ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 14 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА"(Вместе с <ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗОВ>)(Принято 09.04.2002)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 14
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА
(9 апреля 2002 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры Прогноза до 2004 года, а также прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2002 год.
2. Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры Прогноза до 2004 года, а также прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2002 год заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации и Республики Беларусь для использования в совместной работе по выполнению положений Договора о создании Союзного государства, решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам формирования единого экономического пространства.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству экономики Республики Беларусь в I квартале 2003 г. представить в Совет Министров Союзного государства согласованный Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 год и параметры Прогноза до 2005 года. Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерству экономики Республики Беларусь в I квартале 2003 г. представить в Совет Министров Союзного государства согласованные прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2003 год.
Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2003 год и параметры прогноза до 2005 года и прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства на 2003 год одобрены Постановлением N 6 Совета Министров Союзного государства от 29.04.2003. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрен
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 9 апреля 2002 г. N 14
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА
Введение
Проект Прогноза социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры Прогноза до 2004 года подготовлен в соответствии с Постановлением Совета Министров Союзного государства от 15 мая 2001 г. N 8.
При подготовке данного проекта Прогноза основное внимание было уделено проблемам максимальной реализации совместных мероприятий по социально-экономическому сотрудничеству и активизации интеграционных процессов. Прогноз содержит динамику важнейших социально-экономических показателей развития национальных экономик и Союзного государства в целом, а также важнейшие направления, механизмы и меры по синхронизации экономической политики и реформ в двух странах в прогнозном периоде, направленных на поэтапное формирование общего экономического пространства и обеспечение устойчивого экономического роста.
1. Оценка текущего состояния и условия
социально-экономического развития Союзного государства
В Российской Федерации в 2001 году третий год подряд продолжался экономический рост. Прирост ВВП к 2000 году составил, по оценке, 5%.
Объем промышленного производства увеличился к уровню 2000 года на 4,9%. Наибольшие темпы роста отмечены в машиностроении, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.
В Республике Беларусь прирост ВВП составил 4,1%, выпуск промышленной продукции увеличился на 5,4%.
В российской экономике в 2001 году, в отличие от предыдущего года, усилилось воздействие на экономическую ситуацию внутренних факторов, прежде всего, сохранение достаточно высокого спроса домашних хозяйств и существенные темпы роста (прирост за год, составил, по оценке, 8,5%) инвестиций в основной капитал.
Предприятия реального сектора российской экономики активизировали инвестирование за счет ранее накопленных финансовых ресурсов, а также привлеченных средств, в том числе кредитов банков. По данным Банка России, за январь - октябрь 2001 года кредиты банков реальному сектору экономики выросли на 37,6%. В реальном исчислении (с учетом инфляции) к уровню 1 июля 1998 г. кредиты реальному сектору увеличились на 36,1%.
В экономике Беларуси в 2001 году тенденции складывались под влиянием факторов, сдерживающих экономический рост. Сохраняется низкая инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал составили 93,9%. Существенный спад произошел в объемах инвестирования объектов непроизводственного назначения (на 13,4%).
Высокий уровень издержек производства в связи с удорожанием импортируемых материально-сырьевых ресурсов, в первую очередь, энергоносителей, обусловил недостаточную ценовую конкурентоспособность многих видов белорусской продукции и услуг на внешних рынках, в том числе и на российском рынке. В итоге по сравнению с 2000 годом в 2001 году произошло замедление темпов роста белорусского экспорта со 124,5% до 101,9%.
В связи с таким сокращением экспорта и недостаточным внутренним спросом домашних хозяйств ограничивается рост выручки от реализации продукции предприятиями реального сектора экономики, что обуславливает низкий уровень их рентабельности и платежеспособности.
Из компонентов внутреннего спроса в Беларуси особое значение имеет государственная поддержка и стимулирование роста инвестиционной активности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций и внешнего финансирования, активизация сотрудничества с международными финансовыми организациями, осуществление совместных проектов и программ с участием российского капитала в рамках Договора о создании Союзного государства Беларуси и России.
В Российской Федерации сохраняется в целом положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, что позволило несколько сократить их отставание от докризисного уровня. В целом за 2001 год их прирост оценивается на уровне 5,9%.
Оборот розничной торговли превзошел максимальный уровень оборота розничной торговли, зафиксированный в конце 1997 года. Более высокая динамика оборота розничной торговли по сравнению с денежными доходами населения обусловлена сдвигом в структуре покупок населения в посткризисный период в пользу более дешевых, но потребительски относительно равноценных товаров, а также относительным сокращением денежных сбережений населения.
В Республике Беларусь реальные располагаемые денежные доходы повышаются опережающими темпами в сравнении с прогнозными параметрами на 2001 год. Их прирост в 2001 году составил к 2000 году 26%.
Рост доходов населения способствовал повышению покупательского спроса населения. В связи с этим оборот розничной торговли за 2001 год увеличился на 21,2%. Рост продаж происходил преимущественно за счет товаров отечественного производства. Одновременно существенно выросли денежные сбережения населения. По состоянию на 1 января 2002 г. они увеличились в 2,1 раза (по сравнению с 1 января 2001 г.) при росте потребительских цен за январь - декабрь 2001 г. на 46,1%.
Экспорт товаров из России за 2001 год сократился, по оценке Минэкономразвития России, на 2,9% к уровню 2000 года. При этом внешнеэкономическая конъюнктура в текущем году оставалась достаточно благоприятной для российского экспорта. Мировая цена на российскую нефть сорта "URALS" составила в среднем за январь - ноябрь 2001 г. 23,4 доллара за баррель, против 26,8 доллара за баррель в среднем за 2000 год. Значительно благоприятнее, чем в предыдущем году, складывалась ценовая конъюнктура на газ.
Заметно ускорилась динамика импорта товаров. В 2001 году по сравнению с 2000 годом его прирост составит, по оценке Минэкономразвития России 17%. Это обусловлено и ростом доходов населения и, в значительной мере, реальным укреплением российского рубля.
Во внешнеэкономическом секторе Республики Беларусь на внешнеторговую деятельность продолжали оказывать влияние последствия девальвации и стабилизации валютного курса белорусского рубля.
При снижении индекса средних экспортных цен на 7,5% за 2001 год к 2000 году физический объем экспорта увеличился на 9,5%. Экспорт товаров за 2001 год в долларовой оценке увеличился на 1,3% при значительном сокращении импорта, который за 2001 год составил 93,9% к 2000 году. Индекс средних импортных цен снизился на 11,7% к уровню 2000 года. Это объясняется в некоторой мере введением стабильного валютного курса, при котором не происходит завышение стоимости импорта.
