ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 11 Совета Министров Союзного государства"О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, СБОРА, АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" (ВТОРОЙ ЭТАП)"(Вместе с "ПРОГРАММОЙ...", "ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ...")(Принято 29.04.2003)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 11
О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ,
СБОРА, АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ
О ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"
(ВТОРОЙ ЭТАП)
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Утвердить Программу Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап).
2. Финансирование Программы осуществить за счет средств бюджета Союзного государства в сумме 43449,0 тыс. российских рублей, в том числе за счет доли отчислений Российской Федерации - 21724,5 тыс. российских рублей, за счет доли отчислений Республики Беларусь - 21724,5 тыс. российских рублей.
3. Согласиться с предложением Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь об установлении сроков реализации Программы "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) 2003 - 2006 годы.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 11
ПРОГРАММА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И
РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, СБОРА, АНАЛИЗА И
ПРОГНОЗА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
(ВТОРОЙ ЭТАП) НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
Введение
В подписанном Президентами Беларуси и России 2 апреля 1996 года Договоре об образовании Сообщества Беларуси и России статьей 12 предусмотрено создание единой гидрометеорологической службы. Это потребовало коренного изменения существовавших ранее отношений между гидрометеорологическими службами Беларуси и России.
Начиная с этого времени в порядке практической реализации положений Договора, отношения между специально уполномоченными органами исполнительной власти Беларуси и России в области гидрометеорологии и смежных с ней областях гармонично и последовательно развиваются и совершенствуются, в результате чего создается единая нормативно-правовая и организационно-методическая база совместной оперативно-производственной деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды, включая обеспечение органов государственного управления, населения, экономики и вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации данными и информацией о фактических и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды.
В порядке реализации положений статьи 12 указанного Договора решением Исполкома Сообщества Беларуси и России образован Комитет Сообщества Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, название которого в дальнейшем менялось в связи с преобразованием Сообщества в Союз Беларуси и России, а затем - в Союзное государство. Согласно Постановлению Совета Министров Союзного государства от 25 января 2002 года N 6 в настоящее время Комитет носит название Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (далее - Комитет).
Для руководства деятельностью Комитета и контроля за выполнением единых комплексных планов и программ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды Решением Исполкома Союза Беларуси и России от 13 мая 1997 года образована и продолжает действовать совместная коллегия, утвержден ее персональный состав, сформированный на паритетной основе - по пять представителей от каждой Стороны.
В целях повышения эффективности использования гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды в интересах населения и экономики Республики Беларусь и Российской Федерации была разработана и практически реализована в 1998 - 2000 гг. совместная Программа: "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (утверждена Постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. N 3, с общим объемом ее финансирования из бюджета Союзного государства в размере 14500 тыс. рос. рублей. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 32 указанная Программа была продлена на 2001 год).
В ходе реализации указанной совместной Программы разработан и изготовлен ряд гидрометеорологических приборов и оборудования (в частности, цифровой уровнемер, прецизионный термогигрограф, почвенный термометр, автоматическая метеостанция, измерители дальности видимости и высоты облаков и др.), которыми осуществляется оснащение сетевых наблюдательных органов гидрометеорологических служб Республики Беларусь и Российской Федерации, что позволяет повысить качество наблюдений и оперативность доведения данных до конкретных потребителей, повышая тем самым эффективность использования ими получаемой информации о фактическом и прогнозируемом состоянии природной среды и снижая, в конечном итоге, ущерб от неблагоприятных и стихийных природных явлений на территории России и Беларуси.
В Гидрометцентре России реализован на самой мощной в стране суперЭВМ КРЕЙ, с быстродействием свыше 2 млрд. операций в секунду, оперативный вариант регионального прогноза метеополей по территориям России и Беларуси, с пространственным разрешением 75 км и меньше. В результате точность гидродинамических прогнозов, используемых синоптиками России и Беларуси, повысилась по заблаговременности, примерно на 0,5 суток по сравнению с 1996 годом, что согласно экспертным оценкам ежегодно дает экономический эффект только по России около 250 млн. рос. рублей в год.
Осуществлены мероприятия по созданию единой измерительной системы наблюдений за радиационной обстановкой, имеющей приоритетное значение в деятельности гидрометеорологических служб России и Беларуси, что создало предпосылки для повышения эффективности ее деятельности и оперативности представления необходимой информации в аварийных ситуациях.
Разработаны и подготовлены унифицированные программные средства и документация по системам первичной обработки ряда видов гидрометеорологической информации постов и станций, а также подготовки и архивации банков и баз данных о состоянии природной среды, что позволило сократить сроки подготовки режимно-справочных материалов, расширить перечень и объем гидрометеорологической продукции и данных о загрязнении природной среды, предоставляемых различными потребителям.
Многие элементы, разработанные в процессе реализации первого этапа Программы, являются логическим продолжением и развитием работ второго этапа Программы. Конкретные задания по совместной Программе реализовывались в соответствии с ежегодно разрабатываемыми и утверждаемыми совместной коллегией Комитета Календарными планами работ и планами распределения денежных средств на ее выполнение, которые регулярно рассматривались на заседаниях совместной коллегии с оценкой эффективности использования денежных средств на ее реализацию.
