РЕКОМЕНДАЦИЯ n 67 Международной организации труда"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОХОДА"(Вместе с "РУКОВОДЯЩИМИ ПРИНЦИПАМИ")(Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 67
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОХОДА
(Филадельфия, 12 мая 1944 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Филадельфии Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 20 апреля 1944 года на свою двадцать шестую сессию,
постановив принять ряд предложений об обеспечении дохода, что является частью четвертого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двенадцатого дня мая месяца тысяча девятьсот сорок четвертого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1944 года об обеспечении дохода:
принимая во внимание, что в Атлантической хартии предусматривается "самое полное сотрудничество между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех лучшие условия труда, экономическое развитие и социальное обеспечение",
принимая во внимание, что Конференция Международной организации труда в Резолюции, принятой 5 ноября 1941 года, одобрила этот принцип Атлантической хартии и провозгласила полное сотрудничество Международной организации труда в его осуществлении,
принимая во внимание, что обеспечение дохода является существенным элементом социального обеспечения,
принимая во внимание, что Международная организация труда содействовала развитию обеспечения дохода:
путем принятия Международной конференцией труда конвенций и рекомендаций о компенсации трудящимся за несчастные случаи и профессиональные заболевания, о страховании по болезни, об охране материнства, о пенсиях по старости, инвалидности и пенсиях вдовам и сиротам и об обеспечении в случае безработицы;
путем принятия Первой и Второй конференциями труда американских государств резолюций, составляющих Межамериканский кодекс социального страхования, путем участия делегации Административного совета на Первой межамериканской конференции по социальному обеспечению, принявшей Декларацию Сант-Яго (Чили), а также путем утверждения Административным советом Устава Межамериканской конференции по социальному обеспечению, учрежденной в качестве постоянного органа сотрудничества между администрациями и учреждениями социального обеспечения, действующими в контакте с Международным бюро труда;
путем участия Международного бюро труда в консультативном качестве в разработке систем социального страхования в ряде стран, а также путем других мероприятий;
принимая во внимание, что некоторые члены Организации не приняли мер, которые входят в их компетенцию, с целью содействия повышению благосостояния и развитию своих народов, хотя потребности этих народов в улучшении условий труда, экономическом развитии и улучшении социального обеспечения являются огромными,
принимая во внимание, что в настоящее время в высшей степени желательно, чтобы такие члены Организации как можно скорее приняли все необходимые меры, для того чтобы достигнуть принятых международных минимальных норм и развить такие нормы,
принимая во внимание, что уже в настоящее время желательно предпринять дальнейшие шаги для достижения обеспечения дохода с помощью унификации или координации систем социального страхования, распространения таких систем на всех трудящихся и их семьи, включая сельское население и лиц, работающих на свой счет, а также для устранения несправедливых ненормальностей,
принимая во внимание, что выработка некоторых общих принципов, которых в этом отношении должны придерживаться члены Организации при разработке своих систем обеспечения дохода на основе существующих конвенций и рекомендаций до унификации и расширения положений указанных конвенций и рекомендаций, будет способствовать достижению этой цели,
Конференция:
a) рекомендует членам Организации постепенно осуществить нижеследующие общие руководящие принципы в кратчайший совместимый с существующими в стране условиями срок при разработке своих систем обеспечения дохода с целью осуществления пятого принципа Атлантической хартии и по запросу Административного совета представлять Международному бюро труда доклады о мерах, принятых для проведения в жизнь указанных общих руководящих принципов;
b) обращает внимание членов Организации на предложения относительно применения этих общих руководящих принципов, представленные Конференции и содержащиеся в Приложении к настоящей Рекомендации.
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Общие положения
1. Системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.
2. Обеспечение дохода по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом.
3. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой.
4. Социальное вспомоществование, соответствующее потребностям каждого случая, должно применяться к другим нуждающимся лицам.
Социальное страхование
5. Область случаев, охватываемых обязательным социальным страхованием, должна включать в себя все случаи, в которых застрахованному лицу препятствует зарабатывать средства к жизни нетрудоспособность или неспособность получить оплачиваемую работу или в которых это лицо умирает, оставляя находившуюся на его иждивении семью, а также должна включать определенные связанные с этим общераспространенные случаи крайней необходимости, вызывающие чрезвычайное напряжение для ограниченного дохода, поскольку в этих случаях не предусмотрена компенсация каким-либо другим путем.
6. Компенсация должна предусматриваться в случаях нетрудоспособности и смерти, связанных с работой.
7. Для того чтобы пособия, предоставляемые по системе социального страхования, могли быть лучше приспособлены к разнообразию потребностей, охватываемые этой системой случаи должны классифицироваться следующим образом:
a) болезнь;
b) материнство;
c) инвалидность;
d) старость;
e) смерть кормильца;
f) безработица;
g) расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
h) производственные травмы.
Предусматривается, что пособия не должны выплачиваться одновременно в связи с более чем одним из следующих случаев: инвалидность, старость и безработица.
8. Ко всем пособиям, выплачиваемым в связи с потерей заработка, на каждого из первых двух детей должна выплачиваться надбавка при условии, что на всех следующих детей пособия должны выплачиваться из государственных фондов или по системам, предусматривающим уплату взносов.
9. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по болезни, является потеря заработка в связи с отсутствием на работе, вызванным тяжелым с медицинской точки зрения состоянием, ввиду болезни или травмы, требующей медицинского лечения или наблюдения.
10. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по материнству, является потеря заработка в связи с отсутствием на работе в течение установленных периодов до и после рождения ребенка.
11. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по инвалидности, является неспособность поступить на какую-либо существенно оплачиваемую работу по причине хронического состояния в связи с болезнью или травмой или по причине потери конечности или какой-либо функции.
12. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по старости, является достижение установленного возраста, который должен быть таким, в котором люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжелым, а безработица, если она имеет место, вероятно, становится постоянной.
13. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие в связи со смертью кормильца, является предполагаемая потеря материальной поддержки, понесенная находившимися на иждивении лицами в результате смерти главы семьи.
14. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по безработице, является потеря заработка в связи с безработицей застрахованного обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей.
15. Должны выплачиваться пособия в связи с особыми расходами, оплата которых не предусмотрена другим путем, вызванными болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.
16. Случаем, в котором должна выплачиваться компенсация за производственную травму, является травматическое повреждение или заболевание, связанное с работой и имевшее место не в результате преднамеренных действий и не в результате серьезного преднамеренного проступка пострадавшего и приведшее к временной или постоянной нетрудоспособности или смерти.
17. Социальное страхование должно предоставлять защиту в случаях риска, которым они подвергаются, всем лицам, работающим по найму или на свой собственный счет, а также их иждивенцам, в отношении которых является осуществимым:
a) сбор взносов без чрезмерных административных расходов;
b) выплата пособий при необходимом сотрудничестве медицинской службы и службы занятости и при соблюдении надлежащих мер предосторожности против злоупотреблений.
18. Предприниматель должен нести ответственность за сбор взносов со всех работающих у него лиц и должен иметь право удерживать из заработной платы этих лиц в момент ее выплаты причитающиеся с них суммы.
19. С целью облегчения правильного назначения пособий должны быть приняты меры для ведения ведомостей уплаты взносов, для обеспечения удобных средств проверки наличия страховых случаев, вызывающих выплату пособий, и для параллельной организации медицинской службы и службы занятости с профилактическими и лечебными функциями.
20. Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием, как только сможет быть организован сбор взносов за них и смогут быть приняты необходимые меры для назначения пособий.
21. Лица, работающие на свой собственный счет, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму, как только сможет быть организован сбор их взносов. Следует предусмотреть возможность их страхования также на случай болезни и материнства, вызывающих госпитализацию, на случай болезни, продолжающейся в течение нескольких месяцев, и на случай особых расходов, вызванных болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.
22. Пособия должны заменять утраченный заработок, с надлежащим учетом семейных обязанностей, до такого предела, который возможен без ослабления стремления возобновить работу, если это возобновление возможно, и без возложения на группы производителей такого тяжелого бремени расходов, которое мешало бы выпуску продукции и занятости.
23. Пособия должны соответствовать предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого последнее уплачивало взносы; однако любое превышение заработка над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание в целях определения размера пособия или частей его, выплачиваемых из источников, не складывающихся из взносов застрахованного лица.
24. Пособия единого размера могут быть целесообразными для стран, в которых население располагает достаточными экономическими средствами для обеспечения дополнительной защиты путем добровольного страхования. Такие пособия должны быть пропорциональными заработку неквалифицированного трудящегося.
25. Право на пособия, кроме компенсации за производственные травмы, должно зависеть от условий уплаты взносов, имеющих целью подтвердить, что нормальным положением заявителя является положение лица, работающего по найму или на свой собственный счет, и поддержать приемлемую регулярность уплаты взносов; однако никто не должен лишаться пособия по причине неправильного сбора предпринимателем взносов, подлежащих уплате за данного работника.
26. Расходы по пособиям, включая затраты на администрацию, должны быть распределены между застрахованными лицами, предпринимателями и налогоплательщиками таким образом, чтобы это было справедливо для застрахованных лиц и чтобы можно было избежать чрезмерного бремени для застрахованных лиц, располагающих небольшими средствами, или какого-либо нарушения производства.
27. Управление делом социального страхования должно быть объединено или координировано в рамках общей системы служб социального обеспечения, и лица, делающие страховые взносы, через свои организации должны быть представлены в органах, которые определяют административную политику или дают советы в отношении этой политики и предлагают законодательство или разрабатывают правила.
Социальное вспомоществование
28. Общество должно обычно сотрудничать с родителями путем проведения общих мероприятий по оказанию помощи с целью обеспечить благосостояние детей, находящихся на иждивении родителей.
29. Инвалиды, престарелые лица и вдовы, не получающие пособий по социальному страхованию потому, что они или их мужья, в зависимости от случая, не подлежали обязательному страхованию, и доход которых не превышает установленного размера, должны иметь право на специальные пособия на содержание в установленном размере.
30. Соответствующие денежные пособия или пособия частично деньгами и частично натурой должны выдаваться всем нуждающимся лицам, не требующим помещения в исправительные учреждения.



Приложение
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ,
СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО
ИХ ПРИМЕНЕНИЯ <*>
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.
--------------------------------
<*> Пункты представляют собой общие руководящие принципы, а подпункты, заключенные в квадратные скобки, являются предложениями относительно их применения.
2. Обеспечение дохода по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом.
3. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных социальным страхованием, должно производиться системой обязательным социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой.
4. Социальное вспомоществование, соответствующее потребностям каждого случая, должно применяться к другим нуждающимся лицам.
I. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
A. Случаи, охватываемые системой социального страхования
Совокупность случаев, которые должны быть охвачены
системой социального страхования
5. Область случаев, охватываемых обязательным социальным страхованием, должна включать в себя все случаи, в которых застрахованному лицу препятствует зарабатывать средства к жизни нетрудоспособность или неспособность получить оплачиваемую работу или в которых это лицо умирает, оставляя находившуюся на его иждивении семью, а также должна включать определенные связанные с этим общераспространенные случаи крайней необходимости, вызывающие чрезвычайное напряжение для ограниченного дохода, поскольку в этих случаях не предусмотрена компенсация каким-либо другим путем.
