ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 6 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2003 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2005 ГОДА"(Вместе с <ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗА НА 2003 ГОД И ДО 2005 ГОДА>, "ПРОГНОЗНЫМИ БАЛАНСАМИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВАЖНЕЙШИМ ВИДАМ ПРОДУКЦИИ...")(Принято 29.04.2003)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 6
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2003 ГОД И ПАРАМЕТРАХ
ПРОГНОЗА ДО 2005 ГОДА
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить в основном с учетом состоявшегося обсуждения Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 год и параметры прогноза до 2005 года, а также прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2003 год.
2. Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 год и параметры прогноза до 2005 года, а также прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2003 год заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации и Республики Беларусь для использования в совместной работе по выполнению положений Договора о создании Союзного государства, решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам формирования единого экономического пространства.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству экономики Республики Беларусь в I квартале 2004 г. представить в Совет Министров Союзного государства Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2004 год и параметры прогноза до 2006 года.
Прогноз одобрен Постановлением N 4 Совета Министров Союзного государства от 10.03.2004. Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерству экономики Республики Беларусь, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству и Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в I квартале 2004 г. представить в Совет Министров Союзного государства согласованные прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2004 год.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрен
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 6
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА 2003 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2005 ГОДА
Введение
Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 г. и параметры прогноза до 2005 года разработаны в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, Методическими рекомендациями по разработке прогнозов социально-экономического развития Союзного государства и методическими материалами по сближению уровней социально-экономического развития Беларуси и России. В основу проекта Прогноза положен ряд важнейших соглашений и План совместных действий Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Правительства Республики Белоруссия, Национального банка Республики Белоруссия по введению единой денежной единицы на период 2001 - 2005 годы и формированию единого эмиссионного центра Союзного государства.
Прогноз подготовлен на основе Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 г. и основных параметров прогноза до 2005 г., Стратегии социально-экономического развития России до 2010 г., Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.), а также Прогноза социально-экономического развития Союзного государства на 2002 г. и параметров прогноза до 2004 года.
При подготовке данного Прогноза основное внимание было уделено проблемам максимальной реализации совместных мероприятий по социально-экономическому сотрудничеству и активизации интеграционных процессов. Прогноз содержит динамику важнейших социально-экономических показателей развития национальных экономик и Союзного государства в целом, а также важнейшие направления, механизмы и меры по синхронизации экономической политики и реформ в двух странах в прогнозном периоде, направленных на поэтапное формирование общего экономического пространства.
На основе дальнейшего углубления интеграционных процессов, повышения эффективности социально-экономического сотрудничества в Прогнозе предусматривается динамичное развитие экономики Союзного государства, направленное на обеспечение устойчивого роста уровня жизни его населения.
1. Оценка текущего состояния и условия
социально-экономического развития Союзного государства
В январе - октябре 2002 г. как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь удалось в целом преодолеть негативные тенденции, сложившиеся в экономике обеих стран в конце 2001 - начале 2002 гг.
Динамика основных макроэкономических показателей характеризовалась положительными темпами роста при ослаблении влияния внешних и усилении воздействия внутренних факторов на результаты экономической деятельности.
Сохранялась финансовая стабильность в российской экономике, которая обеспечивалась устойчивым профицитом федерального бюджета. В Республике Беларусь дефицит консолидированного бюджета поддерживался на умеренном уровне, хотя финансовое положение оставалось весьма напряженным. В результате сдержанной бюджетной и денежно-кредитной политики, проводимой Правительствами и центральными банками обеих стран, снизились темпы инфляции. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на валютном рынке.
Позитивные тенденции в экономике стран-участниц создаваемого Союзного государства проявились со II квартала т. г. Предприятия реального сектора экономики активизировали инвестиционную деятельность, в том числе за счет средств внебюджетных фондов и привлечения внешних инвесторов. Продолжалась работа по решению задач более полного предоставления населению в пределах минимальных стандартов и нормативов базовых социальных благ приемлемого качества.
Основное внимание уделялось повышению реальных денежных доходов населения, опережающему росту их основной составляющей - заработной платы, ускорению темпов роста объемов производства потребительских товаров для более полного удовлетворения возрастающего спроса домашних хозяйств. Предпринимались меры по совершенствованию механизмов адресной социальной поддержки беднейших слоев населения, усиления социальных гарантий для низкооплачиваемых категорий работающих, а также улучшению финансового обеспечения развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, упорядочению системы оплаты труда в отраслях социальной сферы. Важнейшие темповые макроэкономические показатели Беларуси и России за 2000 - 2002 гг. представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития
Республики Беларусь и Российской Федерации
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
-----------------------------------T-----T-----T--------T--------¬
¦ ¦2000 ¦2001 ¦Январь -¦2002 г. ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦октябрь ¦ оценка ¦
¦ ¦ ¦ ¦2002 г. ¦ <*> ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Валовой внутренний продукт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республики Беларусь ¦105,8¦104,1¦ 104,1 ¦ 104,7 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦109,0¦105,0¦ 104,0 ¦ 104,1 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Темп инфляции (по потребительским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценам), прирост к декабрю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предыдущего года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦107,5¦ 46,1¦ 26,5 ¦ 34,8 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦ 20,2¦ 18,6¦ 11,5 ¦ 15,1 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Продукция промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦107,8¦105,9¦ 103,9 ¦ 104,3 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦111,9¦104,9¦ 104,0 ¦ 103,7 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Продукция сельского хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦109,3¦101,8¦ 100,1 ¦ 101,5 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦107,7¦107,5¦ 101,2 ¦ 101,7 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Инвестиции в основной капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦102,1¦ 97 ¦ 105,2 ¦ 103,2 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦117,4¦108,7¦ 102,5 ¦ 102,6 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Реальные располагаемые денежные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦доходы населения ¦120,0¦129,0¦ 110,0 ¦ 109,0 ¦
¦ Республика Беларусь ¦ ¦ ¦ <**> ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦111,9¦108,5¦ 109,3 ¦ 108,8 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Оборот розничной торговли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦112 ¦128,2¦ 112,6 ¦ 112,9 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦108,8¦110,7¦ 109,0 ¦ 109,1 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Объем платных услуг населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦105 ¦109,0¦ 108,4 ¦ 107,1 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦105,0¦102,8¦ 100,3 ¦ 100,5 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Экспорт всего <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦124,7¦108,0¦ 104,8 ¦ 106,5 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦139,5¦ 96,7¦ 99,2 ¦ 104,4 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦Импорт всего <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Республика Беларусь ¦124,1¦107,2¦ 106,1 ¦ 106,8 ¦
+----------------------------------+-----+-----+--------+--------+
¦ Российская Федерация ¦113,5¦119,8¦ 112,0 ¦ 112,1 ¦
L----------------------------------+-----+-----+--------+---------
--------------------------------
<*> Оценка Минэкономразвития России и Минэкономики Беларуси
<**> По методологии платежного баланса
<***> Январь - сентябрь
В январе - октябре 2002 г. темп роста ВВП в России, по предварительной оценке Минэкономразвития России, составил 104%, в Беларуси, по данным Министерства статистики и анализа - 104,1%. Определяющими факторами роста ВВП по компонентам счета производства были рост промышленного производства, сельского хозяйства и услуг торговли. Приросты ВВП по оценкам за 2002 г. по отношению к 2001 г. ожидаются: в Российской Федерации на уровне 4,1%, в Республике Беларусь - 4,7%.
