"ЗАЯВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОРУМА АСЕАН О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ И ДРУГИМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ"(Подписано в г. Пномпене 17.06.2003 - 19.06.2003)


ЗАЯВЛЕНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО ФОРУМА АСЕАН О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В БОРЬБЕ
С ПИРАТСТВОМ И ДРУГИМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ
(Пномпень, 17 -19 июня 2003 года)
Председатель Регионального форума АСЕАН (АРФ) от лица участвующих государств и организации делает следующее заявление.
Признавая, что:
- пиратство и вооруженные ограбления судов, а также вероятность совершения террористических актов против незащищенных судов, осуществляющих морские перевозки, угрожают экономическому росту Азиатско-Тихоокеанского региона и подрывают стабильность мировой торговли, учитывая, в особенности, то, что подобные преступления вошли в инструментарий транснациональной организованной преступности;
- доля стран-участниц АРФ составляет примерно 80% от общемировых ВВП и торговли и свыше 80% морских и судовых контейнерных перевозок;
- безопасность на море является необходимым и основополагающим условием обеспечения благосостояния и экономической безопасности региона АРФ. Все государства и, в особенности, страны-участницы АРФ непосредственно заинтересованы в обеспечении такой безопасности;
- большинство вооруженных ограблений на море в АТР обычно происходит в прибрежных или архипелажных водах. Тенденции нескольких последних лет наглядно свидетельствуют о том, что пиратство и вооруженные ограбления судов продолжают оставаться серьезной проблемой для Азиатско-Тихоокеанского региона;
- в целях противодействия этому все более тяжкому международному преступлению необходимо наращивать широкое региональное взаимодействие по борьбе с транснациональной организованной преступностью, включая сотрудничество и координацию между всеми заинтересованными институтами, в том числе подразделениями ВМФ, береговой охраной, правоохранительными органами, судоходными компаниями, экипажами судов и портовыми властями;
- такого рода усилия должны основываться на соответствующем международном праве, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года;
- важно обеспечить на национальном и региональном уровнях сотрудничество для предотвращения уклонения морских преступников и пиратов от судебного преследования;
- эффективные ответы на преступления на море требуют разработки региональной стратегии безопасности на море и многостороннего сотрудничества по ее реализации;
- национальные, региональные и международные усилия по противодействию терроризму, в свою очередь, увеличивают возможности в борьбе с транснациональной организованной преступностью и вооруженными ограблениями судов,
страны-участницы АРФ намерены добиваться эффективного применения соответствующих международных механизмов, выполнения рекомендаций руководящих принципов по пресечению пиратства и вооруженных ограблений судов, включая Конвенцию ООН по морскому праву, Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и ее Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, а также рекомендации и руководящие принципы Международной морской организации по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений судов на море, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года, в частности, ее новый раздел XI-2, Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (Кодекс ОСПС), и усиливать координацию и взаимодействие между ними в этих целях. Страны-участницы АРФ выражают намерение в возможно короткие сроки присоединиться к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и ее Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, в том случае, если они еще не сделали этого.