6. Компенсация должна предусматриваться в случаях нетрудоспособности и смерти, связанных с работой.
7. Для того чтобы пособия, предоставляемые по системе социального страхования, могли быть лучше приспособлены к разнообразию потребностей, охватываемые этой системой случаи должны классифицироваться следующим образом:
a) болезнь;
b) материнство;
c) инвалидность;
d) старость;
e) смерть кормильца;
f) безработица;
g) расходы в связи с крайней необходимостью;
h) производственные травмы.
Однако пособия не должны выплачиваться одновременно в связи с более чем одним из следующих случаев: инвалидность, старость и безработица.
8. Ко всем пособиям, выплачиваемым в связи с потерей заработка, на каждого из первых двух детей должна выплачиваться надбавка при условии, что на всех следующих детей пособия должны выплачиваться из государственных фондов или по системам, предусматривающим уплату взносов.
Болезнь
9. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по болезни, является потеря заработка в связи с отсутствием на работе, вызванным тяжелым с медицинской точки зрения состоянием, ввиду болезни или травмы, требующей медицинского лечения или наблюдения.
[1) О необходимости отсутствовать на работе следует судить, как правило, по прежней работе застрахованного лица, возобновления которой можно от него ожидать.
2) Пособие может не выплачиваться за первые несколько дней болезни, но если болезнь повторяется в течение периода в несколько месяцев, то новый срок ожидания не должен устанавливаться.
3) Предпочтительно продолжать выплату пособия до тех пор, пока получатель сможет возвратиться к работе, умрет или станет инвалидом. Однако если считается необходимым ограничить срок выплаты пособия, то максимальный срок не должен быть меньше 26 недель для единого случая, и следует предусмотреть увеличение срока выплаты пособия в случае определенных заболеваний, как, например, туберкулез, которые часто вызывают длительную, хотя и поддающуюся лечению, болезнь; однако в начале действия системы страхования может оказаться необходимым предусматривать более короткий срок, чем 26 недель.]
Материнство
10. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по материнству, является потеря заработка в связи с отсутствием на работе в течение установленных периодов до и после рождения ребенка.
[1) Женщина должна иметь право оставить работу, если она предъявит медицинскую справку, свидетельствующую о том, что роды состоятся, вероятно, через шесть недель, и ни одной женщине не должно разрешаться работать в течение шести недель после родов.
2) В течение этих периодов должно выплачиваться пособие по материнству.
3) Отсутствие на работе в течение более длительных периодов или по другим причинам может быть желательно по медицинским соображениям, учитывая физическое состояние получателя и требования, предъявляемые ее работой; в течение всех таких периодов должно выплачиваться пособие по болезни.
4) Выплата пособия по материнству может быть поставлена в зависимость от использования получателем служб здравоохранения, предусматриваемых для нее и для ее ребенка.]
Инвалидность
11. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по инвалидности, является неспособность поступить на какую-либо существенно оплачиваемую работу по причине хронического состояния в связи с болезнью или травмой или по причине потери конечности или какой-либо функции.
[1) Следует ожидать, что лицо, являющееся инвалидом, будет работать по какой-либо специальности, которая может быть в разумных пределах указана ему с учетом оставшихся у него сил и способностей, его прошлого опыта и доступных для него средств обучения.
2) Лицо, для которого такая специальность может быть указана, но еще не является доступной, и лицо, проходящее курс обучения, должны получать временное пособие по инвалидности, пособие на обучение или пособие по безработице, если они имеют право на это пособие в силу иных обстоятельств.
3) Лицо, для которого никакой подобной специальности не может быть указано, должно получать пособие по инвалидности.
4) Получателям, постоянная неспособность которых регулярно заниматься какой-либо оплачиваемой работой подтверждена, должно быть разрешено дополнять свое пособие по инвалидности случайными заработками небольших размеров.
5) Если размер пособия по инвалидности связан с размером последнего заработка застрахованного лица, то право на пособие должно признаваться в том случае, если лицо, являющееся инвалидом, прилагая обычные усилия, не в состоянии зарабатывать 1/3 обычного заработка здоровых работников его последней специальности, имеющих такую же подготовку.
6) Пособие по инвалидности должно выплачиваться со дня прекращения выплаты пособия по болезни за весь период инвалидности при условии, что, когда получатель достигнет такого возраста, при котором можно обращаться за пособием по старости, пособие по инвалидности может быть заменено пособием по старости.]
Старость
12. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по старости, является достижение установленного возраста, который должен быть таким, в котором люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжелым, а безработица, если она имеет место, вероятно, становится постоянной.
[1) Минимальный возраст, в котором можно обращаться за пособием по старости, должен быть установлен не более чем в шестьдесят пять лет для мужчин и шестьдесят лет для женщин; однако более низкий возраст может быть установлен для лиц, проработавших много лет на тяжелых или вредных работах.
2) Выплата пособия по старости, если основное пособие может считаться достаточным для существования, может быть поставлена в зависимость от ухода в отставку с какой-либо постоянной оплачиваемой работы; если требуется такой уход в отставку, то получение случайных заработков сравнительно небольшого размера не должно лишать права на пособие по старости.]
Смерть кормильца
13. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие в связи со смертью кормильца, является предполагаемая потеря материальной поддержки, понесенная находившимися на иждивении лицами в результате смерти главы семьи.
