ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 9 Совета Министров Союзного государства"О ПРЕДЛОЖЕНИИ О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Вместе с "СИСТЕМОЙ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕНИЯМИ И ОБЪЕМАМИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 - 2007 ГОДЫ")(Принято 29.04.2003)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 9
О ПРЕДЛОЖЕНИИ О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Согласиться с Предложением Российского авиационно-космического агентства и Национальной академии наук Беларуси о разработке научно-технической программы Союзного государства "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".
Программа утверждена Постановлением N 31 от 29.12.2003. 2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной программы Российское авиационно-космическое агентство, государственным заказчиком - Национальную академию наук Беларуси.
3. Российскому авиационно-космическому агентству и Национальной академии наук Беларуси внести в III квартале 2003 г. в Совет Министров Союзного государства согласованный в установленном порядке проект программы "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрено
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 9
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
РОССИЙСКОГО АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО
АГЕНТСТВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ
О РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
Поэтому приоритетные направления развития науки, технологий и техники федерального значения, Перечень технологий федерального значения и целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок формируются в целях обеспечения реализации важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации на втором месте признаны "Космические и авиационные технологии", а в Перечне критических технологий Российской Федерации на первом месте находится "Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений".
Для реализации приоритетных направлений Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу предусмотрено развитие международного научно-технического сотрудничества. Важнейшей задачей в этой области является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах, к которой относится и космическая деятельность.
Пунктом 27 "Основ..." предусмотрено развитие научных и научно-технических связей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России.
В бывшем СССР исторически сложилась кооперация передовых предприятий и организаций Беларуси и России при создании сложнейшей космической техники, требующей, как и принято во всем цивилизованном мире, государственных вложений.
Например:
- в настоящее время оптико-электронные комплексы предприятия Республики Беларусь "Пеленг" обеспечивают выведение в космос российских ракет-носителей космического назначения с космодрома "Байконур";
- озонометрическая аппаратура разработки Беларуси, предназначенная для контроля состояния атмосферы, функционирует на космических аппаратах серии "Метеор";
- министерства и ведомства Беларуси используют космическую информацию, получаемую с Российских космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, в том числе решая важнейшую для человечества задачу ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- предприятия Беларуси и России решают проблему создания унифицированного ряда навигационной аппаратуры потребителей космической информации и организации транспортных перевозок с использованием космических навигационных систем России;
- планируется проведение ряда совместных Беларуси и России экспериментов на Международной космической станции;
И таких примеров можно привести множество. Однако техника и технологии, созданные ранее, не могут оставаться на месте и сейчас требуется принятие незамедлительных мер для совершенствования и создания новой космической техники и технологий мирового уровня.
В условиях становления нового Союзного государства Советом Министров Союзного государства было принято, что "...программы Союзного государства (далее именуются - союзные программы), являются одним из важнейших средств дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес".
Космическая деятельность относится именно к этой сфере в соответствии с основополагающими документами правительств Беларуси и России.
Естественно возникает проблема отсутствия единого информационного поля в области космической деятельности и отсутствие единых космических средств и технологий, создающих его. Эта проблема находится в области разработки и использования перспективных космических средств и технологий в интересах оборонного, экономического и научно-технического развития Союзного государства, решение которой должно привести к интеграции предприятий космических отраслей России и Беларуси при создании образцов космической техники, конкурентоспособных на мировом рынке космических услуг, и создании единого научно-технического и информационного пространства в области космической деятельности.
1. Обоснование актуальности разработки союзной Программы,
ее экономическая эффективность для Беларуси и России
Для решения данной проблемы необходима разработка союзной программы (программы Союзного государства).
Союзная программа с возможным наименованием "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" на период 2004 - 2007 годы основана на необходимости решения задач, изложенных в Договоре о создании Союзного государства, подписанного Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации указанного Договора от 08.12.1998 года.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства принята 08.12.1999. Предложение о разработке программы Союзного государства подготовлено в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Одной из основных целей Союзного государства, определенной в Договоре о его создании, является обеспечение социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.
