РЕШЕНИЕ Экономического Совета СНГ"О КОНЦЕПЦИИ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА"(Принято в г. Москве 19.12.2003)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
(Москва, 19 декабря 2003 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств от имени Совета глав правительств СНГ
решил:
1. Утвердить Концепцию координации страховой политики государств-участников Содружества (далее - Концепция), разработанную Общественным советом по страховой деятельности при Исполнительном комитете СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ.
2. Государственным органам по страховому надзору с участием национальных ассоциаций страховых компаний государств-участников СНГ проводить анализ и оценку мероприятий по этапам, предусмотренным в Концепции, и разработать план реализации указанной Концепции.
3. Общественному совету по страховой деятельности при Исполнительном комитете СНГ разработать предложения по выполнению при необходимости в государствах-участниках СНГ положений Концепции.
Совершено в городе Москве 19 декабря 2003 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждена
Решением
Экономического совета Содружества
Независимых Государств от имени
Совета глав правительств Содружества
Независимых Государств (в соответствии
с Решением от 18 сентября 2003 года
о делегировании полномочий Экономическому
совету СНГ на принятие окончательных
решений по отдельным проектам документов
от имени Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств)
от 19 декабря 2003 года
КОНЦЕПЦИЯ
КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
Эффективное функционирование крупномасштабной зоны свободной торговли невозможно без отработанной системы платежно-расчетных отношений, включающих механизм страхования. Это требует в дальнейшем согласованных действий по координации политики в области страхования.
К настоящему времени, когда в основном сформировалась нормативная база зоны свободной торговли, улучшились возможности и для сотрудничества, и для проведения согласованных действий в области страховой политики. Достигнутый большинством стран СНГ уровень реформирования экономик позволяет в увязке с работой по созданию механизмов, стимулирующих развитие торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ на основе рыночных отношений, выработкой общих подходов в экономических отношениях с третьими странами, начать активизировать политику в страховой сфере.
Согласованная страховая политика предполагает обеспечение непротиворечивости подходов и методов в области страхового регулирования, взаимную выгодность осуществляемых мер и недопущение ущерба экономическим интересам каждого из государств-участников Содружества, поиск путей постепенного взаимного сближения их страховых систем.
Сейчас, несмотря на активизацию торговых и иных экономических связей между странами Содружества, их страховые рынки развиваются довольно изолировано друг от друга. Страховое законодательство стран заметно различается. Условия страхования в странах несходны, различны также требования к участникам страхового рынка. В ряде стран СНГ допуск иностранных страховщиков ограничивается.
В силу названных причин сами операции страхования в межгосударственных торговых и иных экономических отношениях имеют высокие издержки, которые определяются не только текущей конъюнктурой страховых рынков этих стран, но и имеющимися барьерами. Операции перестрахования между страховыми и перестраховочными компаниями разных стран имеют небольшой объем. Уровень аккумулирования страховых платежей в странах СНГ в ВВП в среднем не превышает 2% против 7 - 8% в промышленно развитых государствах.
В этой связи Концепция нацелена, в первую очередь, на устранение или нивелирование препятствий различного характера, связанных с отсутствием страховой защиты или некачественным страхованием торговых и инвестиционных операций между странами.
Переход к координации страховой политики, повышение эффективности страхования будут способствовать наращиванию торгово-экономического сотрудничества, расширению инвестиционного сотрудничества, сбалансированному росту межгосударственной торговли, поддержанию устойчивого экономического роста.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
Проведение скоординированной страховой политики основывается на следующих принципах:
- равноправие и взаимовыгодность;
- соблюдение норм национального и международного права, в том числе действующих в рамках ВТО правовых актов в страховой сфере;
- добровольность участия в совместных работах по конкретным проектам страхования;
- транспарентность (прозрачность);
- уважительное отношение к решениям в страховой сфере, принятым в странах СНГ;
- координация совместной деятельности в страховой сфере.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
Основными целями скоординированной страховой политики являются:
- содействие формированию общего экономического пространства, стабильному функционированию рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- обеспечение страховой защиты граждан и юридических лиц стран СНГ, использование механизмов страхования для формирования стабильных рыночных отношений;
- создание условий для страхования экспортно-импортных операций, увеличение совокупной доли страховых услуг при обслуживании взаимного товарооборота государств Содружества;
- сближение, взаимодополнение и повышение скоординированности на страховых рынках государств Содружества;
- развитие инфраструктуры страховых рынков, включая организационно-правовые условия, подготовку кадров, другие условия, обеспечивающие предоставление высококачественных страховых услуг;
- создание условий для мобилизации инвестиционных ресурсов страховых компаний в межгосударственные и национальные инвестиционные программы с учетом национальных законодательств государств;
- издание совместных научных трудов, учебных пособий, рекомендаций, организация семинаров, конференций;
- содействие обмену опытом;
- поэтапное создание интегрированной информационной базы в страховой сфере.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
Главными задачами координации страховой политики являются:
- поэтапное сближение страхового законодательства;
- гармонизация условий страхования на основе проведения сравнительного анализа;
- оказание страховых услуг, обеспечивающих благоприятный режим трансграничного перемещения граждан, товаров, услуг;
- создание системы, обеспечивающей регулярный обмен информацией о страховых услугах, об арбитражной практике в области рассмотрения дел, связанных со страховыми операциями, а также об опыте работы страховых компаний стран СНГ и современных тенденциях развития отдельных сегментов страхового рынка;
