ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД"(Принято 15.05.2001)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД
(15 мая 2001 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год и параметры Прогноза на период до 2003 года.
2. Предложить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (И.С. Матеров) и Министерству экономики Республики Беларусь (В.Н. Шимов):
направить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год и параметры Прогноза на период до 2003 года заинтересованным министерствам и ведомствам России и Беларуси для использования в совместной работе по выполнению положений Договора о создании Союзного государства, решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам экономической интеграции;
подготовить и в III квартале 2001 г. представить в Совет Министров Союзного государства систему мер, определяющую этапы и сроки сближения социальных и макроэкономических показателей экономического развития и уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Беларусь;
разработать в III квартале 2001 г. методические рекомендации по формированию, обоснованию и применению единых показателей и индикаторов государственного регулирования экономики государств-участников Договора о создании Союзного государства;
в I квартале 2002 г. представить в Совет Министров Союзного государства прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и основные макроэкономические параметры на период до 2004 года.
Прогноз одобрен Постановлением N 14 Совета Министров Союзного государства от 09.04.2002. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 15 мая 2001 г. N 8
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Союзного государства подготовлен в соответствии с Перечнем первоочередных мер по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений.
В основу его разработки положены национальные прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской Федерации на 2001 год, основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 года и проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, а также методические материалы по сближению уровней социально-экономического развития Беларуси и России.
При подготовке данного Прогноза основное внимание было уделено проблемам максимальной реализации совместных мероприятий в области социально-экономического сотрудничества государств-участников, координации и активизации интеграционных процессов. Прогноз отражает основные направления формирования единого экономического пространства Союзного государства и включает динамику социально-экономических показателей Беларуси и России на 2001 год, основных макроэкономических параметров на период до 2003 года, а также меры по обеспечению устойчивого экономического роста в обеих странах.
Социально-экономические итоги развития
Беларуси и России в 2000 году и оценка ситуации
в процессе создания Союзного государства
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Беларусь за 2000 год имеют в целом положительную динамику.
В обеих странах обеспечен положительный прирост ВВП, который в Российской Федерации составил 7,7%, в Республике Беларусь - 5,8 процента. Прирост ВВП получен, в первую очередь, за счет прироста производства продукции промышленности (в Российской Федерации - 9%, в Беларуси - 8%) и сельского хозяйства (соответственно 5 и 8,9%). Положительные сдвиги в реальном секторе экономики позволили увеличить реальные доходы населения (в Российской Федерации - на 9,1%, в Беларуси - на 19%), что, в свою очередь, способствовало приросту розничного товарооборота (соответственно на 8,9 и 8,5%).
Однако, если в Российской Федерации в 2000 году отмечен значительный прирост инвестиций в основной капитал (17,7%), то в Республике Беларусь этот показатель ниже уровня 1999 года (96,6%).
В Беларуси значительно выше показатели инфляции. Индекс роста потребительских цен в 2000 году в Беларуси в среднем за месяц составил 6,3%, в то время как в России - 1,5 процента.
В предыдущие годы проблема бюджетного дефицита и его покрытия для Российской Федерации стояла острее, чем для Республики Беларусь. В последнее время ситуация изменилась. В связи с ростом цен на нефть и частичным решением проблемы по обслуживанию и выплате государственного долга в России в 2000 году имел место профицит госбюджета. В Беларуси дефицит консолидированного бюджета, по предварительным данным, составил 0,02% к ВВП.
В части сальдо торгового баланса имеют место разнонаправленные тенденции. Если в России оно положительно и в последние годы наблюдается его улучшение, то в Беларуси на протяжении ряда лет этот показатель является постоянно отрицательным. Более того, ценовые условия торговли между Беларусью и Россией ухудшились для Беларуси, что негативно сказались на состоянии торгового баланса Республики Беларусь. За 2000 год средние цены на экспорт в Российскую Федерацию увеличились на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как средние цены на импорт из Российской Федерации за этот же период возросли на 34,8 процента.
Поэтому, вследствие различий структур экономики, изменения в динамике внешних и внутренних цен, благоприятное для одной страны, оказывается одним из основных факторов ухудшения важнейших макроэкономических показателей в другой стране (в данном случае, в Беларуси).
В Беларуси и России существуют различия как в размерах государственного внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета, так и в источниках их покрытия и механизмах обслуживания и регулирования.
В Беларуси размер внешнего государственного долга в расчете на душу населения на порядок ниже, чем в Российской Федерации. Однако, проблемы с обслуживанием внешнего государственного долга в Беларуси могут усложниться, поскольку на ближайшие годы приходятся значительные выплаты по ранее взятым кредитам, производить которые в сложных условиях внешнего финансирования, постоянного отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса и незначительных валютных резервов страны будет весьма сложно.
В 2000 году в Беларуси в результате ужесточения денежно-кредитной политики созданы условия для финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Ускоренная девальвация официального курса белорусского рубля обеспечила выход на единый курс на всех сегментах валютного рынка и создала объективные предпосылки для либерализации порядка сделок с валютой и ликвидации многочисленных административных ограничений в области распределения валюты. Политика реальных положительных ставок на денежном рынке обеспечила восстановление доверия к белорусскому рублю в качестве финансового инструмента и соответствующий рост срочных сбережений ("связанных" денег) в национальной валюте, что позволило существенно снизить темпы инфляции и скорость обращения денег.
Важнейшей задачей для экономики обеих стран является восстановление инвестиционного потенциала предприятий реального сектора. При этом общими проблемами Беларуси и России являются: продолжающаяся тенденция ускоренного износа основных фондов, особенно их активной части; отсутствие мотивации у хозяйствующих агентов к увеличению внутренних сбережений и инвестиций; высокий уровень налогов. Для Беларуси в дополнение к названным вопросам можно добавить инфляцию и, как следствие, высокие процентные ставки за кредиты.
В решении проблемы преобразования отношений собственности оба государства сталкиваются с противоречивым явлением. Формирование частного сектора экономики сужает сферу государственного влияния на народное хозяйство, которое в переходный период нуждается в государственном регулировании и поддержке. Но с другой стороны, усиление контроля над хозяйственными процессами тормозит реализацию преимуществ частной собственности. Поэтому необходим поиск оптимального разрешения данного противоречия для субъектов хозяйствования Союзного государства на основе общих нормативно-правовых принципов.
