РЕКОМЕНДАЦИЯ n 149 Международной организации труда"ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ СЕЛЬСКИХ ТРУДЯЩИХСЯ И ИХ РОЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ"(Принята в г. Женеве 23.06.1975 на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 149
ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ СЕЛЬСКИХ ТРУДЯЩИХСЯ И ИХ РОЛИ
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
(Женева, 23 июня 1975 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 4 июня 1975 года на свою шестидесятую сессию,
признавая, что исходя из значения сельских трудящихся в мире, необходимо срочно привлекать их к осуществлению задач экономического и социального развития с целью обеспечения постоянного и эффективного улучшения их условий труда и жизни,
отмечая, что во многих и особенно в развивающихся странах земля используется весьма неудовлетворительно, а рабочая сила в основном не имеет постоянной работы, и что эти обстоятельства вызывают необходимость поощрения сельских трудящихся к развитию свободных и жизнедеятельных организаций, способных защищать и отстаивать интересы своих членов таким образом, чтобы обеспечить их эффективное участие в экономическом и социальном развитии,
считая, что такие организации могут и должны способствовать сокращению постоянной нехватки продовольствия в различных районах мира,
признавая, что аграрная реформа в большинстве развивающихся стран является одним из важнейших условий в улучшении условий труда и жизни сельских трудящихся, и что вследствие этого организации сельских трудящихся должны активно сотрудничать и участвовать в проведении этой реформы,
напоминая о существующих международных конвенциях и рекомендациях по труду - в частности, Конвенции 1921 года о праве на объединения в сельском хозяйстве, Конвенции 1948 года о свободе ассоциаций и защите права на организацию и Конвенции 1949 года о праве на организацию и ведение коллективных переговоров, которые подтверждают право всех трудящихся, включая сельских трудящихся, создавать свободные и независимые организации, а также положения многих международных конвенций и рекомендаций по труду, применимых к сельским трудящимся и требующим, в частности, чтобы организации трудящихся принимали участие в их применении,
отмечая, что Организация Объединенных Наций и специализированные учреждения, в частности Международная организация труда и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, проявляют общий интерес к аграрной реформе и сельскому развитию,
отмечая, что нижеследующие нормы были сформулированы в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и что, с целью избежать дублирования, будет осуществляться постоянное сотрудничество с этой организацией и с Организацией Объединенных Наций в деле поощрения и обеспечения применения данных норм,
постановив принять ряд предложений об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1975 года об организациях сельских трудящихся:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. 1) Настоящая Рекомендация применяется ко всем типам организаций сельских трудящихся, включая организации, которые не ограничивают свой состав сельскими трудящимися, но представляют их интересы.
2) Кроме того, Рекомендация 1966 года о кооперативах в развивающихся странах будет по-прежнему применяться к организациям сельских трудящихся.
2. 1) В целях настоящей Рекомендации выражение "сельские трудящиеся" означает любое лицо, занятое в сельских районах на сельскохозяйственных работах, в ремеслах или в смежных профессиях, независимо от того, является ли оно лицом, работающим по найму, или, в соответствии с пунктом 2 настоящего параграфа, лицом, работающим за свой собственный счет, таким, как арендатор, издольщик или мелкий землевладелец.
2) Настоящая Рекомендация применяется только к тем арендаторам, издольщикам или мелким землевладельцам, которые получают свой основной доход от сельского хозяйства и которые обрабатывают землю сами или с помощью только своих семей или используют время от времени помощь третьих лиц и которые:
a) не используют трудящихся на постоянной основе; или
b) не используют значительного числа сезонных трудящихся; или
c) не имеют участков земли, обрабатываемых арендаторами или издольщиками.
3. Все категории сельских трудящихся, идет ли речь о лицах, работающих по найму, или о лицах, работающих за свой собственный счет, должны иметь право создавать свои собственные организации, а также вступать в организации по своему собственному выбору, в соответствии только с правилами данной организации, без предварительного разрешения.
II. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ТРУДЯЩИХСЯ
4. Одной из целей политики развития сельских районов должно быть содействие созданию и развитию, на добровольной основе, сильных и независимых организаций сельских трудящихся, как эффективного средства обеспечения участия, без дискриминации, в духе Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятости, сельских трудящихся в экономическом и социальном развитии и в пользовании плодами такого развития.
5. Организации сельских трудящихся, в случае необходимости, должны быть в состоянии:
a) представлять, продвигать и защищать интересы сельских трудящихся, например, посредством проведения коллективных переговоров и консультаций на всех уровнях от имени коллектива таких трудящихся;
b) представлять сельских трудящихся в связи с разработкой, применением и оценкой программ сельского развития на всех этапах и уровнях национального планирования;
c) активно и с самого начала привлекать различные категории сельских трудящихся, в соответствии с интересами каждой из них, к выполнению:
i) программ сельскохозяйственного развития, включая улучшение методов производства, хранения, переработки, перевозки и сбыта;
ii) программ аграрной реформы, заселения и освоения земель;
iii) программ, связанных с общественными работами, сельской промышленностью и сельскими ремеслами;
iv) программ сельского развития, включая программы, осуществляемые в сотрудничестве с ООН, Международной организацией труда и другими специализированными учреждениями;
v) информационных и образовательных программ и других видов деятельности, перечисленных в параграфе 15 настоящей
Рекомендации;
d) добиваться и содействовать доступу сельских трудящихся к обслуживанию их в таких областях, как кредит, снабжение, сбыт, транспорт, а также к техническому обслуживанию;
e) играть активную роль в улучшении общего и профессионального образования и подготовки в сельских районах, в подготовке по вопросам развития общин, деятельности кооперативов и прочей деятельности организаций сельских трудящихся, а также в подготовке к осуществлению управления всеми этими организациями;
f) содействовать улучшению условий труда и жизни сельских трудящихся, включая технику безопасности и гигиену труда;
g) поощрять расширение социального обеспечения и основных социальных служб в таких областях, как обеспечение жильем, здравоохранение и отдых.
III. МЕРЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ
СЕЛЬСКИХ ТРУДЯЩИХСЯ
6. Для предоставления организациям сельских трудящихся возможности играть свою роль в экономическом и социальном развитии, государства - члены должны принять и осуществлять политику активного поощрения этих организаций, в частности, с целью:
a) устранения препятствий, стоящих на пути их создания, их роста и осуществления ими законной деятельности, а также прекращения законодательной и административной дискриминации, объектом которой могут быть организации сельских трудящихся и их члены;
b) обеспечения организациям сельских трудящихся и их членам таких же возможностей для получения профессионального обучения и профессиональной подготовки, какими располагают другие организации трудящихся и их члены;
c) предоставления организациям сельских трудящихся возможности осуществлять политику, обеспечивающую, чтобы социальная и экономическая защита, а также пользование экономическими и социальными преимуществами, аналогичными тем, которые получают трудящиеся в промышленности, или, в случае необходимости, трудящиеся в других, непромышленных профессиях, распространялись и на их членов.
7. 1) Принципы свободы объединения должны соблюдаться полностью; организации сельских трудящихся по своему характеру должны быть независимыми, добровольными и свободными от какого-либо вмешательства, принуждения или репрессий.
2) Приобретение правосубъектности организациями сельских трудящихся не должно зависеть от условий такого характера, которые ограничивают применение положений параграфа 3 и пункта 1 настоящего параграфа.
3) При осуществлении прав, предусмотренных в параграфе 3 и в настоящем параграфе, сельские трудящиеся и их соответствующие организации, а также другие лица или организованные коллективы должны соблюдать национальное законодательство.
4) Национальное законодательство не должно нарушать, а также не должно применяться таким образом, чтобы нарушать гарантии, предусмотренные параграфом 3 и настоящим параграфом.
