РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с проектом "РЕШЕНИЯ...")(Принято в г. Кишиневе 07.10.2002)


РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Кишинев, 7 октября 2002 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества Независимых Государств (прилагается), представленный Межгосударственным авиационным комитетом.
Концепция утверждена Решением Совета глав государств СНГ 19.09.2003. 2. Внести указанный проект Концепции на рассмотрение Совета глав государств СНГ (проект Решения прилагается).
Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)


Проект
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества Независимых Государств (прилагается), представленную Межгосударственным авиационным комитетом.
2. Правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств при осуществлении государственного регулирования и подготовке национальных законодательных актов в области воздушного транспорта, использования воздушного пространства и управления воздушным движением учитывать положения указанной Концепции.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе __________ ____ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Грузию За Туркменистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику За Украину


Проект
Утверждена
Решением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
от ____ года
КОНЦЕПЦИЯ
ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Перечень сокращений
А/С - режим работы ВРЛ
ВВС - Военно-воздушные силы
ВП - воздушное пространство
ВРЛ - вторичный радиолокатор
ВС - воздушное судно
ГА - Гражданская авиация
ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система
ГосНИИ - Государственный научно-исследовательский институт
ГС - Государственная служба
ГУ - Главное управление
Евроконтроль - Европейская организация по безопасности аэронавигации
ЕК ГА - Европейская конференция гражданской авиации
ИВП - использование воздушного пространства
ИКАО - Международная организация гражданской авиации
ИСЗ - искусственный спутник Земли
ИСО - Международная ассоциация по стандартизации
МАК - Межгосударственный авиационный комитет
МО - Министерство обороны
МАС - Международная аэронавигационная служба
ОПВД - организация потоков воздушного движения
ОрВД - организация воздушного движения
ОВД - обслуживание воздушного движения
ПВО - противовоздушная оборона
ПВП - правила визуальных полетов
ПЗ-90 - параметры Земли
ППП - правила полетов по приборам
ПРЛ - первичный радиолокатор
РЛС - радиолокационная станция
РПИ - район полетной информации
СК-42 - система координат 1942 года
СК-95 - система координат 1995 года
СНГ - Содружество Независимых Государств
УВД - управление воздушным движением
ADS - автоматическое зависимое наблюдение
AMSS - воздушная подвижная спутниковая служба
ATN - сеть авиационной электросвязи
CNS/ATM - система связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения
Doc. - документ ИКАО
EATCHIP - программа унификации и интеграции Европейских систем УВД
ILS - система захода на посадку по приборам
FANS - Специальный комитет ИКАО по будущим аэронавигационным системам
GATE - Группа по организации воздушного движения в восточной части Европейского региона ИКАО
GNSS - глобальная навигационная спутниковая система
GPS - глобальная система определения местоположения
LTEP - группа юридических и технических экспертов ИКАО
OSI - взаимосвязь открытых систем
PANS - Правила аэронавигационного обслуживания
RNAV - зональная навигация
RVSM - сокращенный минимум вертикального эшелонирования
S - режим работы ВРЛ
SARPS - стандарты и рекомендуемая практика ИКАО
WGS-84 - Всемирная геодезическая система координат 1984 года
Общие положения
1. В соответствии с Чикагской конвенцией и Стратегией Европейской конференции гражданской авиации процесс "гармонизации" определяется как обеспечение максимальной степени однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса взаимодействия национальных аэронавигационных систем, основу которых составляют системы организации воздушного движения, в интересах обеспечения целесообразной "прозрачности границ" для международной аэронавигации, повышения безопасности полетов и качества обслуживания воздушного движения.
2. Процесс гармонизации является начальным этапом "интеграции" национальных аэронавигационных систем (и прежде всего систем ОрВД) на базе внедрения перспективной концепции связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения ИКАО.
3. В течение последних 10-ти лет в государствах-участниках СНГ был проведен целый ряд национальных и межгосударственных мероприятий, направленных на решение проблем гармонизации национальных систем ОрВД и в перспективе - национальных аэронавигационных систем. Однако достигнутые результаты не дают основания считать, что проблема близка к разрешению. Основными причинами этого являются организационные и экономические факторы. Разработанные ранее проекты межгосударственных документов в этой области не содержали четко выраженных финансовых обязательств государств по их реализации, а также не затрагивали вопросы повышения эффективности взаимодействия с национальными органами управления военной авиацией.
4. Все государства-участники СНГ входят в Восточную часть Европейского региона ИКАО и как члены международной организации гражданской авиации обязаны стремиться к реализации стратегии ИКАО по гармонизации национальных систем ОрВД.
5. В странах Западной Европы, входящих в Европейскую Организацию по безопасности аэронавигации, в рамках Европейской Программы гармонизации и интеграции систем УВД, к 1998 году завершен первый этап работ по гармонизации национальных аэронавигационных систем, и эти страны приступили к реализации второго этапа - интеграции.
6. Учитывая отставание некоторых государств-участников СНГ от западных стран в данном процессе и национальную значимость систем ОрВД, очевидна необходимость придания процессу гармонизации высокого государственного статуса и принятия государствами совместных усилий по гармонизации национальных систем организации воздушного движения.
7. Процесс гармонизации должен сопровождаться созданием необходимых условий для перехода государств к перспективным системам, определенным Концепцией CNS/ATM ИКАО. В свете этого содержание данного документа определяет:
- в краткосрочном плане - решение первоочередных задач гармонизации национальных систем ОрВД, как основы национальных аэронавигационных систем, в основном, на существующей в государствах-участниках СНГ технической базе;
- в стратегическом плане - создание условий для последующей интеграции систем в рамках единой Европейской системы - путем внедрения перспективной техники и технологии.