В целом в 2001 году сохранился дефицит внешней торговли товарами. В то же время отрицательное сальдо снизилось с 1097,1 млн. долларов США в 2000 году до 620,6 млн. долларов США в 2001 году (в 1,8 раза).
Доходы федерального бюджета Российской Федерации в 2001 году увеличились, по оценке, до 17,0% ВВП (против 12,9% ВВП за 1999 год и 16,0% ВВП за 2000 год) в основном за счет роста поступлений по сбору налоговых доходов.
Постоянное улучшение показателей по сбору налогов определяется как ростом производства, так и благоприятными ценами на экспортируемые товары, которые в сочетании с высокими налогами на экспорт резко повысили объем поступлений от внешнеэкономической деятельности.
Первичный профицит федерального бюджета поддерживается на высоком уровне (в 2000 - 2001 годах превышал 5% от ВВП), что позволило осуществлять выплаты по государственному долгу без масштабных внутренних и внешних заимствований.
В консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе - ноябре поступило доходов в размере 33,9% ВВП (в аналогичном периоде 2000 г. - 34,8%). Уровень доходов целевых бюджетных фондов составил 6,1% ВВП, задолженность по доходам и поступлениям в бюджет возросла в 3,2 раза, дефицит бюджета составил 1,7% ВВП. В течение 2001 года в экономике Российской Федерации сохранялись достаточно высокие темпы инфляции (прирост потребительских цен составил в целом за год 18,6% против 20,2% в 2000 году), что обусловлено, прежде всего, существенным ростом денежных агрегатов в конце 2000 года, что отразилось на темпах инфляции в начале 2001 года, а также увеличением темпов роста тарифов на платные услуги населению (в значительной мере - на дотируемые услуги ЖКХ и услуги естественных монополий, отпускаемые населению), опережающим ростом цен на продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства в условиях низких темпов их производства.
Вместе с тем в последние месяцы 2001 года темпы инфляции снизились. Во втором полугодии 2001 года потребительские цены выросли на 5,2% против 9,8% во втором полугодии 2000 года. Улучшение динамики инфляции обусловлено сдержанной денежно-кредитной политикой, ростом предложения товаров и постепенным снижением инфляционных ожиданий.
В ценовой ситуации Республики Беларусь в 2001 году сложились также позитивные тенденции, особенно в августе, когда был отмечен наименьший за последние пять лет месячный индекс роста потребительских цен - 0,8%. Общий рост потребительских цен в 2001 году составил 146,1% (в среднемесячном выражении - 3,2%). Основными факторами относительной стабилизации в сфере ценообразования явились, с одной стороны, выполнение параметров в области денежно-кредитной политики, незначительные колебания обменного курса национальной валюты, с другой - сезонное снижение цен на продовольственном рынке. Динамика роста важнейших макроэкономических показателей приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Важнейшие макроэкономические показатели по Республике
Беларусь и Российской Федерации за 2000 - 2001 гг.
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
-------------------------------------------T----------T----------¬
¦ ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦
¦ ¦ (отчет) ¦ (оценка) ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Валовой внутренний продукт ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 105,8 ¦ 104,1 ¦
¦Российская Федерация ¦ 108,3 ¦ 105,0 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Темп инфляции (по потребительским ценам), ¦ ¦ ¦
¦рост к декабрю предыдущего года ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 207,5 ¦ 146,1 ¦
¦Российская Федерация ¦ 120,2 ¦ 118,6 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Продукция промышленности ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 107,8 ¦ 105,4 ¦
¦Российская Федерация ¦ 111,6 ¦ 104,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Продукция сельского хозяйства ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 109,3 ¦ 101,8 ¦
¦Российская Федерация ¦ 107,7 ¦ 106,8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Инвестиции в основной капитал ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 102,1 ¦ 93,9 ¦
¦Российская Федерация ¦ 117,4 ¦ 108,7 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Реальные располагаемые денежные доходы ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 120,0 ¦ 126,0 ¦
¦Российская Федерация ¦ 109,3 ¦ 105,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Оборот розничной торговли ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 111,9 ¦ 121,2 ¦
¦Российская Федерация ¦ 108,7 ¦ 110,8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Объем платных услуг населению ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 104,9 ¦ 108,6 ¦
¦Российская Федерация ¦ 106,0 ¦ 100,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Экспорт товаров ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ ¦ ¦
¦млн. долл. США ¦ 7330,7 ¦ 7428,3 ¦
¦в % ¦ 124,1 ¦ 101,3 ¦
¦Российская Федерация ¦ ¦ ¦
¦млрд. долл. США ¦ 103,1 ¦ 100,4 ¦
¦в % ¦ 141,4 ¦ 97,4 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Импорт товаров ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ ¦ ¦
¦млн. долл. США ¦ 8574,2 ¦ 8048,9 ¦
¦в % ¦ 128,5 ¦ 93,9 ¦
¦Российская Федерация ¦ ¦ ¦
¦млрд. долл. США ¦ 33,8 ¦ 41,1 ¦
¦в % ¦ 111,9 ¦ 121,6 ¦
L------------------------------------------+----------+-----------
2. Цели и основные направления развития Союзного
государства в социально-экономической сфере
Цели и основные направления развития Союзного государства в социально-экономической сфере вытекают из концептуальных положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Основополагающей целью дальнейшего развития Союзного государства является повышение уровня жизни населения на основе объединения потенциалов обоих государств (производственно-экономического, природно-ресурсного, научно-технического, социально-демографического), более эффективного использования преимуществ территориального разделения труда, специализации и кооперирования производства.
Для достижения основной цели Союзного государства в социально-экономической сфере необходимо, в первую очередь, обеспечить переход к устойчивому экономическому росту на основе использования уже имеющихся производственных мощностей и отказа от создания дублирующих производств, увеличения взаимовыгодного товарооборота между двумя странами, повышения конкурентоспособности национальных экономических систем и расширения экспорта готовой продукции, производимой посредством кооперации производственных потенциалов Беларуси и России, на внешние рынки.