Тенденция спада промышленного производства, проявившаяся в России в октябре 2001 г. - январе 2002 г., сменилась с февраля текущего года на возрастающую. За январь - октябрь 2002 г. объем промышленного производства увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4%. Наибольшими темпами роста характеризовалось производство в цветной металлургии, пищевой и топливной промышленности, промышленности строительных материалов.
В Республике Беларусь замедление темпов роста промышленного производства в сравнении с его динамикой в 2001 г. пришлось на I квартал 2002 г., затем началось медленное их повышение. За январь - октябрь объем промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года увеличился на 3,9%. Более высокими темпами развивались топливная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, черная металлургия.
Некоторое замедление динамики промышленного производства Союзного государства в 2002 г. относительно уровня 2001 г. обусловлено в основном:
- нестабильностью внешнеэкономической конъюнктуры в отношении отечественных товаров экспорта и ускорением динамики импорта;
- значительным износом основных производственных фондов и замедлением динамики инвестиций в основной капитал;
- низкой конкурентоспособностью отечественных товаров и недостаточной инновационной активностью производства.
В целом за 2002 г. прирост промышленного производства к 2001 г. ожидается в России на 3,7%, в Беларуси - на 4,3%. Существенному ускорению темпов роста промышленного производства в оставшийся до конца 2002 г. период в Беларуси будет способствовать выполнение Соглашения между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерацией "О создании равных условий субъектам хозяйствования на территории обоих государств в области ценовой политики на железнодорожном транспорте, в электроэнергетической и газовой промышленности". Влияние данного фактора выразится в снижении издержек производства и в дополнительном росте добавленной стоимости, повышении уровня конкурентоспособности и наращивании объемов реализации произведенной продукции.
В структуре использования ВВП обеих стран основными компонентами, обеспечившими рост, были существенное увеличение конечного потребления домашних хозяйств и рост физических объемов экспорта.
Оборот розничной торговли за январь - октябрь т. г. по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. в Российской Федерации увеличился на 9%, в Республике Беларусь - на 12,6%. Это связано с повышением реальных располагаемых денежных доходов населения к уровню соответствующего периода прошлого года в Российской Федерации на 9,3% и в Республике Беларусь на 10% по данным за январь - сентябрь 2002 г.
Объем инвестиций в основной капитал в Российской Федерации за январь - октябрь 2002 г. превысил на 2,5%, уровень соответствующего периода 2001 года. В последующие месяцы 2002 г. ожидается возрастание этого соотношения на фоне замедления роста инвестиций во II полугодии 2001 г., и в целом за год прирост инвестиций составит, по оценке, 2,6% к уровню прошлого года. Собственные ресурсы для инвестиций предприятий реального сектора экономики (прибыль и амортизация) в I квартале т. г. по сравнению с I кварталом 2001 г., по оценке увеличились в номинальном выражении на 4%, в основном за счет амортизации (на 21%).
В Республике Беларусь в 2002 г. в связи с падением объемов инвестиций в основной капитал в 2001 г. отмечались более высокие темпы их роста. За 10 месяцев прирост инвестиций в основной капитал составил к аналогичному периоду предыдущего года 5,2%, в том числе на строительство объектов производственного назначения - 11,2%. Основным источником финансирования инвестиций оставались средства предприятий и организаций, включая привлеченные кредитные ресурсы, доля которых в структуре инвестиционных вложений превышала 50%.
Оживление мировой экономики и улучшение мировой конъюнктуры способствовали восстановлению в I полугодии 2002 г. реального роста российского экспорта, хотя он и оставался ниже уровня I полугодия 2001 г. на 7,7%, несмотря на значительный рост физического объема экспорта (более чем на 12,6%). За январь - сентябрь объем экспорта уменьшился на 0,8%, по итогам года ожидается увеличение объемов на 4,1%.
Импорт товаров Российской Федерации в 2002 г., по оценке, вырос на 12,1%.
Сдержанная динамика импорта была связана, прежде всего, с замедлением темпов реального укрепления рубля. За 7 месяцев 2002 реальный обменный курс рубля увеличился по отношению к доллару США, по расчетам Минэкономразвития России, на 3,2%, в то время как в январе - июле предыдущего года его реальное укрепление составляло 6,1% (за 2002 г. - около 6,6%, против 8,4% в 2001 году). При этом реальный эффективный курс рубля с начала года снизился, по оценке, на 3 процента. Прирост импорта в январе - сентябре составил 12,1%, по итогам года ожидается на уровне 11,6%.
Особенностью внешней торговли Республики Беларусь в 2002 г. стал рост ее объема со странами вне СНГ. В январе - сентябре 2002 г. объем экспорта в целом увеличился на 4,8%, импорта - на 6,1% к январю - сентябрю 2001 г.
Физический объем экспорта товаров в январе - сентябре 2002 г. в сравнении с соответствующим периодом 2001 г. увеличился на 7,2%, в том числе в Россию - на 0,3%. Физический объем импорта увеличился на 10,5%, а импорта из России возрос на 10%.