Разрабатываемые нормативные акты по сближению национальных законодательств Беларуси и России, синхронизации темпов экономических реформ двух стран должны в полной мере учитывать специфические особенности и направленность использования экономических потенциалов обеих стран, их геополитическое положение, а также различные уровни достигнутых результатов институциональных преобразований для обеспечения правильного проведения реформ.
Активизация согласованных действий Республики Беларусь и Российской Федерации, союзных органов по ускорению экономической интеграции в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, обеспечит практическое решение первоочередных задач, создаст благоприятные условия для дальнейшего взаимовыгодного российско-белорусского сотрудничества.
Эти совместные усилия уже способствовали определенному улучшению экономического положения государств-участников, что отразилось в увеличении роста производства и ВВП, подъеме производительных сил и повышении уровня жизни в обеих странах.
К числу важнейших факторов, способствующих укреплению положительных тенденций в российской экономике, относятся:
улучшение общей социально-политической обстановки в стране после президентских выборов весной 2000 года;
высокие мировые цены на нефть, энергоносители и другие товары российского экспорта;
постепенное улучшение экономического и инвестиционного климата в стране в связи с более четким определением основных направлений долгосрочной стратегии.
Активные меры по устранению накопившихся диспропорций и разбалансированности, переходу к стабилизации и устойчивому экономическому росту позволили, в основном, преодолеть негативные тенденции и улучшить социально-экономическую ситуацию в Республике Беларусь.
Дополнительные меры экономического, организационного, законодательного и административного характера в Беларуси будут направлены на:
преодоление высоких темпов инфляции, поддержание устойчивости курса национальной валюты;
активизацию инвестиционно-структурной и инновационной деятельности;
техническую, технологическую, организационную и финансовую реструктуризацию предприятий реального сектора экономики в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и принятыми национальными и совместными российско-белорусскими программами;
создание благоприятных условий для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, привлечения иностранных инвестиций;
снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в целях их финансового оздоровления;
повышение уровня сбалансированности во внешней торговле и сокращение внешней задолженности Беларуси, особенно за импортируемые из Российской Федерации энергетические ресурсы.
Среди важнейших направлений сотрудничества двух стран следует отметить разработку балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства, балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, разработку и размещение совместного оборонного заказа.
В условиях нехватки у субъектов хозяйствования финансовых ресурсов возрастет роль лизинга, как механизма взаиморасчетов, который активно используется в экономически развитых странах. Поэтому должны создаваться совместные белорусско-российские лизинговые компании.
В настоящий период наиболее интенсивно идет сближение налоговых систем двух стран.
В ценовой политике успешно осуществляется согласование тарифов на услуги транспорта и связи. Были сделаны шаги и в направлении сотрудничества по регулированию тарифов в области железнодорожного транспорта (в начале 2000 года Белорусская железная дорога и МПС России подписали Соглашение "О порядке регулирования железнодорожных тарифов"). Вместе с тем по-прежнему не решается проблема перехода на единые цены на энергоресурсы, что не позволяет до конца реализовать принятые ранее решения о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России.
Важным вопросом, требующим урегулирования, является транзитная торговля между союзными странами. Это связано с особым географическим положением Беларуси, через территорию которой осуществляется 70% экспорта России в восточную и западную Европу. В 2000 году Беларусь через ЛЭП Россия - Белоруссия - Польша - Германия начала осуществлять транзит российской электроэнергии на западноевропейский рынок. Достигнута договоренность между специалистами двух стран о необходимости сооружения новой ЛЭП в Европу, реконструкции и возобновления строительства некоторых ГРЭС в Беларуси.
В 2000 году за счет бюджета Союзного государства было предусмотрено финансирование 45 совместных программ, подпрограмм и мероприятий, ряд из которых находится на завершающей стадии реализации. Приоритетная роль отводится дальнейшему созданию межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных групп, включая участие в них субъектов хозяйствования других стран СНГ и дальнего зарубежья, а также совместных предприятий.
Было предусмотрено выделение 500 млн. российских рублей на развитие дизельного автомобилестроения, создание и освоение производства автомобильной техники, в том числе дизельных двигателей, соответствующих экологическим стандартам Евро-3 на Ярославском и Тутаевском моторных заводах. На развитие производства телеаппаратуры на предприятиях России и Белоруссии, в том числе создание мощностей по производству цветных кинескопов, было предусмотрено выделение 215 млн. российских рублей.
Для белорусской экономики в настоящее время характерна большая, чем для российской, социальная направленность. Расходы консолидированного бюджета в 2000 году на здравоохранение и физическую культуру в Беларуси составили 5,2% к ВВП, в России - 2,3%, на образование - соответственно 6,4 и 3,3%, на социальную политику - 1,4 и 2% к ВВП.
В 2000 году наблюдались позитивные изменения в сфере оплаты труда и в целом доходов населения. Прирост реальных доходов составил в Республике Беларусь 19%, в Российской Федерации - 9,1 процента.
Основные итоговые и прогнозные социально-экономические показатели Республики Беларусь, Российской Федерации и Союзного государства представлены в приложении N 1.
Цели и основные направления социально-экономического
развития Союзного государства
Основные цели и направления социально-экономического развития Союзного государства вытекают из концептуальных положений Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устава Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Как отмечается в Договоре о создании Союзного государства: "целями Союзного государства являются: ... создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ...".
Тем самым, главная цель социально-экономического развития Союзного государства - достижение благосостояния населения государств-участников должна реализовываться на основе использования преимуществ специализации и кооперирования производства, концентрации ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях согласованной экономической политики, других преимуществ взаимовыгодного использования экономических потенциалов обеих стран.
Основными направлениями социально-экономического развития Союзного государства в предстоящем периоде являются:
проведение согласованной политики в области макроэкономики и финансов, в производственной, инвестиционной, инновационной и социальной сферах;
координация институциональных преобразований и унификация законодательства;
поэтапное объединение транспортных, энергетических, телекоммуникационных и информационных систем;
формирование общего рынка труда, сближение социальных стандартов;
развитие межрегионального сотрудничества.
