"ДЕКЛАРАЦИЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА"(Принята в г. Москве 29.05.2003)


ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ДЕКЛАРАЦИЯ
ГЛАВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СОТРУДНИЧЕСТВА
(Москва, 29 мая 2003 года)
Главы государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС или Организация) - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан встретились в Москве в ответственный момент, когда ШОС входит в период завершения своего организационного становления и начинает функционировать в качестве самостоятельного фактора международной жизни, и заявляют о нижеследующем:
I
Ход событий в мире свидетельствует, что Решение о создании Организации, принятое 15 июня 2001 г. в Шанхае, было своевременным и отвечающим главным тенденциям развития обстановки в регионе и в мире.
В информационный банк включена Декларация о создании "Шанхайской организации сотрудничества" от 15.06.2001. Хартия ШОС, подписанная в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г., заложила прочную правовую основу развития Организации, позволила ей стать важным фактором обеспечения мира и стабильности в регионе, укрепления мира и развития во всем мире.
Рассмотрев ход выполнения задачи, поставленной на прошлогоднем саммите ШОС, - о скорейшем запуске всех механизмов ШОС, предусмотренных Хартией, - главы государств считают, что в этом направлении за прошедший период проделана большая и полезная работа.
Главы государств утвердили подготовленные нормативные документы, регламентирующие порядок работы органов ШОС, в том числе постоянно действующих - Секретариата в Пекине и Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС) со штаб-квартирой в Бишкеке, а также устанавливающие эмблему и флаг Организации.
По представлению Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС принято решение об утверждении Чжан Дэгуана (Китайская Народная Республика) Исполнительным секретарем ШОС.
Согласован порядок формирования и исполнения бюджета Организации, и в этих целях главы государств подписали соответствующее Соглашение.
Главы государств подчеркивают необходимость обеспечения начала работы постоянно действующих органов ШОС не позднее 1 января 2004 г.
В этой связи важно обеспечить своевременное вступление в силу Хартии ШОС и Соглашения о РАТС, принятие первого бюджета Организации на заседании Совета глав правительств (премьер-министров), проведение которого намечается на осень текущего года в Китае, завершение в течение 2003 года выработки финансовых положений и правил Организации, а также проектов документов, предусмотренных Соглашением о РАТС.
Признано также необходимым ускорить создание Совета РАТС для решения вопросов, вытекающих из Соглашения о РАТС.
Главы государств признали целесообразным поручить Совету национальных координаторов с привлечением соответствующих экспертов Сторон продолжить работу по согласованию конкретных вопросов, связанных с запуском механизмов ШОС.
II
ШОС нацелена на то, чтобы совместными усилиями развивать партнерские отношения на большом пространстве, объединяющем наши страны, по широкой повестке дня, которая включает в себя сотрудничество в политической, торгово-экономической, гуманитарной сферах и в противодействии современным угрозам и вызовам.
Положительно оценивая развитие процесса институциализации и конкретизации предметного взаимодействия в рамках ШОС в различных областях за период после санкт-петербургского саммита, главы государств обращают внимание на необходимость обеспечения эффективности сотрудничества между внешнеполитическими, оборонными и правоохранительными ведомствами, службами по чрезвычайным ситуациям, министерствами внешнеэкономических связей, транспорта, культуры и другими правительственными структурами.
Существенное значение будет иметь предстоящее заседание Совета глав правительств (премьер-министров). Подготовка к нему должна способствовать интенсификации уже начавшегося переговорного процесса по вопросам создания благоприятных условий для торговли и инвестиций, завершению разработки долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества в соответствии с Меморандумом между правительствами государств-участников ШОС от 14 сентября 2001 г.
Главы государств подчеркивают важность активизации контактов между внешнеполитическими ведомствами по актуальным вопросам международной политики, в том числе в международных организациях, прежде всего в ООН.
Главы государств подтверждают, что ШОС сегодня, на этапе своего становления и запуска постоянно действующих органов, следуя принципу открытости, готова устанавливать контакты с другими международными организациями и государствами, независимо от их географического положения, в соответствии с Временной схемой, утвержденной министрами иностранных дел 23 ноября 2002 г.
III
Главы государств отмечают, что современный мир со всем многообразием его политических и экономических систем стремительно меняется. Меняется не только политическая структура, но и вся международная система безопасности. Необходимо выработать и претворить в жизнь новую концепцию безопасности, базирующуюся на взаимном доверии, взаимной выгоде, равноправии и сотрудничестве.
Они подтверждают необходимость соблюдения и выполнения основных целей и принципов Устава ООН и общепризнанных норм международного права.
Следует уважать и способствовать развитию цивилизационного многообразия человечества. Различные культуры должны совместно развиваться, брать лучшее друг от друга, стремиться к общему, оставляя в стороне различия.
Важно содействовать равномерному и устойчивому развитию мировой экономики в целях достижения процветания всех государств.