Для Союзного государства применение космических средств имеет особое значение. Специфика его географического положения, размещения ресурсов и социально-экономических объектов такова, что ни одна серьезная социально-экономическая программа не может быть успешно реализована без использования космической техники, в том числе при решении задач создания единого информационного пространства, рациональном использовании природных ресурсов, развитии навигации и телекоммуникаций, проведения экологического мониторинга земной поверхности, эффективного использования транспорта и повышения качества гидрометеорологических прогнозов.
Высокие требования к характеристикам применяемой космической аппаратуры, уровню надежности и работоспособности космических объектов в жестких условиях космической среды стимулируют создание высокоэффективных технологий. Космические технологии являются базой для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, и мощным рычагом развития научно-технического прогресса.
Основой для восстановления и развития интеграционных процессов в области исследования и использования космического пространства в рамках Союзного государства является:
- Формирование общего научно-технического и информационного пространства.
- Проведение общей политики Союзного государства в области создания единого геоинформационного пространства (геодезия, картография, дистанционное зондирование Земли из космоса) и создания на этой основе геоинформационной системы органов государственной власти Союзного государства.
- Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
- Традиционное распределение работ по космической тематике в бывшем СССР.
- Сохранение и развитие, представляющего взаимный государственный интерес для обеспечения космической деятельности, ранее созданного научно-промышленного комплекса в Российской Федерации и в Республике Беларусь.
- Совместные работы по космической тематике России и Беларуси в рамках Межгосударственных соглашений по исследованию и использованию космического пространства стран СНГ в период 1994 - 1998 годы, работы по реализации белорусско-российской Программы "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации на 1999 - 2002 гг.", работы отдельных белорусских предприятий по прямым контрактам с российскими предприятиями.
Экономическая эффективность, в первую очередь, определятся тем, что сложность и многообразие задач в сфере совместной космической деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации не позволяет обеспечить их решение в рамках отдельных проектов. Поэтому требуется консолидация бюджетных и внебюджетных финансовых источников, материальных, научных и других ресурсов Союзного государства в течение длительного периода, что обуславливает необходимость применения программно-целевых методов и разработки соответствующей союзной программы.
В 2002 году завершаются работы по реализации совместной белорусско-российской Программы "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации на 1999 - 2002 гг." (шифр "Космос - БР"), которая была утверждена Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 9 декабря 1998 г. N 11.
В результате реализации совместной Программы "Космос - БР" разработаны и находятся на завершающей стадии создания:
1. Базовые элементы и технологии экспериментального пункта приема, обработки и распространения космической информации. Монтаж станции приема космической информации проводится в г. Минске. Потребителями информации данного пункта являются как белорусские, так и российские организации использующие различные виды доставки информации.
2. Стендовый образец мобильного комплекса обеспечения потребителей космической информацией, позволяющий отрабатывать технологии космического мониторинга регионов в зоне возникновения чрезвычайных ситуаций. Мобильный комплекс оснащен специальной аппаратурой и размещен на основной базе головного разработчика в Московской области. Мобильный комплекс способен перемещаться по территории Республики Беларусь и Российской Федерации и осуществлять оперативную передачу информации с использованием современных каналов связи (НТВ-спутниковый, Internet и др.).
3. Ключевые элементы российского (г. Юбилейный Московской обл.) и белорусского (г. Минск) сегментов совместной информационно-навигационной системы, обеспечивающей контроль и управление движением транспорта на трассе Москва - Минск.
4. Основные элементы экспериментального мобильного телеметрического измерительного пункта с использованием малогабаритной приемно-регистрирующей станции и антенно-фидерного устройства нового поколения (г. Москва), которые могут быть оперативно передислоцированы на западную границу Республики Беларусь, либо в другие регионы, для расширения зоны приема телеметрической информации с российских космических аппаратов различного назначения и разгонных блоков, а также оперативной передачи ее в центры управления полетом.
5. Телевизионный канал формирования изображений на базе модернизированного видеокинотеодолита "Висмутин" для получения и передачи телевизионных изображений и координат объекта. Модернизированный видеокинотеодолит поставлен белорусскими предприятиями на Космодром "Байконур", прошел межведомственные испытания и введен в эксплуатацию.
6. Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теоретическим и экспериментальным исследованиям и созданию экспериментальных образцов кремниевых и пленочных солнечных элементов и фотошаблонов на предприятиях "Квант", "Пульсар" (г. Москва) и НИО "Кибернетика" (г. Минск) для применения в составе перспективных низкоорбитальных космических аппаратов.
7. Российскими (НИИ точных приборов, ЦНИИМаш, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ИРЭ РАН и др.) и белорусскими (НИО "Кибернетика" и др.) разработаны теоретические основы и создан опытный образец системы автоматического проектирования заказных сверхбольших интегральных схем, предназначенных для использования в бортовой аппаратуре перспективных космических аппаратов, а также проведена разработка методов и технологий повышения устойчивости космических аппаратов к воздействию электромагнитных факторов внешней среды.
Реализация мероприятий Программы "Космос-БР" позволила создать конкурентоспособные космические средства и технологии получения, обработки и отображения космической информации на основе эффективной интеграции ракетно-космической промышленности Беларуси и России.
Социально-экономическая эффективность Программы "Космос-БР":
Осуществлена ориентация государственных и коммерческих потребителей информации дистанционного зондирования Земли на российские космические средства. Затраты на получение информации при этом снижаются в 5 - 6 раз (при стоимости типового массива информации за рубежом - от 300 долл. США до 2000 долл. США). Разработана и проведена опытная эксплуатация технологии обнаружения пожаров в лесах и на торфяниках. Возникает возможность получения экологической информации, отсутствующей на мировом рынке. Возрастает в 10 - 20 раз оперативность получения информации при чрезвычайных ситуациях, что на 10 - 15% снижает затраты на ликвидацию их последствий.
Проводится последовательная ориентация на использование российской (белорусской) навигационной аппаратуры потребителей космической навигационной информации, стоимость которой ниже зарубежных аналогов в 1,7 - 2 раза (стоимость базового комплекта зарубежной аппаратуры - от 100 долл. США до 2000 долл. США). Возможность использования специальных каналов связи для передачи навигационной и служебной информации от подвижных объектов взамен аренды космических ретрансляторов (базовая стоимость аренды 200 - 1000 долл. США в час).
Экономия топлива на 8 - 10%, повышение пропускной способности транспортных артерий на 3 - 4% за счет оптимизации маршрутов транспортных средств. Реализовано расширение общей зоны видимости КА и повышение потенциальных возможностей системы управления на 20 - 25%. Повышение сроков активного существования КА за счет повышения точности поддержания орбит, оперативности приема телеметрической информации и закладки рабочих программ.
Создана научно-техническая база для производства и оснащения потребителей мобильными комплексами обеспечения космической информации. Сокращается потребное число стационарных пунктов приема информации (стоимость типового пункта приема - более 30 млн. руб.) и каналов связи для передачи информации, эквивалентное ресурсу одного спутника-ретранслятора (стоимость годовой аренды - более 15 - 20 млн. руб.).
За счет снижения ошибок измерений на 5 - 7% снижаются затраты на отработку новой ракетно-космической техники. В десятки раз повысилась оперативность обработки информации о полете ракет-носителей.
Существенно сокращается (до 10 - 15%) масса создаваемых космических аппаратов, что приводит к экономии затрат на выведение полезной нагрузки. Увеличиваются сроки активного существования КА, что приводит к уменьшению потребного числа пусков. Создан научно-технический задел по конкурентоспособной бортовой аппаратуре для КА нового поколения.
Установившиеся при выполнении работ по Программе научно-производственные связи между предприятиями Беларуси и России и полученный научно-технический и технологический задел явились практической реализацией преимуществ интеграции для повышения эффективности использования имеющегося научно-промышленного потенциала двух государств, в интересах каждого государства в отдельности и Союзного государства в целом.
В результате выполнения программных мероприятий в рамках Союза Беларуси и России сформировались основные направления совместных работ по космической тематике. Созданы благоприятные условия и механизмы для развития взаимовыгодного и равноправного сотрудничества.
Однако, Программа "Космос-БР" не позволила решить всех проблем создания единого научно-технического и информационного пространства, ввиду их сложности и многообразия, и реализовать все заложенные в Программе мероприятия в полном объеме из-за ограниченности и нерегулярности поступления финансовых средств и инфляционных процессов в экономике.
