ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Принято 26.12.2001)


ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(26 декабря 2001 года)
Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Утвердить представленную Советом Министров Союзного государства Военную доктрину Союзного государства.
2. Совету Министров Союзного государства обеспечить реализацию основных положений Военной доктрины Союзного государства. Систематически информировать Высший Государственный Совет Союзного государства о ходе ее реализации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.ЛУКАШЕНКО



Утверждена
Постановлением
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
от 26 декабря 2001 г. N 8
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Военная доктрина Союзного государства (далее - Военная доктрина) является документом периода создания Союзного государства. Она конкретизирует Концепцию безопасности Союза Беларуси и России и представляет собой систему официально принятых единых взглядов и установок на обеспечение военной безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства (далее - государств-участников).
Правовую основу Военной доктрины составляют конституции Республики Беларусь и Российской Федерации, положения Устава ООН, международные обязательства Республики Беларусь и Российской Федерации в военной области.
Военная доктрина имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государств-участников, поддержание стратегической стабильности и создание условий для прочного и справедливого мира.
Государства-участники подтверждают приверженность политическим невоенным мерам по предотвращению и разрешению кризисных ситуаций. Вместе с тем они выражают твердую решимость обеспечить военную безопасность государств-участников Договора о создании Союзного государства всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.
Реализация положений Военной доктрины достигается осуществлением скоординированных мер военно-политического, военно-стратегического, военно-экономического характера и действий всех органов государственной власти с активным участием общественных организаций, объединений и граждан государств-участников.
По мере углубления политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства, а также в случае присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, положения Военной доктрины могут изменяться и дополняться в установленном порядке по взаимному согласию государств-участников.
1. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тенденции развития
военно-политической обстановки и основные угрозы
военной безопасности государствам-участникам Договора
о создании Союзного государства
1.1. Военно-политическая обстановка в мире складывается под влиянием происходящих изменений в системе международных отношений. Существенное воздействие на ее развитие оказывают углубление международной и региональной интеграции, формирование глобального финансово-экономического и информационного пространства, усиление соперничества между мировыми и региональными центрами силы за расширение своего влияния.
Основные противоречия в современном мире порождаются процессом глобализации мировой экономики, в рамках которого усиливается борьба, с одной стороны, - за сохранение однополюсного мира, с другой - за формирование многополюсного мирового порядка и сохранение государствами суверенитета и национальной самобытности.
Существенное дестабилизирующее влияние на развитие военно-политической обстановки оказывают усиление националистического и религиозного экстремизма, неконтролируемое распространение ядерных и ракетных технологий, рост незаконного оборота оружия и наркотиков, международный терроризм и транснациональная организованная преступность.
1.2. В современных условиях угроза крупномасштабной агрессии против государств-участников значительно снизилась. Основная ставка противниками создаваемого Союзного государства делается на использование исторически сложившихся противоречий в отдельных регионах государств-участников, поддержку извне деструктивных политических сил, экстремистских националистических и сепаратистских движений, провоцирование внутренних конфликтов, втягивание государств-участников в конфликты по периметру их границ и ослабление экономики в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Обеспечение военной безопасности государств-участников
1.3. Государства-участники будут направлять свои усилия на содействие формированию многополюсного мира, основанного на равенстве, суверенитете каждого из государств мирового сообщества, невмешательстве во внутренние дела, развитии многостороннего и двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, разрешении кризисных ситуаций исключительно политическими средствами на основе норм международного права.
1.4. Целью обеспечения военной безопасности государств-участников является создание благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего их развития путем предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз.
Руководствуясь этой целью, государства-участники:
исходят из незыблемости системы общепризнанных принципов и норм международного права, неуклонно следуют положениям Устава ООН, Хельсинкских соглашений, Парижской хартии, Стамбульской хартии европейской безопасности и других международных договоров и соглашений;
строят свои взаимоотношения со всеми государствами на уважении принципов суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов международного права, содействуют расширению мер доверия в военной области, проводят последовательную политику, направленную на предотвращение войн и вооруженных конфликтов;
отдают предпочтение политико-дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз в рамках коллективной безопасности на региональном и глобальном уровне;
рассматривают в качестве партнеров все государства и союзы государств, политика которых не наносит ущерба интересам государств-участников и не противоречит Уставу ООН;
придают приоритетное значение формированию системы коллективной безопасности на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
выступают за неукоснительное соблюдение достигнутых международных договоренностей о сокращении вооруженных сил и вооружений.
Неукоснительно следуя этим положениям, государства-участники рассматривают любые насильственные действия, направленные против любого из государств создаваемого Союзного государства, как посягательство на Союзное государство в целом и будут предпринимать соответствующие ответные меры с использованием всех сил и средств, находящихся в их распоряжении.