В январе - сентябре 2002 г. в общем объеме белорусского экспорта на долю стран вне СНГ приходилось 45,5%, России - 49,6%, остальных стран СНГ - 4,9%, импорта из стран вне СНГ - 30,3, России - 65,4, остальных стран СНГ - 4,3% общего его объема.
В 2002 г. в обеих странах произошло существенное замедление темпов инфляции. Инфляция на потребительском рынке в Российской Федерации в январе - октябре 2002 г. составила 11,5%. По оценке, за 2002 г. темп инфляции не превысит 15,1%.
В Республике Беларусь потребительские цены за январь - октябрь 2002 г. повысились на 36,5%, по итогам года темп инфляции ожидается на уровне 34,8%.
Замедление роста инфляции обусловлено в обеих странах в основном близкими по своему характеру важнейшими факторами:
- сдержанной бюджетной и денежно-кредитной политикой,
- профицитным федеральным бюджетом в России и относительно низким уровнем дефицита консолидированного бюджета в Беларуси,
- замедлением денежного предложения в 2002 г. по сравнению с 2001 г.,
- снижением инфляционных ожиданий в связи с ограничением повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
В целом предприятия реального сектора экономики обеих стран в условиях относительной стабилизации результатов их работы в большей мере адаптировались к таким важнейшим факторам, как внешнеэкономическая конъюнктура, реальный курс национальных валют, издержки на заработную плату, оплата растущих цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, которые ранее для предприятий представлялись критическими.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь и Российской Федерации ситуации в истекшем периоде 2002 г. дает основания ожидать по итогам года сохранения положительных темпов роста и выполнения прогнозных параметров по большинству макроэкономических показателей, хотя темпы роста по отдельным из них могут быть ниже, чем в 2000 и 2001 годах.
2. Цели и основные направления социально-экономического
развития Союзного государства
Цели и основные направления развития Союзного государства Беларуси и России в социально-экономической сфере вытекают из концептуальных положений Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устава Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 г., Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования, Договора о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г.
Стратегической целью экономического сотрудничества в рамках Союзного государства является повышение уровня и стандартов жизни населения Беларуси и России на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов обеих стран, заимствования положительного опыта внедрения рыночных механизмов функционирования национальной экономики, использования преимуществ межгосударственной специализации и кооперации.
Основными направлениями экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства в прогнозном периоде должны стать:
- проведение согласованной макроэкономической политики, в том числе кредитно-денежной и валютной, бюджетно-налоговой, ценовой, инвестиционной и инновационной, промышленной, внешнеэкономической, социальной;
- синхронизация институциональных преобразований, процессов модернизации, реструктуризации и интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;
- гармонизация и унификация законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе хозяйственного и гражданского законодательства, законодательства в социально-трудовой сфере, налогового законодательства о привлечении иностранных инвестиций и др.;
- формирование единого экономического пространства, в том числе таможенного, денежного, научного, технологического и информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;
- объединение транспортных, энергетических, телекоммуникационных систем, систем связи;
- разработка и реализация совместных межгосударственных программ и их финансового обеспечения;
- развитие межрегионального сотрудничества.
Реализация вышеуказанных основных направлений строительства Союзного государства потребует значительных усилий в области гармонизации национальных интересов Беларуси и России. Это позволит продвинуться на пути решения проблем, которые возникли в текущем периоде при формировании единого таможенного и денежного пространства, согласовании фискальной и ценовой политики, синхронизации темпов рыночных реформ, создание равных условий хозяйствования субъектам двух стран.
Взаимные уступки обеих Сторон в рамках создания равных условий субъектам хозяйствования при условии их соблюдения в прогнозном периоде создают возможности по повышению эффективности производства и оживление экономики на территории Союзного государства Беларуси и России.
Реализация мер по основным направлениям строительства Союзного государства Беларуси и России в социально-экономической сфере в прогнозном периоде направлена прежде всего на дальнейшее согласование макроэкономической политики и выравнивание основных макроэкономических показателей, синхронизацию процессов рыночной трансформации, унификацию национальных законодательств, формирование общего экономического пространства. Для финансового обеспечения реализации совместных межгосударственных программ и проектов запланировано увеличение бюджета Союзного государства на 2003 г.
3. Макроэкономические показатели и индикаторы
государственного регулирования экономики
Важнейшими показателями и индикаторами, сближение которых необходимо для создания предпосылок углубления экономической интеграции Беларуси и России в прогнозном периоде, являются:
темпы инфляции;
темпы девальвации официальных обменных курсов российского и белорусского рубля;
дефицит государственного бюджета и государственный долг (отношение к ВВП);
ставки рефинансирования центральных банков, процентные ставки по срочным депозитам и кредитам;
доходность по государственным ценным бумагам;
дефицит торгового баланса.
Сближение этих показателей позволяет обеспечить идентичность условий в финансовой и монетарной сфере двух стран на макроэкономическом уровне. В первую очередь это относится к целевому параметру инфляции, который имеет определяющее значение для остальных финансовых показателей (процентные ставки, доходность ГКО, темпы девальвации официальных обменных курсов и т.д.). Тем самым будут созданы равные условия для населения и субъектов хозяйствования двух стран в части хранения активов и доступности кредитных ресурсов.
Основное влияние на сближение макроэкономических показателей и индикаторов государственного регулирования денежно-кредитной и валютной политики двух стран окажет реализация Плана совместных действий Правительств и Центральных (Национальных) банков Республики Беларусь и Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства в прогнозном периоде (2003 - 2005 гг.).
В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 года единую денежную единицу Союзного государства предусматривается ввести с 1 января 2008 г. (статья 8).
При реализации в 2002 - 2004 гг. в полном объеме задач и мероприятий, предусмотренных на этот период Планом совместных действий, с 1 января 2005 г. роль единой денежной единицы Союзного государства может выполнять рубль Российской Федерации (статья 1). На переходном этапе (2005 - 2007 гг.) использование российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства и его хождение на территории Республики Беларусь определяется отдельным Соглашением между Правительством, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации при создании соответствующих экономических и организационных условий.