Предлагаемая к разработке союзная программа в области космической деятельности является очередным этапом решения проблемы в области использования космического пространства в интересах Союзного государства, затрагивает гораздо более широкий круг вопросов с концентрацией на развитии и практическом применении результатов, полученных при реализации совместной Программы "Космос-БР". Перечень основных мероприятий новой союзной программы представлен ниже.
Сформировавшаяся система мер по реализации и контролю выполнения и результаты работ совместной Программы "Космос-БР" показали необходимость дальнейших совместных исследований в области перспективных космических средств и технологий, проводимых методом программной разработки, позволяющим реально реализовать преимущества интеграции в научной, научно-технической и интеллектуальной сферах России и Беларуси.
Предложения о разработке союзной программы сформированы с учетом интересов заказчиков и потребителей космических средств России и Беларуси, возможностей космической науки и промышленности, потребностей оборонной, социально-экономической и научной сфер деятельности Союзного государства и конъюктуры мирового космического рынка.
2. Основные способы решения проблемы и перечень
совместных мероприятий, необходимых для реализации
союзной программы, сроки их выполнения
Основным способом решения проблемы являются программные методы, которые позволяют оптимальным образом консолидировать средства Российской Федерации и Республики Беларусь на реализацию целей и задач программы.
Целями союзной программы являются:
- наиболее эффективное использование и дальнейшее развитие космического потенциала Союзного государства за счет разработки и использования перспективных космических средств и технологий в интересах решения сопряженных экономических, оборонных и научных задач, фундаментальных и прикладных научно-технических проблем Союзного государства;
- создание единого научно-технического и информационного пространства в области космической техники являющейся приоритетным направлением развития науки, технологий и техники в рамках Союза Беларуси и России.
Практическая реализация целей программы позволит решить следующие задачи:
- внедрение наукоемких технологий в различные сферы науки, техники и экономики Союзного государства путем широкого использования космической информации дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) на основе развития наземного и орбитального сегментов единой многофункциональной космической геоинформационной системы, в том числе создание новых средств контроля выведения и управления космическими аппаратами на основе совместных разработок;
- создание устойчивой кооперации организаций ракетно-космической отрасли Беларуси и России по разработке перспективных космических средств и технологий, конкурентоспособных на мировом рынке космической продукции и услуг, в том числе повышение социально-экономической интеграции на основе развития наземного сегмента межгосударственной навигационно-информационной системы;
- практическая реализация преимуществ интеграции научных достижений в области космоса Национальной академией наук Беларуси и Российской академией наук в интересах обеспечения единого научно-технического пространства Союзного государства;
- разработка и использование перспективных методов, технологий и программно-аппаратных средств продвижения на международный рынок научно-технической продукции и услуг предприятий ракетно-космической промышленности и космической информации дистанционного зондирования Земли.
Принципы союзной программы в области космоса определяются целями и задачами Союзного государства и являются одним из важнейших средств дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных социально-экономических и научно-технических проблем, представляющих взаимный интерес.
Исходя из целей и задач программы Союзного государства сформированы основные направления (мероприятия) совместных работ по разработке и использованию космических средств и технологий в интересах Беларуси и России.
Основными из них являются:
1. Разработка элементов единой системы обеспечения космической информацией потребителей Союзного государства, с учетом развития наземного и орбитального сегментов существующих и перспективных космических геоинформационных и навигационных систем.
2. Разработка и создание ключевых элементов микроспутника дистанционного зондирования Земли нового поколения с обеспечением повышенного ресурса эксплуатации.
3. Разработка упреждающего научно-технического задела по схемотехническим решениям и базовым элементам бортовой аппаратуры, изготовление и экспериментальная отработка опытных образцов в целях повышения технических и снижения массогабаритных и стоимостных характеристик.
4. Создание и комплексная отработка элементов наземного сегмента межгосударственной навигационно-информационной системы повышенной точности РБ и РФ.
Мероприятия союзной программы реализуются в период 2004 - 2007 годов.
