ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 14 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА"(Вместе с <ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗОВ>)(Принято 09.04.2002)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 14
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА
(9 апреля 2002 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры Прогноза до 2004 года, а также прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2002 год.
2. Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры Прогноза до 2004 года, а также прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2002 год заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации и Республики Беларусь для использования в совместной работе по выполнению положений Договора о создании Союзного государства, решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам формирования единого экономического пространства.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству экономики Республики Беларусь в I квартале 2003 г. представить в Совет Министров Союзного государства согласованный Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 год и параметры Прогноза до 2005 года. Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерству экономики Республики Беларусь в I квартале 2003 г. представить в Совет Министров Союзного государства согласованные прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2003 год.
Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 год и параметры прогноза до 2005 года и прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2003 год одобрены Постановлением N 6 Совета Министров Союзного государства от 29.04.2003. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрен
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 9 апреля 2002 г. N 14
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА
Введение
Проект Прогноза социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры Прогноза до 2004 года подготовлен в соответствии с Постановлением Совета Министров Союзного государства от 15 мая 2001 г. N 8.
При подготовке данного проекта Прогноза основное внимание было уделено проблемам максимальной реализации совместных мероприятий по социально-экономическому сотрудничеству и активизации интеграционных процессов. Прогноз содержит динамику важнейших социально-экономических показателей развития национальных экономик и Союзного государства в целом, а также важнейшие направления, механизмы и меры по синхронизации экономической политики и реформ в двух странах в прогнозном периоде, направленных на поэтапное формирование общего экономического пространства и обеспечение устойчивого экономического роста.
1. Оценка текущего состояния и условия
социально-экономического развития Союзного государства
В Российской Федерации в 2001 году третий год подряд продолжался экономический рост. Прирост ВВП к 2000 году составил, по оценке, 5%.
Объем промышленного производства увеличился к уровню 2000 года на 4,9%. Наибольшие темпы роста отмечены в машиностроении, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.
В Республике Беларусь прирост ВВП составил 4,1%, выпуск промышленной продукции увеличился на 5,4%.
В российской экономике в 2001 году, в отличие от предыдущего года, усилилось воздействие на экономическую ситуацию внутренних факторов, прежде всего, сохранение достаточно высокого спроса домашних хозяйств и существенные темпы роста (прирост за год, составил, по оценке, 8,5%) инвестиций в основной капитал.
Предприятия реального сектора российской экономики активизировали инвестирование за счет ранее накопленных финансовых ресурсов, а также привлеченных средств, в том числе кредитов банков. По данным Банка России, за январь - октябрь 2001 года кредиты банков реальному сектору экономики выросли на 37,6%. В реальном исчислении (с учетом инфляции) к уровню 1 июля 1998 г. кредиты реальному сектору увеличились на 36,1%.
В экономике Беларуси в 2001 году тенденции складывались под влиянием факторов, сдерживающих экономический рост. Сохраняется низкая инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал составили 93,9%. Существенный спад произошел в объемах инвестирования объектов непроизводственного назначения (на 13,4%).
Высокий уровень издержек производства в связи с удорожанием импортируемых материально-сырьевых ресурсов, в первую очередь, энергоносителей, обусловил недостаточную ценовую конкурентоспособность многих видов белорусской продукции и услуг на внешних рынках, в том числе и на российском рынке. В итоге по сравнению с 2000 годом в 2001 году произошло замедление темпов роста белорусского экспорта со 124,5% до 101,9%.
В связи с таким сокращением экспорта и недостаточным внутренним спросом домашних хозяйств ограничивается рост выручки от реализации продукции предприятиями реального сектора экономики, что обуславливает низкий уровень их рентабельности и платежеспособности.
Из компонентов внутреннего спроса в Беларуси особое значение имеет государственная поддержка и стимулирование роста инвестиционной активности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций и внешнего финансирования, активизация сотрудничества с международными финансовыми организациями, осуществление совместных проектов и программ с участием российского капитала в рамках Договора о создании Союзного государства Беларуси и России.
В Российской Федерации сохраняется в целом положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, что позволило несколько сократить их отставание от докризисного уровня. В целом за 2001 год их прирост оценивается на уровне 5,9%.
Оборот розничной торговли превзошел максимальный уровень оборота розничной торговли, зафиксированный в конце 1997 года. Более высокая динамика оборота розничной торговли по сравнению с денежными доходами населения обусловлена сдвигом в структуре покупок населения в посткризисный период в пользу более дешевых, но потребительски относительно равноценных товаров, а также относительным сокращением денежных сбережений населения.
В Республике Беларусь реальные располагаемые денежные доходы повышаются опережающими темпами в сравнении с прогнозными параметрами на 2001 год. Их прирост в 2001 году составил к 2000 году 26%.
Рост доходов населения способствовал повышению покупательского спроса населения. В связи с этим оборот розничной торговли за 2001 год увеличился на 21,2%. Рост продаж происходил преимущественно за счет товаров отечественного производства. Одновременно существенно выросли денежные сбережения населения. По состоянию на 1 января 2002 г. они увеличились в 2,1 раза (по сравнению с 1 января 2001 г.) при росте потребительских цен за январь - декабрь 2001 г. на 46,1%.
Экспорт товаров из России за 2001 год сократился, по оценке Минэкономразвития России, на 2,9% к уровню 2000 года. При этом внешнеэкономическая конъюнктура в текущем году оставалась достаточно благоприятной для российского экспорта. Мировая цена на российскую нефть сорта "URALS" составила в среднем за январь - ноябрь 2001 г. 23,4 доллара за баррель, против 26,8 доллара за баррель в среднем за 2000 год. Значительно благоприятнее, чем в предыдущем году, складывалась ценовая конъюнктура на газ.