Конкретные мероприятия, воплощающие основные направления экономической интеграции Беларуси и России, перечислены в Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства и предусматривают в том числе:
- проведение единой структурной политики;
- формирование условий для сближения уровней социально-экономического развития двух стран;
- введение единой денежной единицы (к 2005 году);
- создание единого информационного пространства;
- проведение единой налоговой политики на основе унифицированного законодательства;
- принятие закона о собственности Союзного государства (в 2001 - 2002 годах);
- переход к формированию и исполнению бюджета Союзного государства;
- формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений (к 2005 году);
- завершение формирования общего рынка ценных бумаг и создание учреждений по их эмиссии и регулированию фондового рынка (в 2001 году);
- проведение единой политики в области ценообразования (с 2000 года);
- завершение формирования общего рынка услуг (в 2002 году);
- унификация в области метрологии и оценки соответствия и переход на единые стандарты (в 2003 году);
- проведение единой политики в области геодезии и картографии (с 2000 года);
другие мероприятия, направленные на создание единого экономического пространства Союзного государства.
Создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов, как одна из программных целей Союзного государства, потребует согласованных действий в области реформирования государственной собственности. Здесь должны быть реализованы взвешенные подходы, направленные на неукоснительное соблюдение интересов государства и прав граждан, повышение экономической эффективности хозяйствования, учет специфики конкретных предприятий, активизацию инвестирования, модернизацию производства и создание рабочих мест.
Гармонизация законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников Союзного государства в целях оптимизации управления собственностью предполагает:
привести в соответствие конституции, законы о собственности, предприятиях, акционерных обществах, инвестиционных фондах, свободных экономических зонах, ценных бумагах, ипотеке, доверительном управлении (трасте), финансово-промышленных группах, Гражданский, Земельный, Налоговый, Инвестиционный кодексы и другие ключевые законодательные акты, определяющие правовые отношения собственности и статус институциональных преобразований в обоих государствах;
унифицировать законодательство по вопросам разгосударствления и приватизации;
определить порядок продажи земельных участков, закрепленных за приватизированными объектами;
организовать ведение государственных реестров имущества, что позволит проанализировать перечень государственных предприятий и акционерных обществ, в капиталах которых участвует государство, выявить неэффективно используемые объекты, определить меры государственного воздействия;
унифицировать принятые в обоих государствах положения об управлении государственным имуществом и пакеты конкретизирующих документов;
законодательно определить порядок передачи в собственность административно-территориальных образований объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от приватизируемых предприятий, несущих в настоящее время расходы по содержанию этих объектов;
сформировать общую собственность Союзного государства и законодательно регламентировать вопросы владения, пользования и распоряжения ею.
В 2001 - 2003 годы намечается дальнейшее сближение проводимых экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации путем создания хозяйствующим субъектам условий для повышения их конкурентоспособности, стимулов роста производства и инвестиционной деятельности, внедрения новой техники и технологий, повышения качества выпускаемой продукции и увеличения на этой основе взаимного товарооборота.
Будут предприняты меры по сохранению и развитию производственно-технологических связей между хозяйствующими субъектами Беларуси и России, в том числе путем кооперации и специализации, формирования совместных производственных программ, создания межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других организационных хозяйственных структур.
Предполагается унифицировать гражданское и хозяйственное (арбитражное) процессуальные законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, законодательные акты, регулирующие вопросы экономической несостоятельности (банкротства), и внести их в парламенты государств.
Продолжится процесс унификации нормативно-правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов двух стран в инвестиционной, налоговой, таможенной, внешнеэкономической сферах и по другим направлениям сотрудничества.
Проведение институциональных преобразований в двух странах предполагает дальнейшее осуществление совместных мер в области защиты отечественных товаропроизводителей, активизацию проведения единой структурной промышленной политики, принятие соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями. Реализация этих мер предполагается на основе общего фондового рынка. Уже в ближайшее время намечается создание унифицированной нормативно-правовой базы Союзного государства в области регулирования рынка ценных бумаг, их эмиссии и размещения на основе нормативных актов Российской Федерации, а также создание учреждений, обеспечивающих регулирование фондового рынка Союзного государства.
В информационный банк включено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем от 12.02.1999. Важнейшей задачей гармонизации институциональных преобразований является обеспечение единого информационного пространства, в частности, предполагается разработать перечень специальных программ, а также создать информационно-правовой фонд гармонизированных нормативных актов и систем их достоверного предоставления заинтересованным органам.
В области бухгалтерского учета и финансовой отчетности будут проводиться меры по повышению эффективности управления и хозяйственной деятельности предприятий, а также инвестиционной привлекательности российских и белорусских компаний для иностранных инвесторов.
Изменение требований к раскрытию информации предприятиями в сторону более полного контроля над их деятельностью инвесторами (в том числе кредиторами) и фискальными органами снизит возможности для проведения незаконных операций. Данные меры сделают информацию о предприятиях доступной более широкому кругу потенциальных инвесторов, повысят эффективность корпоративного управления.
Осуществление комплекса мер по усилению информационной работы с потенциальными инвесторами приведет к увеличению притока инвестиций мелких частных инвесторов.
В рамках Союзного государства, а также СНГ необходимо осуществлять формирование эффективно действующих корпоративных структур (финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, концернов и др.), что также будет направлено на создание благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций, повышение мотивации к развитию производства.
Будут осуществляться меры по совершенствованию законодательной базы развития предпринимательства. В рамках общего нормативно-правового поля предстоит формирование конкурентной среды, активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В этой связи на первый план выдвигаются задачи обеспечения реального равенства субъектов в хозяйственном обороте, частичной либерализации ценовой политики путем смягчения ценового контроля, стабилизации организационно-правовых условий функционирования предприятий.
Намечается выход на новый уровень государственной поддержки развития предпринимательства на основе разрабатываемой Программы поддержки малого и среднего бизнеса в Союзном государстве.
Предусматривается создание благоприятных условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, финансирования и кредитования предпринимательства, развития лизинга высокоэффективного технологического оборудования, внедрения высоких технологий, улучшения информационного обслуживания предпринимательства и координации усилий обеих стран в этом направлении.