Основными направлениями развития Союзного государства в социально-экономической сфере в периоде до 2004 года являются:
продолжение формирования общего таможенного пространства;
синхронизация и гармонизация макроэкономической политики, институциональных преобразований, унификация законодательства;
поэтапное объединение транспортных, энергетических, телекоммуникационных и информационных систем;
разработка и реализация совместных программ;
формирование общего рынка труда, сближение и согласование социальной политики и социальных стандартов;
развитие межрегионального сотрудничества;
проведение согласованной структурной, промышленной, инвестиционной политики, формирование общего научно-технологического пространства.
Вместе с тем существует ряд проблем в области синхронизации и гармонизации денежно-кредитной, валютной, налоговой и ценовой политики, которые преодолеть в прогнозном периоде не представляется возможным, что в конечном счете будет сдерживать интеграционные процессы. Прежде всего это касается перехода на единые цены на энергоресурсы и тарифы на транспортировку последних, что не позволяет до конца реализовать принятые ранее решения о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России, снижает конкурентоспособность белорусской продукции.
Из других важнейших направлений развития Союзного государства в социально-экономической сфере следует отметить создание межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп (МФПГ, ТФПГ), разработку балансов топливно-энергетических ресурсов и балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, разработку и размещение совместного оборонного заказа и другие.
Для финансового обеспечения реализации основных направлений экономической интеграции двух стран и важнейших межгосударственных совместных программ формируется бюджет Союзного государства.
Реализация мер по вышеперечисленным важнейшим направлениям развития Союзного государства в социально-экономического сфере в прогнозном периоде направлена на ускорение формирования общего экономического пространства.
Основные направления, механизмы и мероприятия по углублению интеграции и формированию общего экономического пространства конкретизированы в Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, а также более подробно изложены ниже в соответствующих разделах данного Прогноза.
3. Макроэкономические показатели и индикаторы
государственного регулирования
Важнейшими показателями, сближение которых необходимо для создания предпосылок углубления экономической интеграции Беларуси и России, являются:
темпы инфляции;
темпы девальвации официальных обменных курсов российского и белорусского рубля;
ставки рефинансирования центральных банков, процентные ставки по срочным депозитам и кредитам;
доходность по государственным ценным бумагам.
Сближение этих показателей позволяет обеспечить идентичность условий в финансовой сфере двух стран на макроэкономическом уровне. В первую очередь это относится к целевому параметру инфляции, который имеет определяющее значение для остальных финансовых показателей (процентные ставки, доходность ГКО, темпы девальвации официальных обменных курсов и т.д.). Тем самым будут созданы равные условия для населения и субъектов хозяйствования двух стран в части хранения активов и доступности кредитных ресурсов.
В 2000 - 2001 гг. в Республике Беларусь предприняты определенные усилия (прежде всего посредством ужесточения денежно-кредитной политики) в направлении выполнения отмеченных требований, что позволило существенно снизить темпы инфляции и скорость обращения денег. Если за 1999 год потребительские цены в Беларуси выросли в 3,5 раза, а в России в 1,4 раза, т.е. имел место разрыв в 2,5 раза, то в 2000 году превышение составило 1,73 раза (207,5% и 120,2% - рост потребительских цен соответственно), а в 2001 году - примерно 1,2 раза.
Тем не менее, несмотря на сложившуюся тенденцию сближения темпов инфляции и девальвации и сохранение этого тренда в дальнейшем, достижение ее полной идентичности, а также основных параметров денежно-кредитной и валютной политики произойдет за рамками периода, охваченного настоящим Прогнозом. Так, темпы инфляции по индексу потребительских цен (декабрь к декабрю) в 2002 году предусмотрены в России на уровне 112 - 114% против 120 - 127% - в Беларуси, в 2003 г. - 111 - 113% и 118 - 124%, в 2004 году - 109% и 117 - 121% соответственно. Отмеченная траектория снижения темпов инфляции предусмотрена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.
В настоящее время в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией подготовлен и рассматривается План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001 - 2005 годы. Госдолг по отношению к ВВП в последние годы в Республике Беларусь находится на уровне 12 - 14%, в то время как в Российской Федерации внутренний долг составляет по отношению к ВВП порядка 8 - 9%, внешний - около 60%.
Дефицит бюджета в Беларуси в 2000 - 2001 годах не превышает 1,5%, в России же имеет место профицит госбюджета, связанный, прежде всего, с благоприятной ценовой конъюнктурой на внешнем рынке.
Таким образом, Беларусь как по дефициту госбюджета, так и уровню госдолга пока находится в рамках предельных значений данных показателей. Вместе с тем следует учитывать ряд условий, которые ужесточают требования к данным показателям для стран с переходной экономикой и особенно для Беларуси. К ним относятся: степень монетизации ВВП; экспортные возможности (отношение экспорта к ВВП, доля бартера, состояние торгового и платежного балансов и т.д.); валютные резервы страны; складывающаяся экономическая ситуация в стране и другое.
Не меньшее значение по сравнению с размерами дефицита госбюджета имеют условия и способы финансирования дефицита и обслуживания госдолга. В Республике Беларусь часть дефицита бюджета покрывается за счет долгосрочных кредитов Нацбанка. Но эти кредиты имеют исключительно целевое назначение и направляются, главным образом, на финансирование жилищного строительства и компенсацию вкладов населения. Законодательством Российской Федерации запрещается Банку России напрямую кредитовать дефицит госбюджета.
На рынке ГКО в Республике Беларусь в последнее время имеют место определенные положительные тенденции. В 2001 году более 50% ГКО приобретались юридическими лицами, порядка 48 - банками. Проблемы реализации ГКО связаны как с падением доходности по ним, так и ухудшением состояния ликвидности банковской системы в связи с отвлечением ресурсов на кредитование государственных программ.
В 2002 году намечается расширение привлечения средств за счет размещения ГКО.
В отношении сальдо торгового баланса, как и в предыдущие годы, продолжает сохраняться действие факторов, носящих разнонаправленный характер. Если сложившаяся достаточно благоприятная для России цена на нефть на мировом рынке способствует ее экономическому росту и в том числе активному сальдо торгового баланса, то для Республики Беларусь отрицательное сальдо внешней торговли в значительной мере обусловлено импортом минеральных продуктов, включая нефть и природный газ. Наблюдается асимметричная ситуация - положительное сальдо торгового баланса в России и отрицательное в Беларуси (в рамках торговли с Россией). То есть Россия выступает как чистый экспортер, в то время как Беларусь является чистым импортером, что соответствующим образом отражается на динамике важнейших макропоказателей. В то же время условия взаимной торговли могут несколько "смягчить" сложившуюся ситуацию. Так, за 2001 год падение индекса средних цен импорта из России составило 14,5%, несмотря на снижение индекса средних экспортных цен в Россию на 4,4% к уровню 2000 года, привело к сокращению отрицательного сальдо во взаимной торговле.