Комиссия по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, рассмотрев ход выполнения совместной Программы, дала ей высокую оценку и предложила Постоянному Комитету Союзного государства рассмотреть вопрос о продолжении финансирования проводимой совместной работы гидрометслужбами обеих стран на перспективу после 2000 года.
В соответствии с дальнейшими процессами развития отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерации и подписанием 8 декабря 1999 года Президентами обеих стран Договора о создании Союзного государства гидрометеорологическая служба согласно статье 17 Договора отнесена к исключительному ведению Союзного государства.
На основании Договора о создании Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь приняли Программу действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, которой также предусматривается продолжение до 2005 года вышеуказанной совместной Программы.
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 32 срок реализации указанной Программы был продлен на 2001 год с финансированием за счет бюджетных средств Союзного государства. Этим же Постановлением предложено Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации поручить Росгидромету и Госкомгидромету Республики Беларусь завершить согласование предложений по проекту совместной Программы "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) на 2002 - 2005 годы и представить их на утверждение Совета Министров Союзного государства.
Необходимые согласования предложений по проекту совместной Программы были завершены и они в установленном порядке были представлены на Совет Министров Союзного государства. Совет Министров Союзного государства своим Постановлением от 09.02.02 г. N 21 согласился с предложением о разработке Программы Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) на 2002 - 2005 годы и определил государственным заказчиком-координатором указанной Программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), государственным заказчиком - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды РБ), которым поручил в двухмесячный срок подготовить проект Программы Союзного государства и внести в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление N 21 Совета Министров Союзного государства принято 09.07.2002. Во исполнение указанного Постановления Совета Министров разработана Программа Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" на 2002 - 2005 годы (далее - Программа), которая является вторым этапом одноименной совместной Программы, реализованной в период 1998 - 2001 гг. Программа разработана в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Программа Союзного государства в целом направлена на развитие координации и повышение эффективности деятельности гидрометслужб Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, улучшение качества гидрометеорологического обеспечения населения и экономики обеих стран и повышение эффективности использования гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды по территории Союзного государства.
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Территории Российской Федерации и Республики Беларусь характеризуются большим разнообразием погодно-климатических условий, которые постоянно меняются под влиянием природных и антропогенных факторов. Многие природные стихийные явления и процессы, связанные с погодно-климатическими условиями крайне отрицательно сказываются на жизнедеятельности населения, приводят к социально-экономическим и экологическим последствиям чрезвычайного характера.
Для своевременного всестороннего анализа и оценки степени риска возникновения опасных явлений погоды и предотвращения возможных их последствий для населения и экономики необходимо иметь четко отлаженную, технически и технологически взаимосвязанную, надежно функционирующую, единую систему наблюдений за состоянием природной среды, сбора, обработки и оперативного распространения фактических данных о состоянии и загрязнении природной среды, а также и соответствующей продукции, в том числе прогностической.
В этой связи в числе первоочередных приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляемого в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, является техническое, технологическое, научно-методическое и нормативно-правовое развитие и совершенствование таких систем как в России, так и в Беларуси и создание на их основе единой гидрометеорологической службы.
При разработке Программы принимались во внимание результаты, полученные в процессе реализации первого этапа Программы, современное состояние вопроса в Российской Федерации, Республике Беларусь и за рубежом.
Наличие своевременной, полной и объективной гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды является обязательным условием устойчивого развития государств. Эта информация находит непосредственное использование практически во всех отраслях экономики, она необходима для обеспечения безопасности людей и сохранности имущества. Наблюдающееся изменение климата и связанная с этим повышенная экстремальность погодных условий придают гидрометеорологической информации в современных условиях еще большую значимость.
Все возрастающее антропогенное воздействие на природную среду требует существенного совершенствования информационного обеспечения государственных органов и населения обеих стран данными о состоянии ее загрязнения, необходимыми для эффективного решения природоохранных проблем.
Одна из важнейших задач гидрометеорологических служб - своевременное предупреждение об угрозе возникновения опасных стихийных явлений, последствий техногенных аварий и катастроф, связанных с загрязнением природной среды, наносящих огромный ущерб экономике, угрожающих жизни и здоровью людей. Анализ соответствующих данных на международном уровне показывает, что своевременное предупреждение об опасных стихийных явлениях, позволяющее принять необходимые меры защиты, дает возможность уменьшить потери до 40%.
Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективное использование гидрометеорологической информации дает экономический эффект, в 10 раз превышающий затраты на гидрометеорологическую службу. Это - важный резерв экономического развития, пока недостаточно используется в Беларуси и России. Программа в целом направлена на совершенствование гидрометеорологического обеспечения различных сфер человеческой деятельности и повышение эффективности использования ими гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды.
В процессе реализации Программы предусматривается совершенствование методов и технологий прогнозирования, включая прогнозы стихийных явлений, создание экспериментальных технологий прогнозов погоды на месяц и сезон. Планируется дальнейшее развитие теории и практики специализированного прогнозирования для различных отраслей экономики - сельского хозяйства, наземного и воздушного транспорта, топливно-энергетического комплекса, связи и др.