Ядерное оружие Российской Федерации рассматривается как средство сдерживания крупномасштабной агрессии против государств-участников, обеспечения их военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира. При этом государства-участники считают возможным применение ядерного оружия Российской Федерации в ответ на использование против них ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для безопасности любого из государств-участников ситуациях.
1.5. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
эффективное прогнозирование и своевременное вскрытие военных угроз;
адекватное реагирование на военные угрозы;
ненанесение ущерба региональной и международной безопасности;
использование для обеспечения военной безопасности политических, экономических и других невоенных мер, а также коллективных усилий мирового сообщества по противодействию актам агрессии;
соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации создаваемого Союзного государства потребностям обеспечения военной безопасности;
применение военной силы в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права в крайних случаях, когда использование невоенных средств не привело к устранению военной угрозы.
1.6. В качестве основных направлений обеспечения военной безопасности государств-участников рассматриваются:
в мирное время:
формирование и осуществление согласованной военной политики;
создание военной организации Союзного государства;
совершенствование и совместное использование элементов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства;
проведение согласованной мобилизационной подготовки экономик государств-участников;
расширение сотрудничества и взаимодействия с ООН и региональными организациями по безопасности по основным направлениям обеспечения военной безопасности;
формирование единого пограничного пространства, осуществление охраны государственных границ государств-участников на основе единых принципов и требований;
подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения государств-участников к решению задач гражданской обороны;
реализация международных обязательств по разоружению и контролю над вооружениями и заключение новых договоренностей в этой области без ущерба для обороноспособности государств-участников;
обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности;
расширение военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействия с государствами-союзниками в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., а также с другими дружественными государствами;
обеспечение высокого уровня морально-психологической и профессиональной подготовки личного состава вооруженных сил государств-участников к выполнению возложенных задач;
в угрожаемый период и с началом военного конфликта:
согласование политико-дипломатических и других невоенных мер по предотвращению возникновения военных конфликтов, затрагивающих интересы государств-участников;
своевременное принятие и реализация совместных решений по подготовке и ведению военных действий по отражению агрессии;
своевременное введение в действие нормативных правовых актов военного времени, развертывание группировок войск (сил) и приведение их в готовность к выполнению поставленных задач;
перевод экономики, отдельных ее отраслей (предприятий) государств-участников на режим функционирования в условиях военного времени;
проведение мероприятий территориальной и гражданской обороны;
организация и скоординированное ведение дипломатической, информационно-психологической, экономической, вооруженной и других форм борьбы для достижения поставленных политических и стратегических целей;
принятие эффективных мер по предотвращению вовлечения в военный конфликт на стороне агрессора других государств;
использование возможностей международных организаций для принуждения агрессора к прекращению военных действий против государств-участников и восстановлению мира.
1.7. Государства-участники проводят согласованную внешнюю политику по поддержанию международной и региональной стабильности и сотрудничают:
в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. - с государствами-участниками Договора в целях осуществления общей военной политики и обеспечения коллективной безопасности;
в рамках Содружества Независимых Государств - с государствами-участниками Содружества на многосторонней и двусторонней основе в целях согласования военной политики и поддержания стратегической стабильности на постсоветском пространстве;
на региональном уровне - с государствами региона и их региональными организациями по безопасности в целях укрепления стабильности и безопасности;
в глобальном масштабе - со всеми государствами мира в рамках Организации Объединенных Наций в целях формирования всеобъемлющей системы международной безопасности и поддержания мира.
Каждое из государств-участников, являясь членом региональной организации коллективной безопасности, в которой другое государство не представлено, выступает от имени обоих государств и отстаивает их интересы.
1.8. Государства-участники могут выделять контингенты своих вооруженных сил для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, региональных организаций коллективной безопасности в соответствии с национальными законодательствами.
Основные принципы строительства военной организации
Союзного государства
1.9. Реализуя положения Договора о создании Союзного государства, государства-участники создают военную организацию Союзного государства.
Военная организация Союзного государства включает в себя:
органы государственной власти и военного управления Союзного государства, государств-участников, в исключительном и совместном ведении которых находятся вопросы обеспечения военной безопасности Союзного государства;
войска (силы), выделенные государствами-участниками в Объединенную (региональную) группировку войск (сил);
национальные вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач по обеспечению военной безопасности Союзного государства в соответствии с планами применения Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации;
часть промышленного и научного комплексов государств-участников, предназначенная для обеспечения функционирования военной организации Союзного государства и находящаяся в их совместном управлении.