4. Гармонизация и синхронизация
институциональных преобразований, развитие законодательной
и нормативно-правовой базы государств-участников
Союзного государства
Гармонизация и синхронизация экономических реформ в части регулирования отношений собственности в рамках Союзного государства потребует унифицировать законодательство по вопросам разгосударствления и приватизации, привести в соответствие законы о собственности, предприятиях, акционерных обществах, инвестиционных фондах, свободных экономических зонах, ценных бумагах, ипотеке, доверительном управлении (трасте), ФПГ, кодексы Гражданский, Земельный, Налоговый, Инвестиционный и другие ключевые законодательные акты, определяющие правовые отношения собственности и статус институциональных преобразований в обоих государствах.
Необходимо также законодательно определить порядок продажи земельных участков, закрепленных за приватизированными объектами, организовать ведение государственных реестров имущества, что позволит проанализировать перечень государственных предприятий и акционерных обществ, в капиталах которых участвует государство, выявить неэффективно используемые объекты, определить меры государственного воздействия.
Предстоит унифицировать принятые в обоих государствах концепции управления государственным имуществом и пакеты конкретизирующих документов, а также определить порядок передачи в собственность административно-территориальных образований объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от приватизируемых предприятий, несущих в настоящее время расходы по содержанию этих объектов. Учитывая, что идет процесс формирования общей собственности Союзного государства, необходимо законодательно регламентировать вопросы владения, пользования и распоряжения ею.
Предполагается унифицировать гражданское и хозяйственное (арбитражное) процессуальные законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, законодательные акты, регулирующие вопросы экономической несостоятельности (банкротства), и внести их в парламенты государств.
Продолжится процесс унификации нормативно-правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов двух стран в инвестиционной, налоговой, таможенной, внешнеэкономической, социально-трудовой сферах и по другим направлениям сотрудничества.
Проведение институциональных преобразований в двух странах предполагает дальнейшее осуществление совместных мер в области защиты отечественных товаропроизводителей, активизацию проведения единой структурной политики.
Реализация этих мер предполагается на основе общего фондового рынка. Намечается создание унифицированной нормативно-правовой базы Союзного государства в области регулирования рынка ценных бумаг, их эмиссии и размещения на основе нормативных актов Российской Федерации, а также создание учреждений, обеспечивающих регулирование фондового рынка Союзного государства.
Республика Беларусь существенно отстает в области преобразования собственности от Российской Федерации. В Беларуси реформировано 28% от общего числа госпредприятий, на которых занято только 19% от числа занятых в народном хозяйстве.
Степень же разгосударствления в ключевых отраслях промышленности России составляет: в машиностроении - 70%, металлургии - 80%, химическом комплексе - 90%, медицинской промышленности - 90%, в лесопромышленном комплексе - 95%. При этом в собственности государства в перспективе планируется оставить 1 - 2% наиболее значимых предприятий.
В 2002 году предполагается продолжить разгосударствление и приватизацию объектов госсобственности в соответствии с законодательством и действующей Концепцией управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы. Предстоит завершить в основном реформирование в отдельных секторах экономики (предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др.) В первоочередном порядке будут подлежать реформированию неэффективно работающие государственные предприятия. Их преобразование целесообразно осуществлять посредством реализации комплекса подготовительных работ и мер по финансовому оздоровлению.
Для обеспечения разгосударствления и приватизации государственных объектов в объемах, достаточных для реализации неиспользованных гражданами чеков "Имущество", к 2002 году было реформировано не менее 75% унитарных предприятий с численностью работающих до 200 человек. В 2002 - 2004 годах предполагается вести к завершению преобразование в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек. Всего будет разгосударствлено и (или) приватизировано 2025 государственных предприятий, в том числе 808 объектов республиканской и 1217 - коммунальной форм собственности с общей численностью работающих соответственно 275,6 и 141,1 тысячи человек.
Приватизация небольших объектов государственной собственности будет осуществляться путем их продажи с аукциона или по конкурсу за денежные средства. Реформирование средних предприятий республиканской собственности предполагается осуществлять путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, в том числе иностранным инвесторам. Для гигантов индустрии республики, разумеется, применима концепция не "фронтального", обвального реформирования, а основанная на длительном приватизационном цикле при тщательном подборе стратегических инвесторов. В отношении крупных предприятий республиканской собственности будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных инвестиционных проектов, в том числе и с привлечением иностранных инвестиций на долгосрочной основе и последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов будет рассматриваться целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже выделяемых структурных подразделений.
В Российской Федерации будут применяться и новые способы приватизации, рассчитанные на привлечение субъектов малого предпринимательства, не имеющих значительного начального капитала, - продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурсности и продажа по результатам доверительного управления. Важным представляется и такое нововведение, как приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит их стоимость и инвестиционную привлекательность.
В рамках Союзного государства будет продолжено формирование корпоративных структур (финансово-промышленных групп, холдинговых компаний). Должно быть обеспечено надлежащее управление государственными пакетами акций (долями) в уставных фондах негосударственных коммерческих организаций. Часть средств, получаемых от приватизации, а также дивидендов от акций, находящихся в государственной собственности, следует использовать для поддержки реформируемых предприятий.
В целях активизации развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса предстоит осуществить преобразование и унификацию нормативной, правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства в Союзном государстве. Разработка мер по созданию законодательной базы и механизмов эффективного взаимодействия предприятий как между собой, так и с органами власти позволит создать стабильное правовое пространство и условия для добросовестной конкуренции всех субъектов хозяйствования.
Предусматривается провести синхронизацию налогового законодательства в направлении усиления его стимулирующей функции по повышению деловой активности предпринимательских структур путем снижения налоговой нагрузки на товаропроизводителей, упрощения процедур налогообложения и создания прозрачной и упрощенной системы отчетности. Будет разработана рациональная система налоговых льгот, в первую очередь, для предпринимателей, занятых производственной деятельностью.
Основные мероприятия по созданию эффективной кредитно-финансовой системы Союзного государства будут направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, взаимного кредитования и страхования, венчурного финансирования, лизинга и других кредитно-финансовых механизмов и их практическое внедрение. Это будет способствовать развитию кредитно-инвестиционных рынков и стимулированию финансирования малых предприятий.