Система программных мероприятий, направления и объемы их финансирования из бюджета Союзного государства на 2004 - 2007 годы представлена в Таблице 1.
Технико-экономическое обоснование мероприятий с распределением финансирования по годам по каждому из них будет проведено на этапе формирования проекта союзной программы, в соответствии с разделом III Порядка разработки и реализации программ Союзного государства.
3. Оценка соответствия программных мероприятий
социально-экономическим, экологическим и иным
требованиям интересов государств-участников
Реализация программных мероприятий совместной космической деятельности позволит реализовать первоочередные задачи Союзного государства, изложенные в Договоре о создании Союзного государства:
- Объединение энергетической и транспортной систем.
- Формирование общего рынка услуг связи.
- Проведение единой политики в области геодезии и картографии.
- Формирование единого научно-технического пространства.
- Обеспечение единого информационного пространства.
- Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В области социально-экономической сферы реализация программы позволит эффективно использовать:
- специализацию белорусских и российских предприятий по отдельным направлениям работ в области космоса;
- установившиеся научно-производственные связи между предприятиями Республики Беларусь и Российской Федерации;
- научно-технический потенциал предприятий для обеспечения работ по космической тематике;
- имеющиеся научные и производственные заделы в области космоса по направлениям работ программы;
- квалифицированные кадры, научно-производственную и технологическую базы государств и получить актуальные и необходимые результаты совместных работ по космической тематике как для Республики Беларусь и Российской Федерации, так и для Союзного государства, при ограниченных бюджетных средствах Союзного государства на финансирование работ по космической тематике.
Интересы Республики Беларусь в сфере использования космического пространства и космических технологий охватывают широкий круг вопросов, связанных с социально-экономическим развитием республики и решением социально-экономических задач.
К основным из них следует отнести:
- использование космической информации в интересах сельского, лесного, водного хозяйства и мелиорации;
- контроль экологических ситуаций и ведение мониторинга радиационной обстановки;
- анализ чрезвычайных ситуаций и подготовку материалов для принятия решений по предотвращению или ликвидации их последствий;
- исследование природных ресурсов и поиск полезных ископаемых;
- обновление топографических карт по результатам съемки из космоса и с использованием информации спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS;
- гидрометеорологию;
- связь, телевидение и спутниковую навигацию;
- разработку и изготовление спутниковой аппаратуры дистанционного зондирования Земли, наземных систем цифровой обработки космической информации, оптоэлектронных систем и комплексов траекторных измерений ракетно-космической техники, других космических приборов и систем.
На протяжении последних лет основными направлениями работ Республики Беларусь по космической тематике, являлись:
- разработка средств дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);
- разработка методов, технических средств и программного обеспечения для обработки информации, полученной космическими средствами ДЗЗ;
- разработка высокоточных систем и комплексов траекторных измерений космических аппаратов для оборудования стартовых площадок космодромов и полигонов;
- разработка систем и комплексов совместной обработки традиционной картографической информации, данных дистанционного зондирования, данных спутниковых систем позиционирования (ССП) для создания и обновления цифровых карт местности по результатам космических съемок земной поверхности;
- разработка спутниковой и наземной аппаратуры и методов для измерений озонового слоя Земли;
- создание интеллектуальных геоинформационных систем (ГИС) для анализа информации о ситуациях на местности в автоматизированных системах поддержки принятия решений (АСППР) на уровне органов государственной власти республики, отрасли, области, города, района и т.д.;
- разработка и поставка микроэлектронной техники для использования в космической аппаратуре;
- создание комплексов и приборов спутниковой навигации для использования информации спутниковых систем навигации (ССН) GPS (США)/ГЛОНАСС (Российская Федерация);
- исследование проблем тепловой защиты космических аппаратов и разработка плазменной техники.
Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 6 февраля 2001 г., относят космическую деятельность к важнейшим приоритетам государственных интересов, что изложено в Законе РФ "О космической деятельности", "Концепции национальной космической политики России на 10-летний период", одобренной Правительством РФ в 1996 г., и других документах законодательно-правовой базы. В этих документах сформулированы основные направления космической деятельности России и приоритетность задач, решаемых в области исследования и использования космического пространства.