[1) Пособие в связи со смертью кормильца должно выплачиваться:
a) вдове застрахованного лица;
b) детям, детям супруга, приемным детям и, при условии их предварительной регистрации в качестве иждивенцев, незаконнорожденным детям застрахованного мужчины или застрахованной женщины, которые оказывали материальную поддержку детям; и
c) согласно условиям, определяемым национальным законодательством, незамужней женщине, с которой сожительствовал умерший.
2) Пособие по вдовству должно выплачиваться вдове, имеющей на своем попечении ребенка, на которого полагается получать пособие, или являющейся к моменту смерти мужа или ставшей позднее инвалидом или достигшей минимального возраста, в котором можно обращаться за пособием по старости; вдове, не удовлетворяющей этим требованиям, должно выплачиваться пособие по вдовству в течение минимального периода в несколько месяцев, после чего, если она является безработной, пособие должно выплачиваться до тех пор, пока ей не будет предложена подходящая работа после соответствующего обучения, если последнее необходимо.
3) Пособие на ребенка должно выплачиваться на такого ребенка, который не достиг возраста окончания школы или который моложе восемнадцати лет и продолжает свое общее или профессиональное образование.]
Безработица
14. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по безработице, является потеря заработка в связи с безработицей застрахованного обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей.
[1) Пособие может не выплачиваться за первые несколько дней периода безработицы, исчисляемого со дня регистрации заявления, но если безработица повторяется в течение периода в несколько месяцев, то новый срок ожидания не должен устанавливаться.
2) Выплата пособия должна продолжаться до тех пор, пока застрахованному лицу не будет предложена подходящая работа.
3) В течение первоначального периода, приемлемого в условиях конкретного случая, должны считаться подходящими только следующие виды работы:
a) работа по обычной специальности застрахованного лица в таком месте, которое не требует изменения местожительства, и за существующую в данное время плату, установленную коллективными договорами, если они применяются; или
b) другая работа, приемлемая для застрахованного лица.
4) По истечении первоначального периода:
a) работа, требующая изменения специальности, может считаться подходящей, если предлагаемая работа является такой, которая может быть в разумных пределах предложена застрахованному лицу с учетом его сил, способностей, прошлого опыта и доступных для него средств обучения;
b) работа, требующая изменения местожительства, может считаться подходящей, если на новом местожительстве имеется подходящее жилье;
c) работа в менее благоприятных условиях, чем те, в которых застрахованное лицо обычно работало по своей специальности и в своем районе, может считаться подходящей, если предлагаемые условия соответствуют общим нормам, соблюдаемым в той профессии и в том районе, в которых эта работа предлагается.]
Расходы в связи с крайней необходимостью
15. Должны выплачиваться пособия в связи с особыми расходами, оплата которых не предусмотрена другим путем, вызванными в случае болезни, материнства, инвалидности и смерти.
[1) Должна обеспечиваться необходимая помощь в домашнем хозяйстве или должно выплачиваться пособие для найма помогающего лица в течение периода госпитализации матери, имеющей на иждивении детей, если она является застрахованной или является женой застрахованного лица и не получает какого-либо пособия вместо заработка.
2) При рождении ребенка застрахованным женщинам и женам застрахованных мужчин должна выплачиваться единовременная сумма на покрытие расходов на приданное для новорожденного и других подобных расходов.
3) Лицам, получающим пособие по инвалидности или по старости и нуждающимся в постоянном уходе, должна выплачиваться специальная надбавка.
4) В случае смерти застрахованного лица или жены, мужа или ребенка, находившегося на иждивении застрахованного лица, должна выплачиваться единовременная сумма на покрытие расходов по похоронам.]
Производственные травмы
16. Случаем, в котором должна выплачиваться компенсация за производственную травму, является травматическое повреждение или заболевание, связанное с работой и имевшее место не в результате преднамеренных действий и не в результате серьезного преднамеренного проступка пострадавшего и приведшее к временной или постоянной нетрудоспособности или смерти.
[1) Травмами, связанными с работой, должны считаться также травмы, происшедшие в пути к месту работы или от места работы.
2) Если компенсация за производственную травму подлежит выплате, то предыдущие положения должны подлежать соответствующим изменениям, как это указано в нижеследующих пунктах.
3) Всякое заболевание, которое часто встречается только у лиц, занятых на определенных работах, или которое является отравлением, вызванным веществом, используемым при определенных работах, если страдающее от такого заболевания лицо было занято выполнением такой работы, должно считаться как имеющее профессиональное происхождение и должно повлечь за собой выплату компенсации.
4) Должен быть установлен список заболеваний, считающихся как имеющие профессиональное происхождение, и этот список путем простой процедуры должен периодически пересматриваться.
5) При определении всякого минимального срока пребывания на работе, требуемого для установления презумпции о профессиональном происхождении заболевания, и всякого максимального срока, в течение которого презумпция о профессиональном происхождении заболевания будет оставаться в силе после ухода с этой работы, следует учитывать продолжительность времени, требуемого для получения болезни и ее проявления.
6) Компенсация по временной нетрудоспособности должна выплачиваться на условиях, подобных тем, которые применяются при выплате пособия по болезни.
7) Следует рассмотреть вопрос о возможности выплаты компенсации с первого дня временной нетрудоспособности, если нетрудоспособность продолжается больше, чем период ожидания.
8) Компенсация по временной нетрудоспособности должна выплачиваться в случае утраты или снижения способности зарабатывать по причине потери конечности или какой-либо функции или по причине хронического состояния в связи с травмой или болезнью.
9) Ожидается, что лицо, постоянно утратившее трудоспособность, возобновит работу по какой-либо специальности, которая может быть в разумных пределах указана ему, с учетом оставшихся у него сил и способностей, его прошлого опыта и доступных для него средств обучения.