В направлении совершенствования системы регулирования предпринимательской деятельности предусматривается реализация мер, направленных на упорядочение государственного контроля и надзора; упрощение процедур государственной регистрации; сокращение лицензируемых видов деятельности. Предусматривается разработать стратегию структурного развития малого предпринимательства на основе построения новой модели государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Для решения этой задачи намечается разработать совместную Программу государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотрев ее тесную координацию с основными направлениями экономической политики России и Беларуси на среднюю долгосрочную перспективу. Данная Программа должна быть, в первую очередь, сориентирована на поддержку и стимулирование межгосударственной торговли, устранение административных и законодательных препятствий для ее развития.
5. Финансовая деятельность, формирование
и использование бюджета Союзного государства
Финансовая деятельность в прогнозном периоде будет направлена на укрепление и повышение эффективности финансовых систем Беларуси и России, создание эффективного механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
В проведении общей налоговой политики в Союзном государстве целесообразно следовать очередности, сложившейся в мире и, в первую очередь, в странах ЕС. Переход к каждому следующему этапу следует осуществлять только после достижения целей предыдущего этапа, хотя предварительную подготовку можно начинать и раньше. Следует подчеркнуть, что в странах ЕС унификация налогово-бюджетных систем проводится с запаздыванием относительно прочих аспектов интеграции. Поэтому здесь предлагается лишь наиболее оптимистичный (по срокам) вариант унификации налоговых систем.
Целесообразно синхронизировать с Российской Стороной предполагаемые к проведению и отмеченные в бюджетном послании Президента РФ меры по модернизации действующей налоговой системы. Это следующие меры: отмена налогов, взимаемых из выручки, перенос основной тяжести налогообложения на реально полученную прибыль и переход к принципу расчета налогов с момента получения облагаемого дохода, сокращение до полной отмены целевых бюджетных фондов (2002 - 2003 гг.). Необходима и синхронизация шагов в области технического обеспечения налогообложения, таких как техническое обслуживание казначейством, разработка бюджетного классификатора, мониторинг уплаты налогов, некоторых других.
Целесообразна разработка и принятие Модельного закона Союзного государства. В качестве Модельного закона можно было бы принять общий закон по налогообложению объектов собственности, возникающих в результате выполнения совместных программ, и совместных белорусско-российских предприятий. В дальнейшем к этому Модельному закону можно было бы планомерно и синхронно подводить законодательство стран-участниц Союза. Опыт ЕС показывает, что группировка, находящаяся на самом высоком в мире уровне интеграции, не унифицировала прямые налоги по крайней мере по состоянию на 1 января 1998 года. В этот период ЕС находился на четвертой стадии формирования экономического союза. Реальная необходимость в унификации прямых налогов существовала лишь для двух случаев: транснациональных корпораций и прибылей на вложенный капитал, включая доходы по ценным бумагам.
В Российской Федерации в 2001 году уже вступила в действие вторая часть Налогового кодекса. В 2002 году предстоит принять Налоговый кодекс Республики Беларусь, унифицированный с Налоговым кодексом Российской Федерации, что имеет принципиальное значение для укрепления экономической интеграции в рамках Союзного государства.
Одним из направлений унификации налоговых систем двух стран в прогнозном периоде является переход к единой ставке налога на доходы физических лиц. Необходимо будет также определиться с переходом на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле.
Будет снижаться налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования за счет сокращения количества и уменьшения ставок налогов и сборов. В 2002 году ставка налога на прибыль в Республике Беларусь снижена до 24%. Одновременно будут сокращаться льготы по налоговым платежам, улучшено соотношение между республиканскими и местными налогами и сборами.
Бюджетная политика Беларуси и России будет направлена на снижение и повышение эффективности расходов бюджета, обеспечение бездефицитности бюджета Российской Федерации и дефицита бюджета Республики Беларусь не выше 1,5% к ВВП, выработку взаимосогласованной позиции в вопросах формирования и исполнения национальных бюджетов государств-участников и бюджета Союзного государства.
Приоритетами бюджетной политики обеих стран будет финансирование основных социально-экономических программ, развитие экспорта, здравоохранения, науки, образования, повышение оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечение национальной безопасности, контроль за целевым исполнением запланированных расходов.
Будет снижаться дотирование из бюджета жилищно-коммунального и сельского хозяйства, энергетики, транспорта, строительства. Эти меры будут осуществляться одновременно с ростом реальных доходов населения и повышением цен и тарифов в этих отраслях до уровня, обеспечивающего простое и расширенное воспроизводство. Осуществление государственных закупок (заказов) будет происходить на конкурсной основе.
Будет пересматриваться система социальных льгот и выплат с целью повышения эффективности адресной защиты малообеспеченных групп населения.
Важными направлениями сокращения и повышения эффективности расходов бюджета будет пересмотр и уменьшение количества государственных научно-технических программ, выделение приоритетных и ликвидация неэффективных программ.
Будет продолжено совершенствование межбюджетных отношений в целях разграничения полномочий, укрепления доходной базы, формирования стабильных источников доходов региональных и местных бюджетов. Это позволит снизить дотационность территориальных бюджетов, сократить встречные финансовые потоки, повысить эффективность финансовой системы государства.
Предстоит завершить формирование казначейских систем обеих стран.
Бюджет Союзного государства. Будет продолжена работа по разработке бюджетного законодательства создаваемого Союзного государства по совершенствованию механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
По мере развития Союзного государства преобладающими источниками формирования доходной части бюджета станут налоговые и неналоговые поступления, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в собственности Союзного государства, а также безвозмездные перечисления.
Расходы бюджета Союзного государства в 2002 году предусмотрены для решения задач, относящихся как к исключительному ведению Союзного государства, так и к совместному ведению государств-участников Союзного государства.
Бюджет утвержден Постановлением N 2 Высшего Государственного Совета Союзного государства от 12.04.2002. Доходная и расходная части бюджета Союзного государства на 2002 год предусмотрены в объеме 2643093 тыс. российских рублей. Доля Российской Федерации в доходной части бюджета составит 65%, Республики Беларусь - 35 процентов.
Дополнительные доходы направляются на финансирование программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства сверх предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований.