В сфере деятельности корпоративных структур будет активно развиваться научно-инновационная и внедренческая деятельность малого предпринимательства, как часть инфраструктуры крупных предприятий.
Развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса создает объективные предпосылки для оптимизации структуры отечественных рынков, стимулирования эффективной конкуренции между хозяйственными субъектами. Основным направлением совместных действий Республики Беларусь и Российской Федерации в области антимонопольной политики является согласование концептуальных положений и законодательных основ антимонопольного регулирования. Органам власти в вопросах регулирования деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, необходимо ориентироваться преимущественно на экономические методы поддержания добросовестной конкуренции и контроль за уровнем цен на продукцию предприятий-монополистов. Данный подход должен найти отражение в нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность антимонопольных органов.
Продолжится работа по унификации трудового законодательства, организации единой информационной системы общего рынка труда, унификации законодательства в области миграции, обеспечению равного взаимного доступа субъектов хозяйствования к участию в тендерных (конкурсных) торгах, завершению унификации регулятивных требований к организации надзора за кредитными учреждениями, переходу к общим ставкам рефинансирования и общим нормам резервных требований к коммерческим банкам, унификации законодательства о финансово-промышленных группах.
В целях сближения законодательств государств-участников следует разработать и принять дополнительные законодательные акты, регулирующие монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Положительные результаты должно дать формирование единого банка данных по контролю за созданием и деятельностью ФПГ.
Финансовая деятельность, формирование
и использование бюджета Союзного государства
Координация финансовой деятельности двух стран будет направлена на формирование единого экономического пространства Союзного государства, в том числе путем создания равных условий для субъектов хозяйствования, единой финансовой системы двух стран, включая денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, валютную, ценовую и тарифную.
Бюджетно-налоговая политика Союзного государства должна обеспечивать снижение уровней бюджетного дефицита государств-участников, расширение экспорта, повышение конкурентоспособности товаров, работ, услуг на внешних рынках, активизацию других факторов экономического роста в обеих странах. В области налогов будут осуществляться меры, направленные на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования, формирование союзного бюджетно-налогового законодательства.
В соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства в 2001 году предусматривается переход к единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на территории государств-участников, в 2001 - 2002 гг. будет подготовлен и рассмотрен проект Налогового кодекса Союзного государства.
Для унификации национальных налоговых законодательств в первоочередном порядке предполагается реализация следующих мер:
определить степень унификации количества и состава применяемых налогов, сборов, пошлин на республиканском (федеральном), региональном (в случае России) и местном уровнях;
исходя из специфики государственного устройства установить согласованный обоими государствами-участниками перечень налогов, сборов, пошлин, применяемых в Республике Беларусь и Российской Федерации, и законодательно на уровне Союзного государства закрепить порядок внесения изменений и дополнений в соответствующие перечни;
согласовать и законодательно закрепить на уровне Союзного государства ставки, методы взимания основных налогов, сборов, пошлин, с выделением тех налогов, по которым ставки и методы взимания должны быть идентичны и по которым могут отличаться, учитывая специфику национальной экономики;
соответствующими документами определить сроки перехода на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле на основе соответствующего Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Будет продолжена работа по разработке актов бюджетного законодательства создаваемого Союзного государства, дальнейшему совершенствованию механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства, выработке взаимосогласованной позиции в вопросах формирования и исполнения национальных бюджетов государств-участников.
На первом этапе (2000 - 2001 годы) доходная часть бюджета Союзного государства формируется в основном за счет фиксированных долей отчислений государств-участников из расходных частей национальных бюджетов. Исполнение бюджета Союзного государства возлагается на национальные казначейства в части, касающейся территории их государств, на основе унифицированной отчетности об исполнении бюджета и бюджетной классификации.
На втором этапе (2002 - 2004 годы) предполагается обеспечить переход к единым сценарным условиям экономического развития и функционирования государств-участников, принятие общих нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политики, разграничение бюджетных полномочий, функций и прав союзных и национальных органов Союзного государства.
По мере развития Союзного государства преобладающими источниками формирования доходной части бюджета станут налоговые и неналоговые поступления, в том числе - доходы от использования имущества, находящегося в собственности Союзного государства, а также безвозмездные перечисления. Расширение прав и полномочий бюджета Союзного государства не предполагает, вместе с тем, увеличения существующих и введения новых налогов. Доходы бюджета Союзного государства будут сформированы за счет перераспределения доходов бюджетов государств-участников и союзного бюджета. Расходы бюджета Союзного государства предусмотрены для решения задач, относящихся как к исключительному ведению Союзного государства, так и к совместному ведению государств-участников.
Отнесение к исключительному ведению расходов бюджета Союзного государства по совпадающим статьям функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь и Российской Федерации предполагает их передачу вместе с необходимыми объемами ассигнований из бюджетов государств-участников в союзный бюджет. Это на практике означает создание единых органов управления Союзного государства по группам выделенных направлений - комитетов по обороне, иностранным делам, таможне, охране границы, науке, печати, чрезвычайным ситуациям, экономике и финансам, агентства по космосу, телерадиовещательной организации и другим.
Основной задачей эффективного расходования средств бюджета Союзного государства является определение приоритетных направлений и применение дифференцированного подхода к финансированию совместных мероприятий. За счет средств союзного бюджета должны финансироваться совместные мероприятия социального, экологического, таможенного, военно-технического сотрудничества; НИОКР и технологические разработки; программы поддержки отечественных товаропроизводителей.
Расходы на осуществление инвестиционных программ предполагается осуществлять, в основном, за счет доходов от имущества Союзного государства. Коммерческие программы должны финансироваться за счет заемных средств под гарантии правительств государств-участников.
Консолидация части расходов национальных бюджетов в рамках союзного бюджета позволит избежать дублирования в решении общих задач и установить систему жесткого контроля и учета.
Таким образом, важнейшими задачами унификации финансовых условий хозяйственной деятельности, являются:
проведение единой налоговой политики, реализация равных условий для субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации;
создание и развитие совместных финансовых рынков посредством разработки и ратификации соответствующих договоров и соглашений;
снижение уровня инфляции и налоговой нагрузки; поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей;
обеспечение низкого уровня дефицита консолидированных бюджетов; вытеснение бартера, неденежных форм обмена и расчетов;
создание условий развития конкурентной среды, обеспечивающих снижение издержек в производстве и реализации и повышение конкурентоспособности продукции;
снижение процентных ставок и трансакционных издержек.
