ПРИКАЗ Таможенного комитета Союзного государства от 16.03.2001 n 2"О ТИПОВОМ ПОРЯДКЕ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"


ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПРИКАЗ N 2
О ТИПОВОМ ПОРЯДКЕ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(Москва, 16 марта 2001 года)
В целях унификации процедур таможенного контроля и совершенствования инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства
приказываю:
1. Утвердить Типовой порядок инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства (Приложение).
2. Начальникам таможенных органов Республики Белоруссии и Российской Федерации привести документы, регламентирующие деятельность инспекционных подразделений таможенных органов, в соответствие Типовому порядку инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК Республики Беларусь А.В. Пыжику и заместителю председателя ГТК России Б.М. Гутину.
Председатель Таможенного комитета
Союзного государства
М.В.ВАНИН


Приложение
к Приказу
Таможенного комитета
Союзного государства
от 16 марта 2001 г. N 2
ТИПОВОЙ ПОРЯДОК
ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Настоящий Типовой порядок инспекционной деятельности таможенных органов Союзного государства (далее - Типовой порядок) разработан в целях дальнейшей унификации таможенного законодательства Республики Белоруссии и Российской Федерации в соответствии с международными нормами и правилами.
Основные понятия, используемые в Типовом порядке:
участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (Российской Федерации);
организации - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь (Российской Федерации);
физические лица - граждане Республики Беларусь (Российской Федерации), иностранные граждане, лица без гражданства;
индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
лица - организации и (или) физические лица;
недоимка - сумма налога, не уплаченного в установленный законодательством срок;
экономические субъекты - лица, осуществляющие экономическую деятельность;
проверяемые лица - участники ВЭД, другие экономические субъекты, осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
инспекционная деятельность - совокупность осуществляемых сотрудниками таможенных органов мероприятий по контролю за законностью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Белоруссии (Российской Федерации), а также за деятельностью участников ВЭД либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
I. ЦЕЛИ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные цели инспекционной деятельности подразделений таможенной инспекции Республики Беларусь (Российской Федерации):
- содействие развитию цивилизованных форм внешнеэкономической деятельности, совершенствование методов работы таможенных органов, приведение их в соответствие международным стандартам;
- формирование потребности участников ВЭД в полной и своевременной уплате таможенных платежей, что сдерживается низкой степенью законопослушности многих из них;
- создание условий экономической невыгодности нарушения таможенного законодательства, неотвратимости ответственности за правонарушения;
- повышение уровня собираемости таможенных платежей.
II. ЗАДАЧИ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение целей инспекционной деятельности возможно путем реализации комплекса следующих задач.
Сфера контрольно-инспекционной деятельности
1. Изучение действующей практики таможенного, финансового и валютного контроля; причин и условий, способствующих уклонению, неполному (несвоевременному) внесению в бюджет участниками ВЭД установленных платежей.
2. Разработка и введение в практику деятельности таможенных органов Союзного государства механизмов контроля за деятельностью участников ВЭД, допускающих нарушения таможенного законодательства.
3. Определение текущих и перспективных направлений контроля за деятельностью участников ВЭД. Организация единого комплексного подхода к инспекционной деятельности таможенных служб Союзного государства.
4. Инспекционные проверки действенности и результативности механизмов таможенного контроля на всех участках работы. Подготовка руководству Таможенного комитета (ТК) Союзного государства предложений о своевременном влиянии на негативные процессы в сфере финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, на упущения и недоработки подразделений таможенных органов в планировании, организации и практике осуществления контроля.
5. Организация проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, контроль за которыми возложен на таможенные органы, по вопросам соблюдения законодательства Республики Беларусь (Российской Федерации) о таможенном деле и международных договоров.
Сфера административно-правовой деятельности
6. Участие в подготовке по заданию руководства ТК Союзного государства проектов постановлении по вопросам таможенной политики в сфере управления и контроля за деятельностью участников ВЭД.
7. Обобщение результатов инспекционной деятельности и представление на этой основе проектов приказов председателя ТК Союзного государства, решений коллегии и иных ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по вопросам таможенного законодательства.
8. Разработка правовой базы сотрудничества таможенных органов Союзного государства, направленной на взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами в части реализации функции инспекционной деятельности.
Сфера информационно-аналитической деятельности
9. Получение, обработка и систематизация информации о деятельности участников ВЭД на стадиях:
а) подготовки внешнеэкономических операций (экономическое и правовое обеспечение);
б) предварительных операций таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
в) декларирования товаров и транспортных средств;
г) получения незаконной прибыли от результатов внешнеэкономических операций как следствия прямого или косвенного уклонения от таможенных платежей.
10. Выявление типовых моделей и схем внешнеэкономической деятельности, позволяющих уклоняться от полной и своевременной уплаты таможенных платежей, определение в них "уязвимых точек", воздействуя на которые методами экономического, правового и административного регулирования руководство таможенных органов Союзного государства получит возможность влиять на обстановку.
11. Систематизация и обобщение практики применения приказов, указаний, инструкций, решений коллегий и иных нормативных актов ТК Союзного государства. Определение на этой основе степени результативности и действенности применяемого комплекса мер при производстве таможенного контроля.
12. Создание информационно-аналитической базы результатов инспекционной деятельности и формирование на ее основе модельных прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле для упреждающего влияния руководства ТК Союзного государства на указанные процессы.
Сфера организационной деятельности