Анализ Плана совместных действий показывает, что из предусмотренных 40 задач, вытекающих из Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации его положений, к концу 2002 года реализовано 5 задач (усиление роли и значения казначейства, завершение формирования единого таможенного пространства, унификация принципов и механизмов обменных курсов белорусского рубля и российского рубля к иностранным валютам, оказание Центральным банком Российской Федерации поддержки курса белорусского рубля к российскому рублю, в том числе предоставление Национальному банку Республики Беларусь кредитов в российских рублях).
Среди задач Плана совместных действий предусмотренных к исполнению на 2003 - 2004 гг. наиболее важными являются:
достижение согласованных важнейших макроэкономических показателей;
переход к единым сценарным условиям социально-экономического развития;
унификация бюджетного законодательства, законодательства в области государственного регулирования экономики, приватизации государственной собственности и внешнеэкономической деятельности, страхового законодательства, а также законодательства, регулирующего разработку денежно-кредитной политики и деятельность Национального банка Республики Беларусь;
проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций;
задачи, связанные с созданием единого эмиссионного центра Союзного государства и формированием единых золотовалютных резервов.
Предполагается осуществление Национальным банком Республики Беларусь с 1 января 2004 г. жесткой привязки официального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю, прекращение эмиссионного кредитования дефицита республиканского бюджета. Кроме того, предусматривается отмена обязательной продажи субъектами хозяйствования Республики Беларусь поступлений в российских рублях от экспорта товаров и услуг.
Активы и пассивы Правительства Республики Беларусь, банков, других субъектов хозяйствования и физических лиц (резидентов и нерезидентов Республики Беларусь) по состоянию на 1 января 2005 г. (или другую согласованную дату) будут единовременно конвертированы из белорусских в российские рубли по фиксированному курсу белорусского рубля к российскому рублю. На эту же дату будет изменен масштаб конверсионного курса будет определен соответствующим межгосударственным соглашением с учетом необходимости равного стартового обеспечения экономик Беларуси и России платежными средствами. Обменный курс белорусского рубля к российскому рублю будет зафиксирован до ввода российского рубля в обращение на территории Республики Беларусь.
Анализ показателей кредитно-денежной сферы России после введения российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г. показывает, что для России серьезных последствий валютного объединения не должно быть.
Вместе с тем для Республики Беларусь введение российского рубля в качестве единой валюты может повлечь за собой на начальном этапе негативные последствия.
Прежде всего, жесткая фиксация курсов белорусского к российскому рублю не позволит использовать валютный курс для управления конкурентоспособностью белорусских товаров на внешних рынках. Неизбежное для поддержания фиксированного курса белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики приведет к сокращению кредитных ресурсов, направляемых на поддержку реализации отдельных государственных программ. Обострятся проблемы обеспечения доходной части бюджета и финансирования социальной сферы.
Введение российского рубля резко повысит требования к конкурентоспособности белорусских предприятий, потребует осуществления действенных мер по их реструктуризации.
Минимизации негативных последствий должна способствовать реализация в 2003 - 2004 гг. мер по ужесточению денежно-кредитной политики, сокращению налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, снижению уровня инфляции, снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции предприятий.
В 2002 гг. в Республике Беларусь осуществлены заметные шаги в направлении выполнения отмеченных требований. В результате ужесточения денежно-кредитной политики созданы условия для финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне.
Политика реальных положительных ставок на денежном рынке обеспечила восстановление доверия к белорусскому рублю в качестве финансового инструмента и соответствующий рост срочных сбережений ("связанных" денег) в национальной валюте, что позволило существенно снизить темпы инфляции. Отмеченные позитивные тенденции сохраняются в течение текущего года, что позволило добиться значительного сокращения разрыва темпов инфляции в двух странах по сравнению с 1999 - 2000 гг. (см. табл. 2.).
Таблица 2
Фактические и прогнозные значения индекса
потребительских цен в России и Беларуси в 1999 - 2004 гг.
(в %, декабрь к декабрю предыдущего года).
-----------T-----T-----T-----T-----T---------T---------T---------¬
¦ ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦факт ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+-----+-----+-----+---------+---------+---------+
¦Россия ¦136,5¦120,2¦118,6¦115,1¦110 - 112¦108 - 110¦106 - 108¦
+----------+-----+-----+-----+-----+---------+---------+---------+
¦Беларусь ¦351 ¦208 ¦146,3¦134,8¦118 - 124¦117 - 121¦115 - 117¦
L----------+-----+-----+-----+-----+---------+---------+----------
Так, темпы инфляции по индексу потребительских цен (декабрь к декабрю) в 2002 г. предусмотрены в России на уровне 115,1% против 127% в Беларуси. За январь - октябрь рост индекса потребительских цен в Беларуси составил 126,5% и по отдельным экспертным оценкам может достигнуть 134,8%. В России этот показатель за тот же период составил 111,5% и по итогам года ожидается в размере 115,1%.
Тем не менее, несмотря на сложившуюся тенденцию сближения темпов инфляции и девальвации и сохранение этого тренда в дальнейшем, выравнивание этого показателя, а также основных параметров денежно-кредитной и валютной политики не будет обеспечено в 2005 г. Основные причины, препятствующие снижению инфляции в Беларуси до российского уровня, в настоящее время не связаны с неспособностью или нежеланием Национального Банка решать эту задачу имеющимися в его распоряжении инструментами монетарной политики и имеют экзогенный характер. В первую очередь, следует отметить неэффективность предприятий реального сектора экономики, обусловленную отсутствием рыночных реформ, реструктуризации, иностранных инвестиций и т.д., которые являются объективной первопричиной проинфляционности белорусской экономики. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест Правительство Республики за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Возможности чрезмерного вмешательства государства в работу банковской системы и превалирование директивных методов регулирования кредитных ресурсов обусловлены низкой степенью независимости Национального банка Республики Беларусь, который вынужден выполнять активные экономические функции в ущерб выполнению основных целевых установок в области инфляции и поддержания стабильного обменного курса.