1. Цель и направления гармонизации
национальных аэронавигационных систем <*>
государств-участников СНГ
1.1. Основной целью гармонизации национальных аэронавигационных систем является повышение безопасности полетов гражданской и государственной авиации в воздушном пространстве государств-участников СНГ, повышение экономической и оборонной эффективности использования воздушного пространства этих государств и создание благоприятных условий для реализации стратегии ИКАО по интеграции европейской и мировой аэронавигационных систем.
--------------------------------
<*> В данном случае и далее по тексту Концепции при употреблении термина "национальная аэронавигационная система" понимается, прежде всего, ее основная часть - национальная система ОрВД и, кроме этого, все остальные составляющие аэронавигационной системы.
1.2. В краткосрочном плане поставленная цель обеспечивается проведением мероприятий по следующим направлениям:
- приведение в соответствие национальных требований в области аэронавигации со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО;
- унификация нормативно-правовой базы, определяющей деятельность аэронавигационных систем государств-участников СНГ;
- повышение оперативности и качества координации мероприятий при планировании использования воздушного пространства и УВД;
- внедрение маршрутов зональной навигации, "обеспечивающих устранение узких мест в пропускной способности международных воздушных трасс путем дооснащения соответствующих наземных органов УВД необходимыми техническими средствами контроля и управления;
- обеспечение полетов воздушных судов по международным воздушным трассам государств-участников СНГ путем дооснащения воздушных судов необходимыми техническими средствами;
- взаимное рациональное использование радиотехнических средств и систем, обеспечивающих перекрытие части территории двух или более соседних государств;
- организация совместных исследований и разработок, необходимых для осуществления процесса гармонизации;
- унификация программ и практики подготовки и повышения квалификации авиационного персонала, работающего в службах и органах ОрВД, и летного состава, который выполняет полеты по международным трассам;
- обмен опытом создания на базе существующих органов ОрВД фрагментов национальных аэронавигационных систем.
1.3. В стратегическом плане на этапе гармонизации должны быть решены следующие проблемы:
- разработка единой технической архитектуры, определяющей функции и взаимосвязи национальных аэронавигационных систем и их элементов на базе использования перспективных международных стандартов;
- разработка и реализация перспективных национальных планов и программ по развитию систем в соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО в области поэтапного перехода к региональным аэронавигационным системам;
- разработка совместных проектов, в том числе по внедрению методов обслуживания воздушного движения "от перрона до перрона" и "свободных полетов";
- проведение экономических исследований, направленных на минимизацию затрат государств по гармонизации национальных аэронавигационных систем и переходу к началу этапа их интеграции.
2. Первоочередные мероприятия по
гармонизации аэронавигационных систем
государств-участников СНГ
2.1. Приведение в соответствие национальных требований в области аэронавигации со стандартами ИКАО.
Национальные требования в области аэронавигации многих государств-участников СНГ значительно отличаются от Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.
Наиболее принципиальные различия между Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО и национальными нормативами, принятыми в государствах-участниках СНГ, следующие:
- отсутствует классификация воздушного пространства, предусмотренная ИКАО, и соответствующих ей видов обслуживания воздушного движения;
- используется различное распределение ответственности между экипажами ВС и диспетчерским составом, определяемое отличиями в видах обслуживания воздушного движения;
- применяются отличающиеся правила выполнения полетов (при маневрах на пересекающихся курсах, при отказе радиосвязи, при полетах в контролируемом воздушном пространстве, при полетах по ППП и ПВП);
- применяются различные нормативы и единицы измерения минимумов продольного и вертикального эшелонирования;
- используются различные формализованные сообщения при планировании ИВП и обслуживании воздушного движения при обеспечении повседневной деятельности государственной авиации и других, неавиационных, пользователей воздушного пространства;
- различаются требования, предъявляемые к полноте представления информации на аэронавигационных картах (публикуется только часть информации, влияющая на обеспечение безопасности полетов);
- не соответствуют требования, предъявляемые к точности опубликования координат радионавигационных средств и точек в районе аэродромов (точность координат соответствует 1 минуте и меньше используемой по рекомендации ИКАО на один порядок);
- не публикуются точки маршрутов зональной навигации, границ запретных зон, зон ограничений полетов и опасных зон.
Вследствие указанных различий системы ОрВД в некоторых государствах-участниках СНГ не обладают достаточной гибкостью к сезонным, недельным и суточным изменениям воздушного движения, они также неспособны к быстрому увеличению пропускной способности для удовлетворения ожидаемого роста воздушных перевозок.
Минимизация различий между национальными правилами ОрВД, стандартами и рекомендациями ИКАО должна быть достигнута путем принятия согласованных решений по унификации нормативных правовых документов на региональном уровне в рамках СНГ, с использованием процедур Совета по авиации и использованию воздушного пространства, Совета министров обороны государств-участников СНГ, МАК и Координационного Совета "Евразия" и глобальном уровне - в рамках ИКАО, "Евроконтроля" и других международных организаций.
2.2. Унификация нормативно-правовой базы.
До 1991 года в государствах-участниках СНГ была единая по составу и содержанию нормативно-правовая база в области организации воздушного движения.
Впоследствии эти документы претерпели значительные изменения. Так, например, в ряде государств Содружества ответственность за планирование ИВП передана от органов МО органам гражданской авиации или органам государственного регулирования, в состав которых входят представители гражданской и военной авиации; в некоторых национальных системах ОрВД из состава оперативных органов исключены военные сектора, часть государств-участников СНГ в настоящее время переходит на футовую систему эшелонирования и т.п. Эти несоответствия затрудняют оперативное обеспечение полетов по международным воздушным трассам, что предопределяет необходимость гармонизации существующих нормативно-правовых документов в части положений, относящихся к взаимодействию государств при планировании и управлении полетами. Первым шагом в этом направлении должно стать согласование соответствующего перечня таких документов.
Необходимо также скоординировать усилия государств-участников СНГ на разработку соответствующей нормативно-правовой базы применительно к внедрению перспективной концепции CNS/ATM ИКАО.