Предусматривается развитие совместной российско-белорусской системы метеорологической телесвязи, обеспечивающей сбор, распространение и обмен данными наблюдений и прогностической информацией с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (включая интернет-технологии).
Все это позволит существенно увеличить качество и объем аналитической и прогностической информации, обеспечить за счет создания единого информационного пространства оперативный доступ к этой информации органов государственной власти, населения, погодозависимых отраслей экономики, широкого круга других потребителей Беларуси и России. Развиваемые методы и технологии повысят независимость единой гидрометеорологической службы Союзного государства от прогностической продукции зарубежных метеорологических центров. Во всех исследованиях и работах будут широко использоваться результаты, полученные при выполнении первого этапа Программы (1998 - 2001 гг.) по созданию технологий оперативных гидрометеорологических прогнозов с использованием суперкомпьютера КРЕЙ.
Происходящие изменения климата требуют разработки стратегии адаптации экономики к этим изменениям. Для этого должна быть сделана прогнозная оценка ожидаемых изменений, в первую очередь, температуры и осадков, должен быть обеспечен мониторинг изменения климата. Необходима разработка методологии учета изменения климата в нормативных документах прикладной климатологии (строительной климатологии, агроклиматологии, и др.). Соответствующие работы будут проводиться в процессе выполнения Программы.
На гидрометслужбы Республики Беларусь и Российской Федерации возложены задачи мониторинга загрязнения окружающей природной среды, которые включают и прогнозирование уровней загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, в том числе в случае техногенных аварий и катастроф. В окружающую среду поступает большое количество разнообразных загрязняющих ингредиентов. В этой ситуации необходима разработка и внедрение в практику интегральных показателей загрязнения, что создает объективную основу для выполнения комплексных оценок состояния среды и обоснованного выбора стратегии природоохранных мероприятий в целях снижения ущерба природной среде и здоровью населения.
Основу гидрометеорологических служб составляет сеть наблюдений и ее техническое оснащение. Повышение качества работы сети, объективности данных путем создания новых технологий и систем наблюдений - одна из основных задач Программы. Приборы и оборудование для наблюдений за состоянием природной среды, имея сравнительно узкую и специфическую область применения, требуют на этапе разработки решения сложных научно-методических задач, а на этапе эксплуатации - развитого метрологического обеспечения. Приобретение новых приборов и оборудования за рубежом - дорого и ставит гидрометслужбу в зависимость от зарубежных поставок, что вообще недопустимо, в частности, и потому, что многие приборы используются в вооруженных силах. Необходима разработка и организация производства новых и модернизации существующих средств наблюдения и измерения на промышленных мощностях России и Беларуси, что позволит за счет увеличения серийности выпуска уменьшить стоимость изделий. В первую очередь это касается аэрологических комплексов, которые находятся в эксплуатации 20 и более лет, выработали технический ресурс, очень энергоемки. Их замена на новые малогабаритные, малоэнергоемкие аэрологические локаторы оправдана, как с технической, так и с экономической точки зрения. Имеется ряд других важных с точки зрения получения информации направлений, таких как автоматические гидрометеорологические станции, средства наблюдений за агрометеорологическими параметрами, средства получения спутниковой информации, средства дистанционного зондирования атмосферы и др.
Надежное эффективное функционирование единой гидрометеорологической службы невозможно без создания общей нормативной правовой базы, общих методик наблюдений, наставлений и т.п. Необходима унификация технологий создания баз и банков данных, программно-технических средств доступа к информации. Планируется проведение совместных НИР по интерпретации данных наблюдений.
Поскольку деятельность гидрометеорологических служб Республики Беларусь и Российской Федерации тесным образом интегрированы с международными системами наблюдений за гидрометеорологическими параметрами, состоянием и загрязнением природной среды предполагается в процессе реализации Программы широко использовать практику и опыт аналогичных работ, проводимых в рамках Всемирной метеорологической организации (ВМО) других международных структур.
Технико-экономическое обоснование Программы (Приложение 1) и используемые в тексте Программы сокращения (приложение 2) прилагаются.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Главной целью Программы является повышение качества гидрометеорологического обеспечения и эффективности использования гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды в интересах населения и экономики Союзного государства, устойчивого развития государств Республики Беларусь и Российской Федерации.
Эта цель будет достигнута путем повышения качества и оперативности предупреждений о стихийных гидрометеорологических явлениях, о высоких уровнях загрязнения природной среды, повышения оправдываемости и заблаговременности прогнозов погоды и изменения климата, а также загрязнения природной среды при техногенных авариях и катастрофах, увеличение объема предоставляемой потребителям аналитической и прогностической информации, применение по всем направлениям деятельности передовых технологий, унификации производственной и нормативной базы гидрометслужб Беларуси и России.
Реализация Программы будет осуществляться на основе объединения научно-производственного потенциала гидрометеорологических служб Беларуси и России в целях совместного решения задач, направленных на повышение эффективности обслуживания различных потребителей Беларуси и России гидрометеорологической информацией и данными о загрязнении природной среды.