Заметно ускорилась динамика импорта товаров. В 2001 году по сравнению с 2000 годом его прирост составит, по оценке Минэкономразвития России 17%. Это обусловлено и ростом доходов населения и, в значительной мере, реальным укреплением российского рубля.
Во внешнеэкономическом секторе Республики Беларусь на внешнеторговую деятельность продолжали оказывать влияние последствия девальвации и стабилизации валютного курса белорусского рубля.
При снижении индекса средних экспортных цен на 7,5% за 2001 год к 2000 году физический объем экспорта увеличился на 9,5%. Экспорт товаров за 2001 год в долларовой оценке увеличился на 1,3% при значительном сокращении импорта, который за 2001 год составил 93,9% к 2000 году. Индекс средних импортных цен снизился на 11,7% к уровню 2000 года. Это объясняется в некоторой мере введением стабильного валютного курса, при котором не происходит завышение стоимости импорта.
В целом в 2001 году сохранился дефицит внешней торговли товарами. В то же время отрицательное сальдо снизилось с 1097,1 млн. долларов США в 2000 году до 620,6 млн. долларов США в 2001 году (в 1,8 раза).
Доходы федерального бюджета Российской Федерации в 2001 году увеличились, по оценке, до 17,0% ВВП (против 12,9% ВВП за 1999 год и 16,0% ВВП за 2000 год) в основном за счет роста поступлений по сбору налоговых доходов.
Постоянное улучшение показателей по сбору налогов определяется как ростом производства, так и благоприятными ценами на экспортируемые товары, которые в сочетании с высокими налогами на экспорт резко повысили объем поступлений от внешнеэкономической деятельности.
Первичный профицит федерального бюджета поддерживается на высоком уровне (в 2000 - 2001 годах превышал 5% от ВВП), что позволило осуществлять выплаты по государственному долгу без масштабных внутренних и внешних заимствований.
В консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе - ноябре поступило доходов в размере 33,9% ВВП (в аналогичном периоде 2000 г. - 34,8%). Уровень доходов целевых бюджетных фондов составил 6,1% ВВП, задолженность по доходам и поступлениям в бюджет возросла в 3,2 раза, дефицит бюджета составил 1,7% ВВП. В течение 2001 года в экономике Российской Федерации сохранялись достаточно высокие темпы инфляции (прирост потребительских цен составил в целом за год 18,6% против 20,2% в 2000 году), что обусловлено, прежде всего, существенным ростом денежных агрегатов в конце 2000 года, что отразилось на темпах инфляции в начале 2001 года, а также увеличением темпов роста тарифов на платные услуги населению (в значительной мере - на дотируемые услуги ЖКХ и услуги естественных монополий, отпускаемые населению), опережающим ростом цен на продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства в условиях низких темпов их производства.
Вместе с тем в последние месяцы 2001 года темпы инфляции снизились. Во втором полугодии 2001 года потребительские цены выросли на 5,2% против 9,8% во втором полугодии 2000 года. Улучшение динамики инфляции обусловлено сдержанной денежно-кредитной политикой, ростом предложения товаров и постепенным снижением инфляционных ожиданий.
В ценовой ситуации Республики Беларусь в 2001 году сложились также позитивные тенденции, особенно в августе, когда был отмечен наименьший за последние пять лет месячный индекс роста потребительских цен - 0,8%. Общий рост потребительских цен в 2001 году составил 146,1% (в среднемесячном выражении - 3,2%). Основными факторами относительной стабилизации в сфере ценообразования явились, с одной стороны, выполнение параметров в области денежно-кредитной политики, незначительные колебания обменного курса национальной валюты, с другой - сезонное снижение цен на продовольственном рынке. Динамика роста важнейших макроэкономических показателей приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Важнейшие макроэкономические показатели по Республике
Беларусь и Российской Федерации за 2000 - 2001 гг.
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
-------------------------------------------T----------T----------¬
¦ ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦
¦ ¦ (отчет) ¦ (оценка) ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Валовой внутренний продукт ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 105,8 ¦ 104,1 ¦
¦Российская Федерация ¦ 108,3 ¦ 105,0 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Темп инфляции (по потребительским ценам), ¦ ¦ ¦
¦рост к декабрю предыдущего года ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 207,5 ¦ 146,1 ¦
¦Российская Федерация ¦ 120,2 ¦ 118,6 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Продукция промышленности ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 107,8 ¦ 105,4 ¦
¦Российская Федерация ¦ 111,6 ¦ 104,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Продукция сельского хозяйства ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 109,3 ¦ 101,8 ¦
¦Российская Федерация ¦ 107,7 ¦ 106,8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Инвестиции в основной капитал ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 102,1 ¦ 93,9 ¦
¦Российская Федерация ¦ 117,4 ¦ 108,7 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Реальные располагаемые денежные доходы ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 120,0 ¦ 126,0 ¦
¦Российская Федерация ¦ 109,3 ¦ 105,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Оборот розничной торговли ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 111,9 ¦ 121,2 ¦
¦Российская Федерация ¦ 108,7 ¦ 110,8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Объем платных услуг населению ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 104,9 ¦ 108,6 ¦
¦Российская Федерация ¦ 106,0 ¦ 100,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Экспорт товаров ¦

Международное законодательство »
Читайте также