В настоящее время признано, что перспективная глобальная система CNS/ATM отвечает положениям Чикагской конвенции и другим принципам международного права, а имеющиеся некоторые проблемы в этой области связаны в основном с глобальной навигационной спутниковой системой, которая является ключевой в структуре всемирной аэронавигационной системы.
По поручению Совета ИКАО группой юридических и технических экспертов был разработан проект, в котором были продекларированы следующие правовые аспекты внедрения и применения GNSS, определяемые обязательным обеспечением: безопасности полетов международной гражданской авиации; всеобщей доступности, исключающей дискриминационные аспекты; непрерывности обслуживания; сохранения суверенитета государств; совместимости региональных договоренностей в части планирования и внедрения системы на глобальном уровне; сотрудничества государств и взаимопомощи, а также сертификации, ответственности за причиненный ущерб и финансовое обеспечение.
Все эти аспекты необходимо согласовать между государствами-участниками СНГ до их перехода из разряда проектов в разряд действующих документов.
2.3. Координация процессов планирования и управления воздушным движением в государствах-участниках СНГ.
Совершенствование координации процессов планирования и управления воздушным движением в государствах-участниках СНГ должно быть направлено на повышение эффективности использования воздушного пространства всеми пользователями, без ущемления их интересов. Государства должны стремиться обеспечить такую координацию в соответствии с рекомендациями ИКАО с тем, чтобы обеспечить реальный баланс интересов экономики и обороны государств.
В государствах-участниках СНГ в настоящее время применяются различные методы координации, при которых главенствующую роль занимают либо военные, либо гражданские ведомства, но в целом ни одно из них не дает возможности гибкого использования воздушного пространства и не в полной мере отвечает потребностям практики. Выделение значительной части воздушного пространства для военных целей ограничивает возможности для полетов гражданских воздушных судов по оптимальным маршрутам, а ограничение возможности выполнения полетов военной авиации приводит к снижению обороноспособности государства. Поэтому резервирование воздушного пространства на постоянной основе и ограничение полетов в его использовании другими пользователями должно быть сведено к минимуму.
В условиях ожидаемого роста интенсивности воздушного движения, и прежде всего международного, военно-гражданская координация процессов ОрВД в государствах-участниках СНГ должна быть улучшена не только на уровне национальных, но и на уровне межгосударственных органов, как это планируется в международной аэронавигационной службе "Восток".
Государства-участники СНГ должны стремиться к внедрению концепции гибкого использования воздушного пространства, предусматривающей, что национальное воздушное пространство является единым для повседневного удовлетворения потребностей гражданских и военных пользователей в соответствии с приоритетами, заложенными на высшем государственном уровне.
Реализация задачи организации использования воздушного пространства должна обеспечиваться на стратегическом, предтактическом и тактическом уровнях.
Внедрение концепции гибкого использования воздушного пространства позволит повысить эффективность функционирования национальных систем при различных изменениях воздушного движения, а также увеличить пропускную способность воздушного пространства, безопасность и регулярность полетов.
2.4. Внедрение маршрутов зональной навигации.
Существующая структура воздушных трасс государств-участников СНГ неоптимальна. Отклонения от ортодромии при полетах гражданских воздушных судов достигают 12%, дополнительные требования при этом предъявляются к инфраструктуре наземных радиотехнических средств навигации. Внедрение маршрутов зональной навигации на территории государств-участников СНГ позволяет не только повысить экономическую эффективность воздушного движения, но также станет промежуточным этапом к реализации концепции "свободных полетов".
2.5. Устранение "узких мест" в пропускной способности воздушных трасс государств-участников СНГ.
Процесс гармонизации национальных аэронавигационных систем предусматривает устранение "узких мест" по пропускной способности на направлениях основных потоков воздушного движения в государствах-участниках СНГ.
Повышение пропускной способности воздушного пространства предполагает снижение значений продольных и вертикальных разделений между ВС при условии обеспечения высокого уровня безопасности полетов.
Нормы продольного эшелонирования определяются возможностью обеспечения радиолокационного контроля и уровнем автоматизации процессов непосредственного УВД. В связи с этим национальные системы ОрВД в районах с высокой интенсивностью полетов в настоящее время должны оснащаться современными средствами наблюдения за воздушной обстановкой (первичными и вторичными РЛС), высокоэффективными средствами передачи данных о воздушном движении в оперативные органы (центры), а также высокопроизводительными средствами обработки и отображения этой информации.
Нормы вертикального эшелонирования определяются составом бортового оборудования ВС, обеспечивающего необходимую точность выдерживания высоты при полете по маршруту.
В 2002 году в Европейском регионе в воздушном пространстве ЕКГА между экономически выгодными эшелонами 290 и 410 (примерно 9000 м и 12000 м) будет установлена норма эшелонирования 1000 футов (примерно 300 м).
Учитывая актуальность и сложность решения этой задачи, государствам-участникам СНГ целесообразно скоординировать в этой области свои действия, так как пользователи воздушного пространства эксплуатируют ВС, оснащенные бортовым оборудованием, обеспечивающим различную точность измерения высоты.
Увеличение пропускной способности национальных систем ОрВД будет также способствовать повышению производительности аэродромного воздушного пространства и непосредственно аэропортов, так как реализация принципа управления "от перрона до перрона" потребует четкой синхронизации всех действий во внеаэродромном и аэродромном воздушном пространстве, а также непосредственно на площади аэродрома, включая аэровокзальные погрузочно-разгрузочные комплексы.
Повышение пропускной способности национальных систем ОрВД будет осуществляться за счет комплексного совершенствования всех ее составляющих, что потребует использования новых технических средств и будет связано с большими экономическими затратами.
В связи с этим государства-участники СНГ должны также гармонизировать свои действия в целях достижения единых результатов в этой области и снижения финансовых затрат.
2.6. Унификация требований к бортовому оборудованию парка воздушных судов государств-участников СНГ.
