РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О ПОЛОЖЕНИИ О ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЯХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ЕДИНОГО БЮДЖЕТА ОРГАНОВ СНГ"(Принято в г. Москве 27.06.2003)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О ПОЛОЖЕНИИ О ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЯХ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
СОДРУЖЕСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ЕДИНОГО
БЮДЖЕТА ОРГАНОВ СНГ
(Москва, 27 июня 2003 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
утвердить Положение о документальных ревизиях финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ (прилагается), подготовленное и представленное Исполнительным комитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 25 апреля 2003 г. о результатах документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, проводившихся в 2002 году, и рассмотренное Комиссией по экономическим вопросам.
(Подписи)



Утверждено
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых Государств
"О Положении о документальных
ревизиях финансово-хозяйственной
деятельности органов Содружества,
финансируемых из единого бюджета
органов СНГ"
от 27 июня 2003 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЯХ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
СОДРУЖЕСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ЕДИНОГО
БЮДЖЕТА ОРГАНОВ СНГ
I. Общие положения
1. Положением о едином бюджете органов СНГ, финансируемых за счет бюджетных средств государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г., установлено, что ревизии указанных органов Содружества проводятся представителями государств-участников СНГ по распоряжению Председателя Совета глав правительств СНГ не реже одного раза в два года и их результаты представляются Совету глав правительств Содружества. При этом согласно пункту 19 Положения об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, утвержденного Протоколом глав государств СНГ от 21 июня 2000 г., ревизия финансово-хозяйственной деятельности Исполкома СНГ проводится один раз в год комиссией в составе ревизоров от каждого государства-участника СНГ.
При организации и проведении ревизий, а также тематических проверок указанных органов Содружества, оформлении и реализации их результатов следует руководствоваться указанными и настоящим положениями, а также законодательством государства пребывания органа Содружества.
2. Документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности (далее - ревизия) органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, (далее - орган Содружества) представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке:
правомерности хозяйственных и финансовых операций органа Содружества в ревизуемом периоде;
правильности отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности органа Содружества в бухгалтерском учете и отчетности;
правовой и экономической обоснованности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера), иных лиц органа Содружества, на которых возложена ответственность за осуществление хозяйственных и финансовых операций.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной деятельности органа Содружества.
II. Цели и задачи ревизии
3. Целью ревизии органа Содружества является осуществление последующего контроля за соблюдением правомерности хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
4. Основной задачей ревизии органа Содружества является проверка его финансово-хозяйственной деятельности по следующим направлениям:
соответствие организации финансово-хозяйственной деятельности учредительным документам органа Содружества и соглашению с государством пребывания об условиях пребывания органа Содружества на его территории;
правовая и экономическая обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
выявление фактов приобретения материальных ценностей по завышенным ценам;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных фондов;
полнота и своевременность расчетов органа Содружества с бюджетом государства пребывания и государственными внебюджетными фондами государств Содружества с учетом полноты и своевременности финансирования расходов органа Содружества из единого бюджета органов СНГ;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с юридическими и физическими лицами;
формирование финансовых результатов и их распределение;
соблюдение финансовой дисциплины, достоверность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
III. Организация и проведение ревизии
5. Ревизии органов Содружества проводятся, как правило, согласно графику, составленному Исполнительным комитетом СНГ и утвержденному Председателем Совета глав правительств СНГ. График ревизий направляется государствам-участникам СНГ не позднее одного месяца до начала следующего года.
Внеплановые ревизии могут назначаться при смене руководителя и главного бухгалтера органа Содружества, при поступлении сигналов о злоупотреблениях, по требованию следственных или судебных органов, по предложению координирующего органа Содружества, при реорганизации или ликвидации органа Содружества.
Расходы на командирование представителей государств-участников СНГ для проведения ревизии определенного органа Содружества финансируются за счет средств государственных органов, наделенных функциями государственного финансового контроля и командировавших своих представителей по поручению высших органов исполнительной власти государства Содружества, исходя из принципа участия в учреждении и функционировании органа Содружества.