Программа рассчитана на период 2003 - 2006 гг. и включает следующие разделы и задачи:
Раздел 1
Совершенствование методов и технологий
гидрометеорологических прогнозов и предупреждений для
обеспечения безопасности жизни населения и снижения ущерба
от неблагоприятных и стихийных природных явлений
Задачи:
- Развитие глобальной и региональной гидродинамических моделей нового поколения для повышения качества кратко- и среднесрочных прогнозов погоды по территории России и Беларуси;
- Совершенствование методов и технологий прогнозирования и выпуска предупреждений о неблагоприятных и стихийных гидрометеорологических явлениях для населения и различных отраслей экономики (авиация, железнодорожный и автомобильный транспорт, сельское хозяйство, ТЭК и др.);
- Развитие методов специализированных гидрометеорологических прогнозов: авиационных, гидрологических, агрометеорологических;
- Создание экспериментальных технологий гидродинамико-статистических прогнозов погоды на месяц и сезон на основе глобальной модели атмосферы с использованием современных статистических методов;
- Развитие совместной российско-белорусской системы метеорологической телесвязи, обеспечивающей сбор и распространение данных наблюдений и прогностической информации на основе современных информационных технологий;
- Совершенствование автоматизированных технологий обработки оперативной гидрометеорологической информации;
- Совместное внедрение разработанных методов и технологий.
Раздел 2
Исследования современного изменения климата и
гидрометеорологическое обеспечение реализуемых стратегий
адаптации экономики к климатическим изменениям
Задачи:
- Исследования и оценка изменения глобального и регионального климата.
- Мониторинг изменения климата.
- Разработка методологии учета изменения климата в прикладной климатологии (строительная климатология, агроклиматология и др.)
- Подготовка климатических справочников, атласов, других обобщающих материалов с использованием современных технологий. Специализированное обеспечение климатической информацией.
- Разработка и практическая реализация мер по внедрению результатов проводимых работ и исследований по разделу 2 Программы и их интеграция с международными системами, реализуемыми в рамках ВКП ВМО, РКИК ООН и других международных программ, связанных с проблемой глобального изменения климата.
Раздел 3
Совершенствование технологий мониторинга
загрязнения природной среды для повышения эффективности
природоохранной деятельности
Задачи:
- Совершенствование методов прогнозирования загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв для информационной поддержки мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия на здоровье населения и состояние экосистем.
- Разработка и внедрение унифицированных технологий получения, анализа и интерпретации данных о загрязнении природной среды с использованием геоинформационных систем.
- Интеграция национальных систем мониторинга загрязнения природной среды в глобальные информационно-измерительные системы.
- Разработка и внедрение в практику новых технологий мониторинга загрязнения природной среды и оценок ее состояния в целях повышения эффективности природоохранной деятельности.
Раздел 4
Развитие систем наблюдений за состоянием
природной среды, их технического, технологического
и метрологического обеспечения
Задачи:
- Создание новых и совершенствование существующих технологий, систем и оборудования для получения, сбора, обработки и распространения данных гидрометеорологическими службами Беларуси и России в рамках единого информационного пространства Союзного Государства.
- Техническое развитие базовых систем получения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии природной среды для обеспечения различных потребителей данными и информацией о погодно-климатических условиях, стихийных и опасных природных явлениях и процессах.
- Оптимизация, повышение эффективности и развитие единой системы информационного обеспечения потребности Союзного Государства в гидрометеорологических данных, включая подсистемы штормооповещения, основных и специализированных наблюдений за состоянием природной среды.
- Совершенствование метрологического обеспечения наблюдений за состоянием природной среды Росгидромета и Беларуси в рамках единого информационного пространства Союзного государства.
- Внедрение современных методологий, технологий, технических средств и систем наблюдений за состоянием природной среды, в т.ч. автоматизированных измерительно-информационных систем гидрометеорологического назначения с учетом необходимости их унификации и интеграции с международными системами.
Раздел 5
Развитие технологий обработки режимной
гидрометеорологической информации и формирования
баз данных о состоянии природной среды
Задачи:
- Усовершенствование и разработка унифицированных технологий первичной обработки режимной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды.
- Усовершенствование и разработка информационных технологий ведения фонда данных (создание, пополнение, восстановление и т.д.) о состоянии окружающей природной среды.
- Формирование банков и баз данных о состоянии и загрязнении природной среды в рамках единого информационного пространства и создание программно-технических средств доступа к источникам информации.
- Внедрение и освоение новых технологий обработки материалов наблюдений и формирование баз и банков данных о состоянии окружающей природной среды.
Раздел 6
Разработка и формирование единой нормативной правовой
и научно-методической базы, обеспечивающей эффективное
функционирование единой гидрометеорологической службы
Союзного государства
Задачи:
- Разработка унифицированных нормативных правовых актов для обеспечения функционирования единой гидрометеорологической службы Союзного государства.