К основным приоритетным направлениям космической деятельности России относятся:
- ведение мониторинга природной среды, осуществление контроля за чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий, исследование природных ресурсов, совершенствование космических систем дистанционного зондирования Земли на основе реализации следующих проектов: оперативного получения гидрометеорологической информации; изучения природных ресурсов Земли и экологического мониторинга; многозонального фотографирования Земли с высоким разрешением; создания перспективной космической системы дистанционного зондирования Земли (системы космического мониторинга окружающей среды и предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций);
- глобальное и высокоточное координатно-временное обеспечение в любой точке Земли в любой момент времени, развитие существующей навигационной космической системы и создание Единой системы координатно-временного обеспечения;
- обеспечение глобальной связи и телевещания на всей территории Российской Федерации, развитие космической связи и телевещания на основе реализации проектов непосредственного телевизионного вещания, фиксированной связи и передачи телепрограмм, подвижной спутниковой связи;
- развитие орбитальных пилотируемых полетов, включая работы по международной программе пилотируемых полетов и реализацию международных соглашений по созданию Международной космической станции (МКС);
- отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ, развитие работ по космическим технологиям и получению материалов с уникальными свойствами;
- проведение научных исследований околоземного космического пространства, дальнего космоса и планет, в том числе околоземной плазмы, методом активного воздействия, космических медицинских исследований в условиях микрогравитации;
- создание и совершенствование космических аппаратов, средств их выведения, наземных объектов космической инфраструктуры и наземной экспериментальной базы;
- создание научно-технического и технологического заделов для разработки перспективной ракетно-космической техники.
Таким образом, разработка и реализация программы Союзного государства отвечает национальным интересам Республики Беларусь и Российской Федерации при проведении совместной космической деятельности и будет содействовать дальнейшему развитию взаимовыгодного и равноправного сотрудничества по созданию единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России.
4. Состав государственных заказчиков союзной программы
от государств-участников, сроки и стоимости подготовки
программы, источники ее финансирования
Государственные заказчики союзной программы:
От Российской Федерации - Российское авиационно-космическое агентство - государственный заказчик-координатор.
От Республики Беларусь - Национальная академия наук Республики Беларусь - государственный заказчик.
Формирование союзной программы предлагается осуществить в I - II кварталах 2003 г. с концентрацией максимального количества специалистов от Российской Федерации и Республики Беларусь на основе представленных предложений и в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Финансирование работ по разработке союзной программы осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций Российской Федерации и Республики Беларусь, участвующих в программе.
5. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию
программы, предложения о возможных источниках финансирования
и направлениях расходования финансовых средств
Финансирование программы Союзного государства осуществляется за счет средств бюджета Союзного государства.
Требуемый объем финансирования программы на 2004 - 2007 годы составляет в ценах 2002 г. - 587,0 млн. руб. РФ, из них:
отчисления от Российской Федерации - 410,000 млн. рублей
отчисления от Республики Беларусь - 177,000 млн. рублей
Объем годового финансирования может уточняться исходя из реальных возможностей бюджета Союзного государства, состояния выполнения программных мероприятий и технико-экономического обоснования запрашиваемых средств.
Предполагаемые финансовые ресурсы Российской Федерации и Республики Беларусь будут направлены на осуществление комплекса мероприятий посредством научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Распределение потребного объема финансирования, за счет средств бюджета Союзного государства, на реализацию мероприятий программы приведено в таблице.
-----------------------------------T-----T----T-----T-----T-----¬
¦ ¦Всего¦2004¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦
+----------------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦Российская Федерация (млн. рублей)¦410,0¦65,0¦ 80,0¦121,0¦144,0¦
+----------------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦Республика Беларусь (млн. рублей) ¦177,0¦30,0¦ 40,0¦ 42,0¦ 65,0¦
+----------------------------------+-----+----+-----+-----+-----+
¦Всего (млн. рублей) ¦587,0¦95,0¦120,0¦163,0¦209,0¦
L----------------------------------+-----+----+-----+-----+------
Финансовые средства Российской Федерации направляются только российским предприятиям и организациям, а финансовые средства Республики Беларусь - только предприятиям и организациям Республики Беларусь, с исключением их последующей передачи внутри Союзного государства через контрагентов.
