"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 24.11.2001 Постановлением 18-9 на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ)

на восемнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ
(Постановление N 18-9
от 24 ноября 2001 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ
Настоящий Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона. Настоящий Закон регулирует отношения органов государственной власти и национальных участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Статья 4. Цели экспортного контроля. Основными целями экспортного контроля являются:

Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля. 1. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью его внутренней и внешней политики и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами президента государства по представлению правительства или правительством. Указы президента об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля. Экспортный контроль в государстве осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

Статья 8. Полномочия президента государства и правительства государства в области экспортного контроля. Президент государства:

Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю. В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю.

Статья 11. Специально уполномоченный орган исполнительной власти в области экспортного контроля. Реализация государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в государстве возлагаются на специально уполномоченный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, определенный правительством государства.

Статья 12. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти в области экспортного контроля. На основании и во исполнение настоящего Закона, других законов, указов президента государства и постановлений правительства органы исполнительной власти могут издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области экспортного контроля.

Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации для целей экспортного контроля. Национальные участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной форме, иную информацию, необходимые для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами государства в области экспортного контроля.

Статья 15. Обязанности органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации. Информация, предоставленная органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля, участниками внешнеэкономической деятельности в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами в области экспортного контроля, используется исключительно в целях экспортного контроля.

Статья 16. Внутрифирменные программы экспортного контроля в организациях. В целях обеспечения выполнения установленного настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, предотвращения правонарушений в указанной области органы исполнительной власти содействуют созданию в организациях внутрифирменных программ экспортного контроля и оказывают им необходимую информационно-методическую помощь.

Статья 17. Проверки финансово-хозяйственной деятельности. В целях обеспечения соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере, специально уполномоченный орган исполнительной власти в области экспортного контроля вправе назначать или проводить в пределах своей компетенции проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Статья 18. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями. Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию.

Статья 20. Всеобъемлющий контроль. 1. Национальным лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Статья 21. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок. Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со статьями 6 и 20 настоящего Закона распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке, в целях определения ее соответствия международным обязательствам государства, государственным интересам и требованиям экологической безопасности.

Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия лицензии или разрешения и аннулирования лицензии или разрешения. 1. Лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, предусмотренные статьями 19 и 20 настоящего Закона (далее - лицензии или разрешения), выдаются соответствующим государственным органом на основании письменных заявлений национальных лиц, совершающих указанные операции.

Статья 23. Учет внешнеэкономических сделок. Национальные участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля.

Статья 24. Идентификация контролируемых товаров и технологий. Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из государства без лицензий, является обязанностью национального участника внешнеэкономической деятельности.

Статья 25. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств государства могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Статья 26. Получение информации о причинах принятого решения, действия или бездействия. Национальный участник внешнеэкономической деятельности, в отношении которого органом исполнительной власти принято решение, относящееся к вопросам экспортного контроля, а также национальный участник внешнеэкономической деятельности, в отношении которого такое решение не принято в течение установленного национальным законодательством срока, вправе в двухмесячный срок со дня принятия такого решения либо истечения срока его принятия обратиться в указанный орган с запросом о причинах и об основаниях принятия или непринятия решения.

Статья 28. Информация о нормативных правовых актах в области экспортного контроля. Информация о нормативных правовых актах, указанных в статье 27 настоящего Закона, в том числе о названии нормативного правового акта, его предмете и об издании, в котором такой акт опубликован, предоставляется специально уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля всем заинтересованным национальным участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам бесплатно.

Статья 29. Цели и формы международного сотрудничества государства в области экспортного контроля. Международное сотрудничество государства в области экспортного контроля осуществляется в целях:

Статья 30. Нарушение законодательства в области экспортного контроля. Нарушением законодательства в области экспортного контроля является:

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства в области экспортного контроля. 1. Лица, виновные в нарушении законодательства в области экспортного контроля, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством государства.

<СТАТУС СОГЛАШЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 83 bis КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 1994 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также