Важным направлением защиты союзных товаропроизводителей должна стать координация действий на внешних рынках экспортеров однотипной продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое значение, в целях недопущения экономических потерь в результате конкуренции между ними на зарубежных рынках.
В результате реализации мер в области налогообложения ожидается заметное изменение соотношения между "официальной" и "теневой" экономикой. Значительное количество технологий по уходу от налогообложения станет неэффективным, вследствие чего увеличится налогооблагаемая база, прежде всего, по налогу на прибыль и подоходному налогу. Реализация мер в области администрирования налоговой сферы позволит снизить издержки экономических агентов по своевременному и правильному выполнению фискальных требований и повысит привлекательность инвестиционных условий государств-участников.
Разработка и реализация союзных программ
Одной из основных форм активизации интеграционных процессов является разработка и реализация союзных программ в целях решения общих социально-экономических проблем Беларуси и России. В ближайшие и последующие годы необходимо разработать и реализовать межгосударственные программы:
- финансового оздоровления экономик обоих государств;
- формирования единого Таможенного пространства;
- международного экономического сотрудничества Союзного государства с третьими странами и международными организациями;
- создания единой транспортной и энергетической систем;
- формирования единого научно-технологического и информационного пространства;
- аграрного рынка, рынка капиталов, рабочей силы и рыночной инфраструктуры;
- гармонизации и синхронизации экономических реформ;
- формирования единой законодательной базы бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, ценовой и валютной политики;
- поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса в целях повышения конкурентоспособности союзных товаропроизводителей и хозяйственных структур;
- проведения единой социальной политики и защиты малообеспеченных слоев населения;
- формирования союзных органов управления на основе подготовки квалифицированных кадров государственной службы.
Важнейшим инструментом регулирования межрегионального сотрудничества являются также совместные региональные программы, финансируемые за счет региональных, а на уровне хозяйствующих субъектов - средств предприятий, объединений и местных бюджетов. На региональном и микроуровнях интеграционных связей - это разработка программ и проектов хозяйствующих субъектов и регионов России и Беларуси, направленных на:
обеспечение полной загрузки имеющихся производственных мощностей на основе кооперированных связей белорусских и российских предприятий, продукция которых имеет устойчивый спрос на внутренних рынках, а также в третьих странах;
модернизацию и развитие производств, имеющих жизненно важное значение (нефтепереработка, электроэнергетика, производство оборудования для технического перевооружения народного хозяйства, в первую очередь отраслей специализации, производства высокой химии, точного приборостроения, производства товаров народного потребления);
разработку и внедрение наукоемких прогрессивных технологий и производств, в том числе таких как выпуск оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем, использование космических средств и технологий двойного применения с привлечением научно-исследовательских центров обоих государств и ведущих в данной области стран;
создание новых экспортоориентированных производств, имеющих перспективы сбыта продукции в зарубежные страны;
поддержку предприятий и производств АПК, обеспечивающих продовольственную безопасность государств-участников, повышение уровня самообеспеченности в продовольствии и сельскохозяйственном сырье для перерабатывающей промышленности;
рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Формирование и разработка таких программ проводится во всех регионах Беларуси и большей части России.
Инновационная политика и совместные инновационные проекты
Стратегическими направлениями современной инновационной политики в Беларуси и России на нынешнем этапе являются увеличение научно-технического потенциала с одновременным развитием процессов передачи новых знаний от науки к производству; ориентация на заключительные стадии инновационного процесса при сохранении и усилении внимания к самой науке, прежде всего к фундаментальным исследованиям; создание национальных инновационных систем как целенаправленно организованных взаимоотношений между всеми участниками процесса производства и распространения новых знаний и технологий; развитие инновационной инфраструктуры; обеспечение необходимых стартовых условий для быстрого развертывания инновационных процессов.
Особое значение для активизации инновационной деятельности в обеих странах приобретает совместно разрабатываемая система мер по накоплению инвестиционных ресурсов на предприятиях, необходимых для их технологической реконструкции и соответственно увеличения экспортных возможностей. Концентрации инвестиционных ресурсов способствует деятельность специальных (в том числе и государственных) инновационных фондов, активно действующих в России.
В 2000 году начал свою деятельность Белорусский инновационный фонд, в задачу которого входит отработка механизмов и осуществление на практике возвратного финансирования исследовательских и инновационных проектов. В соответствии с Решением Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2000 г. N 14 Государственным комитетом по науке и технологиям Беларуси разрабатывается концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы (в России подобного рода документ принят на правительственном уровне в 1998 году).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов важнейшей проблемой России и Беларуси является их концентрация на приоритетных направлениях развития науки и техники, обеспечивающих основной вклад в научно-технологическое развитие и в достижение текущих и долгосрочных социально-экономических национальных целей развития. Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные направления науки и техники являются магистральными в формировании нового технологического базиса XXI века. Такой шаг продиктован логикой развития науки и техники, а также потенциальным спросом на исследования и разработки со стороны наиболее динамично развивающихся высокотехнологичных отраслей экономики.
Приняты межгосударственные решения по выполнению нескольких совместных проектов и разработок в рамках реализации Программы по формированию единого научно-технического пространства.
Получат развитие работы в рамках реализации межгосударственных (совместных) программ Союза Беларуси и России. Так, в соответствии с Программой "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки отображения космической информации" (утверждена Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России 9 декабря 1998 г. N 11 на 1999 - 2002 годы) продолжатся работы по созданию единой для Союзного государства системы по получению и обработке космической информации дистанционного зондирования Земли; по итогам выполнения заданий уже разработана концепция создания этой системы, в развитие которой предусматривается проведение дальнейших работ.
В целях восстановления и развития научно-технологического потенциала промышленности средств вычислительной техники и микроэлектроники двух стран предусмотрена совместная разработка семейства отечественных моделей суперкомпьютеров, их элементной базы и программного обеспечения в рамках Программы "Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе" (утверждена Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России 22 ноября 1999 г. N 43 на 2000 - 2003 годы). Финансирование работ будет производиться за счет бюджета Союзного государства. Для развития совместных исследований, в частности, расширения присутствия России и Беларуси на мировых рынках лазеров, создается соответствующая профессиональная ассоциация ученых Сибири и Беларуси. В планах сотрудничающих сторон - налаживание взаимовыгодного обмена научными разработками, продвижение белорусских и российских лазеров на азиатский и европейский рынки, реализация Программы по созданию лазеров для медицинских целей.
