РЕКОМЕНДАЦИЯ n 57 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ"(Принята в г. Женеве 27.06.1939 на 25-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 57
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
(Женева, 27 июня 1939 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 8 июня 1939 года на свою двадцать пятую сессию,
постановив принять ряд предложений о профессиональном обучении, что является частью первого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать седьмого дня июня месяца тысяча девятьсот тридцать девятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1939 года о профессиональном обучении:
принимая во внимание, что в числе необходимых мероприятий по улучшению условий труда преамбула Устава Международной организации труда упоминает организацию профессионального и технического образования,
принимая во внимание, что Конференция Международной организации труда уже в известной степени занялась этим вопросом, в частности, приняв на своей третьей сессии в 1921 году Рекомендацию о развитии технического обучения в сельском хозяйстве и на своей двадцать третьей сессии Рекомендацию 1937 года о профессиональной подготовке в строительстве,
принимая во внимание, что Конференция, приняв на своей девятнадцатой сессии Рекомендацию 1935 года о безработице среди молодежи, высказалась за более широкое распространение мероприятий по профессиональному обучению и что именно принятая на этой сессии резолюция привела к решению включить в повестку дня Конференции вопрос профессионального обучения трудящихся во всех его аспектах,
принимая во внимание, что эффективная организация профессионального обучения желательна в интересах как трудящихся и предпринимателей, так и общества в целом,
принимая во внимание, что наблюдаемое в различных странах стремительное преобразование экономической структуры и обстановки, постоянные изменения методов производства и расширение понятия профессионального обучения как фактора социального прогресса и общекультурного развития трудящихся привели в ряде случаев к пересмотру этого вопроса в целом и породили единодушное желание перестроить дело профессионального обучения на началах, более соответствующих современным нуждам,
принимая во внимание, что в таких обстоятельствах является особенно целесообразным в настоящее время провозгласить принципы и методы, которые каждый член Организации должен применять на своей территории с должным учетом особых нужд различных отраслей его народного хозяйства и отдельных профессий, а также обычаев и традиций страны, и при условии проведения дальнейших мероприятий, которых может потребовать профессиональное обучение в отдельных отраслях деятельности, как, например, в сельском хозяйстве или морском транспорте,
Конференция рекомендует нижеследующее:
Раздел I
Определения
1. Для целей настоящей Рекомендации:
a) выражение "профессиональное обучение" означает все виды обучения, позволяющие приобрести и развить технические и профессиональные познания, независимо от того, производится ли это обучение в школе или на месте работы;
b) выражение "профессиональное и техническое образование" означает теоретическую и практическую подготовку, проводимую в школах любых ступеней с целью профессионального обучения;
c) термин "ученичество" означает любую систему, в рамках которой предприниматель обязуется в порядке договора держать на службе молодого работника, с тем что либо самолично, либо через посредство третьего лица он будет методически обучать его ремеслу в течение предварительно обусловленного срока, в течение которого ученик будет работать на названного предпринимателя.
Раздел II
Общая организация
2. 1) В то время как деятельность разных государственных и частных учреждений, занимающихся вопросами профессионального обучения в каждой стране, должна обеспечивать свободу инициативы и приспособление к потребностям различных отраслей промышленности, различных районов и местностей, она должна также согласовываться с общей программой и осуществляться на ее основе.
2) Данная программа должна быть составлена на основе:
a) профессиональных интересов и культурных и духовных запросов трудящихся;
b) потребностей предпринимателей в рабочей силе;
c) экономических и социальных интересов общества.
3) При составлении данной программы следует также должным образом учесть следующие факторы:
a) степень развития системы общего образования и профессионального ориентирования и отбора;
b) изменения в технике и методах организации труда;
c) структуру и тенденцию развития рынка занятости;
d) экономическую политику страны.
4) Упомянутые в пункте 1 согласование и развитие должны осуществляться в масштабе страны при организованном сотрудничестве органов, интересующихся разными аспектами проблемы, упомянутыми в пунктах 2 и 3, и других заинтересованных сторон, в частности, профессиональных организаций предпринимателей и трудящихся.