Страны-участницы АРФ будут взаимодействовать в обеспечении защиты морских судов, занятых в международных перевозках, посредством:
- укрепления сотрудничества в вопросах борьбы с пиратством и вооруженными ограблениями судов в регионе между судоходными компаниями участников АРФ и такими организациями, как Международная морская организация (ИМО) и Центр информации о пиратстве Международного морского бюро (ММБ);
- скорейшего применения всей совокупности поправок и дополнений к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и нового Кодекса ОСПС, принятых на Дипломатической конференции по безопасности на море, состоявшейся в декабре 2002 года, к чему призывает Резолюция N 6 Конференции;
- подтверждения обязательства наказания лиц, виновных в совершении актов пиратства и вооруженных ограблений судов, в соответствии с внутренним законодательством;
- одобрения усилий Международной морской организации по развитию следующих инструментов и рекомендаций/руководящих принципов с целью их использования для предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:
- рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (документ MSC/Circ.622/Rev.1, 16 июня 1999 г.);
- инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (документ MSC/Circ.623/Rev.З, 29 мая 2002 г.);
- директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (документ MSC/Circ.967, 6 июня 2000 г.);
- временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия (документ MSC/Circ.959, 20 июня 2000 г.);
- Резолюция А. 922 (22) - кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов;
- Резолюция А. 923 (22) - суда-"призраки" и процесс регистрации;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года и ее Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
Страны-участницы АРФ подтверждают приверженность осуществлению следующих действий:
1. Содействие развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества в морской сфере между странами АРФ в целях борьбы с пиратством, включая возросшие личные контакты между специалистами, обмен информацией и учения по борьбе с пиратством, на основе уважения территориальной целостности, суверенитета, суверенных прав и полномочий, а также в соответствии с принципами добровольного участия и согласия в духе соответствующих международных конвенций.
2. Содействие рассмотрению и последующему обсуждению новых предложений ММБ (от 23 октября 2002 г.), касающихся предписанных маршрутов следования супертанкеров и их сопровождения судами береговой охраны или военно-морскими судами в открытом море, где и когда это возможно, на основе соглашения всех заинтересованных стран АРФ. В случае, если предложения будут признаны осуществимыми, передать их в соответствии с процедурой на одобрение в ИМО.
3. Обеспечение, где и когда это возможно, технического содействия и создания инфраструктуры развития потенциала для стран, которым требуется помощь в разработке необходимого законодательства, обучении персонала и снабжении специализированным оборудованием.
4. Повышение возможностей стран АРФ в сфере обмена информацией на национальном и международном уровнях как весьма важного компонента борьбы против морского пиратства и вооруженных ограблений судов.
5. Налаживание регионального сотрудничества в рамках АРФ по вопросам безопасности и борьбы с пиратством и подготовки персонала. Сотрудничество с Всемирным морским университетом (под эгидой ИМО) в том, что касается обучения и подготовки персонала, занятого в сфере борьбы с пиратством и безопасности.
6. Поощрение транспортных предприятий и судоходных компаний крупных стран-участниц АРФ к представлению докладов об инцидентах на море соответствующим прибрежным государствам и властям того государства, под чьим флагом зарегистрировано данное судно, с целью принятия мер соответствующими органами, как предписано в циркуляре MSC/Circ. 623. Экипажи судов могут также докладывать об инцидентах помимо ИМО вспомогательным центрам информации, таким как Центр информации о пиратстве Международного морского бюро в Куала-Лумпуре.
7. Оказание содействия Председателю АРФ в изучении совместно с Секретариатом АСЕАН или страной-участницей АРФ возможности координирования процесса регистрации просьб о помощи странам АРФ в выполнении положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года, и ее Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, и других соответствующих инструментов.
8. Проведение обзора достижений в борьбе с пиратством на море и вооруженными ограблениями судов на 11-й Министерской встрече АРФ в 2004 году и информирование стран-членов ИМО о наработанном опыте.
9. Оказание поддержки осуществляемых усилий по созданию законодательных рамок регионального сотрудничества в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов.
10. Поддержка обсуждения в ИМО различных вопросов, касающихся выдачи капитаном судна преступников, совершивших преступления на судах в открытом море или в исключительной экономической зоне, властям государства порта, и выражение надежды на скорейшее решение этого вопроса (Документ ИМО "LEG 85/10").
11. Ничто в данном Заявлении, никакое действие или деятельность, осуществляемые в соответствии с ним, не должны наносить ущерба позициям стран АРФ в отношении неурегулированных споров по вопросам суверенитета и других прав на территорию.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 17.06.2003"ДЕЛО "НУРАЙ ШЕН (nuray sen) ПРОТИВ ТУРЦИИ" [рус., англ.]  »
Международное законодательство »
Читайте также