Различие в требованиях к бортовому оборудованию воздушных судов может стать серьезным препятствием к выполнению международных полетов для части воздушных судов. В связи с этим, основные требования к составу и характеристикам комплексов бортового пилотажно-навигационного оборудования воздушных судов государств-участников СНГ, а также сроки их внедрения должны быть в рамках программы гармонизации согласованы и в соответствии с требованиями ИКАО своевременно объявлены. Выполнение требований должно быть продемонстрировано в процессе сертификации воздушных судов и, в случае необходимости, независимого контроля в процессе эксплуатации.
2.7. Совместное использование государствами участниками СНГ национальных радиотехнических систем.
Национальные планы модернизации и развития аэронавигационных систем государств-участников СНГ должны учитывать возможность использования на своей территории радиотехнических систем другой страны, если такая возможность обеспечивается. Вопросы совместного использования технических средств должны заранее планироваться в интересах снижения затрат и создания условий для последующей интеграции систем.
2.8. Организация в рамках государств-участников СНГ совместных исследований и разработок.
Организация и реализация согласованных мероприятий, связанных с гармонизацией национальных систем ОрВД, требует проведения эффективного научного обоснования, охватывающего организационные, тактические, технические и эргономические направления, обеспечивающие успешное решение этой задачи в государствах Содружества и создание одинаковых стартовых условий национальным системам при их последующей интеграции в региональную аэронавигационную систему.
С этой целью государствам-участникам СНГ необходимо организовать между собой тесное творческое сотрудничество по наиболее актуальным проблемам, связанным с эффективным решением задач аэронавигационного обслуживания воздушного движения.
Это позволит расширить объем научных исследований, сократить сроки внедрения их результатов в практику, снизить финансовые затраты за счет объединения усилий государств-участников СНГ, углубить международное сотрудничество между странами. Координацию научной деятельности по гармонизации национальных аэронавигационных систем целесообразно возложить на ГосНИИ "Аэронавигация" Министерства транспорта Российской Федерации.
2.9. Унификация программ и практики подготовки авиационных специалистов.
Единообразный подход к подготовке специалистов для работы в национальных аэронавигационных системах является непременным условием гармонизации их деятельности. В основу программ обучения должны быть положены руководящие принципы, разработанные ИКАО. Обеспечение унификации подготовки специалистов в государствах-участниках СНГ должно осуществляться путем сертификации центров обучения с участием Межгосударственного авиационного комитета.
2.10. Обмен опытом создания национальных аэронавигационных систем.
Внедрение перспективной концепции CNS/ATM ИКАО, базирующейся на использовании глобальных систем связи, навигации и наблюдения, интеграция наземных, бортовых и космических систем с помощью линий передачи цифровых данных, возросшая роль систем поддержки - метеообеспечения, аэронавигационной информации, поиска и спасания привели к необходимости перехода от систем организации воздушного движения к системе более высокого уровня иерархии - аэронавигационной системе.
Создание национальных аэронавигационных систем может развиваться по различным сценариям, определяемым национальными особенностями, состоянием авиационной инфраструктуры, экономикой страны, взаимодействием гражданских и военных органов, методами управления и финансирования.
В этой связи обмен опытом проведения указанной работы позволит избежать повторения ошибок и, напротив, использовать положительный опыт других стран. Единообразие в подходе к этому важному вопросу позволит также существенно упростить процесс гармонизации системы.
3. Стратегические мероприятия
по гармонизации аэронавигационных систем
государств-участников СНГ
3.1. Разработка единой технической архитектуры национальных аэронавигационных систем.
Техническая архитектура представляет собой совокупность основных технических средств, определенных Концепцией CNS/ATM, объединенных единой идеологией построения и управления, и обеспечивает унифицированное взаимодействие систем и служб, входящих в состав аэронавигационных систем. Целью разработки технической архитектуры является скоординированное развитие отдельных элементов систем, обеспечение их автоматизированного взаимодействия и создание предпосылок для интеграции национальных аэронавигационных систем в Европейскую и мировую аэронавигационную инфраструктуру.
3.2. Координация перспективных планов и программ по развитию национальных аэронавигационных систем.
Аэронавигационные планы государств-участников СНГ должны отражать основные положения Глобального аэронавигационного плана ИКАО применительно к системам CNS/ATM (Doc.9750-An/963) и Европейского аэронавигационного плана (Doc.7754). Однако, учитывая особенности развития систем аэронавигационного обслуживания государств-участников СНГ, объемы воздушного движения и экономику стран, переход к системам CNS/ATM в этих странах будет иметь свои особенности и отличаться по срокам. В этой связи координация планов позволит избежать неравномерности развития аэронавигационных систем, а следовательно, устранить узкие места в пропускной способности, что должно привести к повышению безопасности и эффективности воздушного движения.
3.3. Реализация проектов по внедрению новой техники и технологии.
Зарубежный опыт показывает высокую эффективность объединения усилий различных стран в реализации совместных перспективных проектов.
В стратегическом плане наиболее важными проектами, требующими совместных усилий государств-участников СНГ, являются разработка и внедрение концепции заданного уровня безопасности воздушного движения, метода обслуживания воздушного движения "от перрона до перрона" и метода "свободных полетов".
3.4. Проведение экономических исследований.
Реализация программы гармонизации национальных аэронавигационных систем должна быть экономически выгодной всем государствам-участникам СНГ, как применительно к органам, предоставляющим аэронавигационное обслуживание, так и по отношению к пользователям воздушного пространства. В связи с этим представляется необходимым обеспечить сбор необходимой для экономического анализа информации, ее обработку и получение результатов, наглядно демонстрирующих общественности преимущества реализации программы гармонизации аэронавигационных систем.
4. Организация и финансирование мероприятий
по гармонизации национальных аэронавигационных систем
Организация мероприятий по гармонизации систем ОрВД должна предусматривать соответствующую последовательность проведения планируемых работ государствами-участниками СНГ исходя из конкретной обстановки, определяемой различным состоянием тех или иных элементов национальных систем, а также возможностями финансирования этих мероприятий.