Раздел III
Допрофессиональная подготовка
3. 1) Обязательное образование, которое должно носить общеобразовательный характер, должно являться для всех детей подготовкой, дающей им понятие о физическом труде, внушающей им склонность и уважение к нему, ибо это представляет собой необходимую часть общего образования, которая может облегчить дальнейшую профессиональную ориентировку.
2) Предлагаемая подготовка должна, в частности, быть направлена на то, чтобы развить у ребенка глазомер и сноровку благодаря практической работе, но объем и характер этой работы должны соответствовать общим целям обязательного образования. При составлении программ практической работы можно принимать во внимание характер главных видов экономической деятельности в соответствующей местности или районе, но следует избегать всякой попытки превратить эту подготовку в профессиональное обучение.
3) Эта подготовка, которая должна проводиться по крайней мере в течение одного года, должна начинаться не позднее 13-летнего возраста и продолжаться до конца периода обязательного образования.
4. 1) Для того чтобы определить профессиональные способности детей и облегчить отбор будущей рабочей силы, необходимо обеспечить тех детей, которые намерены избрать профессию, требующую длительного профессионального обучения, и, в частности, тех, которые намерены пройти курс ученичества, предварительной подготовкой, являющейся переходом от общего образования к профессиональному обучению.
2) Эта подготовка должна проводиться по окончании периода обязательного образования. Однако если действующее в стране законодательство устанавливает возраст окончания школы по крайней мере в 14 лет, то эта подготовка может быть начата в течение последнего года обязательного образования.
3) Продолжительность этой подготовки должна определяться с должным учетом соответствующей профессии, а также возраста и степени образования учащегося.
4) В программе такой подготовки особую важность следует придавать практической работе, но такой работе не следует придавать первостепенного значения в ущерб теоретическим или общеобразовательным предметам. Практическое и теоретическое обучение должно быть организовано так, чтобы дополнять друг друга. Эта подготовка должна быть направлена на общее развитие умственных и физических способностей учащегося и должна избегать ненужной специализации, тем самым позволяя установить, по какой категории профессий учащийся лучше всего может пройти курс профессионального обучения. Практическое и теоретическое обучение должно быть организовано так, чтобы обеспечить соответствие такой предварительной подготовки с дальнейшим профессиональным обучением.
Раздел IV
Техническое и профессиональное обучение
5. 1) В каждой стране должна быть создана сеть школ, число, местоположение и программы которых должны быть приспособлены к экономическим потребностям каждого района или местности и которые обеспечивали бы трудящимся достаточные возможности усовершенствовать свои технические и профессиональные знания.
2) Необходимо принимать меры к тому, чтобы в случае экономического спада или финансовых затруднений сокращение программ технического и профессионального образования не ставило под угрозу наличие в будущем квалифицированной рабочей силы. С этой целью желательно, в частности, предусматривать выдачу субсидий существующим учебным заведениям и открытие особых курсов, чтобы восполнить уменьшение возможностей профессионального обучения на предприятиях, вызванное безработицей.
3) В странах, не располагающих еще достаточным числом профессиональных и технических училищ, желательно, чтобы крупные предприятия, размер которых делает проведение таких мер осуществимым, брали на свой счет расходы по профессиональному обучению известного числа молодых работников, определяемого в соответствии с числом трудящихся, занятых на данном предприятии.
6. 1) Прием в технические и профессиональные школы должен быть бесплатным.
2) Поступление в такие школы должно облегчаться, в зависимости от обстоятельств, путем оказания материальной помощи, например, в виде предоставления бесплатного питания, спецодежды и инструментов, бесплатного или удешевленного проезда или пособий на содержание.
7. 1) Курсы обучения следует устраивать нескольких ступеней, приспособленных для каждой отрасли хозяйственной деятельности к требованиям подготовки:
a) рядового персонала;
b) среднетехнического персонала;
c) руководящего персонала.
2) Программы обучения в разных школах и на разных ступенях должны быть согласованы таким образом, чтобы облегчать переход из одной школы в другую и позволять многообещающим учащимся с требуемыми знаниями переходить от более низкой к более высокой ступени обучения и поступать в высшие учебные заведения университетского или соответствующего типа.