- Разработка и внедрение унифицированных научно-методических документов (наставлений, научно-методических руководств и т.п.), регламентирующих производственную деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий (Таблица 1) направлена на достижение конечных результатов в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды в интересах устойчивого развития Российской Федерации, Республики Беларусь и Союзного государства в целом, а также на обеспечение населения, правительственных структур, органов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отраслей экономики и обороны стран надежной и оперативной информацией о фактических и ожидаемых гидрометеорологических и климатических условиях, о состоянии загрязнения окружающей природной среды, о стихийных гидрометеорологических явлениях и опасных уровнях загрязнения атмосферы, воды и почв.
Концентрация финансовых, научно-технических, кадровых, вычислительных, информационных ресурсов двух стран, создание единого информационного и технологического пространства в области гидрометеорологии позволит с минимальными затратами средств и времени достичь результатов, имеющих важное значение и для Беларуси, и для России.
Права собственности на результаты научных работ при выполнении Союзной программы будут регулироваться с учетом внесенного вклада каждой из Сторон и законодательных норм, действующих в них.
Реализация конкретных мероприятий совместной Программы осуществляется с применением системы контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями.
Предусматриваемые к осуществлению мероприятия в рамках Программы направлены на продолжение и развитие ранее начатых работ в рамках реализации первого этапа Программы в 1998 - 2001 гг.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(С УКАЗАНИЕМ ИСТОЧНИКОВ, РАЗМЕРОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И НАПРАВЛЕНИЙ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ)
Общие затраты на реализацию Программы в целом (2003 - 2006 гг.) составят 43449 тыс. рос. руб. (в ценах 2002 г.).
Поскольку, согласно статье 17 Договора о создании Союзного государства гидрометеорологическая служба отнесена к исключительному ведению Союзного государства, Программа финансируется только из бюджета Союзного государства за счет отчислений на ее реализацию в равных долях Российской Федерации и Республики Беларусь.
Распределение средств из бюджета Союзного государства на реализацию Программы между Белорусской и Российской Сторонами предусматривается в равных долях: Республике Беларусь - 21724,5 тыс. рос. руб. и Российской Федерации - 21724,5 тыс. рос. руб., при сохранении этого принципа распределения средств по годам.
Такое распределение средств бюджета Союзного государства в равных долях между государственными заказчиками Программы определено решением совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, одобрено правительствами обеих стран и утверждено Постановлением Совета Министров от 9 июля 2002 года N 21.
Обобщенные сведения по объемам затрат, и направлениям расходования средств на реализацию Программы по годам и в целом за период 2003 - 2006 гг. представлены в Таблице 1.
В общей сумме затрат ассигнования на НИОКР составляют - 27152 тыс. рос. руб. (62,5%), на инвестиции - 13577 тыс. рос. руб. (31,25%) и на прочие текущие расходы - 2720 тыс. рос. руб. (6,25%).
Расходы на НИР и ОКР будут производиться в соответствии с контрактами, заключаемыми с исполнителями на основе тактико-технических требований на разработку каждого проекта в рамках запланированных в нем объемов финансирования и ожидаемых результатов.
Инвестиционные средства при выполнении НИИ и ОКР будут направлены на приобретение соответствующих комплектующих блоков, звеньев и элементов создаваемых новых и совершенствуемых технологий получения обработки и распространения различных видов данных и продукции, вычислительной и специальной техники, средств связи и телекоммуникаций, специального, в том числе лабораторного оборудования, аппаратуры, приборов для научных целей, а также на модернизацию имеющегося оборудования. Приобретаемое оборудование позволит существенно развить инфраструктуру для проводимых исследований и разработок, обеспечить получение планируемых результатов на современном научно-техническом уровне.
Прочие расходы, необходимые для выполнения НИР и ОКР, будут направлены на финансовую поддержку специально создаваемых временных рабочих групп, экспериментальных работ, дополнительных метеорологических станций и постов для проведения новых видов мониторинга, работ и наблюдений, подготовку адресной специализированной гидрометеорологической информации и программного обеспечения соответствующих информационных систем, монтаж и наладку локальной вычислительной сети, оплату информационно-вычислительных работ (услуг), изготовление карт, диаграмм по технологическим процессам, приобретение справочно-информационных баз данных на магнитных носителях, нормативно-правовых и методических разработок, приобретение дополнительных расходных материалов (радиозонды, оболочки, водород для их наполнения, химические реактивы и т.д.), оплату дополнительных затрат на транспортные расходы, коммунальные услуги, услуги связи, энергетики и т.д., связанные с выполнением конкретных (ранее не проводимых на метеорологической сети) работ и наблюдений в интересах реализуемой совместной Программы Союзного государства, создание адекватных условий для эффективной работы единой гидрометеорологической службы Союзного государства, отнесенной согласно статье 17 Договора к исключительному ведению Союзного государства
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Государственным заказчиком-координатором Программы является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь является государственным заказчиком Программы.
Организация работ по Программе будет проводиться в строгом соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства N 7 от 11 октября 2000 г.
Отбор исполнителей программных мероприятий производится государственными заказчиками на конкурсной основе и утверждается совместной коллегией Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.
Программа реализуется научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и оперативно-производственными учреждениями Республики Беларусь и Российской Федерации.
В каждом из этих учреждений назначаются ответственные исполнители конкретных проектов, этапов и разделов Программы.