Основными исполнителями работ, связанных с гармонизацией национальных систем ОрВД, должны быть:
- Министерства транспорта, органы государственного управления в области гражданской авиации государств-участников СНГ - в части гражданской авиации;
- Министерства обороны государств-участников СНГ - в части реализации специальных требований;
- Межгосударственный авиационный комитет совместно со Штабом по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ и с Координационным Комитетом по вопросам ПВО СНГ - в части координации планов гармонизации национальных систем ОрВД;
- Научно-исследовательские организации государств-участников СНГ - в части разработки соответствующих предложений по реализации настоящей Концепции.
Финансирование работ по гармонизации национальных систем ОрВД должно осуществляться самостоятельно каждым государством в порядке, предусмотренном национальными законодательно-правовыми актами, как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств привлекаемых инвестиционных источников, в рамках реализации проектов и программ.
Заключение
Перспективные направления гармонизации систем ОрВД необходимо учитывать в соответствующих национальных программах. Системная координация реализации программ на межгосударственном уровне возлагается на Межгосударственный авиационный комитет.
Работы по гармонизации аэронавигационных систем государств-участников СНГ целесообразно завершить до 2005 года.


ОБОСНОВАНИЕ
КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Перечень сокращений
А/С - режим работы ВРЛ
ВВС - Военно-воздушные силы
ВП - воздушное пространство
ВРЛ - вторичный радиолокатор
ВС - воздушное судно
ГА - Гражданская авиация
ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система
ГосНИИ - Государственный научно-исследовательский институт
ГС - Государственная служба
ГУ - Главное управление
Евроконтроль - Европейская организация по безопасности аэронавигации
ЕКГА - Европейская конференция гражданской авиации
ИВП - использование воздушного пространства
ИКАО - Международная организация гражданской авиации
ИСЗ - искусственный спутник Земли
ИСО - Международная ассоциация по стандартизации
МАК - Межгосударственный авиационный комитет
МО - Министерство обороны
МАС - Международная аэронавигационная служба
ОПВД - организация потоков воздушного движения
ОрВД - организация воздушного движения
ОВД - обслуживание воздушного движения
ПВО - противовоздушная оборона
ПВП - правила визуальных полетов
ПЗ-90 - параметры Земли
ППП - правила полетов по приборам
ПРЛ - первичный радиолокатор
РЛС - радиолокационная станция
РПИ - район полетной информации
СК-42 - система координат 1942 года
СК-95 - система координат 1995 года
СНГ - Содружество Независимых Государств
УВД - управление воздушным движением
ADS - автоматическое зависимое наблюдение
AMSS - воздушная подвижная спутниковая служба
ATN - сеть авиационной электросвязи
CNS/ATM - система связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения
Doc. - документ ИКАО
EATCHIP - программа унификации и интеграции Европейских систем УВД
ILS - система захода на посадку по приборам
FANS - Специальный комитет ИКАО по будущим аэронавигационным системам
GATE - Группа по организации воздушного движения в восточной части Европейского региона ИКАО
GNSS - глобальная навигационная спутниковая система
GPS - глобальная система определения местоположения
LTEP -группа юридических и технических экспертов ИКАО
OSI - взаимосвязь открытых систем
PANS - Правила аэронавигационного обслуживания
RNAV - зональная навигация
RVSM - сокращенный минимум вертикального эшелонирования
S - режим работы ВРЛ
SARPS - стандарты и рекомендуемая практика ИКАО
WGS-84 - Всемирная геодезическая система координат 1984 года
Введение
Актуальность проблемы гармонизации систем планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением стала особенно очевидной после завершения переходного периода становления в государствах Содружества национальных систем организации воздушного движения.
В течение 10-ти лет развития новых независимых государств Содружества в области ОрВД проводились национальные и межгосударственные мероприятия, направленные на поиск эффективных путей унификации и интеграции систем ОрВД.
Однако достигнутые успехи назвать значительными и достаточными не представляется возможным. Основными причинами этого являются два фактора: организационный и экономический.
Так, ранее разработанные проекты межгосударственных документов, посвященных вопросам гармонизации систем ОрВД, не содержали четко выраженных финансовых обязательств государств по реализации указанных проектов.
Кроме того, эти проекты разрабатывались, в основном, для гражданской авиации и почти не затрагивали интересы государств Содружества в военной авиационной сфере.
В современных условиях формирования многополярного мира, стало очевидным, что необходим новый комплексный подход к разрешению проблемы унификации и гармонизации систем ОрВД государств СНГ, учитывающий одновременно задачи экономической эффективности использования воздушного пространства, задачи повышения безопасности полетов, задачи национальной безопасности и обороноспособности государств, финансовые возможности государств, международный опыт и результаты деятельности наиболее развитых в этом отношении стран и регионов, а также направления развития этих систем, принятые мировым авиационным сообществом.
Концепция гармонизации национальных систем ОрВД государств-участников СНГ представляет собой систему принципиальных взглядов на пути комплексного разрешения данной проблемы.
Карта
Сеть воздушных трасс государств-участников СНГ <*>
--------------------------------
<*> Карта не приводится.
