"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-15
от 7 декабря 2002 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Закон призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы просветительских учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию неотъемлемого права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также их права на беспрепятственное получение и распространение информации.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения. Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:

Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности. Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

Статья 3. Законодательство о просветительской деятельности. Законодательство о просветительской деятельности является правовой системой, включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.

Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности. Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.

Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской деятельности. Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.

Статья 6. Понятие системы просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

Статья 7. Социальные функции просвещения. В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности. Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

Статья 10. Направления просветительской деятельности. Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

Статья 11. Понятие права на просвещение. Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения (см. статью 6 настоящего Закона).

Статья 12. Всеобщность права на просвещение. Все граждане имеют право на пользование достижениями науки и культуры, а также право на получение информации, затрагивающей их интересы, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

Статья 14. Обязанности органов власти и управления по обеспечению права граждан на просвещение. Органы власти и управления всех уровней являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:

Статья 15. Контроль за соблюдением права на просвещение. Контроль за исполнением нормативных актов, обеспечивающих право граждан на просвещение, осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также неправительственными организациями, профессиональными союзами и другими общественными организациями, имеющими правоохранительные и правозащитные функции.

Статья 17. Принципы формирования просветительских программ. Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

Статья 18. Виды просветительских программ. Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), его приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).

Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы. Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.

Статья 20. Просветительские мероприятия. Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

Статья 21. Просветительские проекты. Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:

Статья 22. Понятие просветительского учреждения. К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.

Статья 23. Типы просветительских учреждений. В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:

Статья 24. Право на просветительскую деятельность. Создание и регистрация просветительских учреждений осуществляются в соответствии с национальным законодательством. Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения предоставляется организациям и отдельным гражданам, располагающим требуемой квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.

Статья 25. Правовой статус просветительского учреждения. Просветительские учреждения могут функционировать и вступать в имущественные или иные отношения с другими учреждениями и организациями двояким образом:

Статья 26. Права просветительских учреждений. В целях содействия выполнению стоящих перед ними задач просветительским учреждениям предоставляются права на:

Статья 27. Объединения просветительских учреждений. Для координации деятельности и содействия успешному достижению общих целей, установленных статьей 8 настоящего Закона, просветительские учреждения объединяются в организации, формируемые по территориальному, тематическому и ведомственному признаку или по совокупности названных признаков.

Статья 29. Самоуправляемость системы просвещения. Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия.

Статья 30. Государственно-общественный характер управления. В управлении функционированием и развитием системы просвещения принимают согласованное участие представители коллективных субъектов управленческой деятельности, перечисленных в статье 32 данного Закона, а также представители организаций, заинтересованных в развитии просветительской деятельности.

Статья 31. Принципы управления. В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:

Статья 32. Органы управления системой просвещения. Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.

Статья 33. Государственные органы управления. К государственным органам управления относятся подразделения центральных и региональных учреждений исполнительной власти, ответственные за развитие просвещения.

Статья 34. Негосударственные (неправительственные) органы. Под негосударственными органами в данном Законе понимаются коллективные субъекты управленческой деятельности, не имеющие полномочий принимать нормативные решения, обладающие обязательной юридической силой. Названные органы являются коллегиальными и формируются из представителей просветительских учреждений и организаций, а также из представителей всех иных субъектов, причастных к просветительской деятельности. Норма представительства устанавливается уставом управленческого органа.

Статья 35. Общественные органы управления. К общественным органам относятся коллективные субъекты управленческой деятельности, сформированные из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных добровольных объединений граждан.

Статья 36. Разработка и принятие национальной программы. Проект национальной программы разрабатывается специалистами в области просвещения и подвергается научной и общественной экспертизе.

Статья 37. Основное содержание программы. Национальная программа развития просвещения определяет:

Статья 38. Бюджет просветительского учреждения. Совокупность денежных средств на разработку и реализацию просветительских проектов и программ подразделяется на следующие основные части:

Статья 39. Принципы финансирования. Просветительские учреждения и организации обеспечиваются денежными ресурсами на основе следующих принципов:

Статья 40. Источники финансирования. Просветительские учреждения и организации финансируются из следующих источников:

Статья 41. Объем финансирования. Решение об объеме бюджетного финансирования просветительских учреждений и организаций принимается органами законодательной власти на основе предложений, согласованно выработанных государственными, негосударственными и общественными органами управления системой просвещения.

Статья 42. Платные мероприятия. Настоящий Закон допускает взимание с граждан платы за участие в просветительских мероприятиях при условии, если ее размер не противоречит принципу доступности просветительских мероприятий и не препятствует реализации конституционного права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры.

Статья 44. Направления исследований. Направления исследований формируются с учетом структуры факторов, определяющих эффективность просветительской деятельности; они носят комплексный характер, охватывая различные аспекты просветительской деятельности:

Статья 45. Координация исследований. Координация исследований осуществляется в целях достижения их комплексности. Задачи координации исследований выполняет специализированное подразделение национальной академии образования (институт проблем просвещения), а также его региональные филиалы и научно-практические центры, создаваемые при департаментах образования, входящих в состав региональных органов исполнительной власти.

Статья 46. Состав работников. К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения.

Статья 47. Подготовка работников сферы просветительской деятельности. Кадровый корпус системы просвещения формируется из числа дипломированных специалистов, прошедших курс обучения, соответствующий содержанию и задачам их деятельности.

Статья 48. Оплата труда работников сферы просветительской деятельности. Труд работников оплачивается в зависимости от занимаемой должности, характера поставленных задач, документально подтвержденного уровня квалификации.

Статья 51. Принципы интеграции. Интеграция просветительских структур осуществляется на основе следующих основных принципов, разделяемых всеми государствами-участниками интеграционного процесса:

Статья 54. Основные направления совместной деятельности государств-участников СНГ. Государства-участники СНГ предпринимают согласованные действия, направленные на установление и упрочение связей между их просветительскими учреждениями и организациями; их совместная работа по повышению эффективности просветительской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГОСУДАРСТВА НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-13 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также