IV
Главы государств отмечают, что признание важной роли Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН в решении крупных международных проблем имеет фундаментальное значение. Организацию Объединенных Наций можно и нужно реформировать соответственно быстро меняющейся обстановке в мире, с учетом в первую очередь потребностей эффективного решения проблем мировой политики и безопасности.
Государства-члены ШОС исходят из того, что принятие упреждающих мер по предотвращению конфликтов в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права должно оставаться одним из главных направлений деятельности ООН.
Государства-члены ШОС считают, что важная роль в деле восстановления Ирака должна принадлежать ООН. При этом предпосылкой перехода в этой стране к мирной жизни, строительству процветающего демократического общества является соблюдение национальных интересов и суверенных прав иракского народа, конкретная и действенная помощь со стороны международного сообщества.
V
Государства-члены ШОС считают, что от современного терроризма, наркоугрозы и других трансграничных вызовов, в условиях нарастающей глобализации политических, экономических и социальных процессов, не может отгородиться ни одна страна в мире. В этой связи не вызывает сомнения настоятельная необходимость широкого взаимодействия всех стран как на региональном, так и глобальном уровнях, реального вклада каждого государства в решение этих поистине общемировых проблем.
Государства-члены ШОС, признавая транснациональный характер современного терроризма, находясь на передовой линии борьбы с его конкретными проявлениями, следуют курсу на взаимное сотрудничество и активное участие в усилиях мирового сообщества в борьбе с терроризмом, включая перекрытие каналов его финансирования. В этом они отводят важную роль тесному взаимодействию правоохранительных органов и спецслужб, а также оборонных ведомств государств-членов ШОС.
Наряду с развитием взаимодействия в рамках ШОС, государства-члены Организации намерены активно сотрудничать с Контртеррористическим комитетом СБ ООН. Они придают важное значение скорейшей доработке в ООН проектов Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.
Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма принята 13.04.2005 Резолюцией 59/290 на 91-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. В то же время государства-члены ШОС последовательно и неизменно исходят из того, что борьбу с терроризмом необходимо вести на основе норм и принципов международного права, ее нельзя отождествлять с борьбой против какой-либо религии, отдельных стран и национальностей.
Все более угрожающий характер приобретает проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Она требует самых действенных мер со стороны международного сообщества, не в малой степени потому, что наркобизнес служит одной из финансовых опор международного терроризма. Государства-члены ШОС предпринимают реальные усилия по налаживанию в рамках Организации взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и в этих целях до конца 2003 года заключат соответствующее многостороннее соглашение.
Особо остро сегодня стоит задача интенсификации многостороннего сотрудничества по противодействию наркоугрозе, исходящей из Афганистана, которая уже приобретает глобальный характер. В этой связи государства-члены ШОС считают своевременной разработку под эгидой ООН международной стратегии комплексного противодействия афганской наркоугрозе, подтверждают свой твердый настрой на тесное сотрудничество с ООН и другими международными организациями в рамках Программы ООН по контролю за наркотиками.
Государства-члены ШОС выражают поддержку усилиям Переходной администрации Афганистана по стабилизации обстановки в стране. Страны ШОС считают, что последние события в мире не должны привести к ослаблению усилий мирового сообщества по экономической реконструкции Афганистана.
Государства-члены ШОС твердо убеждены, что успех борьбы с современными опасностями во многом зависит от решения социально-экономических проблем, таких как ликвидация нищеты, массовой безработицы, неграмотности, дискриминации по расовым, этническим и религиозным признакам. Ключ к поиску эффективных решений проблем безопасности видится в создании под эгидой ООН Глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам.
VI
Государства-члены ШОС убеждены, что Организация может и должна внести заметный вклад в безопасное и стабильное развитие не только на ее пространстве, но и в мире в целом. ШОС готова активно участвовать в строительстве системы региональной безопасности, которая в равной степени учитывала бы интересы и подходы всех участников, и будет конструктивно сотрудничать со всеми государствами и объединениями в этом важном деле.
Государства-члены ШОС считают, что в условиях глобализации не только не уменьшается, но, напротив, по многим параметрам возрастает роль такого фактора, как поддержание и укрепление стратегической стабильности, включая проблему нераспространения оружия массового уничтожения.
Сегодня как никогда важно объединение усилий международного сообщества в поиске путей по совместному строительству приемлемых для всех государств структуры и архитектуры международной безопасности в XXI веке.
Государства-члены ШОС уверены, что императив солидарных действий перед лицом общих опасностей возобладает в мире и человечество сделает выбор в пользу демократического миропорядка, гарантирующего поступательное развитие и равную безопасность для всех государств планеты.
Москва, 29 мая 2003 г.
(Подписи)

<СТАТУС РЕШЕНИЯ О ПОЛОЖЕНИИ О СОВЕТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ОТ 30 МАЯ 2002 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также