Данные по организационно-структурному построению
систем ОрВД в государствах Содружества
----------------T------------T-------------------T---------------------T----------------------------¬
¦ Наименования ¦ Площади ¦ Органы ¦ Национальные ¦ Оперативные органы ОВД ¦
¦ государств ¦обслуживания¦ государственного ¦ аэронавигационные ¦ и их количество ¦
¦ ¦ воздушного ¦регулирования ОрВД ¦ службы (органы) +------------T--------T------+
¦ ¦ движения ¦ ¦ ¦ главные ¦зональн.¦район.¦
¦ ¦ (тыс. ¦ ¦ ¦национальные¦ центры ¦центры¦
¦ ¦ кв. км) ¦ ¦ ¦ центры ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВЗЦ ¦ ВРЦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Азербайджанская¦ 160 ¦Государственный ¦Государственное ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
¦Республика ¦ ¦концерн ¦предприятие ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦"Азербайджан Хава ¦"Азераэронавигация" ¦ ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦Йоллары" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Республика ¦ 60 ¦Главное управление ¦Отдел по обслуживанию¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
¦Армения ¦ ¦гражданской авиации¦воздушного движения ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦ ¦ГУТА ¦ ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Республика ¦ 208 ¦Государственный ¦Государственное ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
¦Беларусь ¦ ¦комитет по авиации ¦предприятие ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦Республики Беларусь¦"Белаэронавигация" ¦ ¦ - ¦ 1 ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Грузия ¦ 70 ¦Администрация ¦Государственное ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦гражданской авиации¦предприятие ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦Грузии ¦"Сакаэронавигация" ¦ ¦ - ¦ - ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Республика ¦ 2800 ¦Комитет гражданской¦Республиканское ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
¦Казахстан ¦ ¦авиации ¦государственное ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦Министерства ¦предприятие ¦ ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦транспорта и ¦"Казаэронавигация" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦коммуникаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Казахстан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Кыргызская ¦ 200 ¦Департамент ¦Государственное ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦
¦Республика ¦ ¦гражданской авиации¦предприятие ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦при Министерстве ¦"Кыргызаэронавигация"¦ ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦транспорта и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦коммуникаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Кыргызской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Республика ¦ 34 ¦Государственная ¦Государственное ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
¦Молдова ¦ ¦администрация ¦предприятие ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦гражданской авиации¦"MOLDATSA" ¦ ¦ - ¦ - ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Российская ¦ 27522 ¦Департамент ¦Госкорпорация по ОВД ¦ 1 ¦ 7 ¦ 71 ¦
¦Федерация ¦ ¦государственного ¦ ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦регулирования ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 47 ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦воздушного движения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ГС ГА Минтранса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Республика ¦ 143 ¦Департамент ¦Служба УВД ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
¦Таджикистан ¦ ¦гражданской авиации¦государственной ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦Минтранса ¦авиакомпании ¦ ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦Республики ¦"Точикистон" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Таджикистан ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Таджикистан ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Туркменистан ¦ 488 ¦Национальное ¦Отдел движения ¦ 1 ¦ - ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦управление ¦национального ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦"Туркменхаваеллары"¦управления ¦ ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦"Туркменхаваеллары" ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Республика ¦ 447 ¦Государственная ¦Центр ¦ 1 ¦ - ¦ 3 ¦
¦Узбекистан ¦ ¦инспекция ¦"Узаэронавигация" ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦Республики ¦предприятие по ИВП ¦ ¦ - ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦Узбекистан по ¦и УВД ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦надзору за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦безопасностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦полетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+------+
¦Украина ¦ 731 ¦Государственный ¦Государственное ¦ 1 ¦ - ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦департамент ¦предприятие ОВД ¦ ¦--------¦------¦
¦ ¦ ¦авиационного ¦Украины "Украэрорух" ¦ ¦ - ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Укравиатранс" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+------------+-------------------+---------------------+------------+--------+-------
ВЗЦ - вспомогательный зональный центр; ВРЦ - вспомогательный районный центр.
Данные по количеству
и протяженности международных воздушных трасс
в государствах Содружества
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Наименования государств ¦Международные воздушные трассы¦
¦ +------------T-----------------+
¦ ¦ Количество ¦ Общая ¦
¦ ¦ ¦протяженность, км¦
+---------------------------------+------------+-----------------+
¦Азербайджанская Республика ¦ 24 ¦ 6684 ¦
¦Республика Армения ¦ 12 ¦ 1864 ¦
¦Республика Беларусь ¦ 30 ¦ 10827 ¦
¦Грузия ¦ 15 ¦ 2447 ¦
¦Республика Казахстан ¦ 62 ¦ 49000 ¦
¦Кыргызская Республика ¦ 19 ¦ 5731 ¦
¦Республика Молдова ¦ 9 ¦ 1885 ¦
¦Российская Федерация ¦ 287 ¦ 393702 ¦
¦Республика Таджикистан ¦ 13 ¦ 3345 ¦
¦Туркменистан ¦ 25 ¦ 10664 ¦
¦Республика Узбекистан ¦ 39 ¦ 11868 ¦
¦Украина ¦ 95 ¦ 34311 ¦
L---------------------------------+------------+------------------
Площади воздушного пространства,
обслуживаемые органами ОВД государств СНГ
Тыс. кв. км
¦ 27 522
30 000--+ - -¬
¦
¦ ¦ ¦
20 000--+
¦ ¦ ¦
¦ 2800 ¦ ¦
3 000 --+ - -¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1 000 --+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
900 --+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
800 --+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 731
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬
700 --+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
600 --+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
500 --+ ¦ ¦ ¦ ¦ 488 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬ 447¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---¬¦ ¦
400 --+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
300 --+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ 208 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ---¬ ¦ ¦ 200 ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
200 --+ 160 ¦ ¦ ¦ ¦---¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦---¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ 143¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ 70 ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦---¬¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦¦ ¦ 60 ¦ ¦---¬¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
100 --+¦ ¦---¬¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ 34 ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦---¬¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L+--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+---
А А Б Г К К М Р Т Т У У
з р е р а ы о о а у з к
е м л у з р л с д р б р
р е а з а г д с ж к е а
б н р и х ы о и и м к и
а и у я с з в я к е и н
й я с т с а и н с а
д ь а т с и т
ж н а т с а
а н а т н
н н а
н
I. Основные задачи
и направления гармонизации национальных систем
организации воздушного движения
1.1. Стратегия Международной Организации Гражданской Авиации и Европейской Организации по безопасности аэронавигации в области гармонизации систем организации воздушного движения.
Все государства-участники СНГ являются членами ИКАО и приняли на себя обязательства соблюдать положения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Это означает, что государства-участники СНГ будут обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для гражданской авиации, а также способствовать повышению уровня безопасности полетов.