Апробирование промежуточных и конечных результатов, оценка итогов испытаний, заключения о целесообразности внедрения в практику технологий, методов, приборов, автоматизированных систем и др., полученных в процессе реализации Программы, будут осуществляться, в соответствии с установленным порядком.
Испытания методов прогнозов, опытная эксплуатация приборов, технологий автоматизированной обработки гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды проводится учреждениями-исполнителями Программы с участием оперативно-производственных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации.
Сертифицирование результатов приемочных испытаний и лицензирование производства средств гидрометеорологических измерений осуществляется в порядке, установленном законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Организация и координация работ, а также оперативное управление ими в рамках Программы осуществляется ее Государственным заказчиком-координатором - Росгидрометом и Государственным заказчиком - Минприроды Республики Беларусь, а также, совместной коллегией Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, которая в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства" рассматривает и утверждает рабочие планы и отчеты по реализации Программы, разрабатываемые учреждениями-исполнителями. Управление Программой возлагается на совместную коллегию Комитета.
Предусматривается периодический анализ хода реализации Программы на заседаниях совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды и соответствующих научно-технических советов, действующих в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Практическая реализация решений, принимаемых по Программе будет осуществляться отраслевыми управлениями (отделами) центральных аппаратов гидрометеорологических служб Республики Беларусь и Российской Федерации.
Отчеты о ходе реализации Программы и об использовании полученных средств по форме N 1-Союз "Сведения о ходе выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства" ежеквартально представляются исполнителями конкретных разделов Программы государственным заказчикам. Государственный заказчик-координатор Программ представляет обобщенные материалы в установленном порядке в соответствующие адреса. Годовой отчет с приложением аналитических материалов о ходе выполнения программ и указанием результатов внедрения представляются заказчиком-координатором Программы в Постоянный комитет Союзного государства и согласующие экономические органы государств-участников.
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Социально-экономическая эффективность от реализации Программы определяется, прежде всего, возможностью сокращения ущерба от стихийных гидрометеорологических явлений, созданием более безопасных и благоприятных условий жизни населения, повышением эффективности работы всех погодозависимых отраслей экономики Беларуси и России. Так по экспертной оценке общий экономический эффект от гидрометеорологического обслуживания отраслей экономики России в 2000 году оценивается в 4 - 5 млрд. руб. в год, что в 6 - 8 раз превышает расходы на содержание службы; планируемое к 2006 году повышение качества обслуживания различных потребителей данными и информацией о состоянии и загрязнении природной среды позволит получить суммарный дополнительный экономический эффект, превышающий 250 - 300 млн. рублей в год.
В результате реализации программных мероприятий будет обеспечено повышение оперативности обнаружения, прогнозирования и доведения экстренной информации о возникновении и развитии опасных гидрометеорологических явлений и процессов, резких изменениях погоды, экстремальном загрязнении окружающей среды до органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения. Повысится качество прогностической, аналитической и режимно-справочной информационной продукции, необходимой для рационального использования природных ресурсов. Будет расширен доступ ко всем видам гидрометеорологической информации общего назначения. Возрастут объемы и повысится качество специализированного обеспечения различных отраслей экономики. Эффективное использование гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды позволит снизить ущерб экономике страны от неблагоприятных воздействий гидрометеорологических факторов на 20 - 30%. Будет обеспечено смягчение социальных последствий и уменьшение человеческих жертв среди населения за счет повышения эффективности функционирования системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с проявлением опасных гидрометеорологических явлений, резким изменением погодных условий и экстремальным загрязнением окружающей природной среды. Эффективное использование информации о состоянии и загрязнении природной среды позволит предотвращать возникновение и развитие опасных экологических процессов, смягчать последствия их проявлений.
Повышение качества и оперативности предоставления гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды позволит более эффективно и целенаправленно планировать и реализовывать программы природоохранной деятельности в различных регионах обеих стран.
Повышение достоверности прогнозов изменения климата и связанных с этим последствий позволит с необходимой заблаговременностью разработать стратегию адаптации экономики к изменениям климата, улучшит использование климатических ресурсов территорий. Разработка и реализация единой стратегии адаптации экономики Союзного государства к изменениям климата обеспечит ее целенаправленное устойчивое развитие.
Будет создана согласованная научно-техническая, технологическая и нормативно-правовая база Союзного государства по наблюдениям за изменениями климата и влиянием антропогенных факторов на его изменения, а также по системе предупредительных мер по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению поглощения. Появится основа для согласованных совместных действий и инициатив Республики Беларусь и Российской Федерации по проблемам изменений климата на международном уровне. Усовершенствование технологий комплексного мониторинга загрязнения природных сред, введение интегральных показателей уровня загрязнения послужат основой для более рациональной разработки комплекса природоохранных мероприятий и мероприятий по защите здоровья людей.
Совершенствование технического оснащения наблюдательной сети Республики Беларусь и Российской Федерации за счет внедрения современных приборов и оборудования, разработка и внедрение новейших технологий сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации позволит повысить достоверность и заблаговременность гидрометеорологических прогнозов и получить значительный экономический эффект от их использования. Увеличение объемов и повышение качества предоставляемой потребителям аналитической и прогностической гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды послужат основой для улучшения управленческих решений, усилит их научную обоснованность, придаст им целевую направленность.