A. Законодательные и административные меры
8. 1) Государства - члены должны обеспечить, чтобы национальное законодательство или правила не препятствовали, с учетом особых условий сельского сектора, созданию и развитию организаций сельских трудящихся.
2) В частности:
a) принципы права на объединение и на ведение коллективных переговоров в соответствии, в частности, с Конвенцией 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве, Конвенцией 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенцией 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров должны полностью осуществляться путем применения общих законов или правил по этому вопросу к сельскому сектору, или путем принятия специальных законов или правил, с полным учетом нужд каждой категории сельских трудящихся;
b) следует обеспечить полное приспособление соответствующего законодательства и правил к особым потребностям сельских районов, в частности:
i) требования относительно минимального членского состава, минимального уровня образования и минимальных фондов не должны препятствовать созданию организаций в сельских районах с немногочисленным, плохо образованным и бедным населением;
ii) проблемы, которые могут возникнуть в отношении связей организаций сельских трудящихся с их членами, должны решаться с соблюдением прав всех заинтересованных сторон и соответствовать положениям Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенции 1971 года о представителях трудящихся;
iii) должна обеспечиваться эффективная защита заинтересованных сельских трудящихся от увольнения или выселения на основании их статуса или деятельности как руководителей или членов организаций сельских трудящихся.
9. Соответствующие системы контроля, такие как инспекция труда, особые службы или какие-либо другие службы, должны обеспечивать эффективное выполнение законов или правил, касающихся организаций сельских трудящихся и их членов.
10. 1) Там, где сельским трудящимся трудно, при существующих условиях, проявлять инициативу в деле создания и обеспечения деятельности их собственных организаций, следует поощрять существующие организации в предоставлении сельским трудящимся, по их просьбе, соответствующих советов и помощи, отвечающих их интересам.
2) В случае необходимости, по просьбе организаций, эта помощь может дополняться консультативными службами, располагающими квалифицированным персоналом, способным дать юридические и технические советы, а также вести образовательные курсы.
11. Должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения организаций сельских трудящихся действенными консультациями и проведения с ними обсуждения всех вопросов, относящихся к условиям труда и жизни в сельских районах.
12. 1) В связи с разработкой и, в соответствующих случаях, с осуществлением экономических и социальных планов, программ и любых других общих мер, относящихся к экономическому, социальному или культурному развитию сельских районов, организации сельских трудящихся должны привлекаться к участию в процедуре планирования и в работе таких компетентных органов, как официальные правления и комитеты, учреждения по вопросам развития, экономические и социальные советы,
2) В частности, должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения эффективного участия таких организаций в разработке, осуществлении и оценке программ аграрной реформы.
13. Государства - члены должны поощрять установление процедуры и создание учреждений, способствующих контактам организаций сельских трудящихся с предпринимателями и их организациями и компетентными властями.
B. Массовая информация
14. Должны быть предприняты меры, в частности со стороны компетентного органа власти, для обеспечения:
a) понимания такими непосредственно заинтересованными кругами, как центральные, местные и другие органы власти, сельскохозяйственные предприниматели и землевладельцы, того вклада который могут внести организации сельских трудящихся в дело увеличения и лучшего распределения национального дохода, увеличения возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости в сельском секторе, повышения общего уровня образования и подготовки различных категорий сельских трудящихся и улучшения общих условий труда и жизни в сельских районах;
b) понимания общественностью, в частности в несельскохозяйственных секторах экономики, важности поддержания должного равновесия между развитием сельских и городских районов и желательности содействия развитию организаций сельских трудящихся как элемента такого равновесия.