- формирование механизма противодействия страховому мошенничеству, недобросовестной конкуренции, умышленному банкротству страховщиков;
- проведение мониторинга маркетинговых исследований и анализа рынка страховых услуг и его сегментов в странах Содружества;
- выработка на основе сравнительного анализа существующих в СНГ методик определения рейтингов страховых компаний единого подхода с учетом особенностей государств-участников Содружества к оценке рейтингов этих компаний;
- сближение систем подготовки кадров для страхового рынка, в перспективе - обеспечение взаимного признания дипломов соответствующих учебных заведений для допуска участников на страховой рынок.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
И ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ СИСТЕМ
Координация страховой политики осуществляется по следующим важнейшим направлениям:
- достижение эффективного функционирования системы анализа текущего состояния и развития страховых рынков стран СНГ, обеспечение их информационной прозрачности, формирование системы сбора информации о принимаемых нормативных актах по их регулированию, анализ информации об использовании национального страхования во взаимной торговле и уровня обеспеченности стран СНГ данным видом услуг, создание информационной базы по сбору, обработке и распространению информации по страхованию в странах Содружества;
- разработка предложений в соответствии с международными нормами и принципами по сближению законодательных актов, норм и правил, регулирующих операции на национальных страховых рынках стран СНГ;
- создание условий для добросовестной конкуренции между страховыми компаниями, развития и совершенствования антимонопольного законодательства;
- выработка механизмов, которые позволят участникам экспортно-импортных операций использовать при страховании и перестраховании национальные валюты партнеров при осуществлении многосторонних коммерческих сделок.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Настоящая Концепция реализуется путем заключения правительствами государств Содружества многосторонних, а также двусторонних соглашений с учетом текущих и перспективных задач координации страховой политики. При этом обеспечивается функционирование механизма консультаций и совместных действий по разрешению проблем страхования и перестрахования. Правительства государств подпишут соответствующий межправительственный протокол.
В целях нормативно-правового обеспечения проведения скоординированной страховой политики на основе анализа национальных нормативных правовых актов разрабатываются и принимаются взаимосогласованные меры по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств в области страховой политики.
В рамках Общественного совета по страховой деятельности при Исполнительном комитете СНГ формируется информационный центр по страховому законодательству, на основе данных которого обеспечивается анализ национальных нормативных правовых актов.
По мере необходимости могут рассматриваться, а также вводиться иные механизмы реализации Концепции.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КООРДИНАЦИИ СТРАХОВОЙ ПОЛИТИКИ
Переход к скоординированной страховой политике осуществляется поэтапно. Государства приступают к выполнению задач очередного этапа по мере необходимости после проведения соответствующих консультаций.
I этап - 2003 - 2005 гг.
- формирование объединенного информационно-аналитического поля, позволяющего сделать прозрачными операции на рынке страховых услуг и способствующего предотвращению страхового мошенничества:
а) организация постоянного обмена информацией о нормативных правовых актах стран СНГ, регулирующих страховую деятельность;
б) обеспечение информационного обмена о состоянии и тенденциях развития страховых рынков;
в) проведение сравнительных анализов национальных методик рейтинговых оценок страховых организаций и систем регулирования и надзора за страховой деятельностью;
г) сбор информации о страховом мошенничестве, недобросовестной конкуренции, умышленном банкротстве страховщиков;
- выработка порядка информирования потребителей страховых услуг и иных участников страхового рынка по интересующим вопросам;
- создание условий для добросовестной конкуренции между страховыми компаниями, развития и совершенствования антимонопольного законодательства;
- разработка межгосударственных программ взаимодействия в вопросах обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев авиатранспортных средств, передвигающихся по территориям государств-участников СНГ, и ответственности перевозчиков, осуществляющих международные перевозку пассажиров, а также медицинского страхования, страхования грузов, совместных коммерческих рисков и иных видов страхования;
- разработка предложений по созданию эффективной системы страхования и перестрахования рисков;
- обсуждение вопроса создания Межгосударственного координационного совета руководителей страховых надзоров государств-участников СНГ и создания Союза (ассоциации) страховых организаций стран СНГ.
К моменту завершения этапа подготавливаются развернутые предложения о переходе к следующему этапу координации страховой политики.
II этап - 2006 - 2008 гг.
- выработка с учетом особенностей государств-участников Содружества единых показателей для определения состояния и уровня развития страховых рынков;
- проведение анализа структуры и разработка методологии формирования инструментария осуществления скоординированной страховой политики;
- взаимное согласование режимов страховой политики государств-участников СНГ;
- гармонизация законодательных актов стран СНГ, регулирующих операции на рынках страховых услуг, в целях обеспечения возможности проведения скоординированной страховой политики в соответствии с международными стандартами;
- создание методов урегулирования спорных ситуаций на страховых рынках государств-участников СНГ;
В завершение этапа разрабатывается межгосударственный документ по оформлению общей страховой политики и подготавливается предложение о переходе к следующему этапу согласования страховой политики.
КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ
Функции по координации мероприятий, направленных на выполнение настоящей Концепции, осуществляет Общественный совет по страховой деятельности при Исполнительном комитете СНГ с участием Исполнительного комитета СНГ.

<СТАТУС РЕШЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 16 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также