"ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"(Утверждено 31.05.2002 на 32-м заседании Совета по железнодорожному транспорту)


Утверждено
на тридцать втором заседании
Совета по железнодорожному
транспорту
31 мая 2002 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов здравоохранения железнодорожных администраций государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - органы здравоохранения) по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Положения распространяется на чрезвычайные ситуации, возникшие и прогнозируемые на железнодорожном транспорте на территории государств-участников СНГ.
1.2. Взаимодействие органов здравоохранения осуществляется в соответствии с Соглашением государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года, настоящим Положением, а также национальным законодательством государств-участников СНГ.
1.3. Целью взаимодействия органов здравоохранения является обеспечение совместного использования сил и средств для осуществления согласованных и эффективных действий по спасению жизни и сохранению здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, оказанию пострадавшим всех видов медицинской помощи в необходимых объемах и в оптимальные сроки, а также по предупреждению и ликвидации случаев массовых отравлений и заболеваний.
Достижение указанной цели обеспечивается координацией действий органов здравоохранения при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
1.4. Термины, используемые в настоящем Положении, имеют следующие значения:
взаимодействие органов здравоохранения - это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту, времени, объемам и способам выполнения совместные действия по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
чрезвычайные ситуации - обстановка на объектах железнодорожного транспорта, сложившаяся в результате аварии или крушения, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно на объектах железнодорожного транспорта, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые на объектах железнодорожного транспорта при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций - комплексная характеристика чрезвычайной ситуации, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения, включающая данные по величине и структуре санитарных потерь, нуждаемости пораженных в различных видах медицинской помощи, условиям проведения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, масштабам нарушения и потребности в восстановлении жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах.
1.5. Взаимодействие органов здравоохранения осуществляется:
в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, медико-санитарные последствия которых не могут быть ликвидированы силами и средствами одной железнодорожной администрации государства-участника СНГ;
в случае возможного трансграничного воздействия чрезвычайных ситуаций, требующего осуществления согласованных действий железнодорожных администраций государств-участников СНГ в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
при других чрезвычайных ситуациях, связанных с осложнением медико-санитарной обстановки и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в условиях дефицита собственных сил и средств.
1.6. Основными принципами взаимодействия органов здравоохранения являются:
единство подходов в постановке и реализации основных задач в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
самостоятельность принятия решения на уровне железнодорожных администраций;
скоординированность действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
единство подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки в различных чрезвычайных ситуациях, определении уровня реагирования сил и средств, отвечающего масштабу данной чрезвычайной ситуации, оценке реальных возможностей медицинских формирований и учреждений по организации взаимодействия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, осуществлении информационного обеспечения прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций;
осуществление совместных действий в международных организациях и участие в международных программах соответствующей направленности;
сохранение и развитие научно-технического сотрудничества при решении проблем предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Основные направления взаимодействия
органов здравоохранения
Взаимодействие органов здравоохранения по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим направлениям:
координация (организация) работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
совместная разработка и реализация целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения и окружающей среды;
взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
согласование решений о выделении сил и средств для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
согласование совместных действий по медицинской защите работников железнодорожного транспорта, пассажиров и населения, своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим, организации и проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
координация работ по эвакуации пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации, дальнейшей их госпитализации в специализированные медицинские учреждения железнодорожного транспорта, оказанию необходимой консультативной помощи по лечению и реабилитации пострадавших;
участие в организации обнаружения и ликвидации радиоактивного, химического, биологического или комбинированного заражения (загрязнения) объектов железнодорожного транспорта и окружающей среды при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение мероприятий по защите здоровья личного состава аварийно-спасательных и медицинских формирований, специалистов медицинских учреждений железных дорог, участвующих в ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций, а также населения, находящего в зоне чрезвычайной ситуации;
создание и использование фондов материально-технических и медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка и повышение квалификации руководящего состава и специалистов по единой программе планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение совместных учений и специальных тренировок по отработке взаимосогласованных действий при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
сохранение и развитие научно-технического сотрудничества при решении проблем предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях.
3. Порядок взаимодействия органов здравоохранения
3.1. Для координации взаимодействия органов здравоохранения в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций при Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения организуется рабочая группа по проблемам медицины катастроф, в состав которой входят руководители и специалисты органов здравоохранения.
3.2. Рабочая группа по проблемам медицины катастроф занимается рассмотрением вопросов планирования, подготовки и реализации необходимых мероприятий в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Рабочая группа подготавливает проекты решений по рассмотренным вопросам и представляет их на утверждение Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения.
3.3. Органы здравоохранения в своей повседневной деятельности осуществляют взаимный обмен информацией по следующим вопросам:
разработка и реализация межгосударственных и государственных целевых и научно-технических программ, нормативных правовых и других документов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
прогноз возможных медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций с учетом местных условий;
состав и возможности сил и средств, которые могут оперативно привлекаться для проведения работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций при получении соответствующего запроса органов здравоохранения;
наличие и состояние потенциально опасных объектов производственного назначения, а также возможных районов стихийных бедствий, расположенных вблизи железных дорог;
эпидемиологическая ситуация по особо опасным инфекциям на территориях, прилегающих к железным дорогам, особенно на пограничных участках;
мероприятия по обеспечению безопасности пассажирских и грузовых перевозок, при выявлении несанкционированного завоза опасных и особо опасных грузов (химических, биологических, радиационных);
учебно-методическое обеспечение при подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящего состава и специалистов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, планируемые командно-штабные и опытно-исследовательские учения.
