КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ n 01-1/2-02 Экономического суда СНГ"ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 9 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА В РЕДАКЦИИ, ПРИНЯТОЙ СОВЕТОМ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА"(Принято в г. Минске 10.09.2002)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 01-1/2-02
ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 9 ПРАВИЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ
1993 ГОДА В РЕДАКЦИИ, ПРИНЯТОЙ СОВЕТОМ ГЛАВ
ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА
(Минск, 10 сентября 2002 года)
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании применения пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года в редакции, принятой Советом глав правительств 18 октября 1996 года, предусматривающего, что "товар считается происходящим из таможенной территории государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, если он соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения, экспортируется резидентом одного из государств - участников данного Соглашения и ввозится резидентом государства - участника данного Соглашения с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения. При этом под резидентом понимается организация, созданная на территории этого государства, либо физическое лицо, постоянно проживающее на территории этого государства".
В связи с тем, что у резидентов государств - участников Содружества возникают разногласия в отношении применения пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров в указанной выше редакции, Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, при каких условиях импорт товара, происходящего из страны государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других государств - участников данного Соглашения и обязательно ли при этом наличие прямой хозяйственно-договорной связи между резидентами страны происхождения товара и страны ввоза.
Исследовав представленные по делу материалы и в соответствии с пунктом 127 Регламента, Экономический Суд дает следующее заключение.
Толкование применения пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров с целью дачи ответа по существу запроса Исполнительного комитета СНГ должно быть осуществлено с учетом положений пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли, неотъемлемой частью которого являются указанные Правила (пункт 4 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли), а также с использованием иных норм международных договоров, применяемых в отношениях между государствами - участниками.
Предоставление тарифных преференций во взаимной торговле государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли является одной из мер по реализации Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года (преамбула Соглашения о создании зоны свободной торговли), в частности достижения его цели по формированию общего экономического пространства государств - участников (статья 2 Договора о создании Экономического союза). В свою очередь, общее экономическое пространство предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, а также упрочение прямых связей хозяйствующих субъектов государств - участников (преамбула Договора о создании Экономического союза). Поэтому предусмотренная Соглашением о создании зоны свободной торговли отмена таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, направлена на обеспечение сбалансированности именно взаимной торговли участвующих в Соглашении государств и стабилизацию их внутреннего экономического положения (преамбула Соглашения о создании зоны свободной торговли). С учетом указанных положений следует вывод, что предоставление тарифных преференций государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли возможно только во взаимной торговле между ними.
Пункт 9 Правил указывает, что условиями происхождения товара из таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли являются:
1) соответствие товара критериям его происхождения, установленным указанными Правилами;
2) этот товар экспортируется резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли и
3) товар ввозится резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной территории другого государства - участника того же Соглашения.
В Правилах определения страны происхождения товаров не определен термин "экспортируется". Согласно же статье 90 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории без обязательства об их ввозе на эту территорию. Аналогичным образом определяет это понятие и Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года. В соответствии со статьей 1 упомянутого Соглашения под экспортом понимается вывоз товаров (работ, услуг) с таможенных территорий Сторон без обязательства об обратном ввозе. Причем, согласно условиям статьи 9 Правил определения страны происхождения товаров, вывоз должен быть осуществлен резидентом государства - участника Соглашения, то есть организацией, созданной на территории этого государства, либо физическим лицом, постоянно проживающим на территории этого государства.
Что касается ввоза товара, то пункт 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли, определяющий условия предоставления тарифных преференций во взаимной торговле между государствами - участниками этого Соглашения, устанавливает, что ввозимый товар должен быть предназначен для таможенной территории этого государства (ввозящего товар). Правило указанного пункта (как в редакции Соглашения от 15 апреля 1994 года, так и в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года), в частности, устанавливает, что тарифные преференции касаются ввоза и (или) вывоза товаров, "происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон".
Предназначение же товара для территории государства определяется на основании договоров, заключаемых резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли. Это может быть как договор, заключенный между резидентом государства - страны происхождения товара и резидентом страны ввоза, так и договор, заключенный с участием посредника - резидента государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли (например, договор комиссии, договоры поставки, опосредствующие сложные хозяйственные связи между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли). При этом товар должен ввозиться резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения.
На основании изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.
Ввоз товара, происходящего из государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других государств - участников данного Соглашения при наличии следующих условий:
1) товар должен соответствовать критериям происхождения, установленным правилами определения страны происхождения товаров;
2) товар должен быть заявлен резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли к вывозу в одно из государств - участников данного Соглашения;
3) товар должен быть предназначен для таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, импортирующего товар;
4) товар должен ввозиться резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения на основании договора между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.
Наличие прямой хозяйственно-договорной связи между резидентами страны происхождения товара и страны его ввоза не является обязательным.
Председатель
А.Б.КАЖЕНОВ

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ СИНГАПУР ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ" [рус., англ.](Вместе с "ПРОТОКОЛОМ")(Заключено в г. Москве 09.09.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также