"правила ведения воздушной войны"(приняты в г. гааге в декабре 1922 г. - феврале 1923 г.)

ВЕДЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ <*>
(Гаага, декабрь 1922 года - февраль 1923 года)
(Не были приняты в качестве обязательных для выполнения)
Глава I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА

Статья 1. Правила воздушной войны применяются ко всем воздушным судам, как к тем, которые тяжелее, так и тем, которые легче воздуха, независимо от того, могут ли они держаться на воде.

Статья 2. Следующие воздушные суда будут считаться государственными:

Статья 8. О внешних отличительных знаках, предписываемых правилами, действующими в каждой стране, будет незамедлительно сообщено всем другим державам.

Статья 10. Ни одно воздушное судно не может принадлежать более чем к одному государству.

Статья 12. Во время войны любое государство, как воюющее, так и нейтральное, может запретить или регулировать доступ, передвижение или пребывание воздушных судов в пределах действия его юрисдикции.

Статья 16. Ни одно воздушное судно, кроме военных воздушных судов воюющих сторон, никоим образом не должно участвовать в военных действиях.

Статья 17. Принципы, изложенные в Женевской конвенции 1906 года и в Конвенции о применении начал означенной Конвенции к морской войне (X Г.К. 1907 г.), будут применяться к воздушной войне и санитарным воздушным судам, а также к контролю за санитарными летательными аппаратами, осуществляемому командиром воюющей стороны.

Статья 18. Воздушным судам или против них не запрещается использовать трассирующие, зажигательные или разрывные снаряды.

Статья 21. Использование воздушного судна для распространения пропаганды не будет считаться незаконным средством ведения войны.

Статья 24. 1. Воздушная бомбардировка является законной только тогда, когда она направлена на военный объект, то есть объект, разрушение или повреждение которого может представить определенную военную выгоду для воюющей стороны.

Статья 25. При бомбардировке с воздуха командир должен принять все необходимые меры для того, чтобы пощадить, насколько это возможно, здания, предназначенные для отправления культа, а также служащие целям искусства, науки или благотворительности, исторические памятники, госпитальные суда, госпитали и другие места для сбора больных и раненых, при условии, что такие здания, объекты или места не используются в данное время для военных целей. Днем такие здания, объекты и места должны отмечаться знаками, хорошо видимыми с воздушных судов. Использование знаков для обозначения зданий, объектов или мест иных, нежели перечисленные выше, будет рассматриваться как акт вероломства. Знак, используемый вышеозначенным образом для обозначения зданий, пользующихся защитой в соответствии с Женевской конвенцией, будет представлять собой красный крест на белом поле; для других зданий, пользующихся защитой, этим знаком будет большой прямоугольник, поделенный по диагонали на два треугольника - черный и белый.

Статья 26. Принимаются следующие специальные правила для того, чтобы дать возможность государствам обеспечить более эффективную защиту важных исторических памятников, расположенных на их территории, при условии, что они готовы не использовать такие памятники и прилегающую к ним территорию в военных целях и согласиться на особый режим для ее пересечения.

Статья 29. Наказания за шпионские действия, упомянутые в статьях 27 и 28, должны соответствовать статьям 30 и 31 Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны.

Статья 34. Невоенные воздушные суда воюющей стороны, как государственные, так и частные, могут быть обстреляны, если они совершают полет:

Статья 36. Когда военное воздушное судно противника попадает в руки воюющей стороны, члены экипажа и пассажиры, если таковые имеются, могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.

Статья 37. Члены экипажа нейтрального воздушного судна, который был задержан воюющей стороной, должны быть безусловно освобождены, если они являются гражданами нейтрального государства и не находятся на службе у противника. Если же они являются гражданами страны противника или находятся на службе у противника, они могут быть взяты в плен в качестве военнопленных.

Статья 38. Положения статей 36 и 37, предусматривающие, что члены экипажа или пассажиры могут быть взяты в плен, следует понимать так: если эти лица не являются лицами из состава вооруженных сил, они должны пользоваться обращением не менее благоприятным, чем обращение, на которое имеют право военнопленные.

Статья 42. Нейтральное правительство должно использовать имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы предотвратить вхождение в пределы действия его юрисдикции военных воздушных судов воюющей стороны или принудить их приземлиться, если они вошли в пределы действия его юрисдикции.

Статья 46. Нейтральное правительство обязано использовать имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы:

Статья 47. Нейтральное государство обязано принять все меры, которые ему позволяют имеющиеся в его распоряжении средства, с тем чтобы воспрепятствовать в пределах действия его юрисдикции воздушному наблюдению за передвижениями, операциями или оборонительными сооружениями одной воюющей стороны с целью передачи этой информации другой воюющей стороне.

Статья 48. Действия нейтральной державы по использованию силы или других средств, имеющихся в ее распоряжении, с целью осуществления своих прав или выполнения своих обязанностей в соответствии с этими правилами не могут рассматриваться в качестве враждебных действий.

Статья 50. Военное воздушное судно воюющей стороны имеет право приказать государственному невоенному и частному воздушному судну приземлиться в подходящем и достаточно доступном пункте или проследовать туда для осмотра.

Статья 53. Нейтральное частное воздушное судно подлежит захвату, если оно:

Статья 56. Частное воздушное судно, захваченное на том основании, что оно не имеет внешних опознавательных знаков или использует ложные знаки, или на том основании, что оно вооружено во время войны, находясь за пределами действия юрисдикции своей страны, подлежит конфискации.

Статья 59. Прежде чем нейтральное частное воздушное судно будет уничтожено, все лица, находившиеся на его борту, должны быть переведены в безопасное место и всем документам воздушного судна должна быть обеспечена сохранность.

Статья 60. Если нейтральное частное воздушное судно захвачено на том основании, что оно перевозит контрабанду, тот, кто его захватил, может потребовать выдачи любой абсолютной контрабанды, имеющейся на борту, или может уничтожить такую абсолютную контрабанду, если будет невозможно представить воздушное судно для судебного решения или если это поставит под угрозу безопасность воздушного судна воюющей стороны или успех операций, в которых оно участвует. После внесения в бортовой журнал записи о доставке или об уничтожении груза, получив оригинал или копию соответствующих документов воздушного судна, захвативший его должен разрешить нейтральному воздушному судну продолжать полет.

Международное законодательство »
Читайте также