Таким образом, реальный сектор белорусской экономики оказался не готовым к работе в условиях низкой инфляции, поскольку с 2000 г. отчетливо прослеживается тенденция ухудшения финансового состояния предприятий реального сектора экономики по мере снижения темпов инфляции. Об этом свидетельствует продолжающееся ухудшение финансовых показателей работы предприятий. Прибыль от реализации продукции и услуг в реальном выражении за 9 месяцев 2002 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,4%, доля убыточных предприятий увеличилась на 3 процентных пункта и составила 35,4%, кредиторская задолженность в реальном выражении выросла с начала года на 11,1%, рентабельность реализованной продукции и услуг снизилась с 9,7% до 9,1%. Исходя из этого прослеживается достаточно ясная логика причинно-следственных взаимосвязей в макроэкономике, обусловливающих проинфляционность белорусской экономики. Попытки снизить темпы инфляции наталкиваются на ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора. В результате, с одной стороны увеличивается потребность в поддержке этих предприятий с целью предотвращения банкротств либо увольнения избыточно занятых, а с другой стороны, затрудняется выполнение доходной части бюджета из-за недопоступления налоговых платежей. В условиях отсутствия внешних источников финансирования экономики и отсутствия заметных сдвигов в направлении рыночных реформ единственным способом решения этих проблем остается использование "печатного станка".
Таким образом, достигнутая финансовая стабилизация не имеет под собой прочного фундамента, являясь хоть и важной, но лишь одной из многих, предпосылок успешного осуществления рыночных реформ и выхода на траекторию здорового, устойчивого экономического роста. Основная роль все же принадлежит созданию конкурентоспособного, эффективно функционирующего реального сектора, адаптированного к работе в рыночных условиях. Успешность решения этой задачи главным образом зависит от создания либеральной институциональной среды, приватизации и привлечения прямых иностранных инвестиций, развития частного предпринимательства и т.д.
Основными направлениями государственной ценовой политики в Республике Беларусь в 2003 - 2005 годах будут дальнейшая либерализация ценообразования и гармонизация в этом отношении с законодательством Российской Федерации, а также ликвидация перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги.
С 2000 года в Республике произошло изменение макроэкономической ситуации. Существенный рост средней заработной платы и соответственно денежных доходов населения в долларовом выражении позволили либерализовать цены, которые по своему уровню приближаются к российским. Ожидается, что в прогнозном периоде основным фактором, сдерживающим рост цен на товары в Республике Беларусь, будет конкуренция со стороны иностранных производителей.
Таким образом, в отраслях, ориентированных на отечественного потребителя, динамика цен будет определяться, с одной стороны, растущим платежеспособным спросом населения и, с другой стороны, конкуренцией иностранных производителей, динамикой валютного курса.
В Беларуси активно проводится политика ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. К концу 2002 г. планировалось выйти на 40%-й уровень окупаемости населением себестоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг (уже вышли на 60%), к концу 2003 г. - на 50%-й, а в 2004 г. - 80%-й уровень. В этой связи ожидается опережающий рост цен на потребительские услуги по отношению к росту цен на товары. В среднем рост потребительских цен будет опережать рост цен производителей промышленной продукции.
В прогнозном периоде продолжится работа по унификации цен и тарифов в рамках Союзного государства. В 2002 г. достигнута договоренность об унификации тарифов на грузовые перевозки и о снижении для Беларуси цены на природный газ. Унификация цен и тарифов на энергоносители и услуги базовых отраслей создает предпосылки для выравнивания условий производства готовой продукции. Вместе с тем необходимо отметить, что и здесь остается ряд проблем.
Для Беларуси важны те договоренности, где говорится о проведении единой тарифной политики в области электроэнергетики и первичных ресурсов, поскольку установление единых тарифов и цен, ориентированных на внутренние российские цены, позволят белорусским производителям снизить собственные издержки за счет удешевления этих компонент себестоимости продукции. Это, в свою очередь, по цепочке межотраслевых связей позволит снизить темпы роста цен на промышленную продукцию, т.е. уменьшить инфляцию издержек, что, с некоторым временным лагом, повлечет снижение общего уровня инфляции в Беларуси.
Механизм ценового регулирования союзного государства должен исходить из того, что возможности некапиталоемкого развития российского топливно-энергетического комплекса практически исчерпаны. Поэтому обеспечение потребности внутреннего российского и белорусского рынков энергоресурсами потребуют существенного роста капитальных затрат обеих Сторон, что возможно повлияет на трансформацию системы цен.
Беларуси необходимо учитывать также и то обстоятельство, что Россия намерена решать проблему ценовых соотношений на отдельные виды топлива, ориентированных на мировые цены. Российской Стороной предполагается, с учетом реальной потребительской ценности энергоносителей, поэтапное выравнивание соотношения цен на уголь энергетический, газ и мазут, которое должно соответствовать соотношению мировых цен на эти энергоносители в пересчете на одинаковую теплотворность.
В Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства восьмой раздел посвящен вопросам проведения единой политики в области ценообразования и механизма ее осуществления. Согласно этой Программе субъектам хозяйствования государств-участников обеспечиваются равные условия по применению во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов, которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой прибыли. Согласно пункту 8.2 государственное регулирование цен и тарифов осуществляется по единому перечню продукции (услуг), в основном относящейся к продукции (услугам) естественных монополий, продукции (услугам), закупаемой преимущественно государствами-участниками, и другой продукции (услугам), исходя из экономически обоснованных затрат и получения необходимой прибыли субъектами хозяйствования.
Судя по динамике развития ценовой ситуации в Беларуси, можно предположить, что большого (относительно России) роста цен в связи с переходом Беларуси на российский рубль не произойдет, поскольку идет постепенное выравнивание уровней цен в первую очередь на потребительском рынке. Что касается производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, то здесь все будет зависеть от того насколько отечественные производители будут находиться в равных ценовых условиях с российскими.
Дефицит бюджета является одним из источников инфляции и внутреннего государственного долга, он вызывает неустойчивость финансовой системы страны.
Проектом бюджета Республики Беларусь на 2003 г. предусмотрен уровень дефицита бюджета 1,5% к ВВП. Верхний уровень дефицита бюджета Республики Беларусь до 2005 г. определен Программой социально-экономического развития на 2001 - 2005 годы в размере 1,5% ВВП. Существенное влияние на величину дефицита бюджета в Республике Беларусь оказывают расходы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые в проекте бюджета на 2003 г. составляют 1,1% ВВП.
Одной из проблем покрытия дефицита бюджета в Республике Беларусь в прогнозируемом периоде является переход с 2004 г. на финансирование дефицита госбюджета только за счет выпуска ценных бумаг и внешних займов и отказ от привлечения льготных кредитов со стороны Национального Банка.