15. Эти меры могут включать:
a) массовые информационные и просветительные кампании, особенно с целью предоставления сельским трудящимся полной и полезной информации об их правах с тем, чтобы они могли пользоваться ими должным образом;
b) радио-, телевизионные и кинопрограммы, а также периодические статьи в местной и национальной печати, показывающие условия жизни и труда в сельских районах и разъясняющие задачи организаций сельских трудящихся и результаты их деятельности;
c) организацию на местах семинаров и собраний с участием представителей сельских трудящихся различных категорий, предпринимателей и землевладельцев, других слоев населения и местных властей;
d) организацию посещений сельских районов журналистами, представителями предпринимателей и трудящихся различных отраслей промышленности и торговли, школьниками и студентами вузов в сопровождении их преподавателей, а также другими представителями различных слоев населения;
e) подготовку соответствующих образовательных программ для школ различных типов и уровней, отражающих надлежащим образом проблемы сельскохозяйственного производства и жизни сельских трудящихся.
C. Образование и подготовка
16. Чтобы обеспечить гармоничный рост организаций сельских трудящихся и чтобы они в скором времени смогли взять на себя свою полную роль в деле развития сельских районов, следует принять меры, в том числе со стороны компетентного органа власти, с целью:
a) ознакомления руководителей организаций сельских трудящихся и их членов:
i) с национальным законодательством и правилами и международными нормами по вопросам, прямо касающимся деятельности этих организаций, в частности, права на объединение;
ii) с основными принципами создания и функционирования организаций сельских трудящихся;
iii) с вопросами, касающимися развития сельских районов, как части экономического и социального развития страны, включая вопросы сельскохозяйственного и ремесленного производства, хранения, переработки, перевозки и сбыта продуктов и их обмена;
iv) с принципами и методами национального планирования на различных уровнях;
v) с учебными пособиями и программами по профессиональной подготовке, изданными или разработанными Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда или другими специализированными организациями, предназначенными для обучения и профессиональной подготовки сельских трудящихся;
b) совершенствования и развития обучения сельских трудящихся во всех аспектах - общем, техническом, экономическом и социальном с тем, чтобы они лучше могли как развивать организации и сознавать свои права, так и активно участвовать в развитии сельских районов; особое внимание следует уделять обучению полностью или частично неграмотных трудящихся путем осуществления программ ликвидации неграмотности, связанных с практическим расширением их деятельности;
c) содействия осуществлению программ, учитывающих роль, которую женщины могут и должны играть в сельских районах, и являющихся неотъемлемой частью общих программ образования и подготовки, к которым мужчины и женщины должны иметь равный доступ;
d) обеспечения подготовки, в особенности лицам, отвечающим за образование сельских трудящихся, чтобы дать им возможность, например, помогать развитию деятельности по оказанию услуг на кооперативных или других соответствующих началах, что позволило бы удовлетворять нужды членов организаций сельских трудящихся, укрепляя в то же время экономическую независимость этих организаций;
e) поддержания программ, которые включают все аспекты развития сельской молодежи.
17. 1) В качестве эффективного средства обеспечения упомянутых в параграфе 16 подготовки и образования, должны разрабатываться и применяться программы рабочего образования или образования взрослых, специально приспособленные к национальным и местным условиям, а также к социальным, экономическим и культурным потребностям различных категорий сельских трудящихся, и к особым потребностям женщин и молодежи.
2) Поскольку же существующие профсоюзы и организации, представляющие сельских трудящихся, располагают особыми знаниями и опытом в этой области, они могут непосредственно привлекаться к разработке и осуществлению таких программ.
D. Финансовая и материальная помощь
18. 1) В тех случаях, особенно на начальных этапах развития, когда организации сельских трудящихся считают, что они нуждаются в финансовой или материальной помощи, например, для осуществления программ образования и подготовки, и когда они носят и получают такую помощь, они должны получать ее на таких условиях, при которых полностью соблюдаются независимость и интересы этих организаций и их членов. Эта помощь должна дополнять инициативу и усилия сельских трудящихся по финансированию своих собственных организаций.
2) Вышеуказанные принципы касаются всей финансовой и материальной помощи, в том числе и тех случаев, когда политикой государства - члена является оказание такой помощи самим государством.

КОНВЕНЦИЯ n 142 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ" [рус., англ.](Принята в г. Женеве 23.06.1975 на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также