Больший объем финансовых средств со стороны Российской Федерации определяется реальным уровнем соотношения развития высокотехнологической космической отрасли России и Беларуси для успешной реализации мероприятий программы. Запрашиваемые объемы финансовых средств составлены исходя из предлагаемого перечня мероприятий программы, существующего уровня и порядка ценообразования на сложную научно-техническую продукцию, обобщения заявок предприятий и организаций - предполагаемых участников программы и предварительного анализа организаций, осуществляющих контроль технико-экономического обоснования.
Технико-экономическое обоснование мероприятий программы будет проведено, в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, после принятия Советом Министров Союзного государства предложения о разработке программы.
Система организации и контроля реализации программы определяется государственным заказчиком-координатором (государственными заказчиками) программы в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", положениями Договора о создании Союзного государства и действующими законодательствами государств-участников. Российское авиационно-космическое агентство и Национальная академия наук Республики Беларусь осуществляют свои функции по управлению программой во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Государственный заказчик-координатор направляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы, а также доклады о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств в Российской Федерации и Республике Беларусь.
На результаты научно-технической деятельности, полученные в ходе совместной деятельности по реализации мероприятий программы Союзного государства, до принятия правовых актов Союзного государства, распространяются порядок и правила национальных законодательств исходя из вклада Республики Беларусь и Российской Федерации. Особое внимание должно быть обращено на выполнение национальных законодательств в области создания и передачи двойных технологий.
Основными исполнителями программы являются
- от Российской Федерации:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации Российского авиационно-космического агентства и другие организации независимо от формы собственности, определенные на конкурсной основе в порядке, установленным Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
- от Республики Беларусь:
научно-исследовательские и конструкторские организации Национальной академии наук Республики Беларусь и другие организации независимо от формы собственности, в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь.
Выполнение мероприятий программы осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком-координатором программы (государственным заказчиком) и головными исполнителями программных мероприятий.



Таблица 1
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 - 2007 ГОДЫ
-------------------T-------------T-------T----------------------------------T-------------------¬
¦Наименование ¦Исполнители ¦Сроки ¦Стоимость реализации ¦Ожидаемые ¦
¦мероприятий ¦ ¦выпол- ¦(млн. российских рублей) ¦результаты ¦
¦ ¦ ¦нения +-----------T----------------------+ ¦
¦ ¦ ¦меро- ¦Всего ¦В том числе по годам ¦ ¦
¦ ¦ ¦приятий+-----------+----T-----T-----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2004¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦ ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦Совместная ¦Организации ¦2004 - ¦587,0 ¦95,0¦120,0¦163,0¦209,0¦Создание единого ¦
¦программа: ¦и предприятия¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космического ¦
¦Разработка и ¦Российского ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциала сил и ¦
¦использование ¦авиационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств, способных ¦
¦перспективных ¦космического ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в тесной увязке с ¦
¦космических ¦агентства и ¦ ¦587,0 ¦95,0¦120,0¦163,0¦209,0¦другими системами ¦
¦средств и ¦Национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечить ¦
¦технологий ¦академии наук¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦непрерывный, ¦
¦в интересах ¦Республики ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦не зависящий от ¦
¦экономического и ¦Беларусь ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий обстановки,¦
¦научно - ¦на конкурсной¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦и анализ широкого ¦
¦технического ¦основе ¦ ¦410,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦круга ситуаций в ¦
¦развития Союзного ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интересах Союзного ¦
¦государства ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства, в том ¦
¦ ¦ ¦ ¦177,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе по созданию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единого научно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технического и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пространства. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание единой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы доведения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации до ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованием ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦орбитальных и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наземных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космических средств¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России и Беларуси. ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦1. Разработка ¦ ¦2004 - ¦173,0 ¦32,0¦ 36,0¦ 49,0¦ 56,0¦Повышение ¦
¦элементов единой ¦ ¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оперативности, ¦
¦системы ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качества и ¦
¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦достоверности ¦
¦космической ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦получения ¦
¦информацией ¦ ¦ ¦173,0 ¦32,0¦ 36,0¦ 49,0¦ 56,0¦космической ¦
¦потребителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации для ¦
¦Союзного ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦
¦государства, с ¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦
¦учетом развития ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦
¦наземного и ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений, ¦
¦орбитального ¦ ¦ ¦102,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования ¦