Министерство финансов Республики Беларусь проводит активную политику по снижению внешнего долга Беларуси, если на конец 1999 г. он составлял 886,3 млн. долл. (8,1% к ВВП), то в 2001 г. 763 млн. долл. (6,2%) и 498 млн. долл. по Прогнозу на 2003 г. Внутренний долг имеет тенденцию к росту, на конец 1999 г. он составил 1,7% к ВВП, в 2001 г. 4,5% к ВВП. Расходы бюджета на обслуживание государственного долга в 2003 г. составят 0,5% ВВП.
Проектом бюджета Российской Федерации на 2003 г. предусмотрен профицит бюджета, который оказывает положительное влияние на стабильность основных макроэкономических показателей. Важную роль в обеспечении профицита бюджета Российской Федерации играет благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, в первую очередь на мировом нефтяном рынке.
С другой стороны Россия по сравнению с Беларусью имеет значительный внешний долг, что требует больших финансовых средств по его обслуживанию и погашению, на 01.01.2002 его величина составляла 130,1 млрд. долл. Ежемесячные выплаты в 2002 г. превышают 500 млн. долл. Основные выплаты по внешнему долгу предстоят в 2003 г. 17,3 млрд. долл.
Проведение политики, направленной на поддержание профицита бюджета позволяет России в 2002 г. осуществлять платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга, не прибегая к новым зарубежным заимствованиям.
Важной задачей Союзного государства является минимизация внешнего долга, которая позволяет существенно снизить расходы на его обслуживание.
Важную роль в обеспечении стабильности финансовой системы играет поддержание доходности государственных ценных бумаг на уровне, который позволяет финансировать дефицит бюджета, осуществлять погашение основной суммы внутреннего долга, но вместе с тем таким образом приводит к отвлечению финансовых ресурсов из реального сектора экономики.
В Республике Беларусь интегрированный уровень доходности в августе 2002 года составил 47,04%.
На конец 2001 года в Российской Федерации уровень доходности ГКО составил 14,5% - 15,4%, по среднесрочным ОФЗ 15,2% - 23,5%, по долгосрочным 23,4 - 24,4%. В августе 2002 г. уровни доходности этих ЦБ составляли соответственно (12,3 - 12,9%; 12,8 - 15,2%; 15,1 - 17,1%). Доходность гособлигаций по итогам 2002 года снизилась на 3 процентных пункта.
Органами государственного управления должны осуществляться мероприятия по активизации выпуска краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов, что приведет к активизации инвестиционной деятельности на территории Беларуси и России.
В сложившихся экономических условиях по-прежнему остаются острыми вопросы, связанные с привлечением средств для финансирования дефицита бюджета. В этих целях необходима дальнейшая работа органов государственного управления, связанная с совершенствованием нормативной базы рынка государственных ценных бумаг, всесторонним развитием его инфраструктуры, увеличением числа и качества финансовых инструментов. Одним из путей решения данного вопроса наряду с повышением финансовой привлекательности государственного заимствования средств, безусловно, является расширение круга потенциальных первичных инвесторов, включая и нерезидентов.
Рынок корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь всегда играл второстепенную роль в сравнении с рынком государственных фондовых инструментов, что было связано с особенностями процессов приватизации в Республике. В настоящее время можно говорить об увеличении как количества акций акционерных обществ РБ, так и размера эмиссии в стоимостном выражении (502,4 млрд. руб. за 2001 год, и 34,9% среди других инструментов), однако по объему, значению, капитализации, перечню инструментов и другим характеристикам этот сегмент рынка ценных бумаг по-прежнему несопоставим с российским аналогом.
Рынок акций в РБ все еще редко используется как источник финансирования. Капитализация акций (в процентах к ВВП) составляет 6%. Оборот (в процентах к рыночной капитализации акций) составляет всего 1%, что принципиально несравнимо с аналогичными показателями РФ. Столь низкий оборот акций на фондовом рынке объясняется действием запрета на отчуждение в период безвозмездной приватизации акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях. В биржевой торговой системе за 2001 год было заключено всего 18 сделок. Большинство сделок с акциями (3585) осуществлялось на внебиржевом рынке.
В РБ практически отсутствует рынок корпоративных облигаций, что в значительной мере связано с недостатками нормативной базы, регулирующей их выпуск.
Гармонизация рынка корпоративных ценных бумаг в РБ и РФ в 2003 году и на период до 2005 года связана прежде всего, - с дальнейшей активизацией процессов приватизации в РБ (первичный рынок).
Снятие ограничений на отчуждение акций создаст предпосылки для ускорения развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг в РБ.
Усиление информационной прозрачности белорусского рынка ценных бумаг, а следовательно, и доступности рынка для российских инвесторов в 2003 году обеспечит дальнейшее совершенствование системы БЕКАС (предусматривается полная автоматизация процессов регистрации сделок, пользователей, подачи и обработки индикативных заявок и т.д.), а также планируемое на 2003 год ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" создание полноценной инфраструктуры электронной торговли, способствующей свободному ценообразованию на фондовые активы, повышению ликвидности рынка и достижению надлежащего уровня раскрытия информации.
Не менее важным является совершенствование расчетно-клиринговых механизмов путем унификации механизмов расчетов на различных секторах биржевого финансового рынка, оптимизации использования денежных ресурсов и обеспечения перетока финансовых средств между биржевыми сегментами.
Принятие в рассматриваемом периоде новой редакции Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах", существующего в настоящее время в форме проекта и учитывающего положительный опыт России, также позволит обеспечить дальнейшую гармонизацию и синхронизацию рынков корпоративных ценных бумаг РБ и РФ в 2003 году и на период до 2005 года.
Серьезной задачей в данной сфере, которая должна быть решена до 2005 года, является необходимость разработки законодательства РБ для деятельности стратегических инвесторов - пенсионных паевых фондов, а также расширения поля фондовых инструментов.
Главным образом, совершенствование фондового рынка для его активизации обеспечивается сближением условий его функционирования с общепринятыми мировыми стандартами, что позволяет сделать его более открытым, надежным и узнаваемым для отечественных и иностранных инвесторов, а также создание экономических и правовых условий, стимулирующих выпуск и обращение отечественных ценных бумаг для использования фондового рынка в вопросах привлечения инвестиций.