1.10. Основные принципы строительства военной организации Союзного государства:
соответствие целей, задач и содержания военного строительства государств-участников объективным потребностям обеспечения военной безопасности Союзного государства;
единство требований и стандартов военного строительства;
согласованное планирование мероприятий военного строительства, скоординированное проведение мероприятий военной реформы всех компонентов военных организаций государств-участников;
совместное управление войсками (силами), выделенными в состав Объединенной (региональной) группировки войск (сил), при сохранении национального руководства войсками (силами), предназначенными для защиты конституционного строя государств-участников, обеспечения правопорядка, внутренней военной безопасности и других задач в соответствии с национальными законодательствами;
достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;
стратегическая мобильность войск (сил) с опорой на ядерное сдерживание;
комплектование вооруженных сил государств-участников на основе национальных законодательств с поэтапным увеличением (с учетом финансово-экономических возможностей государств) удельного веса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
постоянный контроль со стороны органов государственной власти Союзного государства и государств-участников за реализацией программ и планов военного строительства.
1.11. Основными направлениями строительства военной организации Союзного государства являются:
совершенствование и унификация нормативной правовой базы строительства и применения национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов;
унификация системы управления вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;
создание постоянного органа военного управления Объединенной (региональной) группировкой войск (сил);
техническое переоснащение национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ вооружений и оборонного заказа;
подготовка мобилизационных ресурсов для Объединенной (региональной) группировки войск (сил);
создание системы подготовки военных кадров на основе согласованных программ;
создание объединенных систем технического и тылового обеспечения Объединенной (региональной) группировки войск (сил);
организация и проведение совместной оперативной, мобилизационной и боевой подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации;
развитие и совершенствование объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;
оптимизация систем военной науки и подготовки научных кадров государств-участников, координация планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и прикладных исследований по созданию новейших военных технологий;
развитие и углубление производственной и научно-технической кооперации предприятий государств-участников в области разработки и производства вооружения и военной техники;
обеспечение мобилизационной готовности вооруженных сил, экономики и систем управления государственными структурами государств-участников.
Механизм принятия совместных решений
органами государственной власти и военного управления
государств-участников в сфере военной политики
1.12. Система совместной обороны государств-участников базируется на согласованных усилиях Республики Беларусь и Российской Федерации, направленных на поддержание необходимого военного потенциала, качественную подготовку вооруженных сил, планирование и организацию совместных мер по предотвращению военной угрозы и отражению агрессии на общем оборонном пространстве.
1.13. Принятие решений органами государственной власти и военного управления Союзного государства в сфере военной политики осуществляется с учетом разграничения их полномочий.
Высший Государственный Совет утверждает основы военной политики, Военную доктрину Союзного государства, совместную программу вооружений и совместный оборонный заказ, организует взаимодействие в международном сотрудничестве по военным вопросам.
Высший Военный Совет Союзного государства координирует планы строительства вооруженных сил государств-участников, совместного использования объектов военной инфраструктуры, согласовывает планы применения вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации, утверждает План применения Объединенной (региональной) группировки войск (сил).
Парламентское собрание Союза Беларуси и России (после проведения всеобщих выборов - Парламент Союзного государства) принимает военный бюджет Союзного государства и законодательные акты Союзного государства в области обороны и безопасности, руководит процессами унификации военного законодательства государств-участников.
Совет Министров Союзного государства разрабатывает основы военной политики и вносит их на утверждение Высшим Государственным Советом, формирует совместную программу вооружений, разрабатывает и размещает совместный оборонный заказ, координирует вопросы мобилизационной подготовки экономик государств-участников, осуществляет материально-техническое снабжение Объединенной (региональной) группировки войск (сил).
Основными рабочими органами по подготовке предложений для органов государственной власти и военного управления Союзного государства в сфере военной политики являются советы безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации, министерства обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, Главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок привлечения национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов для решения задач в вооруженных конфликтах, локальной и крупномасштабной (региональной) войне определяется планами применения вооруженных сил каждого из государств-участников и Планом применения Объединенной (региональной) группировки войск (сил).
2. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
2.1. Основную опасность для создаваемого Союзного государства представляют спровоцированные внешними силами вооруженные конфликты и локальные войны, способные при определенных условиях перерасти в крупномасштабную (региональную) войну.
2.2. Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
Основные общие черты современной войны:
влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
коалиционный характер;
применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники; широкое использование нетрадиционных форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
активное информационное противоборство;
стремление противоборствующих сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
проведение воздушных кампаний и операций;
катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового поражения.
2.3. Вооруженные конфликты и локальные войны, развязанные против государств-участников, могут стать следствием попыток разрешить территориальные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
В вооруженном конфликте на стороне противника могут действовать отдельные формирования как регулярных, так и иррегулярных войск.
Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта с усилением их за счет частичного стратегического развертывания переброски войск, сил и средств с других направлений.
В вооруженном конфликте и локальной войне противник будет преследовать ограниченные военно-политические цели.
2.4. Крупномасштабная (региональная) война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта или локальной войны и вестись с участием двух или нескольких государств (коалиции, военного союза) региона с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.
В крупномасштабной (региональной) войне противник будет ставить решительные военно-политические цели.