Каждое государство-член ИКАО должно сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, обеспечения полетов, а также воздушных судов и трасс, персонала и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать совершенствованию решения задач аэронавигации.
Государства-члены ИКАО при установлении правил для государственных военных воздушных судов должны обращать особое внимание на обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов.
В связи с изложенным ИКАО постоянно и целеустремленно проводит работу с государствами-членами по совершенствованию и гармонизации национальных и региональных систем организации воздушного движения.
В 1993 году была завершена работа Специального комитета ИКАО по будущим аэронавигационным системам в части, касающейся связи, навигации и наблюдения применительно к организации воздушного движения. На сегодня уже существует ряд стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, Правила аэронавигационного обслуживания и инструктивные материалы, касающиеся конкретных элементов и аспектов систем CNS/ATM. В 2000 году в ИКАО были подведены итоги работы по созданию и внедрению перспективных систем связи, навигации, наблюдения, ОрВД, широко использующих спутниковые средства и технологии и на их основе разработан новый документ "Глобальный аэронавигационный план применительно к системам CNS/ATM". Этот план, практически, и представляет собой стратегию ИКАО по гармонизации национальных и региональных систем ОрВД.
В западной части Европейского региона ИКАО мероприятия по реализации стратегии ИКАО в области аэронавигации проводятся под эгидой Европейского бюро ИКАО, Европейской конференции по вопросам гражданской авиации и организации "Евроконтроль". В части, касающейся планирования и управления полетами военной авиации в Западной Европе, активно работают соответствующие органы НАТО во взаимодействии с "Евроконтролем".
Взгляды и подходы ЕКГА и "Евроконтроля" к совершенствованию и гармонизации систем ОрВД в Западной Европе изложены в документе "Стратегия ОрВД после 2000 года".
В целях разработки аналогичного документа для государств восточной части Европейского региона ИКАО (включая Среднюю Азию) при Европейской группе аэронавигационного планирования в 1995 году была создана специальная группа GATE, в состав которой вошли руководители аэронавигационных служб всех государств-участников СНГ.
В 2000 году этой группой была завершена разработка "Стратегического документа по совершенствованию ОрВД в государствах Восточной части Европейского региона ИКАО (включая Среднюю Азию)". При этом в качестве основной задачи указанного документа была сформулирована задача гармонизации национальных систем ОрВД государств-участников СНГ друг с другом и с Европейской системой.
1.2. Состояние унификации национальных систем организации воздушного движения государств-участников СНГ.
Актуальность реализации общей стратегии ИКАО по гармонизации национальных систем ОрВД государств-участников СНГ базируется на результатах анализа фактического состояния унификации систем ОрВД этих государств. При этом анализ охватывал следующие направления:
- состав и содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих в государствах-участниках СНГ организационное построение национальных систем ОрВД, структуру воздушного пространства, организацию и технологию планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
- техническое оснащение и автоматизацию органов УВД, а также вспомогательных служб средствами связи, навигации, наблюдения, посадки и т.д.;
- подготовку персонала;
- взаимодействие гражданских и военных служб и органов ОрВД;
- соответствие уровня ОрВД Стандартам и рекомендуемой практике ИКАО;
- состояние работ по переходу от систем ОрВД к национальным аэронавигационным системам.
Конкретные результаты анализа состояния унификации национальных систем ОрВД государств-участников СНГ по всем перечисленным выше направлениям свидетельствуют о том, что приемлемый уровень унификации и гармонизации на аэронавигационном поле государств-участников СНГ пока не достигнут.
Разработанные ранее и одобренные межгосударственным Советом по авиации и ИВП государств-участников СНГ Концепции согласованной политики авиационных администраций в области модернизации национальных систем ОрВД, в области совершенствования сети международных воздушных трасс, военно-гражданской координации, а также другие документы реализованы только частично.
В связи с этим в настоящее время необходим новый импульс, направленный на активизацию рассмотрения вопроса, связанного с разработкой согласованной между государствами-участниками СНГ политики по унификации и гармонизации национальных систем ОрВД, а также по приведению их в соответствие со стратегией ИКАО и ЕК ГА.
1.3. Основные задачи и направления гармонизации национальных систем ОрВД государств-участников СНГ.
Общими задачами гармонизации национальных систем ОрВД являются повышение безопасности полетов гражданской и государственной авиации в воздушном пространстве государств-участников СНГ, повышение экономической и оборонной эффективности использования воздушного пространства этих государств и создание благоприятных условий для реализации Стратегии ИКАО по интеграции с Западноевропейской и Мировой аэронавигационными системами.
Успешное решение изложенных выше общих задач гармонизации предполагает необходимость согласованной (по срокам и содержанию) реализации ряда более конкретных задач и направлений деятельности. К числу таких задач и направлений относятся следующие:
- повышение пропускной способности воздушного пространства государств за счет совершенствования его структуры, обеспечения соответствия между интенсивностью воздушного движения и пропускной способностью секторов управления в центрах УВД, а также за счет повышения производительности органов служб планирования потоков воздушного движения и др.;
- организация комплексной разработки и использования наземных и бортовых перспективных систем связи, навигации и наблюдения, а также систем ОрВД, интегрируемых в глобальную европейскую аэронавигационную структуру;
- реализация планирования и управления воздушным движением от "взлета до посадки" ("от перрона до перрона") за счет объединения в единый комплекс органов планирования и управления воздушным движением на трассах и в аэродромном воздушном пространстве, а также соответствующих аэродромных служб;
- унификация нормативно-правовой базы - государств-участников СНГ в области организации использования воздушного пространства, планирования и управления воздушным движением;
- эффективное взаимодействие с ИКАО, ЕКГА и "Евроконтролем" по всем вопросам функционирования и развития систем ОрВД в государствах-участниках СНГ;
- взаимное информирование и координация планов и программ по модернизации национальных систем ОрВД и их реализация в соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО в области поэтапного перехода к региональным аэронавигационным системам;
- повышение оперативности и качества военно-гражданской координации при планировании использования воздушного пространства и управлении воздушным движением, а также при взаимодействии органов УВД с органами управления ВВС и ПВО, решающими специфические задачи разведки и контроля порядка использования воздушного пространства государств Содружества;
- повышение квалификации авиационного персонала, работающего в службах и органах УВД, а также его ответственности за решение возложенных задач;
- организация и проведение согласованных мероприятий по научному обоснованию эффективности планируемых к реализации новых подходов, связанных с гармонизацией национальных систем ОрВД, мероприятий по сокращению расходов, относящихся к этим системам и
т.п.