¦сегментов ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономики, ¦
¦существующих и ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности и ¦
¦перспективных ¦ ¦ ¦71,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижения ущерба ¦
¦космических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦от неблагоприятных ¦
¦геоинформационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий. ¦
¦и навигационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание элементов ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единой системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доведения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации до ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованием ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦орбитальных средств¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России и наземных и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космических средств¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Беларуси и России. ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦2. Разработка и ¦ ¦2004 - ¦176,0 в том¦24,0¦ 36,0¦ 53,0¦ 63,0¦Создание на единых ¦
¦создание ключевых ¦ ¦2007 ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦принципах бортовой ¦
¦элементов ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратуры ¦
¦микроспутника ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦микроспутника ДЗЗ ¦
¦дистанционного ¦ ¦ ¦176,0 ¦24,0¦ 36,0¦ 53,0¦ 63,0¦для формирования ¦
¦зондирования Земли¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единого ¦
¦нового поколения ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦космического ¦
¦обеспечением ¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциала сил и ¦
¦повышенного ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств, способных ¦
¦ресурса ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦в тесной увязке с ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦153,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦другими системами ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечить ¦
¦ ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦непрерывный, ¦
¦ ¦ ¦ ¦23,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не зависящий от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий обстановки,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроль и анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦широкого круга ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чрезвычайных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ситуаций в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интересах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государств - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦участников Союзного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства. ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦3. Разработка ¦ ¦2004 - ¦165,0 ¦25,0¦ 29,0¦ 35,0¦ 76,0¦Создание ¦
¦упреждающего ¦ ¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦упреждающих ¦
¦научно - ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технического и ¦
¦технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологического ¦
¦задела по ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заделов по бортовой¦
¦схемотехническим ¦ ¦ ¦165,0 ¦25,0¦ 29,0¦ 35,0¦ 76,0¦аппаратуре КА и ¦
¦решениям и базовым¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отработка опытных ¦
¦элементам бортовой¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образцов базовых ¦
¦аппаратуры, ¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦элементов бортовой ¦
¦изготовление и ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратуры ¦
¦экспериментальная ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦с повышенными ¦
¦отработка опытных ¦ ¦ ¦105,0. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦техническими ¦
¦образцов в целях ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характеристиками. ¦
¦повышения ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Снижение ¦
¦технических ¦ ¦ ¦60,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦массогабаритных ¦
¦и снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и стоимостных ¦
¦массогабаритных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦параметров бортовой¦
¦и стоимостных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратуры. ¦
¦характеристик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+-------------------+
¦4. Создание и ¦ ¦2004 - ¦73,0 ¦14,0¦ 19,0¦ 26,0¦ 14,0¦Создание ¦
¦комплексная ¦ ¦2007 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦современных ¦
¦отработка ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программно - ¦
¦элементов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратных средств.¦
¦наземного сегмента¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Повышение ¦
¦межгосударственной¦ ¦ ¦73,0 ¦14,0¦ 19,0¦ 26,0¦ 14,0¦социально - ¦
¦навигационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономической ¦
¦информационной ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интеграции на ¦
¦системы повышенной¦ ¦ ¦отчислений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦основе развития ¦
¦точности РБ и РФ ¦ ¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наземного сегмента ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерация -¦ ¦ ¦ ¦ ¦межгосударственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦50,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦навигационно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦
¦ ¦ ¦ ¦Беларусь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы в интересах¦
¦ ¦ ¦ ¦23,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создания единого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно-технического¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и информационного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пространства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства. ¦
L------------------+-------------+-------+-----------+----+-----+-----+-----+--------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОГРАНИЧНЫХ ПУНКТОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ (ПУНКТОВ ПРОПУСКА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД 2002 - 2004 ГОДОВ"(Принято 29.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также