"МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-11 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцать втором
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 22-11
от 15 ноября 2003 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС
ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Модельный лесной кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также предлагает наиболее эффективные методы сохранения и воспроизводства лесов, регулирования использования лесных ресурсов, доступа к ним, гармонизации отношений пользователей различными лесными ресурсами для использования их в национальном лесном законодательстве государств-участников Содружества Независимых Государств.
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства. Модельный кодекс и национальное лесное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств основываются на следующих принципах:

Статья 3. Лесное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств. Лесное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств состоит из национальных лесных кодексов, других национальных законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 4. Действие национального лесного законодательства во времени. Акты национального лесного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие.

Статья 5. Отношения, регулируемые лесным законодательством. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель как покрытых лесной растительностью, так и не покрытых ею (лесные отношения).

Статья 6. Объекты лесных отношений. В целях организации эффективного управления лесами национальным лесным законодательством может быть предусмотрено образование лесного фонда, в который включаются леса и лесные земли как покрытые лесной растительностью, так и не покрытые ею (нелесные земли).

Статья 7. Лесной фонд. Национальный лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, имеющих специальное назначение, и особенности использования и управления ими, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли).

Статья 8. Земли лесного фонда. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

Статья 9. Участки лесного фонда. К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Статья 10. Древесно-кустарниковая растительность. В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:

Статья 11. Оборотоспособность объектов лесных отношений. Оборот объектов лесных отношений регулируется гражданским и лесным национальным законодательством и должен обеспечивать эффективное использование лесных ресурсов, а также сохранение и воспроизводство лесов и их глобальное экологическое значение.

Статья 12. Участники лесных отношений. Участниками лесных отношений являются национальные органы государственной власти различных уровней, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Статья 13. Лесопользователи. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Статья 14. Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд. Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяются настоящим Модельным кодексом, национальным гражданским, лесным и земельным законодательством.

Статья 15. Формы собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, могут находиться в государственной, муниципальной собственности и в собственности граждан и юридических лиц.

Статья 16. Право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено национальным законом.

Статья 17. Лесные сервитуты. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено национальным законодательством (публичный лесной сервитут).

Статья 18. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Участки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и в краткосрочное пользование.

Статья 19. Основания возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:

Статья 20. Осуществление прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Граждане и юридические лица осуществляют права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Статья 21. Ограничение и приостановление прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Статья 22. Судебная защита прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Защита нарушенных или оспариваемых прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в судебном порядке.

Статья 23. Договор аренды участка лесного фонда. По договору аренды участка лесного фонда арендодатель обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Статья 25. Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда. Лица, имеющие право осуществлять пользование участками лесного фонда на условиях договора безвозмездного пользования, определяются национальным налоговым законодательством.

Статья 26. Договор концессии на пользование участком лесного фонда. По договору концессии участка лесного фонда собственник лесного фонда обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу на срок до 49 лет право пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.

Статья 27. Порядок заключения договора концессии участка лесного фонда. Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса, аукциона или на иных условиях, определяемых национальным законодательством.

Статья 28. Порядок предоставления участков лесного фонда в краткосрочное пользование. Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений соответствующих национальных органов государственной власти.

Статья 29. Основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах:

Статья 30. Полномочия национальных органов управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. В целях эффективного управления лесным фондам и лесами, не входящими в лесной фонд, целесообразно осуществление соответствующими национальными органами управления следующих полномочий:

Статья 31. Национальный орган управления лесным хозяйством. С целью обеспечения рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также воспроизводства лесов в соответствии с действующим национальным законодательством государств-участников Содружества Независимых Государств может создавать национальный орган управления лесным хозяйством.

Статья 32. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.

Статья 33. Группы лесов и категории защитности лесов первой группы. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

Статья 34. Леса первой группы. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Статья 36. Леса третьей группы. К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Статья 37. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов, и каждой категории защитности лесов первой группы. При отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном национальным лесным законодательством.

Статья 38. Порядок отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке, установленном национальным земельным и лесным законодательством.

Статья 39. Порядок установления возраста рубок. Возраст рубок определяется исходя из значения и продуктивности лесов, выполняемых ими функций, а также биологических особенностей произрастающих древесных пород.

Статья 40. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения. Расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом.

Статья 41. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок перевода земель лесного фонда в земли иных категорий с последующим их изъятием. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) перевод земель лесного фонда в земли иных категорий с последующим их изъятием осуществляются в соответствии с национальным земельным и лесным законодательством.

Статья 42. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в соответствии с национальным лесным законодательством.

Статья 43. Порядок согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов. Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с соответствующим национальным органом государственного управления с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Статья 44. Порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются в порядке, определяемом национальным лесным законодательством.

Статья 45. Государственный учет лесного фонда. Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде соответствующих национальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра.