Совместная деятельность организаций, учреждений и предприятий гидрометслужб Беларуси и России по разработке и оснащению наблюдательных и оперативно-прогностических подразделений современными приборами приведет к улучшению условий труда, автоматизации трудоемких процессов наблюдений, сокращению энергопотребления, закреплению кадрового состава служб, экономии валютных средств, повышению надежности и объективности данных наблюдений, что также даст значительный экономический эффект.
Важным результатом реализации Программы явится создание базы данных в рамках единого информационного пространства, что существенно расширит возможности получения потребителями гидрометеорологической информации и данных о состоянии и загрязнения природной среды. Разработка и формирование единой нормативной правовой, технологической и научно-методической базы деятельности гидрометеорологических служб обеих стран обеспечит дальнейшее совершенствование деятельности единой гидрометеорологической службы Союзного государства.
Успешная реализация Программы позволит более эффективно использовать климатические, агроклиматические, водные ресурсы обеих стран. Будет дана комплексная количественная оценка климатических ресурсов по отдельным регионам, что позволит научно обоснованно решать вопросы размещения и развития отраслей экономики.
Таблица 1
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2003 - 2006 ГОДЫ
----------------------------T------------------T------T----------------------------------T----------------------¬
¦Наименование ¦Исполнители ¦Сроки ¦Стоимость реализации ¦Ожидаемые результаты ¦
¦мероприятии ¦ ¦выпол-¦(тыс. рос. руб.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦нения +----------T-----------------------+ ¦
¦ ¦ ¦мероп-¦Всего ¦В том числе ¦ ¦
¦ ¦ ¦риятий+----------+-----T-----T-----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. ¦г. ¦г. ¦г. ¦ ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Совместная программа: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Повышение качества ¦
¦Совершенствование и ¦Организации и ¦2003 -¦43449 ¦10081¦10585¦11114¦11669¦своевременности, ¦
¦развитие единой технологии ¦предприятия ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦достоверности и ¦
¦получения, сбора, анализа ¦Росгидромета и ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заблаговременности ¦
¦и прогноза, хранения и ¦Минприроды РБ, ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрометеорологических¦
¦распространения ¦Департамента ¦ ¦27152 ¦ 6300¦ 6614¦ 6945¦ 7293¦прогнозов и ¦
¦гидрометеорологической ¦гидрометеорологии ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦предупреждений для ¦
¦информации и данных о ¦ ¦ ¦13577 ¦ 3150¦ 3308¦ 3473¦ 3646¦обеспечения экономики,¦
¦загрязнении природной среды¦ ¦ ¦прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности жизни ¦
¦ ¦ ¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения и снижения ¦
¦ ¦ ¦ ¦2720 ¦ 631¦ 663¦ 696¦ 730¦ущерба от ¦
¦ ¦ ¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неблагоприятных ¦
¦ ¦ ¦ ¦отчислений¦ ¦ ¦ ¦ ¦погодно-климатических ¦
¦ ¦ ¦ ¦(в равных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий и стихийных ¦
¦ ¦ ¦ ¦долях): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природных явлений. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Российская¦ ¦ ¦ ¦ ¦Получение ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количественных ¦
¦ ¦ ¦ ¦- 21724,5.¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозных оценок ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республика¦ ¦ ¦ ¦ ¦изменения климата и ¦
¦ ¦ ¦ ¦Беларусь -¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦
¦ ¦ ¦ ¦21724,5. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребностей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализуемых стратегий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦адаптации к изменению ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦климата. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Повышение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оперативности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и оправдываемости ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозов загрязнения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природной среды. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Разработка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интегральных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателей для ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплексной оценки ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровня загрязнения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей природной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание новых систем ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наблюдений за ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состоянием природной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автоматизированных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий режимной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обработки ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрометеорологической¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации и данных о ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнении природной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды, технологий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ведения фонда данных о¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состоянии природной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание необходимых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нормативных правовых и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно-методических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документов для ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрометеорологической¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦службы Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Развитие, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦совершенствование и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание эффективного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦механизма оперативного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интеграционными ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процессами, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализуемыми ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республикой Беларусь и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерацией ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в области ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрометеорологии и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения природной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды. ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Раздел 1. Совершенствование¦Организации ¦2003 -¦11812 ¦ 2740¦ 2878¦ 3022¦ 3172¦Повышение ¦