Информационный материал по указанным в настоящем пункте вопросам составляется по единой форме и направляется для анализа и обобщения в рабочую группу по проблемам медицины катастроф при Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения, а также железнодорожным администрациям пограничных железных дорог.
3.4. Органы здравоохранения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций могут обратиться за необходимой помощью в Комиссию по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения или непосредственно к железнодорожной администрации пограничного государства-участника СНГ, указывая конкретные виды и объемы запрашиваемой помощи.
Взаимный обмен информацией и оповещение об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации осуществляются по линии оперативных служб органов здравоохранения. Получение такой информации о чрезвычайных ситуациях от оперативных служб органов здравоохранения, ее обработка и передача осуществляется Департаментом здравоохранения МПС России.
3.5. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций органы здравоохранения уточняют и согласовывают:
прогнозируемую (сложившуюся) обстановку, количество пострадавших на железной дороге и среди населения, санитарно-эпидемиологическое состояние в зоне чрезвычайной ситуации и на прилегающей территории;
состав собственных сил и средств, уровень их материально-технического обеспечения, порядок действий и принимаемые (принятые) решения по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;
организацию медицинского обеспечения пострадавших на железной дороге и населения, выполнение специальных медицинских и противоэпидемических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;
вид, объем и порядок организации запрашиваемой дополнительной помощи;
порядок эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, в том числе возможность их госпитализации в медицинские учреждения железных дорог государств-участников СНГ для оказания специализированной медицинской помощи;
порядок обеспечения связи;
наличие, порядок использования и пополнения запасов медицинского и другого специального имущества, необходимого для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;
вопросы материально-технического обеспечения сил и средств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;
другие вопросы в зависимости от конкретно складывающейся обстановки.
3.6. Структурными подразделениями органов здравоохранения, осуществляющими взаимодействие по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, являются врачебно-санитарные службы железных дорог или соответствующие им структуры, а также лечебно-профилактические учреждения и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора железнодорожного транспорта государств-участников СНГ.
При необходимости взаимодействие могут осуществлять другие структурные подразделения органов здравоохранения по уведомлению руководящих и координирующих органов железнодорожных администраций.
3.7. Основными медицинскими формированиями, привлекаемыми в порядке взаимодействия для оказания помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, являются выездные врачебные бригады (ВВБ) и бригады специализированной медицинской помощи (БСМП), а по линии санитарно-эпидемиологического надзора - санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) или санитарные эпидемиологические бригады (СЭБ) и при наличии - специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ). Профиль и состав указанных формирований (в полном составе или в виде отдельных групп) определяется конкретной медико-тактической обстановкой чрезвычайной ситуации. Все формирования (группы) должны быть оснащены комплектами необходимого оборудования и медикаментов, транспортом, средствами связи и другими средствами, позволяющими ведение автономных действий в зоне чрезвычайной ситуации как минимум в течение 72 часов. По окончании запасов обеспечение привлекаемых формирований (групп) всеми необходимыми средствами ведения спасательных работ осуществляется за счет средств запрашивающей железнодорожной администрации. В случае необходимости личному составу привлекаемых формирований (групп) органами здравоохранения запрашивающей железнодорожной администрации оказывается соответствующая безвозмездная медицинская помощь.
3.8. Руководство привлекаемыми для оказания помощи силами и средствами осуществляет железнодорожная администрация, на территории государства которой проводятся работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
3.9. При необходимости привлечения других сил и средств для наращивания усилий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решения вопросов жизнеобеспечения, лечения и реабилитации пострадавших лиц, восполнения материально-технических ресурсов железнодорожные администрации вырабатывают и представляют в Совет по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ соответствующие предложения.
3.10. Силы и средства органов здравоохранения для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются на условиях последующего возмещения произведенных затрат за счет средств запрашивающей железнодорожной администрации или в иной согласованной форме.
3.11. После завершения работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации в месячный срок орган здравоохранения железнодорожной администрации, предоставляющей помощь, направляет органу здравоохранения железнодорожной администрации, запрашивающей помощь, отчет в письменном виде о проведенных работах и затратах.
Орган здравоохранения железнодорожной администрации, запрашивающей помощь, направляет органу здравоохранения железнодорожной администрации, предоставляющей помощь, итоговый отчет о деятельности формирований (групп), с подробным описанием характеристики чрезвычайной ситуации, видов и объема полученной помощи, результатов проведенных работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

<СТАТУС РЕШЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ В 2005 ГОДУ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН, УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ЖЕРТВ ТЕРРОРИЗМА НА 2001 - 2005 ГОДЫ ОТ 3 ИЮНЯ 2005 ГОДА>(по состоянию на 01.01.2006)  »
Международное законодательство »
Читайте также