РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ"(Вместе с "ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ОСНОВАМИ И ПРИНЦИПАМИ ПОСТРОЕНИЯ...")(Принято в г. Москве 25.04.2003)


РЕШЕНИЕ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
(Москва, 25 апреля 2003 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Признать приоритетной задачей создание интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ в развитие положений Меморандума "Об основных направлениях сотрудничества в сфере валютных отношений", подписанного центральными (национальными) банками государств-участников СНГ 26 апреля 2002 года в городе Москве.
2. Утвердить Организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ (прилагаются).
3. Осуществление функций по координации мер, направленных на выполнение настоящего Решения, возложить на Межгосударственный валютный комитет.
4. Просить правительства государств, подписавших настоящее Решение, а также центральные (национальные) банки государств Содружества оказывать содействие в формировании правовых и организационных условий для обеспечения эффективного функционирования интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ.
5. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания.
Совершено в городе Москве 25 апреля 2003 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Приложение
к Решению
Совета глав правительств СНГ
о сотрудничестве и координации
деятельности государств-участников
Содружества Независимых Государств в
области организации интегрированного
валютного рынка государств-участников СНГ
от 25 апреля 2003 года
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ устанавливаются в целях создания и обеспечения эффективного функционирования интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ.
Система торгов и расчетов на интегрированном валютном рынке должна удовлетворять следующим критериям:
1) достижение высокой надежности проведения торгов и расчетов путем использования механизмов, позволяющих эффективно управлять кредитными рисками, возникающими при совершении операций банками-резидентами государств-участников СНГ, а именно путем ограничения обязательств участников торгов и выполнения принципа "поставка против платежа";
2) обеспечение низкого уровня затрат на организацию интегрированного валютного рынка за счет использования существующей в государствах-участниках СНГ инфраструктуры организованных национальных валютных рынков;
3) возможность запуска проекта не только на многосторонней, но и на двусторонней основе (на начальном этапе);
4) выполнение принципа полицентричности (множественности центров) организационно-технической структуры интегрированного валютного рынка.
Организационная структура
интегрированного валютного рынка
государств-участников СНГ
Интегрированный валютный рынок - объединение национальных организованных валютных рынков (национальных бирж), посредством которых участники торгов получают возможность совершения конверсионных операций с валютами государств-участников СНГ на организованном рынке;
национальные биржи (организованные валютные рынки) - валютные биржи и иные центры организованной торговли валютами государств-участников СНГ. В рамках интегрированного валютного рынка национальные биржи осуществляют следующие функции:
- организация депонирования средств банков-участников на счете национальной биржи в расчетном центре;
- направление информации администратору о депонированных средствах для установления лимитов нетто-операций;
- направление распоряжений в расчетные центры для перевода средств, причитающихся участникам по итогам торгов;
организатор системы - Международная ассоциация бирж стран СНГ;
администратор - одна из национальных бирж государств-участников СНГ, организующая функционирование программно-технического комплекса и осуществляющая клиринг обязательств национальных бирж. Администратор должен отвечать критериям надежности, наличия опыта работы по организации торгов валютами государств-участников СНГ, а также обладать необходимой программно-технической базой.
В зависимости от специфики конкретных рынков и особенностей национальной инфраструктуры валютного рынка применительно к определенным валютным парам решением организатора определяется национальная биржа, которая будет выполнять функции администратора по данной валютной паре.
Администратор выполняет следующие функции по проведению расчетов:
- организация системы расчетов на основе принципа "поставка против платежа" <*>;
--------------------------------
<*> Поставка против платежа - порядок исполнения обязательств по совершенным сделкам с иностранной валютой, при котором перечисление денежных средств в пользу каждого участника клиринга производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) исполнения данным участником клиринга своих обязательств в контр-валюте по совершенным сделкам.
- осуществление приема информации о предварительно депонируемых средствах, предназначенных для продажи, на счетах национальных бирж в расчетных центрах;
- определение лимита нетто-операций для каждого участника торгов на основании информации, полученной администратором от расчетных центров о суммах денежных средств на счетах национальных бирж, а также информации от национальных бирж о том, каким участникам принадлежат эти средства;
- проведение клиринга по результатам торгов и определение итоговых нетто-обязательств как национальных бирж, так и участников торгов;
- предоставление информации национальным биржам об их итоговых нетто-обязательствах;
- предоставление информации национальным биржам о заключенных их участниками сделках;