8. Учебные программы для технических и профессиональных школ должны составляться таким образом, чтобы способствовать будущему профессиональному приспособлению трудящихся, и с этой целью в особенности желательно:
a) чтобы первоочередной целью курсов в первые годы являлось обеспечение учащемуся прочной основы теоретических и практических знаний без чрезмерной или преждевременной специализации;
b) чтобы принимались меры для обеспечения учащемуся возможности приобрести широкий круг относительно теоретических принципов, лежащих в основе практической деятельности в области его профессии.
9. 1) При техническом и профессиональном обучении всех ступеней общеобразовательные предметы и предметы, относящиеся к социальным вопросам, должны быть включены в программы курсов, рассчитанных на лиц, обучающихся полный учебный день, и, насколько позволяет бюджет времени, в программы курсов, рассчитанных на лиц, обучающихся неполный учебный день, кроме специальных краткосрочных курсов для взрослых.
2) Учебные программы должны включать курсы по домоводству, посещение которых может быть либо обязательным, либо добровольным для молодых трудящихся, в зависимости от обстоятельств.
10. 1) Трудящиеся обоего пола должны пользоваться равными правами доступа во все технические и профессиональные учебные заведения при условии, что от женщин не будет требоваться постоянное производство работ, вредных для здоровья и, соответственно, запрещенных законом. Может, однако, допускаться краткосрочная стажировка на таких работах в качестве обучения.
2) Должны существовать достаточные возможности технической и профессиональной подготовки к профессиям, свойственным главным образом женщинам и девушкам, включая профессии и занятия в области домашнего хозяйства.
Раздел V
Обучение до и в процессе работы по найму
11. 1) Когда род профессии, хозяйственные методы предприятия и отсутствие соответствующей системы ученичества и профессиональных традиций, или местные условия не дают возможности молодым людям получить удовлетворительную подготовку без отрыва от производства, такая подготовка должна обеспечиваться в учебных заведениях с полным учебным днем до их поступления на работу.
2) Если подростки проходят профессиональное обучение в условиях, указанных в предыдущем пункте, то практическое обучение должно осуществляться в условиях, наиболее похожих на действительные условия предприятия, и, если позволяют обстоятельства, должно дополняться периодами практической работы на месте работы.
3) Если профессиональное обучение осуществляется в процессе работы, то желательно, чтобы на предприятии были оборудованы отдельные мастерские, специально приспособленные к целям проводимого обучения, во всех тех случаях, когда размеры и организация предприятия делают такие меры осуществимыми.
12. 1) Возможности расширения своих технических и профессиональных знаний путем посещения дополнительных курсов, рассчитанных на лиц, учащихся неполный учебный день, должны предусматриваться для всех трудящихся, независимо от того, прошли ли они профессиональное обучение до поступления на работу.
2) Занятия на этих курсах, по возможности, должны проводиться в учреждениях поблизости от места работы или местожительства трудящихся.
3) Учебные программы для этих курсов должны быть приспособлены к специальным требованиям:
a) учеников,
b) молодых трудящихся, для которых должны быть обеспечены условия, дающие им возможность занять лучшие должности, и
c) взрослых трудящихся, которые желают приобрести техническую квалификацию или расширить или углубить свои технические или профессиональные знания.
4) Время, затраченное на посещение курсов учениками и другими молодыми трудящимися, которые обязаны посещать такие курсы, должно включаться в нормальное рабочее время.
Раздел VI
Мероприятия по координации и пропаганде
13. Должно осуществляться тесное сотрудничество между техническими и профессиональными школами и отдельными отраслями промышленности или народного хозяйства, в частности, путем участия предпринимателей и трудящихся в административных советах школ или в консультативных органах при школах.
14. 1) Должны создаваться местные или региональные консультативные комитеты для обеспечения сотрудничества между компетентными административными органами и техническими и профессиональными учебными заведениями, государственными службами трудоустройства и заинтересованными организациями, в частности, профессиональными организациями предпринимателей и трудящихся.
2) Эти комитеты должны выполнять консультативные функции при компетентных органах власти по вопросам:
a) поощрения и согласования государственных и частных мер в области профессионального обучения, профессиональной ориентировки и отбора в соответствующей местности или районе;
b) составления учебных программ и

Международное законодательство »
Читайте также