Расходы бюджета будут использованы на финансирование органов Союзного государства, мероприятий в области здравоохранения и физической культуры, культуры, искусства и кинематографии, социальной политики и международной деятельности и других программ в соответствии с перечнем, утвержденным в установленном порядке Советом Министров Союзного государства по согласованию с Парламентским Собранием по представлению Постоянного Комитета.
Предусматривается предоставление из средств бюджета Союзного государства бюджетных кредитов юридическим лицам-резидентам Российской Федерации и Республики Беларусь на конкурсной основе, только под банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставленного кредита.
6. Формирование межгосударственных совместных программ
Одной из основных форм активизации интеграционных процессов Беларуси и России является разработка и реализация совместных программ в целях решения социально-экономических проблем двух стран.
В перспективе предполагается разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и систему мер по следующим основным направлениям:
финансового оздоровления экономик обоих государств;
формирование единого Таможенного пространства;
международного экономического сотрудничества Союза с третьими странами и международными организациями;
создание единой транспортной и энергетической систем;
формирование единого научно-технологического и информационного пространства;
формирование общего аграрного рынка, рынка капиталов, рабочей силы и рыночной инфраструктуры;
гармонизация и синхронизация экономических реформ;
формирование единой законодательной базы: гармонизация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и валютной политики;
государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
формирование единой социальной политики и социальная защита малообеспеченных слоев населения;
механизм государственной поддержки товаропроизводителей;
формирование новых органов управления;
подготовка кадров для государственных и хозяйственных структур. На микроуровне - это разработка совместных региональных программ и проектов развития интеграционных связей на уровне хозяйствующих субъектов и регионов России и Беларуси, включающих:
обеспечение полной загрузки имеющихся производственных мощностей на основе развития кооперированных связей белорусских и российских предприятий, продукция которых имеет постоянный спрос в наших государствах, а также в третьих странах;
разработку и внедрение высоких наукоемких технологий;
развитие производств, основанных на прогрессивных технологиях с привлечением ведущих научно-исследовательских центров обоих государств и третьих стран;
модернизацию и развитие производств, имеющих жизненно важное значение (нефтепереработка, электроэнергетика, производство оборудования для технического перевооружения народного хозяйства, в первую очередь, отраслей специализации, производства высокой химии, точное приборостроение, производство товаров народного потребления);
выпуск новых видов оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем, использование космических средств и технологий двойного применения;
создание новых экспортоориентированных производств, имеющих перспективы сбыта продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья;
поддержку предприятий и производств АПК, обеспечивающих продовольственную безопасность Союза, повышение уровня самообеспеченности в продовольствии и сельскохозяйственном сырье для перерабатывающей промышленности;
рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Разработку совместных программ на общегосударственном уровне предусматривается осуществить за счет средств союзного бюджета, региональных и на уровне хозяйствующих субъектов - за счет средств предприятий, объединений и местных бюджетов.
Перечень важнейших совместных программ, предусмотренных Постоянным Комитетом Союзного государства к реализации в 2002 г., приводится ниже.
Промышленность, энергетика и строительство:
Программа "Разработка опережающих технологий "двойного" применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования";
В информационный банк включена Программа, одобренная 30.12.2002 Постановлением N 50 Совета Министров Союзного государства. Программа "Разработка и освоение производства изделий функциональной СВЧ-микроэлектроники для анализа и обработки радиосигналов в системах радиолокации, навигации, скрытой передачи информации и радиоразведки";
Подпрограмма "Разработка и организация производства фотолитографического, контрольного и сборочного оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем";
Подпрограмма "Разработка и освоение цифровых, цифроаналоговых, аналоговых интегральных микросхем для аппаратуры специального назначения и двойного применения";
В информационный банк включена Подпрограмма, утвержденная 29.10.2003 Постановлением N 20 Совета Министров Союзного государства. Программа "Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе";
В информационный банк включена Программа, утвержденная 29.12.2003 Постановлением N 29 Совета Министров Союзного государства. Программа "Развитие дизельного автомобилестроения".
Сельское хозяйство:
Подпрограмма "Развитие производства оборудования для обеспечения получения качественной молочной продукции".
В информационный банк включена Подпрограмма, утвержденная Постановлением N 16 Совета Министров Союзного государства от 17.07.2004. Транспорт, связь и информатика:
Программа "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации";
Программа "Защита общих информационных ресурсов Беларуси и России".
В информационный банк включена Программа, утвержденная Постановлением N 7 Совета Министров Союзного государства от 29.04.2003. Социальная политика:
мероприятия в области социальной политики.
Важнейшим инструментом регулирования межрегионального сотрудничества являются также совместные региональные программы различного характера. Формирование и разработка таких программ проводится во всех регионах Республики Беларусь.
Кроме того, будет продолжено выполнение межгосударственных совместных программ в области оборонного и военного сотрудничества, борьбы с организованной преступностью:
Программа "Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Минобороны Российской Федерации";
Подпрограмма "Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров для органов безопасности государств-участников Союзного государства";
Подпрограмма "Развитие железнодорожного транспорта в интересах обеспечения безопасности Союзного государства".
Будет также продолжено финансирование затрат на обустройство и оборудование Государственной границы в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларуси от 21 сентября 1995 г.
7. Инновационная политика и совместные
инновационные проекты
Продолжение научно-технического сотрудничества и совместных исследований в рамках Союзного государства будет осуществляться на основе разработанной Межгосударственной программы Российской Федерации и Республики Беларусь "Обеспечение единого научно-технологического пространства на 2000 - 2005 годы". Программа предполагает координацию работ, выполняемых в рамках приоритетных направлений развития науки и техники. Предусмотрено, что использование полученных результатов будет осуществляться совместно, а распределение коммерческих эффектов - на условиях, определяемых в контрактах (договорах).
Целью Программы является создание условий для формирования единого научно-технологического пространства, а входящих в ее состав подпрограмм - получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкретных объектов конкурентоспособной техники и технологии в областях, представляющих взаимный интерес для России и Беларуси.
Предусматривалось также выполнение специальных программных мероприятий, обеспечивающих гармонизацию нормативно-правовой базы, подготовку и обмен кадрами, совместную инновационную деятельность, организационное сопровождение Программы и другие.
В настоящее время проект Программы одобрен Правительством Российской Федерации и проходит согласование в Республике Беларусь.
Решение такой крупномасштабной задачи, как формирование единого научно-технического пространства, требует адекватной финансовой поддержки и реально лишь при объединении возможностей бюджета Союзного государства и национальных бюджетов Беларуси и России. Ресурсное обеспечение программ целесообразно сохранить на уровне 2001 года.