13. Реформирование структурных подразделений таможенной инспекции Белоруссии и России на основе типовой структуры службы таможенной инспекции Союзного государства с подчинением ее непосредственно начальнику таможенного органа.
14. Организация и непосредственное проведение плановых, выборочных и специальных проверок по направлениям, отнесенным к компетенции таможенной инспекции. Привлечение к участию в проверке специалистов других подразделений таможенных органов, иных государственных контролирующих органов.
15. Организация "связей по горизонтали" между подразделениями центрального аппарата Союзного государства, а также между региональными таможенными органами, при обязательном соблюдении принципа единоначалия, в целях решения задач по контролю за внешнеэкономической деятельностью.
16. Создание условий для обмена опытом и повышения квалификации кадров инспекционных подразделений таможенных органов Союзного государства.
III. СУБЪЕКТЫ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под субъектами инспекционной деятельности в данном Типовом порядке понимаются инспекционные подразделения таможенных органов Белоруссии и России, осуществляющие в соответствии с национальными законодательствами и законодательством Союзного государства последующий контроль товаров и транспортных средств, а также контроль за деятельностью участников ВЭД, объектов околотаможенной инфраструктуры и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы.
Структура инспекционных подразделений
Союзного государства на этапе формирования
единого таможенного пространства
17. Структура инспекционных подразделений Союзного государства.
ГТК России - Таможенная инспекция (на правах Главного управления). Начальник Таможенной инспекции ГТК России непосредственно подчиняется председателю Комитета (деятельность непосредственно координирует и контролирует по решению председателя ГТК России один из заместителей председателя).
ГТК Республики Беларусь - Таможенная инспекция (на правах управления или самостоятельного отдела). Организационная форма подразделения таможенной инспекции ГТК Республики Беларусь и курирующий заместитель определяются по решению председателя ГТК Республики Беларусь.
Таможенные инспекции ГТК Республики Беларусь и ГТК России состоят из следующих отделов (отделений):
- отдел организации контроля за деятельностью участников ВЭД;
- отдел организации взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами - для России;
- отдел организации взаимодействия с правоохранительными, налоговыми и иными контролирующими органами - для Республики Беларусь;
- информационно-аналитический отдел;
- инспекционный отдел;
- отдел контроля за применением таможенных процедур участниками ВЭД;
- отдел камеральных проверок.
18. Типовая структура Службы таможенной инспекции регионального таможенного управления (РТУ):
- отдел организации учета участников ВЭД;
- отдел организации контроля за деятельностью участников ВЭД;
- отдел организации взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами;
- информационно-аналитический отдел;
- инспекционный отдел;
- отдел контроля и координации инспекционной деятельности;
- отделение процессуальных действий;
- отделы таможенной инспекции таможен.
Начальник Службы таможенной инспекции РТУ непосредственно подчиняется начальнику РТУ и является заместителем начальника РТУ - начальником Службы (по решению председателя ГТК Республики Беларусь и председателя ГТК России).
19. Типовая структура таможен предусматривает отделы (отделения) таможенной инспекции с непосредственным подчинением начальнику таможни.
Силы и средства осуществления инспекционной деятельности
20. При организации сил и средств осуществления инспекционной деятельности должны соблюдаться следующие требования:
а) численность подразделений таможенной инспекции Союзного государства обеспечивает выполнение всех задач, возложенных на службу, с учетом загруженности сотрудников, количества подконтрольных объектов и других показателей деятельности инспекционных подразделений;
б) высокий профессиональный уровень специалистов отделов таможенной инспекции, осуществляющих проверки финансово - хозяйственной деятельности, так как необходимо понимание мотивации поведения предпринимателя, что делает необходимым знание следующих организационно-правовых аспектов предпринимательской деятельности:
- порядок государственной регистрации юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- порядок ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- лицензирование различных видов деятельности;
- сертификация товаров;
- использование методов аудита при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности;
- требования гражданского, таможенного, налогового и валютного законодательств;
- действующий порядок бухгалтерского учета и отчетности;
- условия работы предпринимателя с банками и иными кредитными учреждениями и т.д.;
в) материально-техническое обеспечение служб таможенных инспекций Союзного государства должно быть осуществлено на базе быстродействующей, современной электронной техники, способной обеспечить оперативный доступ к нормативно-справочной информации, необходимым электронным базам данных, работу с ними, в том числе передачу информации по современным каналам связи.
IV. ОБЪЕКТЫ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объектами инспекционной деятельности являются товары и транспортные средства, перемещаемые через границы Союзного государства, деятельность участников ВЭД, таможенных агентов (для Республики Беларусь) и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы.
Участники ВЭД подлежат постановке на учет в таможенных органах Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с их национальными законодательствами в целях идентификации организаций и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, создания и ведения базы данных участников ВЭД для оперативного получения объективной информации путем использования возможностей, предоставляемых Internet и Intranet технологиями.
V. ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Проверки, проводимые подразделениями таможенной инспекции, направлены на выявление нарушений в сфере таможенного и налогового ("налогового" - здесь и далее для Российской Федерации) законодательств, установление используемых и новых схем уклонения от уплаты таможенных платежей и в итоге на разработку новых форм и методов реализации единой таможенной политики Союзного государства в отношении участников ВЭД различных категорий, что должно позволить сосредоточить основные усилия таможенных органов на профилактике нарушений таможенного и налогового законодательств и на воспитании законопослушных участников ВЭД. В связи с этим возрастает значение аналитических методов работы территориальных подразделений таможенной инспекции с учетом специфики внешнеэкономической деятельности в регионах, поскольку правонарушения носят, как правило, комплексный

Международное законодательство »
Читайте также