10) Если не может быть предложено никакой подобной работы, то это лицо должно получать компенсацию за полную нетрудоспособность постоянного или временного характера.
11) Если такая работа может быть предложена, но сумма, которую это лицо в состоянии зарабатывать, прилагая в процессе работы обычные усилия, значительно меньше той суммы, которую данное лицо, вероятно, могло бы зарабатывать, если бы оно не страдало от травмы или заболевания, то это лицо должно получать компенсацию за частичную нетрудоспособность пропорционально разнице в способности зарабатывать.
12) Следует рассмотреть вопрос относительно возможности выплаты подходящей компенсации в каждом случае потери конечности или функции или в случае обезображивания, даже если не может быть доказана какая-либо потеря трудоспособности.
13) Лица, подверженные опасности постепенно развивающегося профессионального заболевания, периодически должны проходить обследование, и те из них, которым указана перемена работы, должны иметь право на компенсацию.
14) Компенсация за постоянную полную или частичную нетрудоспособность должна выплачиваться со времени прекращения выплаты компенсации за временную нетрудоспособность в течение всего периода постоянной нетрудоспособности.
15) Лица, получающие компенсацию за постоянную частичную нетрудоспособность, должны иметь право на другие пособия на тех же условиях, что и здоровые лица, если размер таких пособий пропорционален последнему заработку застрахованного лица.
16) Если размеры таких пособий не связаны с предыдущим заработком застрахованного лица, то может быть установлен максимум для общего размера компенсации и другого пособия.
17) Компенсация в связи со смертью кормильца семьи должна выплачиваться, при условии соблюдения положений нижеследующих подпунктов, тем же иждивенцам, которые могли бы в другом случае иметь право на пособие в связи со смертью кормильца семьи.
18) Вдова должна получать компенсацию за весь период своего вдовства.
19) Ребенок должен получать компенсацию до восемнадцатилетнего возраста или до двадцати одного года, если он продолжает свое общее или профессиональное образование.
20) Должна предусматриваться компенсация для других членов семьи умершего, которые состояли на его иждивении, без ущерба для прав вдовы и детей.
21) Лица, находившиеся на иждивении лица, постоянно утратившего на две трети или более трудоспособность и умершего не по причине производственной травмы, должны иметь право на основные пособия в связи со смертью кормильца, независимо от того, выполнил ли умерший условия уплаты взносов, необходимые для такого пособия, ко времени своей смерти.]
B. Лица, охватываемые системой социального страхования
Контингент лиц, которые должны быть охвачены
системой социального страхования
17. Социальное страхование должно предоставлять защиту в случаях риска, которым они подвергаются, всем лицам, работающим по найму или на свой собственный счет, а также их иждивенцам, в отношении которых является осуществимым:
a) сбор взносов без чрезмерных административных расходов;
b) выплата пособий при необходимом сотрудничестве медицинской службы и службы занятости и при соблюдении надлежащих мер предосторожности против злоупотреблений.
[1) Находящиеся на иждивении жены (т.е. жены, не работающие по найму или на свой собственный счет) и находящиеся на иждивении дети (т.е. лица, не достигшие возраста окончания школы или не достигшие восемнадцатилетнего возраста и продолжающие свое общее или профессиональное образование) должны пользоваться защитой благодаря тому, что застрахованы их кормильцы.]
Сбор взносов
18. Предприниматель должен нести ответственность за сбор взносов со всех работающих у него лиц и должен иметь право удерживать из заработной платы этих лиц, в момент ее выплаты, причитающиеся с них суммы.
[1) Если для какой-либо категории лиц, работающих на свой собственный счет, является обязательным членство в профессиональной ассоциации или обладание лицензией, то на эту ассоциацию или выдающие лицензии власти может быть возложена ответственность за сбор взносов этих лиц.
2) На национальные или местные власти может быть возложена ответственность за сбор взносов с лиц, работающих на свой собственный счет, зарегистрированных в целях налогообложения.
3) До создания учреждений по взиманию взносов должны быть предусмотрены меры для обеспечения возможности лицам, работающим на свой собственный счет, уплачивать взносы добровольно либо в индивидуальном порядке, либо в качестве членов ассоциаций.]
Назначение пособий
19. С целью облегчения правильного назначения пособий должны быть приняты меры для ведения ведомостей уплаты взносов, для обеспечения удобных средств проверки наличия страховых случаев, вызывающих уплату пособий, и для параллельной организации медицинской службы и службы занятости с профилактическими и лечебными функциями.
Лица, работающие за вознаграждение
20. Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием, как только сможет быть организован сбор взносов за них и смогут быть приняты необходимые меры для назначения пособий.
[1) Лица, работа которых настолько нерегулярна или ее общая продолжительность, по-видимому, так мала, что они, вероятно, не будут иметь права на пособие, полагающееся лицам, работающим по найму, могут быть исключены из страхования, предусматривающего получение таких пособий. Должны предусматриваться специальные положения для лиц, обычно работающих в течение очень коротких сроков у одного и того же предпринимателя.
2) Не получающие заработной платы ученики должны быть застрахованы от производственного травматизма, и, со дня окончания ими ученичества по своей профессии, они приобретают право на компенсацию на основе существующей заработной платы для трудящихся этой профессии.]
Лица, работающие на свой собственный счет
21. Лица, работающие на свой собственный счет, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму, как только сможет быть организован сбор их взносов. Следует предусмотреть возможность их страхования также на случай болезни и материнства, вызывающих госпитализацию, на случай болезни, продолжающейся в течение нескольких месяцев, и на случай особых расходов, вызванных болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.
