать в такой исследовательской деятельности.
3) Такая исследовательская работа должна охватывать, в соответствующих случаях, такие вопросы, как:
a) методы проведения личных бесед;
b) анализ способностей, требуемых для различных профессий;
c) предоставление информационного материала о различных отраслях промышленности и профессиях, подходящего для использования в целях профессионального ориентирования;
d) проведение испытаний способностей и других психологических тестов;
e) разработка типовых вопросников для профессионального ориентирования;
f) определение эффективности профессионального ориентирования.
35. Органы, которым поручено профессиональное ориентирование, должны в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся в соответствующих случаях с другими заинтересованными организациями постоянно прилагать усилия для широкого ознакомления общественного мнения с задачами, принципами и методами профессионального ориентирования.

РЕКОМЕНДАЦИЯ n 86 Международной организации труда"О ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТАХ (ПЕРЕСМОТРЕННАЯ В 1949 ГОДУ)"(Вместе с "ТИПОВЫМ ДОГОВОРОМ О ВРЕМЕННОЙ И ПОСТОЯННОЙ МИГРАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ, ВКЛЮЧАЯ МИГРАЦИЮ БЕЖЕНЦЕВ И ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ")(Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также