Основными направлениями совершенствования рынка ценных бумаг Союзного государства являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы путем унификации законодательства по функционированию и интеграции рынков ценных бумаг Беларуси и России;
- совершенствование инфраструктуры фондового рынка. В частности завершение работ по подключению всех депозитариев к телекоммуникационным каналам для обеспечения электронного документооборота и установления норматива по междепозитарным переводам ценных бумаг;
- обеспечение информационной прозрачности РЦБ. Должны быть созданы доступные для всех участников рынка ценных бумаг информационные базы данных об эмитентах, состоянии торговли ценными бумагами этих эмитентов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, о состоянии рынка ценных бумаг Союзного государства;
- подготовка кадров. Проведение обучения руководителей и специалистов предприятий по привлечению инвестиций в производство с использованием инструментов рынка ценных бумаг;
- совершенствование механизма привлечения инвестиций с помощью инструментов РЦБ. Создание правовой базы для организации выпуска ипотечных ценных бумаг;
- экономические меры по стимулированию выпуска и обращения ценных бумаг. Целесообразно, в частности, предусмотреть снижение налога на дивиденды, выплачиваемые эмитентами-резидентами эмиссионных ценных бумаг отечественным владельцам ценных бумаг.
В отличие от Российской Федерации, которая имеет на протяжении ряда лет значительное положительное сальдо торгового баланса (текущего счета платежного баланса по товарам и услугам), в Республике Беларусь сложилась обратная ситуация - чистый экспорт товаров и услуг отрицательный. При этом основное влияние на состояние сальдо по товарам и услугам оказывает дисбаланс в торговле с Российской Федерацией.
В отношении сальдо торгового баланса как и в предыдущие годы продолжает сохраняться действие факторов, носящих разнонаправленный характер. Если сложившаяся достаточно благоприятная для России цена на нефть на мировом рынке способствует ее экономическому росту и в том числе активному сальдо торгового баланса, то для Республики Беларусь отрицательное сальдо внешней торговли в значительной мере обусловлено импортом минеральных продуктов, включая нефть и природный газ.
Оценка результатов внешнеэкономических операций субъектов хозяйствования двух стран между собой достаточна сложна. С одной стороны, Российская Федерация является главным поставщиком ресурсов для промышленности Республики. С другой стороны, результаты внешней торговли можно оценивать как неблагоприятные. Самое большое отрицательное сальдо в торговле среди стран - с Россией. За 9 мес. текущего года оно сложилось в размере 1208 млн. долл. США и имеет тенденцию к некоторому увеличению. Уменьшение доли экспорта и импорта товаров и услуг, не предполагающих расчетов в денежной форме, до 30,9% в январе - июне 2002 г. по сравнению с 49,1% в соответствующем периоде прошлого года должно рассматриваться как положительная динамика улучшения качества внешней торговли. С другой же стороны, по экспорту и импорту, не предполагающему денежных расчетов, наблюдается положительное сальдо. Отрицательное сальдо в торговле с Россией сформировано полностью за счет экспорта и импорта предполагающего расчеты в денежной форме. Экспорт товаров не диверсифицирован: почти две трети белорусского товарного экспорта в Российскую Федерацию составляют 4 товарных раздела.
Что касается непосредственных подходов к составлению текущего счета платежного баланса (и соответственно их влиянию на состояние сальдо), то в результате активного сотрудничества Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка России в последние годы, методология составления платежного баланса Республики Беларусь с Российской Федерацией в настоящее время полностью унифицирована. В этой связи никаких корректировок данных платежного баланса в следствии изменения методик стоимостных оценок операций не ожидается.
4. Гармонизация и синхронизация
институциональных преобразований, развитие
законодательной и нормативно-правовой базы
государств-участников союзного государства
Гармонизация и синхронизация институциональных преобразований предполагают единую направленность экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации в реализации общих подходов создания рыночной экономики, согласование экономической политики в области структурной перестройки, приватизации, антимонопольного регулирования, формирования рынка ценных бумаг, развития малого предпринимательства и создания конкурентной среды, организационно-правовых структур управления, разработку общих принципов и унификации законодательства.
Ключевым блоком в системе рыночных институциональных преобразований является реформирование государственной собственности. Оно направлено на создание многоукладной социально ориентированной экономики, развитие частной инициативы и предпринимательства, стимулирование инвестиционных процессов и, в конечном счете, на создание устойчивых предпосылок для экономического роста и повышения эффективности отраслей народного хозяйства.
Между тем, в Республике Беларусь преобразования отношений собственности происходят медленно. К настоящему времени реформировано около трети предприятий, подлежащих приватизации, на которых работает около 18% занятых в народном хозяйстве. Низкие темпы акционирования затрудняют реализацию прав граждан на обращение ИПЧ "Имущество" в ценные бумаги предприятий. Всего 46% населения использовало свои чеки, обеспеченность выданных сертификатов приватизируемым имуществом составляет 67%. Сказывается непоследовательность в деятельности республиканских и региональных органов государственного управления, перестраховка, влияние ряда других факторов.
В Российской Федерации процесс реформирования продолжается с учетом и устранением допущенных в прошлом ошибок. Несмотря на высокую степень разгосударствления (70 - 95%), достигнутую в ключевых отраслях промышленности, в 2003 г. этот процесс будет активизирован за счет крупных приватизационных проектов. В дальнейшем политика приватизации будет направлена на передачу в частные руки всех потенциально конкурентных предприятий.
При всех трудностях процесс реформирования отношений собственности в Республике Беларусь реально происходит и альтернативы ему нет. В 2003 г. предполагается продолжить приватизацию объектов госсобственности в соответствии с законодательством и концепцией управления государственным имуществом на 2001 - 2005 годы. Учитывая неблагоприятные итоги предыдущих лет, в 2003 г. приватизация должна обеспечить возможность реализации гражданами неиспользованных чеков "Имущество", что означает реформирование не менее 75% государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 200 человек. В 2003 - 2005 гг. предполагается завершить преобразование в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек.