В информационный банк включена Программа, утвержденная 29.12.2003 Постановлением N 29 Совета Министров Союзного государства. Несколько совместных научно-технических проектов выполняется российскими и белорусскими учеными по конверсии научных исследований, призванной предоставить ранее связанным с разработкой и производством оружия ученым и специалистам возможности для переориентации своих талантов на мирную деятельность. Успешно развивается научное сотрудничество в области фундаментальных исследований.
Самым дорогостоящим проектом, в котором принимают участие белорусские ученые, является проект "Развитие технологии массового производства свинцово-ванадиевых сцинтилляционных кристаллов" на общую сумму свыше 3,8 млн. долл. США. Исполнители - российское АООТ "Богородицкий завод технохимических изделий" и Научно-исследовательский институт ядерных проблем при Белорусском государственном университете. Это один из крупнейших проектов МНТЦ, получивший поддержку в рамках партнерства МНТЦ и Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН). Разрабатываемая по данному проекту (коллективом из более 280 участников) технология производства кристаллов вольфрамата свинца для применения в качестве детектора излучения открывает новые рубежи в физике высоких энергий, а также может применяться в медицине, дефектоскопии и для защиты окружающей среды. Среди проектов, в которых ведущими являются белорусские исполнители, самый крупный - проект Академического научного комплекса "Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова" НАН Беларуси, Белорусского государственного университета и Московского инженерно-физического института "Математическое моделирование естественных и техногенных катастроф и их влияние на состояние геофизической среды и экологии" (488 тыс. дол. США). Однако бесспорным лидером конверсии научных исследований под эгидой МНТЦ в республике является Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси, реализовавший в 1999 - 2000 гг. пять проектов по лазерной тематике на общую сумму 707,7 тыс. дол. США. В конверсионном портфеле института есть еще три проекта, одобренных ЦЕРН для финансирования через МНТЦ, на сумму 573 тыс. дол. США.
Продолжится сотрудничество Российского гуманитарного научного фонда и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. В целях консолидации и рационального использования финансовых средств, направляемых фондами на проведение научных исследований в области славистики, истории, культуры и экономики Республики Беларусь и России, в 2001 году намечено проведение совместного конкурса проектов по организации научных исследований, экспедиций, экспериментально-лабораторных и полевых исследований, научно-реставрационных работ и других совместных научных мероприятий. Каждая сторона будет финансировать свою часть прошедшего конкурсный отбор проекта.
Кроме того, Правительством Республики Беларусь разрабатываются приоритетные направления научно-технической деятельности на 2001 - 2005 годы. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. утвержден Перечень приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, перспективных производств, основанных на таких технологиях, на 1997 - 2010 годы.
Инвестиционная политика
Инвестиционное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации будет развиваться по следующим направлениям: реализация межгосударственных совместных программ, подпрограмм и проектов в рамках Союзного государства, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства; осуществление совместных инвестиционных проектов и программ по прямым договорам между субъектами хозяйствования обоих государств; создание межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ) и транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ); создание совместных (СП) и иностранных (ИП) предприятий.
Повысится роль рыночных механизмов в регулировании деятельности экономических агентов. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, благоприятно отразится на качестве и условиях продажи продукции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы с неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.
Снижение рисков работы на территории Союзного государства позволит значительно расширить круг инвесторов всех типов. В результате снижения риска хозяйственных операций и инвестиционных проектов, развития институтов рыночной инфраструктуры снизятся трансакционные издержки и стоимость привлечения внешнего финансирования. Возникнет возможность взаимовыгодной в долгосрочном плане интеграции в мировую экономику. Создание конкурентоспособных на мировом рынке капитала условий для инвестиций будет способствовать притоку современных управленческих и производственных технологий в реальный сектор, увеличению доли долгосрочных инвесторов с одновременным углублением специализации отдельных финансовых институтов. Усилится вовлечение средств населения в инвестиционный процесс.
Предложенные меры приведут к росту капитализации банковской системы. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки к росту кредитных ресурсов для реального сектора, повышению скорости расчетов в экономике, перераспределению заемных финансовых ресурсов между секторами экономики. Укрепление доверия к банковским и финансовым институтам позволит восстановиться механизму превращения сбережений в инвестиции, что увеличит объем кредитных ресурсов, вкладываемых в экономику обоих государств.
Реализация намеченных мер в области внешнеэкономической политики и валютного регулирования позволит увеличить объем, прежде всего, прямых иностранных инвестиций. Уменьшится эффективность использования оффшорных технологий, что приведет к сокращению оттока капитала, а также к более активному возвращению ранее вывезенного капитала.
Произойдет существенное увеличение объема инвестиций крупнейшими транснациональными корпорациями и инвестиционными банками. Будут увеличиваться инвестиции в интеллектуальную собственность, что приведет в долгосрочной перспективе к улучшению структуры экономики стран Союзного государства за счет увеличения доли высоких технологий.
Реализация мер по сокращению барьеров, препятствующих рыночной торговле, увеличит долю домохозяйств, инвестирующих малый бизнес. Вовлечению сбережений домохозяйств в малый бизнес также будут способствовать меры в области защиты прав собственности, борьбы с коррупцией и преступностью.
Основное внимание будет уделяться восстановлению инвестиционного потенциала и поддержки предприятий через улучшение амортизационной политики, поиски более эффективных форм страхования инвестиционной деятельности и другим мероприятиям, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата в обоих государствах.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов дальнейшее развитие получит лизинговая деятельность, являющаяся одним из основных средств решения задач модернизации производственной базы с использованием в производстве нового оборудования и технологий.
Важнейшим условием для расширения экономического сотрудничества Беларуси и России явится предоставление инвесторам необходимых правовых гарантий защиты их капиталовложений, снижения уровня налоговых изъятий и рисков. Предстоит значительная работа по сближению и унификации нормативно-правовой и законодательной базы.
