"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.06.2003 Постановлением 21-11 на 21-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцать первом
пленарном заседании МПА СНГ
(Постановление N 21-11
от 16 июня 2003 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением негосударственной (частной) охранной деятельности (далее - охранная деятельность) и негосударственной (частной) сыскной деятельности (далее - сыскная деятельность), определяет правовую основу, принципы и задачи указанных видов деятельности, порядок взаимодействия субъектов охранной и сыскной деятельности с государственными органами в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также деятельность служб безопасности юридических лиц в интересах обеспечения собственной безопасности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия. В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Статья 3. Основные задачи охранной и сыскной деятельности. Основными задачами охранной и сыскной деятельности являются:

Статья 4. Принципы охранной и сыскной деятельности. Охранная и сыскная деятельность осуществляются на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Статья 5. Осуществление охранной деятельности. Охранная деятельность осуществляется юридическими лицами, учрежденными специально для выполнения этого вида деятельности, путем оказания охранных услуг, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 6. Перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии на охранную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии. Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказанием услуг, предусмотренных п. п. 2 - 6 статьи 8 настоящего Закона, юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Статья 7. Виды документов, подтверждающих наличие лицензии на охранную деятельность. Лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии на охранную деятельность, а именно:

Статья 8. Виды охранных услуг, оказываемых при осуществлении охранной деятельности. В связи с осуществлением охранной деятельности разрешается оказание следующих видов охранных услуг:

Статья 9. Заключение договора на оказание охранных услуг. Охранная организация заключает с клиентом в письменной форме договор (на возмездной основе) на оказание охранных услуг в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Законом.

Статья 10. Документирование действий по пресечению правонарушений, выявленных в процессе осуществления охранной деятельности. При пресечении правонарушения в отношении охранника, охраняемого лица, охраняемого объекта, при задержании правонарушителей, применении огнестрельного оружия, специальных средств, а также физической силы, если это повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, охранник обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю охранной организации и в обязательном порядке в устной или письменной форме проинформировать орган внутренних дел.

Статья 11. Ограничения при осуществлении охранной деятельности. При осуществлении охранной деятельности запрещается:

Статья 12. Осуществление сыскной деятельности. Сыскная деятельность осуществляется сыскной организацией либо сыщиками, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости, путем оказания сыскных услуг, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 13. Перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии на сыскную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии. Для получения лицензии на сыскную деятельность юридическое лицо предоставляет в лицензирующий орган следующие документы:

Статья 14. Виды сыскных услуг, оказываемых при осуществлении сыскной деятельности. В связи с осуществлением сыскной деятельности разрешается оказание следующих видов сыскных услуг:

Статья 15. Заключение договора на оказание сыскных услуг. Сыскная организация или сыщик (индивидуальный предприниматель) заключают с заказчиком договор на оказание сыскных услуг в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Законом.

Статья 16. Документирование сыщиком своих действий. Действия сыщика, совершаемые им при оказании сыскных услуг, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона, подлежат обязательному документированию. При этом допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не нарушающее права и свободы граждан, а также не причиняющее вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Статья 17. Ограничения при осуществлении сыскной деятельности. Сыщику, а также работнику сыскной организации, выполняющему сыскные функции, запрещается:

Статья 18. Правовой статус охранника и телохранителя. Охранник является работником по трудовому договору и на него распространяется действие законодательства о труде. Он выполняет трудовые обязанности и пользуется правами, предусмотренными настоящим Законом, при наличии удостоверения охранника и разрешения на ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Статья 19. Права охранника и телохранителя. Статус охранника предполагает при выполнении трудовых обязанностей его право:

Статья 20. Правовой статус сыщика. На сыщика, работающего по трудовому договору, распространяется действие законодательства о труде.

Статья 21. Права сыщика. Сыщик имеет право:

Статья 22. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников и сыщиков. Профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей) и сыщиков осуществляют негосударственные образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами и имеющие лицензию на образовательную деятельность.

Статья 23. Пределы применения физической силы, специальных средств и использования гражданского, служебного оружия и технических средств. При осуществлении охранной деятельности разрешается использование гражданского и служебного оружия, технических средств, а также вменение физической силы и специальных средств.

Статья 24. Условия применения физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия. При исполнении своих трудовых обязанностей охранник и телохранитель имеют право на применение физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, а также в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение.

Статья 26. Применение специальных средств и гражданского оружия. Охранник, телохранитель имеют право применять специальные средства и гражданское оружие в случаях:

Статья 27. Применение служебного оружия. Охранник, телохранитель имеют право применять служебное оружие в случаях:

Статья 28. Использование технических средств. Использование технических и иных средств при осуществлении охранной и (или) сыскной деятельности не должно нарушать права и свободы граждан, наносить вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Статья 29. Служба безопасности. Юридические лица, расположенные на территории государства, независимо от их организационно-правовых форм (за исключением коммерческих организаций, иностранных компаний, зарегистрированных на территории государства, и компаний, имеющих в числе учредителей иностранных физических и юридических лиц, а также юридических лиц с особыми уставными задачами) вправе создавать службы безопасности.

Статья 30. Общие положения. Охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности являются субъектами обеспечения безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с настоящим Законом, другими законами государства.

Статья 31. Права и обязанности охранных, сыскных организаций, сыщиков и служб безопасности. При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на основании соглашений вправе:

Статья 32. Участие охранных, сыскных организаций, сыщиков, служб безопасности в мероприятиях по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на основании соглашения вправе участвовать в мероприятиях по охране правопорядка и борьбе с преступностью.

Статья 33. Правовая и социальная защита охранников, телохранителей и сыщиков. Охранники, телохранители и сыщики, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному страхованию за счет средств работодателя на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением ими своей служебной деятельности.

Статья 34. Право охранников, телохранителей и сыщиков на объединение в профессиональные союзы. Охранники, телохранители и сыщики в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы. Никто не вправе препятствовать профессиональным союзам охранников, телохранителей и сыщиков в их законной деятельности.

Статья 35. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты охранника, телохранителя и сыщика. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом гарантий правовой и социальной защиты охранника, телохранителя и сыщика виновные в этом руководители охранных, сыскных организаций, государственных органов несут ответственность, установленную законодательством.

Статья 36. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, оборотом оружия в охранной деятельности. Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, за использованием специальных и технических средств в охранной деятельности, а также за соблюдением лицензионных требований и условий в охранной и сыскной деятельности осуществляют соответствующие министерства государства в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 12.06.2003"ДЕЛО "ГУТФРОЙНД (gutfreund) ПРОТИВ ФРАНЦИИ"  »
Международное законодательство »
Читайте также