Важнейшим направлением активизации сотрудничества двух стран в инновационной сфере является участие Беларуси в проводимых выставках научно-технической и инновационной продукции.
Основной задачей инновационной политики на период до 2004 года является активизация работы как по сближению общеэкономических и правовых условий осуществления инновационной деятельности в рамках Союзного государства, так и по расширению конкретных направлений и мероприятий сотрудничества, в которых заинтересованы страны.
8. Инвестиционная политика
Основной целью инвестиционной политики Республики Беларусь и Российской Федерации на ближайшую перспективу является достижение положительной динамики роста инвестиций в основной капитал к 2004 году на уровне 135% к 2000 году.
Инвестиционную активность предполагается обеспечить путем стимулирования национальных сбережений, предоставления государственной поддержки высокоэффективным инвестиционным проектам, восстановления накопительной роли амортизационных отчислений, формирования механизма привлечения иностранных инвестиций, развития системы лизинговых операций, активизации процессов приватизации с привлечением эффективного собственника, развития биржевого рынка ценных бумаг.
Расширение инвестиционного потенциала предприятий в прогнозном периоде в большей степени будет зависеть от создания благоприятных условий макроэкономического регулирования (валютного, денежно-кредитного, ценового, налогового, тарифного).
Планируемые и реализуемые меры в области проведения единой налоговой политики, направленной на снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения ставки налога на прибыль с 30% до 24% в Беларуси и с 35% до 24% в России в 2002 году, расширят возможности предприятий по обновлению производственного капитала за счет увеличения прибыли.
В Республике Беларусь продолжится разработка нормативно-правовой базы новой амортизационной политики. В частности, в 2002 году будет введен проект Положения о порядке начисления амортизационных средств и нематериальных активов.
Государственная поддержка инвестиционных проектов в прогнозном периоде будет осуществляться исключительно на конкурсной основе с активным стимулированием роста инвестиций в рентабельные, конкурентные предприятия, новые и высокие технологии, современные машины и оборудование. Социально направленные проекты и объекты инфраструктуры будут реализованы путем безвозмездного финансирования из бюджета.
Инвестиционные возможности консолидированного бюджета Республики Беларусь уменьшатся и в 2002 году составят 77,8% к оценке 2001 года.
Учитывая недостаточное бюджетное финансирование капитальных вложений, остается необходимость образования в Республике Беларусь в 2002 году инновационных фондов, средства которых предназначены для разработки научно-технической продукции и создания на ее основе новых и высокотехнологичных производств экспортоориентированной и импортозамещающей направленности.
Увеличению средств населения, привлекаемых в сферу жилищного строительства, будет способствовать одобренная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь Концепция создания системы ипотечного жилищного кредитования. В соответствии с ней в ближайшее время предусматривается разработка комплексной правовой базы для реализации системы ипотечного жилищного кредитования, в т.ч. принятие Декрета Президента, устанавливающего дополнительные основания приобретения земельных участков в собственность юридическими лицами, а также акта законодательства, определяющего порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принятие Земельного кодекса Российской Федерации, Декрета Президента Республики Беларусь, устанавливающего общий механизм приобретения организациями земли, приведет к увеличению залоговой стоимости предприятий, что благотворно повлияет на приток инвестиций как внутренних, так и внешних.
Дальнейшая либерализация валютного законодательства: формирование официального курса белорусского рубля в соответствии со спросом и предложением и поддержание его конвертируемости в Беларуси, снижение нормативов обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50% в России, также расширит инвестиционные возможности национальных и зарубежных предприятий.
Продолжение работы по созданию единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве будет сопровождаться активным вовлечением в белорусскую экономику зарубежных инвесторов, для которых Россия является основным рынком сбыта производимой продукции.
В области унификации основных инструментов инвестиционной политики целесообразна разработка единого Инвестиционного кодекса Союзного государства или же унификация и сближение специальных законодательных актов по инвестиционной деятельности, включая принятый парламентом Инвестиционный кодекс Республики Беларусь и Законы Российской Федерации: "Об иностранных инвестициях", "Об инвестиционной деятельности", "О концессионных договорах", в направлении:
формирования единой внешней инвестиционной политики;
обеспечения прав инвесторов и защиты инвестиций;
определения отраслевых ограничений и приоритетов на допуск иностранного капитала;
предоставления налоговых, таможенных и валютных льгот;
упрощения процедуры регистрации зарубежных предприятий.
Вместо разработки Закона о лизинге в Союзном государстве целесообразно Российской Федерации дополнительно рассмотреть свое участие в Конвенции о межгосударственном лизинге (1999 г.), к которой Республика Беларусь присоединилась своевременно, что облегчит последующее согласование правил осуществления лизинговой деятельности на территориях обоих государств. Разработку проекта союзного закона о лизинге (в случае принятия данного решения) предлагается начать не ранее 1 января 2003 г., поскольку Республика Беларусь с 2002 г. частично, а с 2003 г. в полном объеме переходит на новые условия начисления амортизации и учета основных средств. Новый порядок начисления амортизации в республике разработан для всех секторов экономики: коммерческих, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Конвенция о межгосударственном лизинге заключена 25.11.1998. Повышению привлекательности Беларуси для иностранного инвестора будет способствовать расширение сотрудничества с МВФ, направленное на выполнение программы мониторинга, реализация которой послужит основой для подготовки совместной с правительством программы кредитования фондом экономики республики по механизму "стенд-бай". Предполагается принятие республикой новой стратегии помощи группы Всемирного банка на предстоящие 3 года.
Реализация названных мероприятий будет способствовать созданию более благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь и Российской Федерации для национальных и иностранных инвесторов, что позволит обеспечить устойчивые темпы роста в инвестиционной сфере деятельности.
9. Прогноз развития материального производства,
комплексов и отраслей экономики
Рост объемов ВВП в Республике Беларусь и направления реформирования его отраслевой и воспроизводственной структуры в прогнозном периоде предопределены приоритетными задачами социально-экономического развития и, прежде всего, социальной направленностью национальной экономики, предполагающей последовательное достижение целевых параметров повышения уровня жизни населения. С учетом факторов и условий развития экономики страны, темпы прироста ВВП в 2002 году составят 4,0 - 5,0%. При этом по-прежнему они будут определяться тенденцией развития промышленного производства, доля которого в ВВП по сравнению с 2000 годом возрастет на 0,7 процентных пункта и составит 26,5%. Предусматривается также повышение доли сферы услуг с 40,5% в 2000 году до 41,7% в 2002 году. Ввиду складывающегося состояния материально-технической базы в сельском хозяйстве роль этой отрасли в формировании ВВП несколько снизится и составит около 11,4%.
