РЕКОМЕНДАЦИЯ n 30 Международной организации труда"О ПРИМЕНЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ"(Принята в г. Женеве 16.06.1928 на 11-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 30
О ПРИМЕНЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ
МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
(Женева, 16 июня 1928 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 30 мая 1928 года на свою одиннадцатую сессию,
постановив принять ряд предложений о процедуре установления минимальной заработной платы, что является первым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего шестнадцатого дня июня месяца тысяча девятьсот двадцать восьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы и которая подлежит представлению членам Международной организации труда для рассмотрения с целью проведения ее в жизнь посредством законодательства каждой страны или любым иным путем в соответствии с положениями Устава Международной организации труда:
A
Генеральная конференция Международной организации труда, приняв Конвенцию о создании процедуры установления минимальной заработной платы,
желая дополнить эту Конвенцию изложением для руководства членов Организации некоторых принципов общего характера, которые на основании накопленного в прошлом опыта и применения в настоящее время дают наиболее удовлетворительные результаты,
рекомендует каждому члену Организации учитывать нижеприведенные принципы и правила:
I
1. Для того чтобы каждый член Организации, ратифицирующий Конвенцию, располагал сведениями, необходимыми для принятия им решения о применении процедуры установления минимальной заработной платы, следует провести обследование реальной заработной платы и системы регламентации заработной платы, если такая система существует, в каждой из отраслей или секторов промышленности, в отношении которых предприниматели или трудящиеся изъявили желание применять такую процедуру и сообщили сведения, указывающие, что, по-видимому, не существует эффективной процедуры регулирования заработной платы и что эта плата является исключительно низкой.
2. Без ущерба для права, предоставляемого Конвенцией членам Организации, решать по своему усмотрению, в каких отраслях или секторах промышленности своей страны они считают целесообразным применять процедуру установления минимальной заработной платы, быть может, было бы полезно уделить особое внимание тем отраслям или секторам промышленности, в которых обычно применяется женская рабочая сила.
II
1. Какую бы форму ни имела процедура установления минимальной заработной платы (например, отраслевые советы для каждой отдельной отрасли промышленности, центральные советы, группирующие несколько отраслей промышленности, обязательные арбитражные суды), она должна предусматривать, в частности, исследование условий, существующих в данных отраслях или секторах промышленности, а также проведение консультаций с главными и наиболее глубоко заинтересованными сторонами, другими словами - консультацию с предпринимателями и трудящимися данных отраслей или секторов промышленности; во всяком случае следует запрашивать и широко и справедливо учитывать их мнение по всем вопросам, связанным с установлением минимальной заработной платы.
2. a) Для того чтобы придать больше авторитетности тем ставкам, которые могут быть установлены, общей политикой должно быть непосредственное участие заинтересованных предпринимателей и трудящихся в обсуждении и в решениях органов по установлению заработной платы при посредстве либо равного числа представителей, либо представителей, располагающих одинаковым числом голосов. Во всяком случае, если за одной из двух сторон признается это право, другая сторона должна быть представлена на равных правах. Желательно также, чтобы в состав органов, которым поручено устанавливать заработную плату, входило бы одно или несколько независимых лиц, голос которых давал бы возможность принятия положительного решения в том случае, когда голоса предпринимателей и трудящихся разделились поровну; по мере возможности такие независимые лица должны выбираться с согласия представителей предпринимателей и трудящихся, состоящих в органе по установлению минимальной заработной платы или по проведению консультации с такими представителями.
b) Для того чтобы представители предпринимателей и трудящихся пользовались доверием тех, интересы которых они представляют, соответствующим предпринимателям и трудящимся должно предоставляться право в той мере, в которой этому не препятствуют обстоятельства, принимать участие в назначении своих представителей и, если существуют организации предпринимателей и трудящихся, во всяком случае предложить им сообщить фамилии тех лиц, которых они рекомендуют включить в состав органов по установлению заработной платы.
c) Независимое лицо или лица, упомянутые в пункте "a", должны выбираться среди мужчин или женщин, которые бесспорно обладают необходимой квалификацией для выполнения своих функций и лично не заинтересованы в данной отрасли или секторе промышленности, что иначе могло бы ставить под сомнение их беспристрастие.
d) Когда в данной отрасли или секторе промышленности используется в значительной степени женская рабочая сила, женщины по мере возможности должны принимать участие в органах по установлению заработной платы в качестве представителей трудящихся, а в число независимых лиц, упомянутых в пункте "a", следует назначать одну или несколько женщин.