- направление информации в расчетные центры для перевода причитающихся национальным биржам средств на их счета в расчетных центрах;
участники торгов - центральные (национальные) и коммерческие банки государств-участников СНГ, имеющие надлежащим образом оформленное разрешение уполномоченного органа своего государства на осуществление валютных операций. Требования к членству и вопросы осуществления технического доступа устанавливаются национальными биржами, а если это предусмотрено национальным законодательством, то совместно с органами валютного регулирования;
расчетные центры - кредитные организации, осуществляющие ведение счетов национальных бирж и перечисление средств по итогам торгов по поручению администратора.
Расчетные центры выполняют следующие функции: открывают и ведут счета администратора для проведения клиринга по торгам в системе электронных торгов и расчетов; открывают и ведут счета национальных бирж; предоставляют информацию администратору об остатках средств на счетах национальных бирж в системе электронных торгов и расчетов; осуществляют перевод средств по итогам торгов между счетами администратора и национальных бирж по распоряжениям администратора;
валютная пара - комбинация национальных валют двух различных государств-участников СНГ.
Торгуемые инструменты
Для торгов участникам предоставляется возможность котировать валютные пары, для которых определен администратор.
В качестве базовой валюты лота предлагается использовать более дорогостоящую исходя из долларовой котировки валюту, а в качестве сопряженной (котируемой) валюты - менее дорогостоящую. Время проведения торгов, даты проведения расчетов и иные существенные параметры торгуемых инструментов определяются на основании переговоров с национальными биржами и расчетными центрами и утверждаются организатором.
Заключение сделок проводится в Системе электронных торгов и расчетов (СЭТРа), функционирующей на технической базе Системы электронных торгов иностранной валютой Московской межбанковской валютной биржи (СЭЛТ). Торговые системы национальных бирж подключаются к системе СЭЛТ через универсальные аппаратно-программные интерфейсы (шлюзы). Регламент проведения операций в СЭТРа утверждается организатором.
Система расчетов
Система расчетов организуется на основе принципа "поставка против платежа", что позволяет в полной мере реализовать преимущества биржевой (централизованной) системы расчетов.
Платежи в валютах государств-участников СНГ могут осуществляться (с учетом особенностей национального законодательства) через:
1) национальные платежные системы государств-участников СНГ - счета открываются в национальных (центральных) банках;
2) негосударственную расчетную систему - счета открываются в расчетных палатах при национальных биржах;
3) расчетную систему Межгосударственного банка.
Список расчетных центров для проведения платежей в валютах государств-участников СНГ утверждается решением организатора системы с учетом требований национальных законодательств.
Юридическое оформление
Национальные биржи заключают с администратором договоры, которыми регламентируются их права и обязанности по выполнению обязательств, возникающих в результате заключения сделок.
Взаимоотношения между банками-участниками, национальными биржами и администратором регламентируются Правилами валютных торгов на интегрированном валютном рынке СНГ, которые утверждаются организатором по согласованию с национальными (центральными) банками государств-участников СНГ.
Каждый участник для получения доступа к торгам подписывает заявление о присоединении к этому документу. При этом ответственность за соответствие данного участника общим критериям членства несет национальная биржа.
Управление рисками
Общее управление операционными и кредитными рисками осуществляется администратором в соответствии с Правилами валютных торгов на интегрированном валютном рынке СНГ. В соответствии с принципом полицентричности риски, возникающие в процессе взаимодействия с участниками торгов, распределяются между соответствующими национальными биржами. Администратор несет предусмотренную договорами ответственность перед национальными биржами за своевременное осуществление расчетов с ними.
На первом этапе для гарантированного управления рисками и обеспечения расчетов используется принцип обязательного 100-процентного предварительного депонирования средств на счетах администратора в расчетных центрах.
На втором этапе, после накопления определенного опыта проведения торгов и расчетов и выработки достаточной кредитной истории, может быть рассмотрен вопрос о переходе от принципа заключения сделок на условиях 100-процентного предварительного депонирования к принципу проведения операций и расчетов в пределах лимитов нетто-операций, устанавливаемых на национальные биржи. Для установления существенных размеров лимитов потребуется создание гарантийного фонда за счет взносов участников.



ОГОВОРКА
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Республика Таджикистан будет участвовать в сотрудничестве в области интегрирования валютного рынка после создания соответствующей национальной структуры (биржи).

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПОРЯДКЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЕВРОАЗИАТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УГЛЯ И МЕТАЛЛА"(Вместе с проектом "ПРОТОКОЛА О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЕВРОАЗИАТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...")(Принято в г. Москве 25.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также