6. В соответствии с утвержденным Председателем Совета глав правительств СНГ двухгодичным графиком проведения ревизий органов Содружества (или согласно его отдельному распоряжению) для проведения каждой ревизии издается распоряжение Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ, в котором:
указывается ревизуемый период финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества;
определяются даты начала и окончания ревизии органа Содружества (в пределах 30 календарных дней) с учетом объема предстоящих контрольных действий, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого органа Содружества;
указывается состав ревизионной комиссии, образованной в соответствии с предложениями государств-участников СНГ.
При проведении ревизии органа Содружества председатель ревизионной комиссии избирается членами этой комиссии из числа прибывших представителей государств Содружества, при этом, как правило, представитель государства Содружества, глава правительства которого исполняет обязанности Председателя Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.
Продление первоначально установленного срока ревизии оформляется распоряжением Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ на основании мотивированного представления председателя ревизионной комиссии и по согласованию с соответствующими государственными органами государств Содружества, направившими своих представителей на проведение данной ревизии.
7. Направления финансово-хозяйственной деятельности, подлежащие ревизии, определяются программой ревизии.
Программа ревизии, включающая ее тему, ревизуемый период, перечень подлежащих проверке основных объектов и направлений финансово-хозяйственной деятельности, даты и методы проверок, утверждается председателем ревизионной комиссии с учетом предложений Исполнительного комитета СНГ. Дополнение к программе ревизии утверждается председателем ревизионной комиссии.
Распоряжение по Исполкому СНГ и программу ревизии за два месяца до начала ревизии Исполнительный комитет СНГ направляет государствам-участникам СНГ, от которых командируются представители для участия в ревизии, сообщает перечень направлений финансово-хозяйственной деятельности, подлежащих проверке членами ревизионной комиссии.
8. Исполком СНГ для подготовки и проведения ревизии (проверки) предоставляет государствам-участникам СНГ нормативные акты, регламентирующие порядок расходования средств, сведения о структурных подразделениях Исполнительного комитета СНГ, курирующих соответствующие направления деятельности органа Содружества, объемах перечисленных средств, реквизитах платежных документов, а также другую необходимую информацию и документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность органа Содружества.
Программа ревизии может изменяться и дополняться с учетом изучения оперативных, статистических, отчетных данных и других материалов. Изменения и дополнения программы ревизии утверждаются председателем ревизионной комиссии.
9. Председатель ревизионной комиссии должен предъявить руководителю ревизуемого органа Содружества распоряжение Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ о проведении ревизии, ознакомить его с основными задачами ревизии, программой ее проведения, представить членов ревизионной комиссии, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить ее рабочий план.
Требования проверяющих, связанные с выполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемой организации.
Участники ревизионной комиссии исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных, обеспечивающих надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
В случае отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения препятствий проведению ревизии председатель ревизионной комиссии сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
Члены ревизионной комиссии способствуют устранению нарушений по мере их обнаружения в период ревизии и фиксируют их устранение в акте ревизии.
С разрешения руководителей органов Содружества могут привлекаться специалисты для проверки отдельных вопросов, требующих заключений лиц, имеющих специальные знания.
10. Ревизия органа Содружества проводится путем:
проверки регистрационных, договорных, распорядительных, сметных, отчетных, приходных, расходных, бухгалтерских и других документов как по форме, так и по их содержанию;
сверок и встречных проверок;
инвентаризаций, обследований, контрольных запусков материалов в производство, контрольных анализов материалов и продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз, в том числе с привлечением в установленном порядке соответствующих специалистов и т.п.;
сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов и арифметической проверки первичных документов;
сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета и бюджетной росписи, проверки соблюдения установленной схемы увязки показателей в формах отчетности;
проверки обеспечения сохранности средств органа Содружества, единого бюджета органов СНГ, средств государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в распоряжении органа Содружества;
проверки организации и состояния внутреннего финансового контроля.