[1) Члены семьи предпринимателя, проживающие в его доме, кроме находящихся на его иждивении жены или детей, должны быть застрахованы от указанных случаев либо на основе их действительной заработной платы, либо, если размер этой заработной платы не может быть установлен, на основе размера рыночной стоимости их услуг; предприниматель должен нести ответственность за уплату взносов за таких лиц.
2) Лица, работающие на свой собственный счет, заработок которых обычно настолько низок, что он может считаться лишь дополнительным или случайным источником дохода или что уплата минимальных взносов была бы для них обременительной, должны быть временно исключены из страхования и вопрос о них должен быть передан на усмотрение службы занятости или другой специальной службы, которая может существовать в целях содействия благосостоянию той профессиональной категории, к которой эти лица могут принадлежать.
3) Лицам, которые по завершении установленного периода уплаты взносов, дающего право на пособия по инвалидности и в связи со смертью кормильца семьи, перестают быть застрахованными в обязательном порядке либо как лица, работающие по найму, либо как лица, работающие на свой собственный счет, должно быть предоставлено право выбора, которым они должны воспользоваться в пределах ограниченного срока, продолжать свое страхование на тех же условиях, что и лица, работающие на свой собственный счет, при условии осуществления таких изменений, которые могут быть установлены.]
C. Размеры пособий и условия уплаты взносов
Размеры пособий
22. Пособия должны заменять утраченный заработок, с надлежащим учетом семейных обязанностей, до такого предела, который возможен без ослабления стремления возобновить работу, если это возобновление возможно, и без возложения на группы производителей такого тяжелого бремени расходов, которое мешало бы выпуску продукции и занятости.
23. Пособия должны соответствовать предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого последнее уплачивало взносы; однако любое превышение заработка над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание в целях определения размера пособия или частей его, выплачиваемых из источников, не складывающихся из взносов застрахованного лица.
24. Пособия единого размера могут быть целесообразными для стран, в которых население располагает достаточными экономическими средствами для обеспечения дополнительной защиты путем добровольного страхования. Такие пособия должны быть пропорциональными заработку неквалифицированного трудящегося.
[1) Пособия по болезни и по безработице, выплачиваемые неквалифицированным трудящимся, должны быть не менее 40 процентов предшествующего общего заработка застрахованного лица, если оно не имеет иждивенцев, или не менее 60 процентов этого заработка, если оно имеет на иждивении жену или экономку для своих детей; на каждого из не более чем двух находящихся на иждивении детей должно выплачиваться дополнительно 10 процентов такого заработка, за вычетом сумм любого пособия, получаемого на этих детей.
2) Для высокооплачиваемых трудящихся указанные выше пропорции пособия по отношению к предшествующему заработку могут быть несколько снижены.
3) Пособие по материнству во всех случаях должно быть достаточным для полного содержания в здоровых условиях матери и ее ребенка; оно должно составлять не менее чем 100 процентов общей суммы существующей заработной платы неквалифицированной трудящейся женщины или 75 процентов предшествующего общего заработка получателя, в зависимости от того, какая из этих сумм больше, но может быть снижено на сумму любого выплачиваемого на ребенка пособия.
4) Основные пособия по инвалидности и по старости должны составлять не меньше 30 процентов существующей общепризнанной заработной платы неквалифицированного трудящегося мужчины в районе, в котором проживает получатель, если получатель не имеет иждивенцев, или не меньше 45 процентов от этой заработной платы, если он имеет на иждивении жену, которая могла бы иметь право на пособие по вдовству, или экономку для своих детей; на каждого из не более чем двух находящихся на иждивении детей должно выплачиваться дополнительно 10 процентов такой заработной платы, за вычетом суммы любого пособия, получаемого на этих детей.
5) Основное пособие по вдовству должно составлять не менее чем 30 процентов от существующей минимальной общепризнанной заработной платы неквалифицированного трудящегося мужчины в районе, в котором проживает получатель; на каждого из не более чем трех находящихся на иждивении детей должно выплачиваться пособие в размере 10 процентов такой заработной платы, за вычетом суммы любого пособия, получаемого на этих детей.
6) Для сироты основное пособие на ребенка должно быть не менее 20 процентов от существующей минимальной общепризнанной заработной платы неквалифицированного трудящегося мужчины, за вычетом суммы всякого пособия на ребенка, выплачиваемого на этого сироту.
7) Часть любых взносов сверх тех уплаченных взносов, которые дают право на основные пособия по инвалидности, по старости и в связи со смертью кормильца семьи, может быть записана в кредит застрахованному лицу с целью увеличения пособий, предусмотренных в пунктах 4, 5, 6.
8) В каждом случае, когда имеет место уход в отставку с работы в возрасте, превышающем минимальный возраст, дающий право на обращение за пособием по старости, основное пособие по старости должно быть справедливо увеличено.
9) Компенсация за производственные травмы должна быть не меньше двух третей заработной платы, потерянной или считающейся потерянной в результате травмы.
10) Такая компенсация должна иметь форму периодических выплат, за исключением тех случаев, в которых компетентные власти сочтут, что выплата единовременной суммы будет более благоприятна для получателя.
11) Периодические выплаты в случаях постоянной нетрудоспособности и смерти должны производиться с учетом значительных текущих изменений в уровне заработной платы в последней профессии застрахованного лица.]
Условия уплаты взносов
25. Право на пособия, кроме компенсации за производственные травмы, должно зависеть от условий уплаты взносов, имеющих целью подтвердить, что нормальным положением заявителя является положение лица, работающего по найму или на свой собственный счет, и поддержать приемлемую регулярность уплаты взносов; однако никто не должен лишаться пособия по причине неправильного сбора предпринимателем взносов, подлежащих уплате за данного работника.
