"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТАХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.06.2003 Постановлением 21-10 на 21-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцать первом
пленарном заседании МПА СНГ
(Постановление N 21-10
от 16 июня 2003 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТАХ
Настоящий Закон определяет правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением ими, защитой и рассекречиванием.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе. В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

Статья 4. Органы защиты государственных секретов. 1. К органам защиты государственных секретов относятся:

Статья 5. Сфера действия настоящего Закона. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории государства и за его пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования по защите государственных секретов.

Статья 6. Полномочия президента. Президент:

Статья 7. Полномочия парламента. Парламент в пределах своих полномочий:

Статья 8. Полномочия правительства. Правительство в пределах своих полномочий:

Статья 9. Уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов. Уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов осуществляет единую политику в области защиты государственных секретов и выполняет следующие основные функции:

Статья 10. Полномочия органов национальной безопасности и их подразделений. Органы национальной безопасности и их подразделения:

Статья 11. Полномочия государственных органов и организаций. Государственные органы и организации во взаимодействии с органами защиты государственных секретов:

Статья 12. Сведения в военной области, относимые к государственным секретам. К государственным секретам в военной области относятся сведения:

Статья 13. Сведения в области экономики, науки и техники, относимые к государственным секретам. К государственным секретам в области экономики, науки и техники относятся сведения:

Статья 14. Сведения во внешнеполитической и внешнеэкономической области, относимые к государственным секретам. К государственным секретам во внешнеполитической и внешнеэкономической области относятся сведения:

Статья 15. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к государственным секретам. К государственным секретам в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности относятся сведения:

Статья 16. Порядок отнесения сведений к государственным секретам. 1. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется руководителями государственных органов в соответствии с Перечнем должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам.

Статья 17. Принципы засекречивания сведений и их носителей. Засекречивание сведений, составляющих государственные секреты, и их носителей осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Статья 18. Сведения, не подлежащие засекречиванию. 1. Не подлежат засекречиванию сведения:

Статья 19. Степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и грифы секретности носителей этих сведений. 1. Степень секретности сведений, составляющих государственные секреты, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который нанесен или может быть нанесен национальной безопасности или интересам государственных органов и организаций вследствие распространения указанных сведений.

Статья 20. Право собственности на сведения, составляющие государственные секреты, и их носители. 1. Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений и их носителей к государственным секретам, вправе принимать решения о засекречивании сведений и их носителей, находящихся в собственности граждан и (или) организаций, если эти сведения перечислены в статьях 11 - 14 настоящего Закона или в ведомственном (отраслевом) перечне сведений, подлежащих засекречиванию. Засекречивание указанных сведений и их носителей осуществляется на основании договора об отчуждении сведений, составляющих государственные секреты, и их носителей между собственником сведений, составляющих государственные секреты, и их носителей и государственными органами и организациями, в распоряжение которых переходят эти сведения и их носители.

Статья 21. Порядок и сроки засекречивания сведений, составляющих государственные секреты, и их носителей. 1. Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности государственных органов, организаций и граждан, является их соответствие действующим в государственных органах и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

Статья 22. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственные секреты. 1. На носители сведений, составляющих государственные секреты, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

Статья 23. Основания рассекречивания сведений. 1. Основаниями для рассекречивания сведений являются:

Статья 24. Порядок рассекречивания носителей сведений. 1. Носители сведений, составляющих государственные секреты, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в государственном органе или организации перечня, на основании которого они были засекречены.

Статья 25. Исполнение запросов граждан, государственных органов и организаций о рассекречивании сведений. 1. Граждане, государственные органы и организации вправе обратиться в государственные органы и организации с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственным секретам.

Статья 26. Передача сведений, составляющих государственные секреты, государственными органами и организациями. 1. Передача сведений, составляющих государственные секреты, осуществляется государственными органами и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции государственного органа, в распоряжении которого в соответствии со статьей 4 настоящего Закона находятся эти сведения.

Статья 27. Передача сведений, составляющих государственные секреты, в связи с выполнением совместных и других работ. 1. Передача сведений, составляющих государственные секреты, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения государственного органа, в распоряжении которого в соответствии со статьей 4 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения данных работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственные секреты, заказчик обязан убедиться в наличии у организации разрешения на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Статья 28. Порядок передачи сведений, составляющих государственные секреты, иностранным государствам. 1. Для принятия решения о передаче конкретных сведений, составляющих государственные секреты, иностранному государству государственные органы вносят в уполномоченный орган по защите государственных секретов мотивированное предложение, согласованное с государственными органами, наделенными в соответствии со статьей 4 настоящего Закона полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственные секреты.

Статья 29. Защита сведений, составляющих государственные секреты, при изменении форм собственности и функций, субъектов правоотношений. 1. Государственные органы и организации, располагающие сведениями, составляющими государственные секреты, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственные секреты, уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются в установленном порядке:

Статья 30. Допуск должностных лиц, граждан и иностранцев к государственным секретам. 1. Допуск должностных лиц и граждан к государственным секретам предусматривает:

Статья 31. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственным секретам. 1. Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственным секретам могут являться:

Статья 32. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственным секретам. 1. Допуск должностного лица или гражданина к государственным секретам может быть прекращен по решению руководителя государственного органа или организации в случаях:

Статья 33. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственным секретам, в период оформления допуска. Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственным секретам, могут быть временно ограничены в своих правах.

Статья 34. Доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты. 1. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, возлагается на руководителя государственного органа или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственных секретов. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, устанавливается правительством.

Статья 35. Разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты. Деятельность организаций, связанная с использованием сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств защиты государственных секретов, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственных секретов, осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом национальной безопасности и его подразделениями.

Статья 37. Финансирование мероприятий по защите государственных секретов. 1. Финансирование государственной программы в области защиты государственных секретов, а также финансирование деятельности государственных органов и бюджетных организаций, их структурных подразделений по защите государственных секретов осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а остальных организации - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственные секреты.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах. 1. Должностные лица, граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах в порядке, предусмотренном законодательством.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТЕ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.06.2003 Постановлением 21-9 на 21-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также