Основные положения
Концепции глобальной стратегии ИКАО
по созданию перспективной системы связи,
навигации, наблюдения/организации воздушного
движения (CNS/ATM)
----------------T----------T-----------------------------------------¬
¦Типы воздушного¦ Функции ¦ Средства реализации функций при ATM ¦
¦ пространства ¦ CNS +--------------------T--------------------+
¦ ¦ ¦существующая система¦ перспективная ¦
¦ ¦ ¦ связи, навигации ¦ система CNS/ATM ¦
¦ ¦ ¦ и наблюдения ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦Океаническое ¦Навигация ¦- MNPS ¦- RNAV/RNP ¦
¦воздушное ¦ ¦- OMEGA/LORAN-C ¦- GNSS ¦
¦пространство с ¦ ¦- барометрическая ¦- барометрическая ¦
¦высокой ¦ ¦высота ¦высота ¦
¦плотностью ¦ ¦- INS/IRS ¦- Измерение больших ¦
¦воздушного ¦ ¦ ¦высот с помощью GNSS¦
¦движения ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦ ¦Связь ¦- Речевая ВЧ-связь ¦- Передача данных / ¦
¦ ¦ ¦ ¦речевая связь AMSS ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦ ¦Наблюдение¦- Речевые сообщения ¦- ADS ¦
¦ ¦ ¦о местонахождении ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦Океаническое / ¦Навигация ¦- OMEGA/LORAN-C ¦- RNAV/RNP ¦
¦континентальное¦ ¦- VOR/DME ¦- GNSS ¦
¦воздушное ¦ ¦- барометрическая ¦- барометрическая ¦
¦пространство с ¦ ¦высота ¦высота ¦
¦низкой ¦ ¦- INS/IRS ¦- Измерение больших ¦
¦плотностью ¦ ¦ ¦высот с помощью GNSS¦
¦воздушного ¦ ¦ ¦ INS/IRS ¦
¦движения ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦ ¦Связь ¦- Речевая ВЧ и ¦- Передача данных / ¦
¦ ¦ ¦ВЧ-радиосвязь ¦речевая связь AMSS ¦
¦ ¦ ¦ ¦- ВЧ - связь над ¦
¦ ¦ ¦ ¦полярными районами ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦ ¦Наблюдение¦- Первичная РЛС/ВРЛ ¦- ADS ¦
¦ ¦ ¦- Речевые сообщения ¦ ¦
¦ ¦ ¦о местонахождении ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦Континентальное¦Навигация ¦- OMEGA/LORAN-C ¦- RNAV/RNP ¦
¦воздушное ¦ ¦- VOR/DME ¦- GNSS ¦
¦пространство с ¦ ¦- барометрическая ¦- барометрическая ¦
¦высокой ¦ ¦высота ¦высота ¦
¦плотностью ¦ ¦- INSARS ¦- Измерение больших ¦
¦воздушного ¦ ¦ ¦высот с помощью GNSS¦
¦движения ¦ ¦ ¦- INS/IRS ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦ ¦Связь ¦- Речевая ВЧ-связь ¦- Речев. ОВЧ-связь /¦
¦ ¦ ¦ ¦передача данных ¦
¦ ¦ ¦ ¦- Передача данных / ¦
¦ ¦ ¦ ¦речевая связь AMSS ¦
¦ ¦ ¦ ¦- ЛПД режим "S" ¦
¦ ¦ ¦ ¦системы ВРЛ ¦
+---------------+----------+--------------------+--------------------+
¦ ¦Наблюдение¦- Первичные РЛС ¦- Режим "S" ¦
¦ ¦ ¦- Режим А/С ¦системы ВРЛ ¦
¦ ¦ ¦системы ВРЛ ¦- ADS ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+----------+--------------------+---------------------
Обозначения:
AMSS - воздушная подвижная спутниковая служба связи;
RNAV/RNP - зональная навигация/требуемые навигационные характеристики;
GNSS - глобальная навигационная спутниковая система;
ADS - автоматическое зависимое наблюдение;
INS/IRS - инерциальная навигационная система, система с инерциальным отсчетом;
MNPS - технические требования к минимальным навигационным характеристикам;
CNS - связь, навигация, наблюдение;
ATM - организация воздушного движения;
ОВЧ - очень высокие частоты;
ЛПД - линия передачи данных;
ВЧ - высокие частоты;
OMEGA - система дальней навигации;
LORAN-C - система дальней навигации;
VOR/DME - азимутально-дальномерная система ближней авиации;
РЛС - радиолокационная станция;
ВРЛ - вторичный радиолокатор.
II. Национальные проблемы
в области гармонизации процессов организации
воздушного движения в государствах-участниках СНГ
2.1. Гармонизация нормативно-правовой базы в области организации воздушного движения.
До 1991 г. в государствах-участниках СНГ была единая по составу и содержанию нормативно-правовая база в области организации воздушного движения, в которую входили следующие документы.
1. Воздушный Кодекс.
2. Федеральные правила ИВП.
3. Основные правила полетов.
4. Наставления по производству полетов (для ГА и МО).
5. Положение о центрах.
6. Инструкция по ИВП в зонах ответственности за ОВД.
7. Инструкция по про

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О СРОКЕ, МЕСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В ПРОЕКТ ПОВЕСТКИ ДНЯ ОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Кишиневе 07.10.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также