Требуется подготовить единый закон об инвестиционной деятельности на основе проекта Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и принятого Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В рамках действующих и разрабатываемых программ и проектов будет продолжена работа по: восстановлению и развитию на новом уровне совместного производства высококачественной конкурентоспособной продукции, прежде всего, в машиностроении и нефтехимии, военно-промышленном и агропромышленном комплексах; созданию единой транспортной системы и единого информационного пространства; развитию систем газо- и нефтепроводов; защите окружающей среды и рациональному природопользованию.
Кроме того, намечается подготовить согласованный порядок предоставления государственных гарантий под финансирование совместных инвестиционных проектов и программ. Реализация наиболее важных инвестиционных программ и проектов будет поддерживаться бюджетным финансированием на конкурсной и возвратной основе.
Региональное сотрудничество
Реальной основой интеграции государств-участников после распада СССР стали экономические связи их регионов и областей, значительно расширившиеся за последние годы. В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации 79 участвуют во взаимных поставках продукции (в 1996 году - 37). С 70 регионами России подписаны соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Основными торговыми партнерами являются Москва (33% общего объема товарооборота Белоруссии с Россией), Тюменская область (18,9%), Санкт-Петербург (4,9%), Московская область (4,6%).
Создание единого экономического пространства двух стран невозможно без расширения сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Беларусь, обеспечивающего равные возможности и гарантии для свободной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования и граждан. Мотивами такого сотрудничества служат:
заинтересованность в восстановлении общего экономического пространства;
потребность сохранения единого и емкого рынка;
близость структуры экономик двух государств по используемым технологиям и принципам организации производства, облегчающая сотрудничество в настоящее время.
Межрегиональное сотрудничество регионов Республики Беларусь и России осуществляется преимущественно по трем основным направлениям: участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межгосударственного сотрудничества, налаживание прямых связей субъектов хозяйствования и установление соглашений между региональными органами власти обеих стран.
Основными формами межрегионального сотрудничества выступают: совместные программы, соглашения между регионами и субъектами хозяйствования, договора о сотрудничестве. Сотрудничество регионов России и Беларуси предусматривает расширение производственного кооперирования, особенно в машиностроении, взаимной торговли транспортными и строительными услугами, а также услугами связи, обмен рабочей силой и специалистами. Эти меры позволят улучшить межрегиональное взаимодействие, будут способствовать созданию эффективно работающего единого экономического пространства двух стран.
Во всех областях Беларуси и Минске активно проводится работа по становлению и укреплению взаимодействия с российскими регионами.
Наиболее существенные проекты межрегионального сотрудничества намечается осуществить между регионами России и Минском. Программы и соглашения о сотрудничестве Минска с Москвой предусматривают меры по созданию комплекса машин для нужд коммунального, строительного и дорожного секторов экономики города путем установления кооперационных связей и организации совместных производств (Программа долгосрочного сотрудничества АО "Машиностроение и гидравлика" и АО "Амкодор" по созданию комплекса машин для нужд коммунального, строительного и дорожного секторов экономики города путем установления кооперационных связей и организации совместных производств).
Сотрудничество с Санкт-Петербургом предполагает взаимодействие в области градостроительства, охраны окружающей среды и коммунального хозяйства. Намечается: внедрение современных способов ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на территориях и акваториях; внедрение современных технологий очистки (регенерации) почвогрунтов, загрязненных нефтепродуктами; обмен опытом по разработке схем обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами; разработка и внедрение современных технологий сбора и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов; разработка технологий по глубокой очистке бензина и дизельного топлива, использование каталитических нейтрализаторов; обмен опытом в области обезвоживания осадка сточных вод, восстановления трубопроводов и т.д. Санкт-Петербург заинтересован также в увеличении поставок продуктов питания, рассматриваются проекты поставок троллейбусов, пожарной техники и др.
Соглашениями о сотрудничестве с Ярославлем и Ярославской областью предусмотрено приступить к сборке автобусов Минского автомобильного завода на территории Ярославля. Предусматривается также: участие в реализации межгосударственной Программы "Развитие дизельного автомобилестроения"; продвижение интересов минских предприятий, участвующих в Программе (ПО "БелавтоМАЗ" и Минский завод колесных тягачей), на межрегиональном и межгосударственном уровнях сотрудничества; содействие укреплению сложившихся и новых прямых связей между ПО "БелавтоМАЗ" и предприятиями Ярославской области. Предусматривается регулярный обмен информацией между Тутаевским моторным заводом, Ярославским шинным заводом, Ярославским асбестотехническим заводом и другими о потребностях в сырье и материалах, комплектующих, готовых изделиях и возможностях встречной поставки материальных ресурсов; расширении взаимопоставок товаров народного потребления.
Намечено сотрудничество предприятий г. Минска с Воронежской областью с целью создания перспективной конкурентной продукции - систем связи общего и специального назначения, для чего объединены усилия российских коллективов (НПО "Заря", Воронеж) и Минска (Минский приборостроительный завод, НПО "Интеграл"). Минское НПО "Агат" наладило производственные контакты с Воронежским НИИ связи.
Перспективным является сотрудничество Минска с Калининградской областью в рамках Совместной белорусско-российской программы "Добыча и переработка морепродуктов", участниками которой должны стать ЗАО "Беларусь - Калининград", РК "За Родину" и фирма "Белвнешторгинвест" (республиканское объединение по внешнеэкономической деятельности). Предусматривается также создание торгового дома в Калининграде для реализации белорусских товаров и организация совместного производства химических волокон для производства сетей.
Соглашения о сотрудничестве Минска с Мурманском предусматривают:
взаимное содействие в осуществлении прямых связей между государственными, общественными и коммерческими организациями и предприятиями;
разработку и реализацию совместных проектов по глубокой переработке сырьевых и природных ресурсов, техническому перевооружению предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;
создание совместных предприятий и производств с привлечением третьих лиц;
развитие торгово-экономических отношений между всеми хозяйствующими субъектами и органами государственного управления;
создание благоприятных условий для взаимных поставок продукции производственно-технического назначения, сырья и материалов, товаров народного потребления с учетом взаимной потребности ввоза и вывоза продукции;
оказание взаимной помощи по открытию представительств на территории другой стороны; осуществление мер по открытию филиалов (представительств) банков обеих сторон с целью ускорения взаиморасчетов государственных и коммерческих структур;
заключение соответствующими подразделениями местных органов управления обеих сторон соглашений и выработка мероприятий, включая обмен нормативными документами, регулирующими деятельность отраслей хозяйства, в целях планирования систематического обмена опытом в деле приватизации и совершенствования управления муниципальным хозяйством городов.