Для отражения крупномасштабной агрессии потребуется полная мобилизация всех военных, материальных и духовных ресурсов государств-участников.
2.5. Локальной и крупномасштабной (региональной) войнам может предшествовать угрожаемый период.
Локальная и крупномасштабная (региональная) войны могут иметь начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе.
В случае затяжного характера локальной и крупномасштабной (региональной) войн их цели будут достигаться в последующих и завершающем периодах.
2.6. Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы государств-участников должны быть готовы к отражению агрессии, нанесению поражения агрессору путем ведения активных военных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания противником агрессии, в различных условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе и оружия массового поражения.
При этом вооруженные силы государств-участников должны быть способны решать поставленные задачи:
в вооруженном приграничном конфликте - боевым составом войск (сил) мирного времени;
в локальной войне - боевым составом войск (сил) мирного времени при их усилении за счет частичного стратегического развертывания и переброски войск (сил) с других стратегических направлений;
в крупномасштабной (региональной) войне - группировкой войск (сил), созданной в ходе стратегического развертывания вооруженных сил государств-участников.
2.7. Цель применения создаваемых группировок войск (сил) заключается в отражении агрессии, защите населения, суверенитета и территориальной целостности государств-участников и нанесении такого поражения противнику, которое вынудит его прекратить военные действия и создаст предпосылки для урегулирования конфликта путем переговоров.
2.8. Оперативное оборудование территорий Республики Беларусь и Российской Федерации для обеспечения стратегического развертывания национальных вооруженных сил, оперативного развертывания Объединенной (региональной) группировки войск (сил) и ведения ими военных действий осуществляется под руководством:
национальных правительств - в соответствии с планами применения национальных вооруженных сил;
Совета Министров Союзного государства - в соответствии с Планом применения Объединенной (региональной) группировки войск (сил).
2.9. В мирное время проводится планомерная подготовка граждан государств-участников к военной службе и создание необходимого количества военнообученных ресурсов для обеспечения стратегического развертывания национальных вооруженных сил и развертывания Объединенной (региональной) группировки войск (сил).
Общее руководство и планирование подготовки и накопления в запасе мобилизационных ресурсов осуществляется Главным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации на основе заблаговременно разработанных и согласованных планов.
2.10. В мирное и военное время правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации организуется подготовка населения к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных и других работ.
3. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
3.1. Главной целью военно-экономического обеспечения военной безопасности государств-участников является своевременное удовлетворение Объединенной (региональной) группировки войск (сил) и создаваемой военной организации Союзного государства в финансовых средствах и материальных ресурсах в объемах, необходимых для решения поставленных перед ними задач.
3.2. Основные принципы военно-экономического обеспечения:
соответствие уровня финансирования и материального обеспечения военной организации потребностям обеспечения военной безопасности;
концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решение ключевых задач обеспечения военной безопасности;
государственная поддержка предприятий и организаций, определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса;
ресурсная, научно-производственная и технологическая интеграция в создании основных видов военной продукции.
3.3. Основными направлениями военно-экономического обеспечения являются:
формирование нормативной правовой базы, регулирующей военно-экономическое обеспечение военной безопасности государств-участников;
поддержание обороноспособности государств-участников на уровне, обеспечивающем их военную безопасность с учетом складывающейся военно-политической и военно-стратегической обстановки;
создание системы устойчивого управления военной экономикой Республики Беларусь и Российской Федерации как в мирное, так и в военное время;
развитие научно-технической, технологической и производственной базы, способной обеспечить вооруженные силы, другие войска и воинские формирования государств-участников современным вооружением, военной и специальной техникой;
поддержание мобилизационной готовности и совершенствование мобилизационной подготовки предприятий оборонного промышленного комплекса, путей сообщения и средств транспорта для обеспечения потребностей государств-участников в условиях чрезвычайного положения и военного времени;
создание необходимых запасов материальных ресурсов в государственных и мобилизационных резервах для обеспечения устойчивой работы предприятий оборонного промышленного комплекса в военное время;
оптимизация расходов материальных и финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение военной безопасности создаваемого Союзного государства;
осуществление согласованного взаимовыгодного военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в первую очередь с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил, других войск и воинских формирований и органов, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;
обеспечение социальной защищенности работников, высвобождаемых в связи с конверсией и реструктуризацией оборонной промышленности, закрепление высококвалифицированных кадров в военном производстве.
3.4. Совместная программа вооружений и совместный оборонный заказ формируются в пределах расходов, установленных бюджетом Союзного государства.
* * *
Республика Беларусь и Российская Федерация гарантируют безусловное выполнение положений Военной доктрины и строгое соблюдение обязательств, вытекающих из Устава ООН и других международных правовых актов и договоров, участниками которых они являются.

<СТАТУС СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ПАССАЖИРОВ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ОТ 13 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также