В условиях сохранения тенденции усиления роли внутреннего потребительского и инвестиционного спроса и ослабления внешнего спроса темпы прироста ВВП в Российской Федерации в 2002 г. составит 3,5%. Достижению этого уровня будет способствовать динамичное развитие почти всех отраслей экономики и повышение эффективности естественных монополий, включая механизм регулирования цен на производимую продукцию и услуги.
В объеме используемого ВВП Союзного государства в 2002 году несколько замедлятся темпы роста расходов на конечное потребление, которые составят в Республике Беларусь 3,6 - 4,6% (против 7,7%) и в Российской Федерации - 3,8 - 4,6% (против 7% в 2000 году). При этом темпы роста ВВП на душу населения в странах станут более высокими.
В связи с необходимостью обновления функционирующих производственных мощностей и решения приоритетов социально-экономической политики, в Республике Беларусь в 2002 году прогнозируется последовательное повышение темпов прироста валового накопления до 7 - 8% против 6,2% - в 2000 году.
С учетом развивающихся тенденций в Российской Федерации предусматривается замедление темпов роста ресурсов на накопление. В 2002 году, по сравнению с текущим годом, их объем увеличится на 9,1% против 13,1% в 2001 году и 17,3% - в 2000 году.
Темпы развития белорусской промышленности в ближайшей перспективе будут зависеть от того, насколько быстро будет осуществляться процесс обновления ее производственного потенциала - основы повышения конкурентоспособности продукции и увеличения ее сбыта на внутреннем и внешних рынках. При решении этой задачи можно прогнозировать дальнейшее наращивание объема производства промышленной продукции в размере 5 - 6% ежегодно.
Предусматривается рост выпуска продукции промышленности Российской Федерации. Наибольшие темпы прироста в 2002 - 2004 годах к уровню 2000 года прогнозируются в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности, пищевой промышленности, легкой промышленности.
В качестве одного из факторов подъема промышленного производства Беларуси предусматривается дальнейшее углубление интеграционных процессов с предприятиями и организациями других стран, прежде всего, российскими. В этой связи совместно с Российской Федерацией разработаны и намечены к реализации мероприятия по созданию и развитию транснациональных хозяйственных структур (в области автомобилестроения и других отраслей). Предусматривается развитие сотрудничества в рамках созданных и создаваемых межгосударственных финансово-промышленных групп: "Интерагроинвест", "Точность", "БелРусАвто", "Формаш", "Интернавигация", "Межгосметиз", "Электронные технологии", "Оборонительные системы", "Аэрокосмическое оборудование".
Важнейшим направлением реструктуризации промышленности Беларуси станет активизация работ по созданию крупных структур корпоративного управления, в том числе с участием государства. При этом создание этих корпоративных структур должно происходить при усилении координирующей роли Союзного государства и сопровождаться мониторингом эффективности использования государственной и приватизированной собственности.
Развитие отдельных комплексов и отраслей промышленности целесообразно осуществлять в следующих направлениях.
Гармонизация развития топливно-энергетических комплексов Российской Федерации и Республики Беларусь будет достигаться на основе реализации положений Договора о создании Союзного государства, предусматривающих проведение единой структурной политики в области реформирования естественных монополий; унификацию основных инструментов ценовой политики на производимые энергоресурсы; ежегодную разработку и оптимизацию единого баланса топливно-энергетических ресурсов для повышения энергобезопасности стран-участников с учетом развития экономических отношений с другими странами. В этой связи Республике Беларусь предстоит принять аналогичные с российскими законы "О естественных монополиях", "О газоснабжении", регулирующие:
отношения объектов энергетического рынка между собой и органами государственного управления;
принципы формирования оптового продавца и покупателя энергии на республиканском и региональном уровнях, их права и функции;
оптовый и потребительский рынок энергии, включая акты о защите прав потребителя электрической и тепловой энергии;
принципы и порядок установления государством цен-тарифов на продукцию ТЭКа, исходя из того, что к сфере государственного регулирования будут отнесены: тарифы на электрическую и тепловую энергию; оптовые цены на природный газ, реализуемый газораспределительным организациям, цены на природный газ, реализуемый непосредственно конечным потребителям, сбытовые надбавки газораспределительных организаций к оптовой цене промышленности на природный газ, тарифы на услуги по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, розничные цены на природный газ для населения; тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистралям и нефтепроводам.
Интеграционным ядром топливно-энергетического комплекса Союзного государства является электроэнергетика. В ближайшей перспективе предусматривается разработка программы по созданию Объединенной электроэнергетической системы России и Беларуси на основе обеспечения единых условий функционирования электроэнергетических систем государств-участников, с единым механизмом финансового и организационного разделения естественно-монопольных (передача электроэнергии, обеспечение системной надежности и ведения режимов работы) и потенциально конкурентных (генерация и сбыт) видов деятельности в электроэнергетике. На этой основе начнется реализация совместных с российскими компаниями проектов по строительству электропередач для связи с западноевропейской системой и организацией экспорта электроэнергии, увеличатся возможности для получения российского оборудования, установка которого позволит повысить эффективность функционирования энергообъектов. В частности, это открывает перспективу для модернизации электростанций на основе широкого внедрения ПГУ и ГТУ с утилизацией топлива.
Выполнение мероприятий, разработанных в Программе по ликвидации перекрестного субсидирования по электро- и теплоэнергии, позволит сократить поток неплатежей за использованные энергоносители на внутреннем рынке республики, соответственно уменьшить внешний долг и повысить гарантированность поставок энергоресурсов из России.
Увеличению произ

, "БАЛАНСОВОЙ СПРАВКОЙ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД")(Принято 09.04.2002) ">ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 13 Совета Министров Союзного государства"О БАЛАНСАХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД"(Вместе с <БАЛАНСАМИ БЕНЗИНА АВТОМОБИЛЬНОГО, ГАЗА, ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, МАЗУТА ТОПОЧНОГО, ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СЖИЖЕННОГО ГАЗА, УГЛЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ>, "БАЛАНСОВОЙ СПРАВКОЙ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД")(Принято 09.04.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также