[1) Условия уплаты взносов в фонд страхования по болезни, материнству и безработице могут включать требование о том, что взносы должны быть уплачены по меньшей мере за четверть установленного срока, который может быть установлен, например, в два года и который должен закончиться до наступления страхового случая.
2) Условия уплаты взносов в фонд страхования по материнству могут включать требование о том, что первый взнос должен быть уплачен по меньшей мере за десять месяцев до предполагаемой даты родов, но даже если условия уплаты взносов не выполнены, то пособие по материнству в минимальных размерах должно выплачиваться в течение периода обязательного отсутствия на работе, если обычное положение заявителя после рассмотрения данного случая окажется положением лица, работающего по найму.
3) Условия уплаты взносов в фонд страхования по инвалидности, старости и в связи со смертью кормильца семьи могут включать требование о том, что взносы должны быть уплачены по меньшей мере за две пятых установленного срока, который может быть установлен, например, в пять лет и который должен закончиться до наступления страхового случая; уплата взносов не менее чем за три четверти установленного срока (который может быть установлен, например, в десять лет) или какого-либо более длительного срока, который прошел со времени начала страхования данного лица, должна быть признана в качестве альтернативного условия получения пособия.
4) Условия уплаты взносов в фонд выплаты пособий по старости могут включать требование, чтобы первый взнос был внесен по крайней мере за пять лет до обращения за пособием.
5) Право на пособие может быть приостановлено, если застрахованное лицо преднамеренно не уплачивает каких-либо причитающихся с него взносов за какой-либо период труда на свой собственный счет или не уплачивает какого-либо штрафа, взыскиваемого за несвоевременную уплату взносов.
6) Страховое положение застрахованного лица на дату приобретения им права на пособие по инвалидности или по старости должно сохраняться в течение периода получения такого пособия в целях обеспечения ему, в случае излечения от инвалидности, такой полной защиты со стороны системы страхования, на которую оно имело право при получении инвалидности, и в целях обеспечения для находящихся на его иждивении лиц прав на пособия в связи со смертью кормильца семьи.]
D. Распределение расходов
26. Расходы по пособиям, включая затраты на администрацию, должны быть распределены между застрахованными лицами, предпринимателями и налогоплательщиками таким образом, чтобы это было справедливо для застрахованных лиц и чтобы можно было избежать чрезмерного бремени для застрахованных лиц, располагающих небольшими средствами, или какого-либо нарушения производства.
[1) Взносы застрахованного лица не должны превышать такой доли его заработной платы, принимаемой в расчет для исчисления пособий, которая, если применить ее к исчисленной средней заработной плате всех лиц, застрахованных от одних и тех же случаев, составила бы доход от взносов, вероятная величина которого в данное время была бы равна вероятной в данное время величине пособий, на которые эти лица могли бы получить право (исключая компенсацию за производственные травмы).
2) В соответствии с этим принципом взносы лиц, работающих по найму, и лиц, работающих на свой собственный счет, в фонд одних и тех же пособий могут, как правило, представлять собой одну и ту же пропорцию по отношению к их соответственным суммам заработной платы.
3) Минимальный абсолютный размер, основанный на минимальном размере заработка, который может считаться признаком существенно оплачиваемой работы, может быть установлен для взносов застрахованного лица в отношении пособий, которые целиком или частично не зависимы от размера предшествующего заработка.
4) От предпринимателей следует требовать внесения, в особенности путем субсидирования страхования низкооплачиваемых трудящихся, не менее половины общих расходов по пособиям, полагающимся лицам, работающим по найму, исключая компенсацию за производственные травмы.
5) Все расходы по компенсации за производственные травмы должны покрываться предпринимателями.
6) Следует рассмотреть вопрос о возможности применения при исчислении взносов в фонд компенсации за производственные травмы метода классификации предприятий в зависимости от состояния техники безопасности.
7) Размеры взносов застрахованных лиц и предпринимателей должны по возможности сохраняться в стабильном состоянии и с этой целью должен быть создан фонд стабилизации.
8) Расходы по пособиям, которые не могут быть должным образом покрыты за счет взносов, должны покрываться коллективом.
9) В числе расходов, которые могут быть возложены на коллектив, можно указать следующие:
a) дефицит по взносам, возникший в результате вступления в систему страхования лиц уже в пожилом возрасте;
b) непредвиденные расходы, возникшие при обеспечении выплаты основных пособий по инвалидности, старости и в связи со смертью кормильца и при выплате соответствующих пособий по материнству;
c) расходы, возникшие в результате продолжительной выплаты пособий по безработице, если безработица продолжает сохраняться на повышенном уровне; и
d) субсидии на страхование лиц, работающих на свой собственный счет, располагающих небольшими средствами.]
E. Администрация
27. Управление делом социального страхования должно быть объединено или координировано в рамках общей системы служб социального обеспечения, и лица, делающие страховые взносы через свои организации, должны быть представлены в органах, которые определяют административную политику или дают советы в отношении этой политики и предлагают законодательство или разрабатывают правила.
[1) Социальное страхование должно осуществляться под управлением единого органа власти при условии, в странах с федеративным государственным устройством, распределения компетенции законодательства; этот орган власти должен быть объединен с властями, управляющими социальным вспомоществованием, службами медицинской помощи и службами занятости в координирующем органе по вопросам, представляющим общий интерес, как, например, удостоверение нетрудоспособности или неспособности получить работу.