В 2003 г. будет продолжена приватизация технологически связанных комплексов нефтехимической отрасли. Среди них такие крупные предприятия, как "Нафтан", "Белшина", "Азот", "Полимир", светлогорское и могилевское "Химволокно". О своей заинтересованности в реализации названных инвестиционных проектов заявили российские компании "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Итера" и другие. Ожидается дальнейшее привлечение инвестиций петербургской пивоваренной компании "Балтика" в реконструкцию крупнейшего в Беларуси пивзавода "Крынiца".
При реформировании государственной собственности в прогнозном периоде будут сохранены следующие основополагающие принципы:
- приватизация с обязательным привлечением инвестиций на конкурсной основе;
- реформирование предприятий с учетом их ликвидности и результатов экспертизы долгосрочных бизнес-проектов, постоянный контроль за выполнением новым собственником принятых обязательств;
- расширение инструментария приватизации, в том числе за счет аукционов и конкурсов, проводимых с понижением начальной цены объектов приватизации, продажи за свободно конвертируемую валюту;
- повышение эффективности работы преобразуемых предприятий.
Важно обеспечить прозрачность процедуры приватизации, полный контроль на каждом этапе ее проведения, экономическую безопасность и приоритетность интересов государства и граждан Республики Беларусь.
Интеграция Беларуси и России предусматривает проведение в прогнозном периоде согласованной политики в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства.
В соответствии с основными законодательными актами, регулирующими правовое положение субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и Республике Беларусь, основополагающими направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для субъектов малого предпринимательства.
В связи с необходимостью проведения гармонизации и синхронизации институциональных преобразований, а также унификации нормативной правовой базы государств-участников Союзного государства, необходимо достичь единообразной реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства. Так, существует проблема выделения единых подходов и критериев отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства.
В Республике Беларусь на 1 января 2002 года численность работников, занятых в сфере малого бизнеса, включая совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 560 тыс. человек или 12,6% от общего числа занятых в народном хозяйстве.
Численность работников, занятых на малых предприятиях (с учетом индивидуальных предпринимателей) составляет в Российской Федерации 11881 тыс. человек или 19% от общей численности занятых в российской экономике.
Как в Беларуси, так и в России в прогнозном периоде ожидается увеличение количества малых предприятий и числа занятых, а также значительный рост выпуска товаров и услуг в этом секторе.
Для создания условий устойчивого развития малого бизнеса в Республике Беларусь посредством проведения государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства предусматривается:
- совершенствовать нормативную правовую базу;
- развивать систему финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
- совершенствовать систему налогообложения малого предпринимательства;
- улучшать материально-техническое снабжение и организационное развитие малого предпринимательства;
- обеспечивать информационную поддержку малого предпринимательства;
- содействовать международному сотрудничеству в области малого предпринимательства;
- создавать условия для взаимодействия с общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
- совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.
Аналогичные меры в прогнозируемом периоде планируется проводить и в Российской Федерации, главными из которых являются:
- совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства;
- развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства с целью обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества;
- совершенствование информационной поддержки за счет создания специализированных консультационных центров, оказывающих малым предприятиям необходимую информационную и консультационную поддержку;
- укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
- пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.
Решение перечисленных важнейших и ряда других задач позволит создать более благоприятные условия для развития малого предпринимательства.
При определении путей формирования законодательной и правовой системы Союзного государства, необходимо провести аналитический обзор российской и белорусской систем нормативных правовых актов, организовать учет и систематизацию международных правовых актов, касающихся Союза Республики Беларусь и Российской Федерации и решений его органов, норм национальных систем права. Результатом этой работы должны стать обоснованные предложения по устранению противоречий и отмене устаревших норм.
Использование законотворческого потенциала Союзного государства возможно в виде организации процесса заключения международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, направленных на унификацию и гармонизацию их национального законодательства, и разработки основ законодательства по отдельным отраслям права - гражданского, хозяйственного, трудового, налогового, банковского, валютного и др.
Только после принятия основ законодательства можно приступать к формированию единого правового пространства Республики Беларусь и Российской Федерации (комплекса общих норм и институтов), которое невозможно создать только на основе типовых разработок и модельных (рекомендательных) законов. Необходимо принятие законов прямого действия, общих законов Союзного государства.
Унификация законодательной базы Российской Федерации и Республики Беларусь является одной из основных задач в правовой сфере. Она должна строиться на принципах правового равенства субъектов Союзного государства, одновременного введения в действие его актов на всей его территории, соблюдения прав граждан Союзного государства с учетом основ законодательства и модельных актов. Одним из приоритетных направлений здесь должна быть работа по унификации гражданского законодательства. Актуальна также унификация земельного, хозяйственного, налогового, банковского, таможенного законодательства.
Гармонизация законодательства - не менее важная задача. Здесь нужно принимать рекомендательные акты и совместные решения. Необходимо более тесное сотрудничество в области кодификации и систематизации нормативных правовых актов, которое позволит создать в Республике Беларусь и Российской Федерации обновленную правовую основу прогрессивного социально-экономического развития, обеспечить согласованность действующих правовых норм и нормативных актов, устранить пробелы и дублирование в правовом регулировании.
Поскольку формирование полноценной правовой системы Союзного государства невозможно без развития конституций, важнейшей правовой задачей становится реформирование Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь с учетом происходящих интеграционных процессов, а также разработка и принятие Конституционного акта Союзного государства. У Союзного государства должны быть свои законы, имеющие юридическую силу на всей его территории. Обязательно и формирование единой системы обеспечения внешней безопасности, защиты внешнеполитических и внешнеэкономических интересов.
В порядке гармонизации и синхронизации управления собственностью, развития законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников Союзного государства Беларуси и России предстоит:
- привести в соответствие законы о собственности, предприятиях, акционерных обществах, инвестиционных фондах, свободных экономических зонах, ценных бумагах, ФПГ, Кодексы Гражданский, Земельный, Налоговый, Инвестиционный и другие ключевые законодательные акты, определяющие правовые отношения собственности и статус институциональных преобразований в обоих государствах;
- унифицировать законодательство по вопросам разгосударствления и приватизации;
- определить порядок продажи земельных участков, закрепленных за приватизированны

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 5 Совета Министров Союзного государства"О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТОВ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(Принято 29.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также