Ревизия проводится сплошным и выборочным методами:
сплошным методом проверяются кассовые и банковские операции, начисление оплаты труда, расходование денежных средств подотчетными лицами;
выборочным методом проверяются остальные хозяйственные и финансовые операции, а при выявлении фактов грубых финансовых нарушений соответствующий участок операций проверяется сплошным методом.
11. Руководитель органа Содружества обязан создавать членам ревизионной комиссии надлежащие условия для проведения ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить печатание акта ревизии и приложений к нему.
В случае отказа работниками органа Содружества предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий в проведении ревизии председатель ревизионной комиссии письменно сообщает об этих фактах руководителю органа Содружества, а при необходимости Председателю Исполнительного комитета - Исполнительному секретарю СНГ.
12. При отсутствии (или запущенности) бухгалтерского учета в органе Содружества председатель ревизионной комиссии составляет соответствующий акт ревизии (проверки) в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.
IV. Оформление и реализация результатов ревизии
13. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается председателем и членами ревизионной комиссии, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемого органа Содружества.
Руководителю и главному бухгалтеру ревизуемого органа Содружества предоставляется до пяти рабочих дней для ознакомления и подписания акта ревизии.
Акт ревизии составляется в трех экземплярах.
Экземпляр N 1 подписанного акта ревизии председатель ревизионной комиссии вручает руководителю ревизуемого органа Содружества или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
Экземпляр N 2 акта ревизии с возражениями (замечаниями) и заключением по ним направляется в Исполком СНГ или передается Председателю Исполнительного комитета - Исполнительному секретарю СНГ в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения.
Экземпляр N 3 акта ревизии с возражениями (замечаниями) и заключением по ним находится у председателя ревизионной комиссии.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица органа Содружества делают об этом соответствующую запись перед своей подписью и представляют председателю ревизионной комиссии письменные возражения или замечания, которые приобщаются к акту ревизии и являются его неотъемлемой частью.
Председатель ревизионной комиссии в срок до пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменное заключение, которое приобщается к акту ревизии. Заключение по возражениям (замечаниям) готовится и подписывается председателем и членами ревизионной комиссии.
Письменное заключение по возражениям (замечаниям) вручается председателем ревизионной комиссии в установленном пунктом 13 настоящего Положения порядке вручения акта ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемого органа Содружества подписать или получить акт ревизии председатель ревизионной комиссии в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта ревизии, который может быть направлен соответствующему органу Содружества по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта ревизии, остающемуся на хранении в финансово-бюджетном отделе Финансового департамента Исполнительного комитета СНГ, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта ревизии.
Возможен также вариант, когда председатель ревизионной комиссии в присутствии двух членов ревизионной комиссии составляет акт об отказе от подписания или получения акта ревизии. В акте должны быть указаны место проведения ревизии, мотивы отказа или их отсутствие. Акт должен быть подписан председателем и членами ревизионной комиссии. Данный акт приобщается к акту ревизии финансово-хозяйственной деятельности органа Содружества и направляется в порядке, предусмотренном в разделе IV настоящего Положения.
14. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии;
дату и место составления акта ревизии;
кем и на каком основании проведена ревизия (указание на плановый характер ревизии или ссылки на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии;
какие направления и периоды финансово-хозяйственной деятельности проверены сплошным и какие - выборочным методами;
полное наименование и реквизиты органа Содружества, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование вышестоящего органа СНГ;
сведения о документах, определяющих статус органа Содружества, и состав его учредителей;
основные цели и виды деятельности органа Содружества;
имеющиеся у органа Содружества лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные;
кто в проверяемый период в ревизуемом органе Содружества имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в органе Содружества за прошедший период по устранению выявленных ею нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности;
выполнение требований представления, направленного Председателем Исполнительного комитета - Исполнительным секретарем СНГ руководителю органа Содружества, о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
15. В акте ревизии должны быть соблюдены объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию:
какие принятые и вступившие в силу в рамках СНГ нормативные правовые акты (или их отдельные положения) нарушены, кем, за какой период и в чем выразились эти нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение выводов и фактов, не подтвержденных документами, а также сведений из следственных материалов и ссылок на показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемого органа Содружества, их намерений и целей.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем полной информации по проверенным направлениям финансово-хозяйственной деятельности органа Содружества.
16. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной комиссии, ответственным за проверку конкретного направления программы ревизии, а также соответствующими должностными и материально ответственными лицами органа Содружества.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
17. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и должным образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии в срок не позднее трех рабочих дней после подписания его в ревизуемом органе Содружества представляются председателем ревизионной комиссии Председателю Исполнительного комитета - Исполнительному секретарю СНГ, которым на последней странице акта ревизии либо уполномоченным им на то лицом делается отметка "Материалы ревизии приняты", указывается дата и ставится подпись.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве финансово-бюджетного отдела Финансового департамента Исполкома СНГ должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
18. Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации результатов ревизии.
19. По результатам проведенной ревизии Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ направляет руководителю проверенного органа Содружества представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем, возмещению причиненного материального ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Бюджетные средства, израсходованные неправомерно или не по целевому назначению, подлежат восстановлению на счете единого бюджета органов СНГ в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. Долевые взносы государств-участников СНГ в текущем году уменьшаются на сумму денежных средств, полученных в возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с Положением о едином бюджете органов СНГ, финансируемых за счет бюджетных средств государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г., к органам Содружества и их должностным лицам - нарушителям бюджетной дисциплины применяются санкции, установленные нормами национального законодательства государства пребывания органа Содружества.
Руководитель проверенного органа Содружества обязан в срок не позднее одного месяца после получения указанного представления (если конкретная дата в нем не установлена) направить Исполнительному комитету СНГ письменный ответ о принятых мерах по устранению установленных ревизией нарушений и недостатков.
Председателем Исполнительного комитета - Исполнительным секретарем СНГ материалы ревизии направляются в государства-участники СНГ с целью ознакомления и получения предложений по реализации результатов ревизии.
20. Результаты ревизий обобщаются Финансовым департаментом Исполкома СНГ. Письменная информация Исполкома СНГ представляется на заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ с планами мероприятий органов Содружества по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению материального ущерба. По решению указанной Комиссии результаты ревизий представляются Исполкомом СНГ в установленном порядке на рассмотрение Экономического совета СНГ и Совета глав правительств СНГ. При этом порядок устранения нарушений, выявленных в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Исполкома СНГ, определяется решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Исполком СНГ ежегодно информирует Экономический совет СНГ о ходе устранения нарушений, выявленных при проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ.
21. Материалы ревизий, проведенных по предложению государств Содружества либо мотивированному постановлению правоохранительных и иных компетентных органов государств-участников СНГ, передаются Исполнительным комитетом СНГ этим государствам и органам в установленном порядке. К материалам прилагаются планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и возмещению ущерба.
При этом в делах финансово-бюджетного отдела Финансового департамента Исполкома СНГ остаются копии акта ревизии и других документов, имеющих отношение к данной ревизии.
22. Результаты ревизии Председателем Исполнительного комитета - Исполнительным секретарем СНГ в необходимых случаях сообщаются органу СНГ, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого органа Содружества, для принятия им дополнительных мер.
Исполнительный комитет СНГ обеспечивает контроль за ходом реализации результатов ревизии до полного устранения выявленных нарушений и максимально возможного возмещения причиненного ущерба.
23. Представители государств-участников СНГ, проводящие ревизии в органах Содружества, несут ответственность в установленном порядке за преднамеренное искажение или сокрытие фактов хищений и злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях.
24. Исполнительный комитет СНГ систематически изучает и обобщает результаты ревизий и на основе этого при необходимости вносит предложения о совершенствовании системы межгосударственного бюджетного контроля финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества.

РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О ПРОЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ СЕТИ ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"(Вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ...")(Принято в г. Москве 27.06.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также