¦методов и технологий ¦Росгидромета: ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦своевременности, ¦
¦гидрометеорологических ¦Гидрометцентр ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦достоверности и ¦
¦прогнозов и предупреждений ¦России, ГРМЦ, ГВЦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заблаговременности ¦
¦для обеспечения ¦Организации ¦ ¦7874 ¦ 1827¦ 1918¦ 2014¦ 2115¦гидрометеорологических¦
¦безопасности жизни ¦Минприроды РБ, ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозов и ¦
¦населения и снижения ущерба¦Департамента ¦ ¦3938 ¦ 913¦ 960¦ 1008¦ 1057¦предупреждений для ¦
¦от неблагоприятных и ¦гидрометеорологии:¦ ¦Доли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦
¦стихийных природных явлений¦РГМЦ ¦ ¦отчислений¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности жизни ¦
¦ ¦ ¦ ¦(в равных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения и снижения ¦
¦ ¦ ¦ ¦долях): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ущерба от ¦
¦ ¦ ¦ ¦Российская¦ ¦ ¦ ¦ ¦неблагоприятных и ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стихийных природных ¦
¦ ¦ ¦ ¦- 5906, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦явлений. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Республика¦ ¦ ¦ ¦ ¦Увеличение объема ¦
¦ ¦ ¦ ¦Беларусь -¦ ¦ ¦ ¦ ¦аналитической и ¦
¦ ¦ ¦ ¦5906. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогностической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации для органов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти, населения и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отраслей экономики. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Повышение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦независимости единой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрометеорологической¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦службы Союзного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государства от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогностической ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продукции зарубежных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦метеорологических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центров. ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Проект: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1. Развитие глобальной и ¦ ¦2003 -¦2953 ¦ 685¦ 719¦ 755¦ 794¦Сложные модели ¦
¦региональной ¦ ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦численного кратко- и ¦
¦гидродинамических моделей ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среднесрочного ¦
¦нового поколения для ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогноза погоды ¦
¦повышения качества кратко- ¦ ¦ ¦1969 ¦ 457¦ 479¦ 503¦ 530¦глобального и ¦
¦и среднесрочных прогнозов ¦ ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального масштаба¦
¦погоды по территории ¦ ¦ ¦984 ¦ 228¦ 240¦ 252¦ 264¦нового поколения. ¦
¦России и Беларуси ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Проект: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2. Совершенствование ¦ ¦2003 -¦1181 ¦ 275¦ 288¦ 302¦ 316¦Методы и компьютерные ¦
¦методов и технологий ¦ ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии ¦
¦прогнозирования и выпуска ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозирования ¦
¦предупреждений о ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неблагоприятных и ¦
¦неблагоприятных и стихийных¦ ¦ ¦787 ¦ 183¦ 192¦ 202¦ 210¦стихийных ¦
¦гидрометеорологических ¦ ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрометеорологических¦
¦явлениях для населения и ¦ ¦ ¦394 ¦ 92¦ 96¦ 100¦ 106¦явлений. ¦
¦различных отраслей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономики (авиация, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦железнодорожный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автомобильный транспорт, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сельское хозяйство ТЭК и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Проект: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3. Развитие методов ¦ ¦2003 -¦1773 ¦ 410¦ 431¦ 454¦ 478¦Новые методы и ¦
¦специализированных ¦ ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии ¦
¦гидрометеорологических ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦авиационных, ¦
¦прогнозов: авиационных, ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гидрологических и ¦
¦гидрологических, ¦ ¦ ¦1182 ¦ 273¦ 287¦ 303¦ 319¦агрометеорологических ¦
¦агрометеорологических ¦ ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозов различной ¦
¦ ¦ ¦ ¦591 ¦ 137¦ 144¦ 151¦ 159¦заблаговременности. ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Проект: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4. Создание ¦ ¦2003 -¦1181 ¦ 273¦ 289¦ 303¦ 316¦Методологические ¦
¦экспериментальных ¦ ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основы и оперативные ¦
¦технологий гидродинамико - ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии ¦
¦статистических прогнозов ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детализированного ¦
¦погоды на месяц и сезон на ¦ ¦ ¦787 ¦ 183¦ 193¦ 200¦ 211¦прогноза погоды на ¦
¦основе глобальной модели ¦ ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦месяц и сезон для ¦
¦атмосферы с использованием ¦ ¦ ¦394 ¦ 90¦ 96¦ 103¦ 105¦территории Беларуси и ¦
¦современных статистических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России. ¦
¦методов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Проект: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5. Развитие совместной ¦ ¦2003 -¦1181 ¦ 275¦ 288¦ 302¦ 316¦Основные компоненты ¦
¦российско-белорусской ¦ ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦единой современной ¦
¦системы метеорологической ¦ ¦гг. ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы ¦
¦телесвязи, обеспечивающей ¦ ¦ ¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦метеорологической ¦
¦сбор и распространение ¦ ¦ ¦787 ¦ 183¦ 192¦ 202¦ 210¦телесвязи для Беларуси¦
¦данных наблюдений и ¦ ¦ ¦инвестиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦и России. ¦
¦прогностической информации ¦ ¦ ¦394 ¦ 92¦ 96¦ 100¦ 106¦ ¦
¦на основе современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информационных технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------------+------+----------+-----+-----+-----+-----+----------------------+
¦Проект: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.6. Совершенствование ¦ ¦2003 -¦2953 ¦ 685¦ 719¦ 755¦ 794¦Усовершенствованные ¦
¦автоматизированных ¦ ¦2006 ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 10 Совета Министров Союзного государства"О ПОЛОЖЕНИИ О КОМИТЕТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"(Принято 29.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также