Основными направлениями сотрудничества Минска и Томска являются совместные мероприятия в сфере взаимных поставок продукции и товаров, в торговле, гуманитарной сфере, науке, сфере обмена информацией.
Перспективным направлением сотрудничества Минска с Новосибирской областью является продвижение белорусской продукции на рынки Сибири, особенно белорусских тракторов, сельскохозяйственных машин, прицепных агрегатов, кормоуборочной техники. Предусматривается создание представительств белорусских предприятий в регионе. Перспективным также является функционирование созданного на базе новосибирского ОАО "Рембыттехника" дилерского представительства Белорусского АО "Атлант", занимающегося наряду с оптово-розничной торговлей и сервисным обслуживанием холодильников.
Сотрудничество Минска с Читинской областью предусматривает содействие в предоставлении коммерческих предложений предприятий Минска субъектам хозяйствования Читы и Читинской области, создание межрегионального предприятия "Белая Русь - Забайкалье" и торгового дома в Чите с организацией на его базе постоянно действующей экспозиции продукции.
В Брестской области налажено сотрудничество с 16 регионами Российской Федерации. Основные партнеры области: Москва, Брянская, Калужская, Новгородская, Белгородская, Мурманская, Читинская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, Архангельская, Пензенская, Ростовская, Воронежская и Липецкая области, Республика Коми. Соглашения о сотрудничестве предусматривают обмен информацией по поставкам продукции, потребностям в сырье и материалах, организацию и проведение выставок-ярмарок.
Договор о сотрудничестве между Брестской областью и Москвой предусматривает сотрудничество по обеспечению Москвы продукцией, произведенной в Брестской области, и в особенности такими товарами, как мясные консервы, сыры, масло и др. продукты питания, а также ковры, мебель, газовые плиты, трикотаж.
Соглашением с Воронежской областью прорабатывался проект по обеспечению белорусских животноводческих комплексов зерном из России. Суть данного проекта заключается в том, что в Воронежской области поэтапно и совместно с Белорусской Стороной освоят 15 тыс. га земли под зерновые. Финансирование будет производиться из бюджета Союзного государства.
Витебская область наладила сотрудничество с 18 регионами России. Это Псковская, Смоленская, Ленинградская, Ростовская, Нижегородская, Московская области, а также Белгородская, Тверская, Липецкая, Брянская, Оренбургская, Рязанская, Мурманская, Курская, Новгородская, Тюменская, Костромская области и Чувашия.
Наиболее тесное сотрудничество налажено с Псковской, Смоленской и Московской областями. Наибольшая доля экспорта Витебской области приходится на Смоленскую и Московскую области.
Между Витебской и Псковской областями подписано "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве департамента федеральной службы занятости населения по Псковской области и управления Витебской областной службы занятости населения Республики Беларусь". Предусматривается постоянный обмен информацией о состоянии рынка труда, представление сведений о наличии вакантных рабочих мест с предоставлением жилья для граждан, желающих переехать с целью трудоустройства на постоянную работу в Псковскую или Витебскую области; обмен опытом, накопленным службами занятости по работе с безработными гражданами, работодателями, учебными заведениями, органами местной власти; проведение совместной работы по взаимному направлению безработных и незанятого населения на сезонные и временные работы строительного и агропромышленного комплекса областей; принятие необходимых действий по разрешению через компетентные органы вопросов финансирования при въезде безработных на территории Сторон для трудоустройства, провоза заработанных средств, в том числе и натуральной оплаты.
В Гомельской области намечается сотрудничество с Орловской областью (создание межгосударственного производственного объединения по производству металлокорда и бортовой проволоки), Курской областью (торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество, организация взаимных поставок продукции технического и производственного назначения, укрепление делового сотрудничества, создание в Курске Продовольственной корпорации (торгового дома) "Гомель - Курск"). Обсуждаются варианты осуществления поставок продукции Гомельского жиркомбината на ЗАО "Кондитер - Курск" и ОАО "Курский хладокомбинат". Намечается разностороннее сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Хозяйства Курской области будут изучать технологию производства овощей на узкопрофильных грядках в Хойникском районе, сортообновления картофеля, а также опыт выращивания свиней по методу "шведского стола", успешно освоенный на Гомельщине. Области заинтересованы в обмене сортовыми семенами, во взаимных поставках ветеринарных препаратов.
Соглашением о сотрудничестве администрации Краснодарского края и Гомельского облисполкома намечается организация поставок с Кубани в Гомельскую область продовольственного зерна в обмен на сельскохозяйственную технику ПО "Гомсельмаш". Запланировано открытие в Краснодаре торгового дома, через который будет реализовываться продукция гомельских предприятий (сельхозтехника, мебель, стройматериалы, стекло, линолеум). Аналогичное Соглашение было подписано с администрацией Ставропольского края.
Подписан Протокол об экономическом и культурном сотрудничестве Гомельской и Рязанской областей. В рамках этого протокола приняты решения о взаимных поставках продукции, организации выставок - ярмарок и пр. Проводится работа по налаживанию сотрудничества с Ленинградской областью. В результате рабочих встреч руководства регионов определены задачи по углублению взаимовыгодного сотрудничества.
Планируется дальнейшее расширение участия Гомельского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты в выставках-ярмарках в российских городах.
Углубляется сотрудничество между предприятиями Гомельской области и различных регионов России. Заключены и осуществляются ряд договоров о взаимных поставках продукции, о создании совместных предприятий, оказании услуг и других видах совместной деятельности.
Подписаны контракты с хозяйствующими субъектами Башкортостана, Карелии, Удмуртии, Краснодарского края, Астраханской, Белгородс

ДИРЕКТИВА n 2 Совета Министров Союзного государства"ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ (СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА) НА 2000 ГОД"(Принята 15.05.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также