2) Деятельность объединенной администрации социального страхования должна быть совместима с деятельностью отдельных систем страхования, обязательного или добровольного характера, предусматривающих дополнительные, но не заменяющие основные пособия для некоторых профессиональных категорий, как, например, горняки и моряки, государственные служащие, персонал отдельных предприятий и члены обществ взаимопомощи.
3) Законодательство, относящееся к социальному страхованию, должно составляться таким образом, чтобы получатели пособий и плательщики взносов легко могли понимать свои права и обязанности.
4) При разработке правил, которых должны придерживаться получатели пособий и плательщики взносов, первым соображением должна быть простота.
5) Должны быть созданы центральные и региональные консультативные советы, представляющие такие организации, как профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, торговые палаты, ассоциации фермеров, ассоциации женщин и общества защиты детей, с целью давать рекомендации по улучшению законодательства и методов управления и для общего поддержания контакта между администрацией социального страхования и группами плательщиков взносов и получателей пособий.
6) Предприниматели и трудящиеся должны быть тесно связаны с администрацией, ведающей компенсацией при производственных травмах, в особенности в отношении предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний и классификации предприятий в зависимости от состояния техники безопасности.
7) Заявители должны иметь право обжалования в случае спора с административными властями относительно таких вопросов, как право на пособие и размер последнего.
8) Жалобы предпочтительно должны направляться в особые суды, в состав которых должны входить третейские судьи, являющиеся экспертами в области законодательства по социальному страхованию, а также эксперты - консультанты, представляющие группу, к которой принадлежит заявитель, и, когда дело касается лиц, работающих по найму, также представители предпринимателей.
9) В случае возникновения спора относительно того, подлежит ли данное лицо страхованию, или относительно размера взносов лицо, работающее по найму или на свой собственный счет, и если это касается взносов предпринимателя, то предприниматель должен иметь право обжалования.
10) Единообразие толкования должно быть обеспечено вышестоящим апелляционным судом.]
II. СОЦИАЛЬНОЕ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ
A. Содержание детей
28. Общество должно обычно сотрудничать с родителями путем проведения общих мероприятий по оказанию помощи с целью обеспечить благосостояние детей, находящихся на иждивении родителей.
[1) Должны быть учреждены государственные субсидии натурой или деньгами или в том и другом виде с целью обеспечения нормального питания детей, помощи по содержанию больших семей и дополнения обеспечения, предусмотренного в отношении детей в системе социального страхования.
2) Если ставится цель обеспечить нормальное питание детей, то субсидии должны иметь форму таких выгод, как бесплатное или по пониженным ценам питание для детей и школьные завтраки и пониженная плата за жилища для семей с несколькими детьми.
3) Если ставится цель помочь в содержании больших семей или дополнить обеспечение, предусмотренное для детей, с помощью субсидий натурой и через систему социального страхования, то субсидии должны иметь форму пособий на детей.
4) Такие пособия должны выплачиваться, независимо от дохода родителей, в соответствии с установленной шкалой и должны представлять собой значительный вклад в сумму расходов по содержанию ребенка, должны позволять делать большие расходы на содержание детей более старшего возраста и должны, как минимум, предоставляться всем детям, в отношении которых не предусмотрена помощь по системе социального страхования.
5) Общество в целом должно принять на себя ответственность за содержание детей, находящихся на иждивении, поскольку не может быть осуществлена ответственность родителей за их содержание.]
B. Содержание нуждающихся инвалидов,
престарелых лиц и вдов
29. Инвалиды, престарелые лица и вдовы, не получающие пособий по социальному страхованию потому, что они или их мужья, в зависимости от случая, не подлежали обязательному страхованию, и доход которых не превышает установленного размера, должны иметь право на специальные пособия на содержание в установленном размере.
[1) К лицам, которые должны иметь право на пособия на содержание, должны относиться:
a) лица, принадлежащие к таким профессиональным категориям или проживающие в таких районах, к которым социальное страхование еще не применяется или еще не применялось в течение периода, равного страховому стажу, необходимому для получения права на основные пособия по инвалидности, по старости или в связи со смертью кормильца, в зависимости от случая, а также вдовы и дети, находящиеся на иждивении таких лиц;
b) лица, которые уже являются инвалидами к тому моменту, когда они нормально должны были бы начать свое страхование.
2) Пособия на содержание должны быть достаточными для полного содержания в течение длительного времени; они должны изменяться с изменением существующей стоимости жизни и могут быть различными в городских и сельских районах.
3) Пособия на содержание должны выплачиваться в полном размере лицам, иной доход которых не превышает установленных размеров, и в сокращенном размере в других случаях.
4) Положения настоящей Рекомендации, определяющие случаи, в которых должны выплачиваться пособия по инвалидности, по старости и в связи со смертью кормильца, должны применяться, поскольку они являются уместными, к пособиям на содержание.]
C. Общая помощь
30. Соответствующие денежные пособия или пособия частично деньгами и частично натурой должны выдаваться всем нуждающимся лицам, не требующим помещения в исправительные учреждения.
[1) Совокупность случаев, в которых определение размера пособия полностью предоставляется на усмотрение соответствующих властей, должна постепенно уменьшаться в результате улучшения классификации случаев нуждаемости и установления бюджетов, соответствующих расходам на содержание в случаях кратковременной и долговременной нуждаемости.
2) Для того чтобы помощь могла дать наибольший конструктивный эффект, предоставление пособия может быть обусловлено выполнением получателем указаний, данных властями, управляющими медицинской службой и службой занятости.]

ДЕКЛАРАЦИЯ Международной организации труда"О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА" [рус., англ.](Принята в г. Филадельфии 10.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также