Статья 50. Лесоустройство. Лесоустройство - это система инвентаризации и учета государственного фонда, проектирования мероприятий, направленных на обеспечение рационального, комплексного использования лесного фонда, повышение эффективности ведения лесного хозяйства, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций леса, эффективное воспроизводство, охрану и защиту леса и осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

Статья 51. Информация о лесном фонде. Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные национальным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.

Статья 52. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных национальным законодательством.

Статья 53. Государственная лесная охрана. Для обеспечения рационального использования, охраны и воспроизводства лесов соответствующий национальный орган государственной власти осуществляет государственную лесную охрану.

Статья 54. Государственная защита должностных лиц государственной лесной охраны. Должностные лица государственной лесной охраны подлежат государственной защите в соответствии с национальным законодательством.

Статья 55. Основные требования к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов. Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований:

Статья 56. Виды лесопользования. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

Статья 58. Права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:

Статья 59. Обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны:

Статья 60. Защита и гарантии прав лесопользователей. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям в связи с нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке.

Статья 61. Пребывание граждан в лесах. Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

Статья 62. Цели воспроизводства лесов и лесоразведения. Целями воспроизводства лесов являются своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда.

Статья 63. Основные требования к повышению продуктивности лесов. Использование участков лесного фонда, ведение лесного хозяйства должны обеспечивать повышение продуктивности лесов.

Статья 64. Порядок воспроизводства лесов. Установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород осуществляются в соответствии с лесоустроительными проектами с учетом изменений, произошедших в лесном фонде.

Статья 65. Обязанности лесопользователей по воспроизводству лесов. Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, иных разрешительных документах.

Статья 66. Обязанности национальных государственных органов управления по повышению продуктивности лесов. В целях повышения продуктивности лесов соответствующие национальные органы государственного управления обязаны:

Статья 67. Цели и задачи охраны и защиты лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.

Статья 68. Государственный пожарный надзор за лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами. Государственный пожарный надзор за лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны в целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, а также в целях пресечения их нарушений.

Статья 69. Участие общественных организаций (объединений) в охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров. В целях охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения могут создаваться добровольные пожарные дружины.

Статья 70. Авиационная охрана лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов. Для охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, защиты от их вредителей и болезней леса может использоваться авиация (авиационная лесная охрана).

Статья 71. Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса. Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса обеспечивается систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней леса, мерами по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации.

Статья 72. Обязанности лесопользователей по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса. В целях защиты лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса лесопользователи обязаны:

Статья 73. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Граждане и общественные организации (объединения) могут участвовать в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с национальным законодательством.

Статья 74. Порядок разрешения споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

Статья 75. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении национального лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Статья 77. Недействительность сделок, совершенных с нарушением национального лесного законодательства. Сделки, совершенные с нарушением национального лесного законодательства, являются недействительными.

Статья 78. Заготовка древесины. Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях.

Статья 79. Способы рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы. В лесах третьей группы рубки главного пользования проводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов.

Статья 83. Определение объема заготовки древесины при рубках промежуточного пользования и прочих рубках. Объем заготовки древесины при рубках промежуточного пользования определяется при лесоустройстве исходя из состояния лесных насаждений, установленных норм рубок ухода за лесом, выборочных санитарных рубок, рубок реконструкций и утверждается соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством.

Статья 84. Порядок заготовки живицы. Заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок.

Статья 87. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. На участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.

Статья 88. Государственные природные заповедники, находящиеся на территории лесного фонда. Участки лесного фонда закрепляются за государственными природными заповедниками, находящимися на территории лесного фонда, в порядке, установленном национальным законодательством.

Статья 90. Особенности использования лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов, предоставленных для нужд обороны. На участках лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов, предоставленных для нужд обороны, лесопользование должно осуществляться с учетом сохранения экологических функций лесов. На этих участках могут быть ограничены или запрещены отдельные виды лесопользования, если они не совместимы с назначением участков.

Статья 92. Особенности использования участков лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Ведение лесного хозяйства и пользование участками лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, регулируется национальным законодательством о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и национальным лесным законодательством.

Статья 93. Общие требования к использованию лесов, не входящих в лесной фонд. Использование лесов, не входящих в лесной фонд, определяется их назначением.

Статья 94. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств древесно-кустарниковой растительности.

Статья 95. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.

Статья 96. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях автомобильного транспорта и землях водного фонда. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях автомобильного транспорта и землях водного фонда (на полосах отвода автомобильных дорог и каналов), предназначена для защиты автомобильных дорог и каналов от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений.

Статья 97. Использование Модельного лесного кодекса в национальном лесном законодательстве. Модельный лесной кодекс рекомендован для использования государствами-участниками Содружества Независимых Государств в разработке национального лесного законодательства.

<СТАТУС СОГЛАШЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЙ ПРОДУКЦИИ, ИМПОРТИРУЕМОЙ В ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 16 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также