III
Для определения минимальных ставок заработной платы, которые должны быть установлены, органы, ведающие установлением заработной платы, должны во всяком случае учитывать необходимость обеспечить заинтересованным трудящимся удовлетворительный уровень жизни. С этой целью должны прежде всего учитываться ставки заработной платы, выплачиваемой за выполнение аналогичной работы в тех отраслях промышленности, в которых трудящиеся организованы в достаточной мере и заключили эффективные коллективные договоры, или же, при отсутствии такого элемента сопоставимости, должен учитываться общий уровень заработной платы в данной стране или местности.
Должен предусматриваться пересмотр ставок минимальной заработной платы, утвержденных органами по установлению заработной платы, каждый раз, когда трудящиеся или предприниматели, которые участвуют в таком органе, выразят пожелание в этом смысле.
IV
Для эффективной защиты заработной платы заинтересованных трудящихся и во избежание возникновения опасности недобросовестной конкуренции предпринимателей меры, принимаемые с целью обеспечить выплату заработной платы не ниже установленного минимума, должны заключаться, в частности:
a) в проведении мероприятий, имеющих целью постоянно держать предпринимателей и трудящихся в курсе находящихся в силе ставок;
b) в обеспечении официального надзора за действительно выплачиваемой заработной платой;
c) во взысканиях в случае несоблюдения находящихся в силе ставок и в принятии мер для предупреждения таких нарушений.
1. Для того чтобы трудящиеся, которым, вероятно, труднее, чем предпринимателям, получать самостоятельно информацию о решениях органов по установлению минимальной заработной платы, были бы постоянно в курсе минимальных ставок заработной платы, на которые они имеют право, можно было бы обязать предпринимателей вывешивать на видном месте на стене и в помещениях, в которых трудящиеся выполняют свою работу, подробные таблицы с указанием находящихся в силе ставок, а для трудящихся, работающих на дому (квартирники, надомники), - в том помещении, в котором либо выдается работа, либо сдается выполненная работа, либо выплачивается заработная плата.
2. Следует располагать достаточным штатом инспекторов, пользующихся правами, подобными тем, которые было предложено признать за инспекторами труда в Рекомендации об общих принципах организации системы инспекции, принятой Генеральной конференцией в 1923 году; эти инспектора должны проводить анкеты среди заинтересованных предпринимателей и трудящихся с целью проверить, соответствует ли действительно выплачиваемая заработная плата ставкам, находящимся в силе, и в случае несоблюдения установленных ставок приять меры, соответствующие их полномочиям.
Для того чтобы содействовать наиболее эффективному выполнению инспекторами вверенных им функций, можно требовать от предпринимателей вести полные и точные записи выплачиваемой ими заработной платы, а в отношении трудящихся, работающих на дому, вести список таких трудящихся с указанием их адреса и представлять инспекторам на просмотр расчетные книжки и другие подобные документы, содержащие сведения, необходимые для того, чтобы проверить, соответствует ли действительно выплачиваемая заработная плата находящимся в силе ставкам.
3. В тех случаях, когда трудящиеся обычно не имеют возможности лично отстаивать судебным или иным законным порядком свое право на получение суммы, причитающейся им согласно находящейся в силе минимальной ставке заработной платы, должны предусматриваться другие эффективные меры для предупреждения несоблюдения установленных ставок.
B
Генеральная конференция Международной организации труда считает полезным обратить внимание правительств на принцип равной оплаты за труд равной ценности, без различия пола, который содержится в статье 41 Устава Международной организации труда. <*>
--------------------------------
<*> В этом параграфе делается ссылка на Устав Международной организации труда до изменения его в 1946 году. В Уставе, измененном в 1946 году, ссылка на равное вознаграждение содержится в преамбуле.
См. преамбулу Устава Международной организации труда в ред. 1953 г.

КОНВЕНЦИЯ n 26 Международной организации труда"О СОЗДАНИИ ПРОЦЕДУРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ"(Принята в г. Женеве 16.06.1928 на 11-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также